Prg67.ru

Онлайн вебинары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды упражнений в тренинге

Как разработать программу тренинга: типы упражнений

Любая программа тренинга состоит из мини-лекций и самых разнообразных упражнений. Для разработки программы важно понимать, какие типы упражнений существуют, каковы их цели и задачи, на каком этапе тренинга каждый их них стоит использовать.

Основных типов упражнений всего пять, а именно:

  1. Упражнения-разогревы (разминки)
  2. Основные (тематические) упражнения
  3. Упражнения-вызовы (проблематизирующие)
  4. Упражнения на ускорение распределения ролей в группе
  5. Упражнения на саморефлексию

Давайте рассмотрим каждый из них подробно.

1. Упражнения-разогревы

  • Это упражнения, цель которых — запустить нужный групповой процесс.

Основные групповые процессы, которые могут быть важны тренеру в группе на том или ином этапе тренинга, это:

  • доверие
  • энергетика
  • включенность участников
  • креативность
  • сплоченность
  • или же, наоборот, соревновательность

Провести упражнение-разогрев — все равно, что заехать на заправку за бензином перед дальней дорогой. Так же и разогрев — он запускает нужный процесс, который потом тренер использует для дальнейшей работы группы. Например, после разогрева может быть дана важная, непростая тема (мини-лекция) и участники будут воспринимать её гораздо более внимательно, чем было бы без разогрева.

Широко распространен шаблон, что разогрев, разминка — это всегда энергичное упражнение. Это не так. Разогрев, запускающий энергетику в группе — это всего лишь один из вариантов разогревов.

Например, если тренер попросит каждого участника группы найти в зале предмет, с которым он сейчас себя больше всего ассоциирует и представиться «из этого предмета» (обычно это происходит примерно так: «я ассоциирую себя с чистым листом флипчарта, готов к восприятию новой информации», «а я ассоциирую себя с музыкальным центром, пока ещё не включился, но ожидаю, когда меня включат» и т. д. ), то это так же будет разогревом, хотя упражнение и не энергичное, оно проходит сидя в кругу. Этот разогрев запустит следующие групповые процессы: усилит доверие в группе, быстро включит у группы состояние «здесь и сейчас», запустит ассоциативное мышление, креативность.

Кстати, такой разогрев очень удобно использовать в начале второго дня тренинга, чтобы понять в каком состоянии, настроении находятся участники. Ведь если их просто спросить об этом, то большой откровенности мы возможно и не услышим. А представляясь «из предметов» участники незаметно открывают о своем состоянии и настроении гораздо больше информации…

Упражнения-разогревы имеют подчиненное значение. Они — не есть самоцель. Они нужны для того, чтобы запустить нужный процесс, на котором тренер будет строить дальнейшую, серьезную, основную работу. Также как и заправка не является самоцелью, она нужна нам лишь для того, чтобы доехать до нужной нам точки.

Когда же нужны упражнения разогревы? Они нужны всегда, когда теряется необходимый групповой процесс, когда «заканчивается бензин». Традиционно они необходимы в самом начале тренинга, когда в группе ещё нет ни доверия, ни энергетики, ни сплоченности. В незнакомой группе в начале тренинга часто приходится ставить целую серию разогревов, построенных по принципу «от простого к сложному», чтобы и познакомить участников, и создать базовое доверие, и поднять энергетику группы.

Также традиционно разогревы необходимы в начале каждого блока тренинга. Потому что после каждого перерыва теряется включенность участников, после обеденного перерыва сильно теряется энергетика, тонус участников.

Могут понадобиться разогревы и в середине блока. Если, например, у вас слишком большой блок теории и теряется включенность и энергетика группы. Или если вам необходимо усилить некий групповой процесс перед большим основным упражнением.

Сколько времени отводить на разогрев? Здесь есть одно основное правило — разогревы должны быть рентабельны по времени. Ведь это всего лишь «заправка». И если нам необходимо доехать в точку назначения за 1,5 часа, странно тратить 30 минут из них на заправку.

  • Поэтому разогрев обычно занимает от 5 до 15 минут.

