Упражнение подарок тренинг
Тренинг «Уверенность в себе»
При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!
Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .
Тренинг «Уверенность в себе»
Учебный год 2015-2016
Контингент учащихся –5-11-е классы.
Вид работы: тренинговые занятия.
Цель тренинга: самопознание , самосовершенствование, личностный рост, познание своего не выявленного потенциала, повышение уверенности в себе.
открыть и осознать свои взгляды и привычки;
создать новые вдохновляющие интерпретации;
жить радостно, ярко, воплощая в жизнь свои самые заветные мечты.
Время проведения : 1 час
Актуальность: Личностный рост – это не просто чтение интересных книжек и хождение на всякого рода полезные курсы.
Прежде всего, это осознанное решение просто стать самим собой, обрести подлинную внутреннюю свободу. Помешать в этом могут привычки, лень, страх. Помогут страстное желание, готовность рисковать, терпение и последовательность. Чего в Вас больше? – К тому Вы и придете!
Почему важен личностный рост: Самое главное – это изначально признание уникальности и самоценности человеческой личности, и осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки, решение проблемы аутентичности, как желаемый результат тренинга, и, соответственно, показатель личностного роста. Именно это достигается на личностном тренинге.
Ход тренингового занятия:
Разминка Упражнение «Веселый мячик» – 5 минут
Упражнение «Интонация» – 15 минут
Упражнение «Автопилот» – 15 минут
Упражнение «Ступеньки» – 10 минут
Упражнение «Подарок» – 15 минут
Все рассаживаются на места в круге.
Разминка «Веселый мячик»
Цель упражнения: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.
– Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди, друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.
Цель: коррекция замкнутости.
На маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.
Цель: осознание своих устремлений. Повышение уверенности в своих силах.
Участники размышляют о том, какими им хотелось бы стать: как себя вести, как относиться к себе и окружающим и т.д. В соответствии с этим каждый составляет программу для своего «автопилота» по определенной схеме, например: «Я уверен в себе; я доброжелателен». Когда программа готова, каждый участник читает ее вслух так, чтобы у присутствующих возникло убеждение, что этот человек именно таков.
формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств;
умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими
Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. Например, «Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин. Но главное, на что хочу обратить ваше внимание – со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило, играю роль тамады» или «Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь, может быть лучше других и готова посвящать все свое время – это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю».
Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.
Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
1-4 ступенька – самооценка занижена
5-7 ступенька – самооценка адекватна
8-10 ступенька – самооценка завышена
Цель: коррекция замкнутости.
Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого понадобятся листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки вслух, пытается догадаться, кто автор того или иного подарка и почему он так решил.
Участникам группы предлагается закрыть глаза и представить, что занятия в группе закончились. Вы идете домой.
– Подумайте о том, что вы не сказали группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.
Тренинг «Общаться позитивно»
Елена Баранникова
Тренинг «Общаться позитивно»
Тренинг «Общаться позитивно»
Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
• формирование благоприятного психологического климата в группе;
• нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
• первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
• осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
• развитие умения работать в команде;
Фазы тренинга:
Цель: Знакомство участников группы друг с другом, с ведущим, а так же с целями тренинга, правилами работы в группе.
Названия упражнений: «Знакомство», «Правила группы».
Материалы: листочки бумаги, фломастеры, бейджики, лист ватмана с написанными правилами.
2. Фаза контакта:
Цель: Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.
Название упражнений: «Эмоциональная диагностика»
Материалы: заготовка рисунка человечка, наборы карандашей, соответствующие люшеровским цветам.
3. Фаза лабилизации:
Цель: Формирование активного рабочего настроя Упражнения : «Объединялки», «Дом» Время: 5 минут.
4. Фаза обучения:
Цель: Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде.
Упражнения: «Совместный рассказ», «Нарисуй сказку», «Скульптура»
Материалы: алгоритм составления сказки, листы бумаги формата А-3, карандаши или фломастеры на всю группу.
5. Заключительная фаза:
Цель: Подведение итогов, снятие напряжения. Упражнение «Подарок»
Общее время: 50 минут
Игры и упражнения, используемые в тренинге.
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность. Время: 5 минут. Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, бейджики. Ход упражнения:
Т: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Ведь часто бывает так, что:
• кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями;
• кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих;
• некоторым по душе, если их называют по отчеству, без имени;
• есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас, в неформальной обстановке, к ним обращались именно так.
У вас есть 30 секунд для того, чтобы подумать и выбрать себе игровое имя, и написать его на бейджике. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
Кто готов, выходите в круг. А теперь представимся друг другу. Сделаем это так: по очереди каждый одевает бейдж и говорит своё имя, группа повторяет за ним его имя. Начинает тренер.
2. «Правила группы»
Время: 3 минуты. Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
• Один говорит – все слушают.
• Слушать друг друга, не перебивая. Говорить только от своего лица.
• Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нём в третьем лице.
• Не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятии.
• Избегать критики при выполнении упражнений, если возникнет такая возможность что-то покритиковать – дождаться обсуждения.
• В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своём отказе.
Т: Каждый из вас может внести свои дополнения или изменения. Все согласны с этими правилами? Если все согласны – вывешиваем эти правила на видное место.
3. Процедура «Эмоциональная диагностика»
Цель: диагностика состояния членов группы. Проследить динамику эмоционального состояния членов группы.
Материал: заготовка рисунка человечка, наборы карандашей, соответствующие люшеровским цветам. Время: 5минут.
Т: Давайте узнаем, с каким настроением вы начинаете занятие? Мы знаем, что каждый цвет несёт в себе какое-то состояние, настроение. Закройте глаза, почувствуйте свои цвета: какого цвета сейчас ваша голова, тело, руки, ноги. Запомните эти цвета. Сейчас я раздам вам нарисованных человечков и карандаши, а вы раскрасите этого человечка, в соответствии с теми цветами, которые вы почувствовали в себе.
Предлагается прикрепить своих человечков на магнитную доску.
4. Упражнение «Объединялки»
Цель: Обучение участников умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам. Время: 5 минут.
Ход : Для выполнения следующих заданий нужно разбиться на команды. Сделать это очень легко. Ваша задача — объединиться в группы по времени года своего дня рождения.
Получилось 4 команды.
5. Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения. Время: 10 минут.
Инструкция: Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый участник должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за вами. Но не забывайте, что вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой.
Обсуждение: Как проходило обсуждение? Сразу ли вы смогли определить свою роль в доме? Почему вы выбрали именно эту роль?
Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нём, каждая несёт свою функцию, без которой дом не может быть полноценным!
6. Упражнение «Совместный рассказ»
Цель: обучение умению взаимодействовать друг с другом, внимательно относиться к словам своих товарищей; развитие фантазии. Ресурсы: алгоритм составления сказки,
Т: А теперь будем сочинять сказки: вы все сегодня наблюдали за тем, как это делают дети. Жителям каждого дома я предлагаю пофантазировать и придумать свою сказку, используя тот же алгоритм, что и дети. Это значит, что в сказке должны быть: герой, друзья героя, жилище героя, волшебный предмет, злодей и действие.
7. Упражнение «Нарисуй сказку»
Цель: учиться общаться мимикой, жестами, выбором расстояния между собой и другими, действиями. Ресурсы: листы бумаги формата А-3, карандаши или фломастеры на всю группу. Ход: Т: После того, как Вы придумали сказку, вам нужно будет её нарисовать. Важное правило для всех участников: во время рисования можно продолжать общаться, но нельзя разговаривать.
Каждый из игроков молча выбирает карандаш и рисует своим цветом.
• Как Вы себя чувствовали во время рисования?
• Очень ли мешало то, что вы не могли говорить?
• Возникло ли при этом доверие к партнёрам?
• Расскажите теперь свою сказку.
8. Упражнение «Скульптура» Время: 10 минут
Инструкция: Попытайтесь создать живую скульптуру. Скульптура должна быть выразительной и точно напоминать придуманную Вами сказку.
9. Рефлексия. Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Ход: Я приглашаю всех участников в один большой круг. Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе за эффективное взаимодействие. Давайте скажем, что каждый из Вас подарит группе. Я, например, дарю Вам оптимизм и взаимное доверие.
Далее каждый из участников высказывается, что бы он хотел подарить группе.
Давайте наградим себя за успешную игру аплодисментами!
Обсуждение: Наш тренинг подошёл к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового Вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя из группы?
Ну, вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!