Исключения составляют упражнения-«ледоколы». Это отдельный вид разогревов, цель которых — установить устойчивое базовое доверие в группе (отсюда и название, они призваны «растопить лед») и они могут длиться до 40 минут. Использование «ледоколов» оправданно в начале длительной тренинговой группы. Например, если тренинг будет идти раз в неделю по 4 часа в течение 8 недель, и тема тренинга требует высокого уровня открытости участников, то вполне допустимо выделить 40 минут первого занятия на установление устойчивого доверия.

Один из классических «ледоколов», довольно распространенных на тренингах личностного роста — «Слепой и поводырь»:

Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается «слепой» и «поводырь». Инструкция «поводырям»: «Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром, с этой комнатой». Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). «Поводырь» ведет «слепого» за собой (или поддерживает его сзади за плечи), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники дают друг другу обратную связь в парах и после этого меняются ролями. После завершения упражнения проводится общее итоговое обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли «поводыря» и «слепого», было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру.

Это упражнение обычно занимает около 40 минут с учетом всей обратной связи и итоговой рефлексии. В большинстве же случаев, как мы и говорили, разогревы занимают от 5 до 15 минут.

Проводя разогрев важно помнить следующий принцип: это «начало», а не «конец».

Что это означает? Вы наверняка замечали, что если участники активно двигаются, выполняют какое-то энергичное задание, то сначала энергетика группы растет, а с какого-то момента начинает падать, т. к. накапливается утомление. Важно заканчивать разогрев тогда, когда энергетика пошла вверх, но пока она ещё не достигла своего пика и уж тем более не начала падать. Иначе мы получаем результат, противоположный запланированному.

Разогрев — как «трамплин». Мы подхватываем запущенный процесс, и используем его для нашей дальнейшей работы.

Профессионально проведенный разогрев должен отвечать следующим критериям:

  • Это легко. Упражнения-разогревы не должны вызывать сложностей у участников.
  • Участвует вся группа. В разогреве не может участвовать только несколько человек. Тогда это не разогрев, а какой-то другой тип упражнения. Ведь процесс нам нужен во всей группе, значит, и участвовать должны все.
  • Разогрев должен подводить к следующей теме. Это один из параметров, которые отличают тренеров-профессионалов от любителей.

Согласитесь, странно звучит, когда проводя бизнес-тренинг с серьезной группой, тренер говорит что-то вроде: «Ну, а теперь давайте немного взбодримся, развлечемся и поиграем…. Ну вот мы и развлеклись, взбодрились, а теперь давайте вернемся к нашей теме». Создается ощущение оторванности одного элемента тренинга от другого, ощущение несерьезности происходящего. Зачем?

И как профессионально и красиво, когда разогрев логично подводит к следующей теме! Такой тренинг выглядит цельным, продуманным, высокопрофессиональным.

Например, есть достаточно известный разогрев «Принцесса, дракон и самурай». Выглядит он почти как детская игра, но прелесть его в том, что он мощнейшим образом запускает в группе сразу и энергетику, и включенность, и соревновательность, быстро тонизирует группу, даже если она сильно утомилась.

Группа делится на две примерно равные по количеству участников команды. Эта игра похожа на детскую игру «Камень-Ножницы-Бумага». Только эта игра командная. Это означает, что у участников команд будет время, чтобы договориться какую фигуру они будут показывать. После того как договорились, команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга и по команде тренера одновременно показывают выбранные фигуры. Фигур у нас будет три: Принцесса, Самурай и Дракон. Принцесса побеждает Самурая, Самурай — Дракона, Дракон — Принцессу. Как показывать фигуры?
Самурай. Обычный образ самурая — это меч. Представили, что у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим «банзай»!
Дракон. Он больший и страшный, а еще у него изо рта бьет пламя. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим — р-р-рррр.
Принцесса. Ну, принцессу покажем так: девочка-припевочка, в руках подол, идем вперед мелкими шажками и говорим «ля-ля-ля».
Разобрались с фигурами, теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т. е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда.
После каждого показа команда имеет 30 секунд на обсуждение следующего хода.
Игра длится до трех побед.