1. Фопель Клаус «Создание команды. Психологические игры и упражнения» Пер. с нем. — М. : Генезис, 2003. — 400 с.
2. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб. : Издательство «Речь», 2007. — 224 с
4. Практикум по психологическим играм под ред. Битяновой М. Р. — Питер. 2002г.
Тренинг для педагогов на сплочение коллектива Тренинг «Команда ДОУ» Для успешной работы необходима хорошая организация пространства: • Достаточно простое и хорошо проветриваемое помещение.
Практический семинар для педагогов с элементами тренинга «Мудрость в повседневных контактах»
Цель: Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе, развитие коммуникативных способностей.
— Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:
— устанавливать контакт с другими людьми;
— умению эффективно предавать информацию;
— рассмотрим значение понятия “общения” такого умения, как умение слушать;
— потренируемся давать и получать обратную связь.
Ход тренинга
1-я часть. Приветствие и разминка.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Как всем вам известно, наша работа — работа педагога — требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения. Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:
Правило 1. Общение по принципу “здесь и теперь” — для многих стремление в область общих соображений, обсуждение случившегося с другими людьми и т.п. это срабатывает механизм психологической защиты. Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас и обсуждаем то, что происходило с ними в группе.
Правило 2. Принцип открытости, искренности — говорят только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.
Правило 3. Принцип конфиденциальности — все, что происходит во время занятий, не выноситься за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не бояться, что содержание их общения может стать общеизвестным.
Правило 4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) — отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: “Большинство моих друзей считают, что. ”, “некоторые думают. ”, на суждения: “я считаю, что. ”, “я думаю. ” и т.п.
Правило 5. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.
Ведущий: “А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, и то, c какой игрушкой он себя ассоциирует”, говоря так “Меня зовут . И я похожа . ”
Упражнение 1 “Самое существенное в моем характере, жизни”
Ведущий: Задумайтесь о том, что в вас, в вашем характере, в вашей жизни является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения метафорой или в стихотворной форме, например: “Лед и пламень”, “То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя”, “Тиха, печальна, молчалива. ”.
Ведущий: “ Сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованием метафоры. То, что вы только что придумали”.
Упражнение 2 “Комплимент”
Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.
Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».
Для этого участники садятся в большой круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.
Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.
Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.
Игра-активатор “Друг к дружке”.
Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
Ведущий: А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.
Упражнение «Подарки»
Техника «На принятие новых возможностей»
Дело в том, что мы живем в постоянно меняющемся, не статичном мире, но наше сознание, мозги, тело — инертные структуры, и мы очень стереотипичны. Человек — это набор условных и безусловных рефлексов. Мы привыкли видеть мир постоянно каким-то, и хотя он предоставляет нам разные возможности, мы их не видим. А если даже видим, то боимся сделать шаг им навстречу, даже и не очень рискованный. Такая наша позиция объясняется страхом, ленью, нежеланием двигаться, инертностью и т. д.
Вспомните, сколько раз в жизни вы не приняли каких-то предложений и потом об этом сильно жалели. А почему не приняли? В общем-то, нипочему, из-за косности сознания, неготовности ко всему новому.
Для этой техники необходимо еще одно реальное приятное воспоминание, но на этот раз вы должны находиться в одном из любимых уголков вашего города. Это может быть любимая скамейка в парке или летнее кафе, и у вас должно быть хотя бы полчаса свободного времени. Погружаемся в это воспоминание так же, как в эталонное, и опять начинаем синтезировать картинку.
Техника «Подарки» расширяет наш кругозор. Ведь мир постоянно нам что-то предлагает и постоянно меняется. Но мы из-за своей зашоренности видим только одну-две или в крайнем случае три дорожки, по которым можно идти, чтобы зарабатывать деньги. На самом же деле постоянно есть возможность улучшать свое благосостояние.
Представьте себя в том городе, в котором вы живете. Пусть будет теплое время года, а вы находитесь в своем любимом месте. Это ваш любимый сквер, любимое кафе, старый парк, скамья под знакомым с детства деревом. Вы должны быть там одни, без семьи и детей, причем совсем не обязательно в каком-то совершенно уединенном месте. Усаживайтесь на скамейку или прямо на газон — воспоминание обязательно должно быть реальным — и дальше синтезируйте соответствующую картинку.