Читать еще:  Тренинг на командообразование упражнения

Казалось бы, как подвести такой разогрев к серьезной бизнес-теме? При определенном опыте и умении — элементарно.

Например, проводим его на тренинге продаж. И после завершения спрашиваем участников:

  • Поднимите руки, кому хотелось победить? (обычно руки поднимают все)
  • Подскажите, а в тот момент, когда вы временно проигрывали, вам хотелось сдаться или хотелось продолжить игру? (обычно идут активные ответы, что сдаваться, конечно же, никто не думал, хотелось продолжить и победить).

И теперь итоговый вывод тренера:

«Отлично! И для больших продаж нужно точно такое же отношение. Чтобы продавать много, нужно хотеть победить! И нужно уметь не сдаваться, а продолжать продажи, когда вы временно проигрываете. Не сдаваться, когда получаете возражения клиента. Не сдаваться, когда клиент соглашается не сразу. А наоборот ещё больше стремиться к победе. И тогда вы, несомненно, победите!».

Согласитесь, это мощнее, красивее и эффектнее, чем просто: «Ну, вот мы немного взбодрились, а теперь давайте вернемся к теме продаж…».

Я регулярно работаю с группами опытных руководителей, проводя свой авторский тренинг «Результативное управление персоналом». И во второй половине второго дня тренинга, когда уже накапливается утомление, а впереди ещё несколько важных тем, я часто использую это упражнение. Но с группой руководителей сложнее, ведь если не будет понятной привязки к теме тренинга, они не простят «такое несерьезное упражнение»! Поэтому привязка должна быть особенно чёткой.

Обычно я привязываю это упражнение к теме мотивации сотрудников. Я спрашиваю группу:

Каким образом вы принимали решение?

Как именно решали, какую фигуру сейчас показать?

Среди ответов участников всегда находится такой вариант: «мы сначала думали, что именно покажет сейчас та команда, и под это уже решали, что показывать нам».

После чего следует мой тренерский вывод:

«Абсолютно верно! Вы шли от той стороны. Именно так и стоит действовать с сотрудниками, когда вопрос касается их мотивации. Нужно идти „от сотрудника“, думать, что повысит мотивацию конкретно ему. А не идти „от себя“, думая, что бы мне повысило мотивацию в подобной ситуации. Нужно сначала понять „ту сторону“, а потом действовать!

А как понять ту сторону, как понять, что мотивирует больше всего того или иного сотрудника — с этим и будем сейчас разбираться…»

Основные упражнения

Это главные упражнения в тренинге. Отсюда и их название. На тренинге ораторского мастерства — это упражнения, формирующие умение выступать на аудитории, умение правильно жестикулировать, умение отвечать на сложные вопросы. В тренинге продаж — это упражнения, вырабатывающие умение выяснять потребности, использовать воронку вопросов, работать с возражениями и т. п. См.→

Типы упражнений в тренинге

Выделяют 5 основных типов упражнений в тренинге. Каждый тип упражнения имеет свои тренерские цели, свои особые параметры и используется в соответствующих местах тренинга.

1-й тип у пражнений: РАЗОГРЕВЫ

Это вспомогательный тип упражнений, главная цель которых запустить (или усилить) нужный групповой процесс. Например: доверие, энергетику, вовлеченность участников, сплоченность группы или наоборот, желание соперничать.

Обычно это достаточно короткие упражнения (10–20 минут). Желательно, чтобы в них участвовала вся группа.

В упражнениях-разогревах не отрабатываются умения, они лишь подводят к определенной теме, позволяют её «нащупать».

Другие названия подобных упражнений: разминки, ледоколы . Этот тип упражнений используют обычно в начале тренинга, после перерывов и всегда, когда необходимо усилить некий групповой процесс, например, поднять тонус группы.

2-й тип упражнений: ОСНОВНЫЕ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ

Это упражнения, в которых непосредственно тренируются те навыки и умения, за которыми участники пришли на тренинг. Это главные упражнения в тренинге. В качественном тренинге данный тип упражнений должен занимать наибольшую часть времени тренинга.