Вы сидите в сквере, наслаждаясь минутами отдыха, и видите, что по направлению к вам движется группа абсолютно незнакомых, но приятных и интересных людей. В руках они несут большое количество пакетов, коробок и упаковок, как будто идут к кому-то на новоселье. Вот они уже приближаются к вам, и самый старший из них говорит, что у них для вас есть подарки. Ваша задача взять каждый подарок, рассмотреть и за каждый сказать: «Благодарю, я это принимаю». При этом важно запомнить, какое ощущение возникает в теле, как движется энергия, какие чакры активизируются.
Так как новые возможности к нам приходят через общение, эта техника активизирует Анахату и Вишудху — наши коммуникативные чакры.
Воспроизведите это ощущение, не прибегая к визуальной картинке. Произвольно усильте вибрации.
Сядьте поудобнее, начинаем.
Отпустите все посторонние мысли. Все тревоги дня и ожидания вечера уходят, растворяются, исчезают, перед глазами пустой и спокойный экран. На этом экране возникает ваше воспоминание, когда вы были в любимом уголке города, в относительном одиночестве. У вас было несколько минут свободного времени, и вы либо прогуливались, либо сидели, отдыхали, пили чай или кофе. Вы сейчас там, в своем воспоминании.
Оглянитесь вокруг — вы видите то, что видели тогда, и слышите то, что слышали тогда, и у вас то же настроение, что тогда, и те же ощущения. Вы наслаждаетесь моментом отдыха и приятным пейзажем, хорошей погодой и рассматриваете проходящих мимо людей. Может быть, где-то звучит музыка, которая звучала тогда, и в небольшом отдалении от себя вы замечаете группу людей. Они привлекают ваше внимание, и вы начинаете безотчетно им симпатизировать. Вы видите, что эти люди, видимо, направляются к кому-то на день рождения, потому что у них в руках много пакетов, коробок, разных упаковок. Эти люди вам совершенно незнакомы.
Вы продолжаете наслаждаться прекрасной минутой, а группа людей продолжает двигаться по направлению к вам. Они очень веселые, они интересно одеты, они уверенно излучают счастье. Вам нравятся эти люди, но вы продолжаете просто наблюдать окружающее, слушать музыку или шелест ветра в листве и наслаждаться ощущением своего тела. И вот эта группа вплотную приближается к нам, это совершенно незнакомые люди, и самый старший из них здоровается с вами и говорит, что у них для вас есть подарки. Ваша задача — рассмотреть сейчас каждый подарок и сказать человеку, дарящему его: «Благодарю, я это принимаю». Самый старший начинает разворачивать подарок, и вслед за ним это делают остальные. Главное для вас — ощутить, что вы принимаете подарки, и обязательно каждого поблагодарить: «Благодарю, я это принимаю». Подарки самые разные — от вещей, которые нужны сейчас, до дорогих безделушек, очень красивых. Это могут быть даже ключи от квартиры и машины, предложение руки и сердца. Это могут быть интересные предложения по бизнесу — что угодно. За каждый подарок, за каждое предложение нужно говорить: «Благодарю, я это принимаю». Каждый подарок вы кладете возле себя. Вы искренне радуетесь каждому подарку, каждому предложению. И с каждым подарком, который вы принимаете, ощущаете всю гору предыдущих подарков и, ощущая все это, удерживаете.
Проанализируйте себя — у всех ли нормальное настроение? Мы сейчас очень мало себе позволяем, поэтому трудно представить себе такого рода происшествие.
Эту технику тоже надо выполнять регулярно, раз в день, в одно и то же время. Важно, чтобы люди, вручающие вам подарки, были незнакомые, так как для нас это новые возможности. Побочное действие этой техники — вам действительно начнут дарить подарки, но ее цель не сводится к этому. Важно что, делая это упражнение, мы учимся видеть и принимать. Освоив технику «Подарки», через какое-то время вы начнете смотреть на мир совершенно иначе.
Тренинг на сплочение коллектива
Тренинговое занятие
Сплочение коллектива.
Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.
Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.
Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с коллективом. Использование данной формы способствует повышению уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.
Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в организации.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тренинговое занятие «Мы вместе»
Цель: сплочение коллектива и построение командного взаимодействия.