Основные упражнения обычно длительны по времени, ведь в них должен успеть поработать каждый участник тренинга и у него должно быть достаточно времени для наработки умения.

Чаще всего основные упражнения проводятся в парах или тройках, реже в микрогруппах. Это позволяет сделать так, чтобы каждый участник получил свой опыт и потренировал умение.

Данный тип упражнений используется на протяжении всего времени тренинга, обычно в начале тренинга ставятся более простые основные упражнения, во второй половине — более сложные, глубокие. Часто основные упражнения ставят после соответствующей мини-лекции .

3-й тип у пражнений: ВЫЗОВЫ

Это сильные и запоминающиеся упражнения, цель которых привлечь внимание группы к определенным темам, привести группу к важным осознаниям.

Например, к осознанию: «Как важно в продажах СНАЧАЛА выяснить потребности клиента, а только ПОТОМ делать предложение!»

Это часто непростые, но запоминающиеся упражнения. В вызовах могут участвовать как вся группа, так и несколько активных участников.

После качественно проведенного упражнения-вызова повышается мотивация группы на изучение тем тренинга и отработку навыков. Но проведение данного типа упражнений требует от тренера более высокого уровня мастерства!

Другое название данного типа упражнений: проблематизирующие .

4-й тип: Упражнения на ускорение РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ

В любой тренинговой группе есть этап распределения внутригрупповых ролей. Иногда он проходит бурно, иногда менее заметно. И есть специальный тип упражнений, помогающий группе пройти этот этап более быстро и безболезненно.

Это вспомогательный тип упражнений, их главная цель: ускорить распределение ролей в группе. Естественно, в качественном тренинге это всегда совмещено с решением задач, связанных с темами тренинга.

5-й тип: Упражнения на САМОРЕФЛЕКСИЮ (самоанализ)

Это тип упражнений, в которых участники анализируют свои действия, свою личную ситуацию, подводят итоги или ставят задачи на будущее. Эти упражнения могут сопровождаться проставлением себе неких баллов, пунктов.

Некоторые упражнения на саморефлексию могут проводиться в виде медитации.

Обычно такие упражнения проводятся индивидуально или в парах, т. к. требуют максимального доверия.

Самые качественные и сильные упражнения могут сочетать в себе элементы сразу нескольких типов, тем самым решая сразу несколько задач тренинга и ускоряя усвоение материала!

Мы коллекционируем такие упражнения, ведь это настоящие сокровища. Они экономят время и повышают результативность тренингов. Мы собираем их в нашей Копилке упражнений для тренингов. Здесь вы найдете самые эффективные разогревы для тренингов, сильные основные упражнения, мощные и запоминающиеся упражнения-вызовы и несколько удачных упражнений на распределение ролей.

Каждое упражнение нашей копилки — это подробная эксклюзивная тренерская методичка, разработанная профессионалами специально для портала Trenerskaya.ru. Такого вы не найдете больше нигде!

Кстати, с помощью удобного фильтра вы можете легко задать нужный вам:

  • тип упражнений
  • тему тренинга
  • длительность упражнения.

Успешных вам тренингов!

С уважением,
Главный редактор профессионального портала для тренеров Trenerskaya.ru
Бизнес-тренер, автор и ведущая популярного курса «Тренинг тренеров»
Ольга Паратнова
http://www.paratnova.ru

Вам понравилась статья?

Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10–15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.

Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты, но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.

Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…

Объем тренерской методички: 8 страниц.

Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.

Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги «Укрепление личности».
Качественное целевое упражнение для тренингов личностного роста, профориентации, целеполагания или тренингов открытия своего дела. Упражнение в короткие сроки помогает решить один из наиболее волнующих вопросов : «Как выбрать работу (дело, профессию), заниматься которой было бы не только прибыльно, но и приятно, интересно? Как найти свое призвание?». Конкретная технология, подробно описанная в данном упражнении для тренинга, поможет участникам поверить, что сочетание «любимая работа» очень даже возможно.

Читать еще:  Оценка эффективности тренинга по киркпатрику

Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!

Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Бонусы! Упражнение содержит подробный блок теории и аудио-запись «живого» упражнения!

Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам , как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью , в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

Различные виды упражнений, используемых в тренинге

Игровые упражнения создают раскрепощенную, непринужденную атмосферу среди участников тренинга. Группа заметно оживляется, участники как бы “снимают маски”, в которых они были вначале, маски равнодушия и отчуждения. И это помогает ведущему в создании атмосферы, которая способствует творческому общению в группе.

С самого начала, для создания определенного климата в группе рекомендуется использовать игровые упражнения. Игровые упражнения также можно использовать в досуговых вечерах для молодежи, используя лишь отдельные виды упражнений. А из 5-10 упражнений можно построить “вечер общения”. Большинство игр несут в себе глубокий подтекст, поэтому после их исполнения ведущий может предложить участникам проанализировать проделанное. Существуют различные виды упражнений, служащие тем или иным целям.

Развлекательные упражнения. Эти упражнения не несут серьезной смысловой нагрузки. Они могут применяться в самых разных аудиториях без предварительной разминки. Возможно их применение для эмоциональной разрядки и снятия напряжения.

Разминочные упражнения. Для проведения многих упражнений требуется особая игровая атмосфера. Разминочные упражнения способствуют созданию такой атмосферы, помогают снять шаблоны и привычные стереотипы повседневного общения, помогут в изменении среды общения. Эти упражнения направлены на изменение двигательно-пространственных стереотипов.

Танцевально-песенные упражнения. Эти упражнения помогают участникам стать более активными. Благодаря этим упражнениям у них пропадает страх выделиться из группы, пропадает скованность и зажатость. Эти упражнения также хорошо сплачивают членов группы.

Упражнения на развитие несловесных “языков” общения. Наряду со словесными, принято выделять невербальные (несловесные) “языки” общения. Сюда входят тактильные контакты (прикосновения), визуальные (контакт глаз), мимические и пантомимические контакты, сопереживание (молчание). Культура общения предполагает знание этих “языков”, умение их применять в зависимости от ситуаций. Например, тактильный контакт способствует развитию межличностной близости, влияет на оценку партнера, превращая ее в более положительную.

В этот раздел входят и упражнения, рассчитанные на развитие умений эмоционального сопереживания, отдачи “душевного тепла”. При организации этих упражнений ведущему следует выделить три этапа: подготовка к упражнению (накопление душевного потенциала), сам процесс эмоционального согревания, анализ в группе переживаний после окончания упражнения.

Упражнения для медитации. Эти упражнения предназначены для отдыха и расслабления, когда ведущий видит, что участники тренинга устали. Кроме того, они направлены на изучение самого себя и очень нравятся участникам, особенно подросткового возраста.

Упражнения группы “Психогимнастика”. В психогимнастических упражнениях участники должны выразить ситуацию и отношение к другим людям только жестами и прикосновениями, без слов. Ценность этих упражнений состоит в том, что несловесное поведение трудно контролировать. Неречевой контакт общения более правдиво отражает наше внутренне состояние. Кроме того, эти упражнения способны устранить у участников скованность, зажатость и неуверенность.

Упражнения группы “Психодрама”. Психодрама используется для вскрытия внутренних проблем участников. Конечная цель – увеличение спонтанности, активности их поведения в жизни, вне тренинга. Психодрама состоит из трех частей: разминка, психодраматическая пьеса, обмен мнениями.

Можно начать с вопроса: “У кого-нибудь есть неприятный момент или проблема? Давайте сыграем”. Иногда начинают с разыгрывания обычных сцен из домашней или случайной жизни, где обнаруживается достаточное количество тем для дальнейшей драматизации. Здесь ведущий может сам предложить следующие темы: в транспорте, визиты (семейное торжество и т.д.), магазин (нехватка товара, кто-то пытается встать без очереди), в приемной у врача; из семейной жизни; родители и дети; из жизни на работе, в школе и т.д.