Задачи:
- формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива;
- осознание каждым сотрудником своей роли в коллективе;
- раскрепощение членов коллектива, установление контактов между ними;
- развитие умения работать в команде;
- развитие средств эффективного вербального и невербального взаимодействия в коллективе;
- сплочение коллектива.
Участники: коллектив Центра.
Оборудование: стеклянный шар, шкатулка с зеркалом, тарелка с водой, релаксационная музыка, карточки с незаконченными предложениями, памятки с правилами работы в группе (по количеству участников).
Использованная литература:
- Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
- Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.
Ход тренинга
Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Звучит расслабляющая музыка.
Вводный этап
Психолог: Сегодня мы с вами примем участие в тренинге под названием «Мы вместе». В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы выработаем свои правила.
- Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)
- Говорю только за себя. Все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю.
- Право говорить и обязанность слушать.
- Активность.
- Правило «стоп».
- Конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно конкретных участников, остаётся внутри группы.
А теперь давайте выполним упражнение на знакомство.
Упражнение: 3 слова о себе.
Психолог достает стеклянный шар и предлагает с помощью него познакомиться поближе. Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.
Основной этап
Психолог: Вот мы с вами и познакомились поближе. А сейчас, закройте пожалуйста глаза.
Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.
После того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки — зеркало)
- Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
- Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?
Психолог: Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроения в группе, овладение техникой комплимента.
Психолог произносит слова из стихотворения:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты…!
Сейчас, мы будем одаривать друг друга комплиментами. Работа будет проходить в парах (ведущий выбирает одного из участников в кругу и обозначает его пару – соседа по правую руку, следующие пары формируются по данному принципу).
Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент от собеседника, но и обязательно сделать ему комплимент в ответ (вернуть комплимент). Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я. » (добавляется положительное качество), а затем говорит свой комплимент собеседнику в ответ.
— Галина, ты очень отзывчивый человек!
— Да, это так! А еще, я добрая!
— А у тебя Оля, такие красивые глаза!
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
- Были ли приятными моменты в упражнении, какие?
Психолог: Вы хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вам удастся выполнить новое.
Упражнение «Цепочки»
Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
Анализ упражнения:
- Чем вам понравилось данное упражнение?
- Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
- Какие трудности вызвало у вас это упражнение?
Психолог: Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем коллективе.
Упражнение «Давайте построим…»
Цель упражнения: сплочение коллектива, понимание и прочувствование каждого участника.
Ведущий выстраивает всех участников в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Психолог спрашивает участников, все ли уверены, что находятся в квадрате, открывать глаза можно только после того, как все участники будут уверены. Затем по аналогии можно построить и другие фигуры.
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
- Что понравилось вам в упражнении?
Упражнение «Тарелка с водой»
Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.
Участники группы по команде психолога закрывают глаза и молча, по очереди (по кругу) передают тарелку с водой друг другу.
В результат, при передачи развиваются способы коммуникации, поиск рук партнеров до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.
- Что, по вашему мнению, не удалось?
- Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
- Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?
Завершающий этап (рефлексия)
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с коллективом организации. Он позволяет раскрыть каждого сотрудника, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе производственного процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру. Тренинг – это возможность для сотрудников отвлечься от работы и расслабиться, пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.
Литература
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2005. – 196 с.
- Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
- Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Корвасарского – СПб.: Питер, 2010. – 584 с.
- Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.
Приложение 1
Допишите незаконченные предложения.
Сегодня я узнал(а)________________________________________________________
Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________
Сегодня я научился(ась)___________________________________________________
Допишите незаконченные предложения.
Сегодня я узнал(а)________________________________________________________
Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________
Сегодня я научился(ась)___________________________________________________
Допишите незаконченные предложения.
Сегодня я узнал(а)________________________________________________________
Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________
Сегодня я научился(ась)___________________________________________________
Допишите незаконченные предложения.
Сегодня я узнал(а)________________________________________________________
Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________
Сегодня я научился(ась)___________________________________________________
Правила работы в группе
- Проявлять активность.
- Слушать друг друга, не перебивать.
- Быть искренним и открытым.
- Обсуждать только те процессы, которые происходят в группе в данный момент (принцип «здесь и теперь»).
- Говорить только от своего лица.
- Избегать критики при выполнении упражнений.
- Участник имеет право отказаться от выполнения упражнения, не объясняя причины.
- Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы (конфиденциальность).