Упражнения для изучения межличностных ролей. Все мы “играем” в жизни какие-то роли: ребенка, мужа или жены, ученика, представителя той или иной профессии. И для того, чтобы в жизни успешнее играть эти роли, можно попытаться сначала это сделать в игровой форме. Цель этих упражнений: с их помощью выработать у участников более пластичное поведение в жизни, помочь стать более гибкими, снять стереотипы, которые многим мешают жить полноценной жизнью.

Упражнения с элементами аутотренинга и изменения сознания. Задачи аутотренинга – снятие нервно-психической напряженности, быстрое восстановление сил, управление эмоциональными состояниями. Применяется для ослабления неприятных ощущений.

Упражнения группы “Гештальт-терапия”. Основная цель гештальт-терапии – увеличение личностного потенциала, повышение сил и возможностей человека путем его развития и становления целостности. Мобилизация собственных ресурсов, умение находить правильные формы взаимосвязи с окружением является важной задачей гештальт-терапии. Основой игрового процесса является переживание участниками контакта с самим собой и другими людьми. Задача ведущего – создание атмосферы для проведения участниками поиска и экспериментов с собственным поведением, в которых он сам проверяет, что может быть для него подходящим, а что – вредным.

Упражнения по типу “ассоциации”. Эти упражнения на самопознание участников тренинга. Ассоциации могут быть одной из успешных форм обратной связи. Ведущий должен активно стимулировать процесс ассоциирования. В результате каждый участник получает свой портрет, ценность которого для самопознания трудно переоценить, ибо ассоциации отражают реакцию человека на других людей не только через разум, но больше через чувство, через интуицию.

Упражнения по типу “ранжирование”. Эти упражнения связаны с выбором, демонстрацией участникам их индивидуальных предпочтений.

Упражнения на измерение психологической дистанции. Эти упражнения помогают устанавливать оптимальную дистанцию с другими людьми.

Упражнения открытого самоизучения. Цель упражнений этой группы – изучение и понимание человеком самого себя, увеличение с их помощью его знаний о самом себе.

Виды упражнений, применяемых на разных этапах тренинга;

Описание методички по ведению тренинга (рабочие материалы тренера).

Пример дизайна тренинга

На основании дизайн-сетки тренинга описывается методичка по его ведению.

Каждое упражнение тренинга должно описываться исходя из следующей структуры: цель, процедура, инструкция, необходимые ресурсы, рефлексия (вопросы для обсуждения), выводы, время.

5.Создание раздаточных материалов (рабочая тетрадь участника тренинга). Заключительным этапом создания тренинга является разработка рабочей тетради участника. Здесь тренер должен максимально использовать свои творческие способности. Основные требования к раздаточным материалам:

1. Наглядность. По возможности необходимо использовать схемы, таблицы, рисунки вместо сплошного текста. Основные определения необходимо выделять.

2. Простота восприятия. Ненужно стремиться вложить всю теорию в раздатку.

3. Логическая последовательность изложения.

4. Удобство. (каждая тема с новой страницы, место для записи)

По количеству участников:

— Выполняемые каждым участником индивидуально. Такая работа может быть организована фронтально (упражнения выполняются всеми участниками одновременно), а может быть собственно индивидуальной – выполняет упражнение один человек, остальные участники в это время образуют «группу поддержки», выступают в роли наблюдателей, дают обратную связь и т.п.

Читать еще:  Упражнения для тренинга коммуникативных навыков

— Выполняемые в парах. Как и в предыдущем случае, возможны два варианта. При переходе к следующим упражнениям состав пар рекомендуется менять, чтобы участники получили разнообразный социальный опыт.

— Выполняемые в микрогруппах. Могут работать несколько подгрупп одновременно. Если же одна микрогруппа сидит в кругу и ведет работу, а остальные участники находятся за пределами круга в роли наблюдателей, то мы получаем форму организации работы «аквариум».

— Выполняемые в общей группе.

ПО ХАРАКТЕРУ ДЕЙСТВИЯ:

— Разговаривать. Это групповые дискуссии, большая часть ролевых игр, многие упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков и т.д.

— Вести невербальное общение. Это преимущественно упражнения, направленные на развитие соответствующих коммуникативных навыков, а также на повышение сплоченности группы. Сюда же входят многие телесно-ориентированные упражнения.

— Проявлять физическую активность. Данная группа упражнений иногда называется «психогимнастика». Понятно, что какую-либо форму физической активности подразумевает подавляющее большинство упражнений, однако ведущей она является далеко не во всех из них.

— Рисовать. Это арт-терапевтические упражнения, а также некоторые упражнения, направленные на повышение компетентности в общении (например, «разговор в рисунках»).

— Писать. В СПТ письменная работа чаще всего используется на стадии получения обратной связи. Но существует и целый ряд техник, в основе которых лежит идея написания письма («Письмо самому себе», «Прощальное письмо» и т.д.), однако они более характерны для групп с психотерапевтической направленностью. Описание множества таких техник см. К. Фопель, 1999.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ.

— Упражнения для начала тренинга. Это техники знакомства, введения правил, несложные упражнения, направленные на демонстрацию содержания тренинговой работы, формирование интереса к занятиям и сплочение группы.

— Упражнения, способствующие сплочению группы и возникновению у участников чувства «Мы», формирования взаимного доверия, выработку навыков совместных действий.

— Групповые дискуссии, мозговые штурмы, телесные игры на взаимодействие, упражнения в микрогруппах и во всей группе, разогревающие упражнения, двигательные упражнения.

— Упражнения, проводимые преимущественно в середине тренинга или ближе к его завершению. Часто это упражнения, требующие высокого уровня групповой сплоченности, взаимного доверия, связанные со стрессогенными ситуациями или требующие какой-либо специальной подготовки. Индивидуальные, парные, демонстрационные, ролевые и деловые игры, «горячий стул» и т.п.

— Завершающие упражнения. Они ориентированы главным образом на подведение итогов работы, получение обратной связи. Рефлексия.

Виды упражнений в тренинге

Различные виды упражнений, используемых в тренинге

Игровые упражнения создают раскрепощенную, непринужденную атмосферу среди участников тренинга. Группа заметно оживляется, участники как бы «снимают маски», в которых они были вначале, маски равнодушия и отчуждения. По мнению С. Гладышева это помогает ведущему в создании атмосферы, которая способствует творческому общению в группе [5].

С самого начала, для создания определенного климата в группе рекомендуется использовать игровые упражнения. Игровые упражнения также можно использовать в досуговых вечерах для молодежи, используя лишь отдельные виды упражнений. А из 5-10 упражнений можно построить «вечер общения». Большинство игр несут в себе глубокий подтекст, поэтому после их исполнения ведущий может предложить участникам проанализировать проделанное. По мнению В.Ю. Большакова [2] и В.П. Захарова [9] существуют различные виды упражнений, служащие тем или иным целям.

Развлекательные упражнения. Эти упражнения не несут серьезной смысловой нагрузки. Они могут применяться в самых разных аудиториях без предварительной разминки. Возможно их применение для эмоциональной разрядки и снятия напряжения (см. «Каталог упражнений»).

Разминочные упражнения. Для проведения многих упражнений требуется особая игровая атмосфера. Разминочные упражнения способствуют созданию такой атмосферы, помогают снять шаблоны и привычные стереотипы повседневного общения, помогут в изменении среды общения. Эти упражнения направлены на изменение двигательно-пространственных стереотипов (см. «Каталог упражнений»).

Танцевально-песенные упражнения. Эти упражнения помогают участникам стать более активными. Благодаря этим упражнениям у них пропадает страх выделиться из группы, пропадает скованность и зажатость. Эти упражнения также хорошо сплачивают членов группы (см. «Каталог упражнений»).

Упражнения на развитие несловесных «языков» общения. Наряду со словесными, принято выделять невербальные (несловесные) «языки» общения. Сюда входят тактильные контакты (прикосновения), визуальные (контакт глаз), мимические и пантомимические контакты, сопереживание (молчание). Культура в общении предполагает знание этих «языков», умение их применять в зависимости от ситуаций. Например, тактильный контакт способствует развитию межличностной близости, влияет на оценку партнера, превращая ее в более положительную.

В этот раздел входят и упражнения, рассчитанные на развитие умений эмоционального сопереживания, отдачи «душевного тепла». При организации этих упражнений ведущему следует выделить три этапа: подготовка к упражнению (накопление душевного потенциала), сам процесс эмоционального согревания, анализ в группе переживаний после окончания упражнения (см. «Каталог упражнений»).

Упражнения для медитации. Эти упражнения предназначены для отдыха и расслабления, когда ведущий видит, что участники тренинга устали. Кроме того, они направлены на изучение самого себя и очень нравятся участникам, особенно подросткового возраста (см. «Каталог упражнений»).

Упражнения группы «Психогимнастика». В психогимнастических упражнениях участники должны выразить ситуацию и отношение к другим людям только жестами и прикосновениями, без слов. Ценность этих упражнений состоит в том, что несловесное поведение трудно контролировать. Неречевой контакт общения более правдиво отражает наше внутренне состояние. Кроме того, эти упражнения способны устранить у участников скованность, зажатость и неуверенность.

Упражнения группы «Психодрама». Психодрама используется для вскрытия внутренних проблем участников. Конечная цель — увеличение спонтанности, активности их поведения в жизни, вне тренинга. Психодрама состоит из трех частей: разминка, психодраматическая пьеса, обмен мнениями.

Можно начать с вопроса: «У кого-нибудь есть неприятный момент или проблема? Давайте сыграем». Иногда начинают с разыгрывания обычных сцен из домашней или случайной жизни, где обнаруживается достаточное количество тем для дальнейшей драматизации. Здесь ведущий может сам предложить следующие темы:

— в транспорте, визиты (семейное торжество и т.д.), магазин (нехватка товара, кто-то пытается встать без очереди), в приемной у врача;

— из семейной жизни;

— родители и дети;

— из жизни на работе, в школе и т.д.

Упражнения для изучения межличностных ролей. Все мы «играем» в жизни какие-то роли: ребенка, мужа или жены, ученика, представителя той или иной профессии. И для того, чтобы в жизни успешнее играть эти роли, можно попытаться сначала это сделать в игровой форме. Цель этих упражнений: с их помощью выработать у участников более пластичное поведение в жизни, помочь стать более гибкими, снять стереотипы, которые многим мешают жить полноценной жизнью.

Упражнения с элементами аутотренинга и изменения сознания. Задачи аутотренинга — снятие нервно-психической напряженности, быстрое восстановление сил, управление эмоциональными состояниями. Применяется для ослабления неприятных ощущений.

Упражнения группы «Гештальт-терапия». Основная цель гештальт-терапии — увеличение личностного потенциала, повышение сил и возможностей человека путем его развития и становления целостности. Мобилизация собственных ресурсов, умение находить правильные формы взаимосвязи с окружением является важной задачей гештальт-терапии. Основой игрового процесса является переживание участниками контакта с самим собой и другими людьми. Задача ведущего — создание атмосферы для проведения участниками поиска и экспериментов с собственным поведением, в которых он сам проверяет, что может быть для него подходящим, а что — вредным.

Упражнения по типу «ассоциации». Эти упражнения на самопознание участников тренинга. Ассоциации могут быть одной из успешных форм обратной связи. Ведущий должен активно стимулировать процесс ассоциирования. В результате каждый участник получает свой портрет, ценность которого для самопознания трудно переоценить, ибо ассоциации отражают реакцию человека на других людей не только через разум, но больше через чувство, через интуицию.

Упражнения по типу «ранжирование». Эти упражнения связаны с выбором, демонстрацией участникам их индивидуальных предпочтений.

Упражнения на измерение психологической дистанции. Эти упражнения помогают устанавливать оптимальную дистанцию с другими людьми.

Упражнения открытого самоизучения. Цель упражнений этой группы — изучение и понимание человеком самого себя, увеличение с их помощью его знаний о самом себе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector