Prg67.ru

Онлайн вебинары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг делового общения программа с упражнениями

Программа и содержание тренинга коммуникативной компетентности

Цель тренинга: Повышение эффективности взаимодействия с деловыми партнерами. Задачи:

1) Освоение концепции коммуникативной компетентности;

2) Отработка навыков активного слушания:

  • формулирование правильных вопросов
  • «малого разговора»
  • уточнения и побуждения к развертыванию ответа
  • перефразирования
  • интерпретации

3) Отработка одной из техник снижения эмоционального напряжения – вербализации эмоциональных состояний;

4) Отработка навыков вступления в контакт с использованием располагающих к контакту невербальных сигналов.

Количество участников: 10 – 12 человек

Продолжительность тренинга: 2 дня (16 часов)

10.00 – 11.10 Знакомство, правила

Цель для участников: узнать имена друг друга и получить первое представление о личностных качествах каждого.

Дополнительная цель тренера: произвести первую приблизительную диагностику коммуникативных умений участников и их личностных качеств.

Тренер занимает в кругу то место, которое удобно для него.

Тренер произносит: «Итак, давайте начнем. Наш тренинг называется «тренинг коммуникативной компетентности». Каждый из присутствующих должен назвать свое имя. А после этого скажет, что в нем или его личности помогает ему в деловом общении с другими людьми, а что мешает. При этом важно говорить не о внешних обстоятельствах, а о собственных качествах. Итак, каждый называет два своих качества, а прежде чем каждый из них будет говорить о себе, он должен повторить слова соседа справа». Во время представления участники раскрывают и те качества, которых они отнюдь не называют вслух.

Далее участникам предлагается договориться о правилах поведения на тренинге. Можно предложить участникам ввести дополнительно свои нормы. Тренер интересуется, все ли согласны с предложенными правилами.

После этого уточняются ожидания каждого из участников от этого тренинга (что вы ждете от тренинга, что должно измениться после него).

11.20 – 13.00 Отработка техники повторения

Тренер предлагает ознакомиться с определениями делового взаимодействия, деловой беседы, коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и коммуникативных техник. После этого предлагается сконцентрироваться на первой группе умений – на активном слушании. На доске тренер зарисовывает схему техник активного слушания (приложение 1). И переходит к отработке первой технике активного слушания – технике повторения.

Цель: отработка умения дословно повторять сказанное партнером.

Участникам предлагают сыграть в детектив, в котором каждый будет автором этого детектива. Тренер придумывает первую фразу, например : «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок»,после чего передает мяч одному из участников, который должен будет продолжить сочинять этот детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу он должен точно повторить то, что сказал тренер. Следующий участник должен будет повторить то, что сказал предыдущий, а затем произнести свою фразу.

После того как упражнение будет выполнено, тренер переходит к обсуждению упражнения:

  • Что было труднее – сочинять свою фразу или повторять чужую?
  • Почему?

Далее участникам предлагается обратиться к раздаточным материалам (приложение 2) и обсудить значимость техники повторения.

Упражнение: участники делятся на пары. Один из партнеров произносит определенные тезисы (на любую тему), а задача другого – вставить цитаты из высказываний партнера в собственные фразы. Затем они меняются ролями.

Далее обсуждение того, как получилось упражнение, что вызывало трудности и предложение совместно выделить преимущества умения дословно повторять сказанное партнером.

13.15 – 15.00 Отработка техники перефразирования

Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими словами.

Тренер объединяет участников в команды. Каждая команда вспомнит какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения. Нужно перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «я» можно превратить в «автора», «дорогу» — «в путь» и т.д. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано.

— Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно отражало суть первоначального текста?

После обсуждения предлагается обратиться к раздаточным материалам (приложение 3) и поговорить о том, что дает нам умение перефразировать сказанное партнером.

Ролевая игра « В чем дело? »

Участникам предлагается разделиться на три группы, каждая из которых должна придумать проблемную ситуацию. Группа должна сообщить участнику из другой группы определенное неприятное для него известие. Например, сообщить, что в проектную команду будет включен не он, а другой кандидат. Задача партнера: добиться максимально полного понимания позиции своего собеседника. Он должен стараться сделать это с помощью техник перефразирования и повторения.

После предполагается обсуждение результатов, трудностей и ощущений от игры.

перерыв 15.00 – 16.00

16.00 – 17.40 Отработка техники интерпретации

Цель: отработка умения формулировать свои предположения о причинах или целях высказывания партнера.

Участникам предлагается потренироваться в умении формулировать пробные гипотезы. Один из участников должен рассказать о каком-то своем поступке, возможно, о таком, который он сам до конца не понимает. Затем каждый из участников может задать ему пробный вопрос, который будет начинаться со слов : «А может быть, что ты…».Когда участник почувствует, что его правильно поняли, сессия интерпретаций закончится.

— Какие вопросы были наиболее удачными для прояснения причин или целей высказывания другого человека?

Участники обращаются к раздаточным материалам (приложение 4). Далее предлагается разделиться на тройки, где один из участников будет супервизором, другой – оператором, а третий – «жалобщиком». Задача участников – использовать технику интерпретации. После этого все снова садятся в круг и обсуждают, что получилось, а что – нет.

Читать еще:  Упражнения на коммуникацию тренинг

17.40 – 18.00 Подведение итогов дня

Тренер кратко перечисляет все техники, отработкой которых участники занимались в течение дня. Затем предлагает всем поделиться впечатлениями:

  • Что особенно запомнилось?
  • Что для каждого было самым важным?
  • Что понравилось и что не понравилось?
  • Кто хотел бы еще что-то добавить?

10.00 – 11.30 Развитие способности задавать открытые вопросы

Цель: предоставить возможность убедиться в ценности открытых вопросов для понимания партнера.

Суть игры заключатся в том, что участники путем задавания открытых вопросов должны отгадать некий объективный признак (пум-пум-пум), имеющийся у некоторых членов группы, загаданный ведущим. Нельзя задавать только один вопрос: «Что такое пум-пум-пум?».

После окончания упражнения тренер задает вопрос о том, какие преимущества и недостатки открытых вопросов. Результаты обсуждения можно представить в виде схемы на доске.

Далее участникам предлагается раздаточный материал, в котором описаны все нюансы задавания вопросов (приложение 5 ). Возможно, для большей структурированности тренеру стоит дать классификацию вопросов (закрытые, открытые и альтернативные).

Ролевая игра «Претендент»

Среди участников выбирается претендент на работу в агенстве, а остальные члены группы являются как бы нанимателями на работу. Задача участников, играющих роль менеджеров по персоналу, путем задавания открытых вопросов установить истинные мотивы поступления претендента в данную организацию.

После окончания игры участники обсуждают итоги игры. Как правило, выясняется, что наиболее информативны открытые и нейтральные вопросы.

11.45 – 13.15 Отработка техник малого разговора

Тренер выбирает нескольких участников, с каждым из которых заводит с ним малый разговор, используя техники малого разговора (цитирование партнера, позитивные констатации информирование, интересный рассказ).

После этого предлагает группе проанализировать эти примеры малого разговора и выделить приемы, которые помогают разговорить и расположить партнера (результаты записывает на флип-чарте).

Далее тренер рассказывает, на какие элементы подразделяется малый разговор, какие ошибки могут возникнуть в связи с этим и как их избежать. Раздает материалы, которыми можно будет воспользоваться при выполнении следующего задания (приложение 6).

Предлагается выполнение следующего упражнения:

Участники должны разделиться на группы (группа позитивных констатаций, группа информирования, группа интересного рассказа и группа цитирования). Каждая из групп должна выбрать себе целевую персону из противоположной группы и подготовить сценарий малого разговора с ней в своей технике. Через минут 15 начинаются презентации.

После окончания разговора тренер задает вопросы целевой персоне:

«Был ли этот разговор приятным и интересным для тебя?»,

«Хотелось ли продолжить разговор?»

«Что именно было интересным и приятным?»

После чего предлагает подвести итог: «Что помогает расположить партнера к беседе?».

перерыв на обед

14.15 – 15.45 Отработка техники вербализации чувств

Упражнение «Почтительная вербализация»

Цель: развитие умения использовать более почтительные формулировки для вербализации эмоциональных состояний.

Участники объединяются в пары по кругу. Те, кто в паре сидят справа, будут нападающими. Те, кто слева – регулирующими напряжение (их задача – снизить напряжение с помощью почтительной вербализации чувств). Каждой паре дается несколько минут на подготовку, после чего каждая пара должна по очереди должны продемонстрировать свои сценки. После окончания сценки тренер спрашивает у группы, было ли это сделано почтительно, эффективно.

После окончания упражнения тренер обсуждает с группой, какие формулировки оказались наиболее эффективными и записывает их на доске.

Далее тренер раздает материалы с менее ( и более) уважительными формулировками для вербализации чувств (приложение 7).

Упражнение «Расслоение по полюсам»

Для выполнения упражнения понадобится два ведущих, которые должны будут по наблюдаемым признакам определять личностные свойства других людей. Ведущие выйдут из комнаты на несколько минут, а когда вернуться будет сформировано две группы людей, представляющих два полюса (два полярных качества), например: чрезмерно осторожные – опрометчивые/ агрессивные – податливые и т.д. Задача ведущих – дать обеим группам какие-то задания. Надо придумать такие задания, чтобы их выполняли всей командой, и по тому, как команды будут выполнять задания, ведущие смогут понять, в чем различие между ними.

После выполнения упражнения группа обсуждает то, что получилось.

16.00 – 17.30 Невербальные компоненты общения

Стоит поднять в группе вопрос о значении невербальных компонентов общения. Участников просят перечислить невербальные компоненты общения. После этого тренер предлагает тому, кто хочет, поделиться своим личным опытом и вспомнить какие-либо ситуации, в которых очевидно проявлялась бы значимость данного компонента общения.

Затем тренер должен сказать что-то обоснованное и практически важное о том, какие невербальные сигналы важны в активном слушании. Тренер предлагает участникам рассмотреть фазы деловой беседы: вступление в контакт, ориентация в проблеме, обсуждение и решение. На фазе вступления в контакт очень важны невербальные компоненты общения. Участникам раздаются материалы (приложение 8).

Далее предлагается невербальное упражнение. Два ведущих уходят из комнаты, группа делится на две команды. Одной команде предлагается не улыбаться, когда ведущий будет здороваться с ними, а другой – наоборот, улыбаться. Задача ведущих — вступить в контакт со своими командами. Следующим заданием для команд будет смотреть для одной и не смотреть для другой команды в глаза ведущего.

Читать еще:  Тренинг на командообразование упражнения

После упражнения в кругу участники, как правило, сначала обсуждают, что получилось и что не получилось. Резюмируя, группа беседует о том, что установить контакт помогают такие сигналы, как улыбка, взгляд в глаза, ассиметричная поза, наклон вперёд, оптимальная для партнёров дистанция. Отсутствие их вызывает дискомфорт и затрудняет контакт.

17.30 – 18.00 Подведение итогов

  • Что запомнилось?
  • Что понравилось, а что нет?
  • Что нового вы узнали, извлекли из этого тренинга?
  • Какие ожидания сбылись?
  • Что бы вы предложили добавить (или убрать)?

Тренер благодарит группу за совместную работу и делится своими впечатлениями о процессе работы с данной группой.

Программа тренинга «Эффективного общения»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Московский университет государственного управления

« Теория и практика социально-психологического тренинга».

Специальность 030301 «Психология»

Группы ПЗ-61 Шепелкина А.Ю

Руководитель Королева О.Л.

1 часть . Теоретические обоснования необходимости и эффективности проведения тренингов…………………………………………………………………………..

Конспекты проведенных тренингов.

Тематический план тренинга……………………………………………………

Результаты проведенного анализа (качественный)……………………….

Список использованной литературы………………………………………….

Теоретические обоснования необходимости и эффективности проведения тренингов.

В переводе с английского train обозначает: тренировать, упражнять воспитывать. Но тренировать или упражнять во взаимодействии надо не только ребенка, но и взрослого, поэтому тренинг называется эффективным взаимодействием.

Учебная программа курса «Теория и практика социально-психологического тренинга» определяет минимум содержания учебной дисциплины, которую должны изучить студенты в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Данный курс предназначен для того, чтобы помочь студентам обобщить достижения современной детской психологии и достижений в области тренинговой работы в рамках новой парадигмы, многие темы рассматриваются с точки зрения новых научных подходов в данной области.

Итоговой формой контроля является зачет.

Цель изучения дисциплины – помочь будущим специалистам-психологам активно использовать и применять знания в области проведения тренинговой работы.

Широкое видение проблем будущими специалистами, связанных с адаптацией (дезадаптацией) в социальной среде применительно к каждой возрастной.

Знание основных положений работы в тренинге.

Стремление к накоплению мультидисциплинарного опыта.

Раскрыть содержание и задачи взаимодействия в тренинге.

Практическое обучение студентов взаимодействию психолога, ведущего тренинги с детьми, членами семей.

После изучения данной дисциплины студенты:
должны знать:

-Разнообразные подходы к определению тренинга с точки зрения различных авторов.

-Соотношение понятий: психологический тренинг, психотерапия, психокоррекция, обучение.

-Структурно-функциональную организацию тренинга.

-Специфические черты тренинга.

-Классификация тренинговых групп: виды и подвиды. Цели и задачи тренингов.

-Требования к проведению тренингов.

-Определять потребность в обучении при организации тренинговой работы.

-Находить правильные критерии успешности работы.

-При работе с детьми уметь использовать в работе знания, расширяющие представления о типах характера детей, учитывать разные стили поведения, раскрывающие мотивацию тех или иных поступков детей.

-Ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития каждой возрастной группы.

-Использовать групповой опыт

-Правильное и последовательное использование основных знаний и умений в области работы с разными возрастными категориями.

-Использовать знания, полученные по другим дисциплинам, таким, как педагогика, детская психология, возрастная психология. Социальная психология и физиология.

-Использование разнообразных диагностических методик в работе с возрастными категориями для определения проблем стоящих перед группой.

-Правильно структурировать работу тренинга.

-Учитывать возрастные особенности при составлении тренинговых программ.

В широком круге вопросов политического, экономического и социального развития страны особое место уделяется проблемам человека. Такое акцентирование проблем человека актуализирует значимость социально- психологических исследований и необходимость усиления их прикладных аспектов.

Особенно важной в этой связи становится проблематика социально-психологического воздействия и часто обозначается термином «социально- психологический тренинг».

Указанная форма групповой работы исчисляет свою теорию более чем тремя десятилетиями и уже характеризуется широкой степенью использования в реальной психологической практике. Различные формы социально- психологического тренинга на Западе в основном группируются вокруг ведущих теоретических ориентации западной социальной психологии психоанализа, необихивиористской ориентации, когнитивизма и экзистенционально — гуманистической психологии.

В отечественной практике психологического воздействия социально-психологический тренинг используется как составная часть подготовки руководителей коллективов и различного профиля специалистов, в силу специфики своей деятельности органически включенных в общение: учителей, психологов, врачей и др. Позже он стал применяться в коррекции супружеских отношений, в сфере отношений между родителями и детьми, для коррекции возникших нарушений в ходе технического развития детей. С этой целью в нашей стране стали готовить кадры для психологической работы по вопросам коррекции и развития детей. Выполнения данного социального заказа выявило острую необходимость определения эффективности вообще и отдельных методов психокоррекционной работы в частности. Заметим, что термин — социально-психологический тренинг — не является однозначным. В отечественной литературе используются и другие термины: активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение, лабораторный тренинг, группы интенсивного общения, группы открытого общения и др.

Термин «социально-психологический тренинг» впервые был введен в научный обиход в ГДР М. Форвенгом.

Тренинг — это комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность. В таком случае главным системообразующим компонентом тренинга является именно психологическое воздействие группы на личность.

Тренинг общения – ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

• Тренинги для педагогов

Читать еще:  Психологические тренинги для группы

• Тренинги для студентов

• Тренинги для детей

Цели тренинга общения:

Участники групп общения должны научиться:

Правильно общаться друг с другом;

Давать и получать обратную связь;

Развивать чувство открытости и доверия;

Проявлять уважение к индивидуальности других;

Сохранять конфиденциальные факты и информацию интимного характера.

Требования к ведущему группы общения.

Должен обладать такими качествами, как уравновешенность, психологическая зрелость, воображение, уверенность в себе, умение доминировать.

Должен проявлять способность быстро реагировать на нестандартные ситуации, создавать в группе положительную обратную связь.

Должен являться организатором, режиссером и дирижером процесса общения, регулировать всевозможные варианты поведения участников, уровень тревожности в группе, пути исследования проблем.

Должен знать различные варианты выходов из конфликтных ситуаций и уметь прогнозировать возникновение конфликтов.

Должен владеть методами психологической диагностики, с тем чтобы уметь доказать на научном уровне эффективность и продуктивность своей работы.

Условия проведения тренинга.

Малые группы состоят из 12-15 участников, большие – из 25-30. Работа в больших группах предполагает участие ассистентов.

Работа будет эффективнее, если работать крупными временными блоками по 4-5 часов ежедневно.

Желательно ограничить участие лиц, которые под воздействием критики обычно демонстрируют излишнюю тревожность или агрессию, лиц с низкой самооценкой, психически незрелых, не чувствительных к другим и не способных к самоконтролю.

Положительное влияние тренингов общения

• развивают коммуниативную, творческую, организационную способности, эмоциональную устойчивость к стрессовым ситуациям.

• помогают познать себя, свои возможности, увидеть себя глазами других, раскрепоститься, снять психологические барьеры

• повышает уровень социальной адаптации, снижают уровень агрессии, формируют навык активной спмостоятельной деятельности, умение принимать решение в проблемных и нестадартных ситуациях.

• позволяет человеку увидеть себя другими глазами, скорректировать свое поведение, создать программу собственного личностного развития.

• дают возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживания

• дают возможность учаснику почувствовать себя принятым, пользующимся доверием, окруженным заботой, получающим помощь.

• развивают умение индентифицировать себяс другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувтв и поведения.

• снимается психологический дискомфорт при произношении или получении комплиментов и критики.

• формируются навыки выхода из сложных и конфликтных ситуаций.

Коммуникативные тренинги

Деловое общение. Коммуникативные тренинги.

Развитие коммуникативных навыков

На этой странице вы найдете описание программ тренингов направленных на развитие коммуникативных навыков. Количество ошибок и потерь в работе по причине сбоев в коммуникации между отдельными сотрудниками и целыми подразделениями трудно переоценить. Навыки приема и передачи информации, обратная связь, сохранение конструктивной позиции в общении, корректное отстаивание интересов эти и другие навыки отрабатываются на коммуникативных тренингах. Без этой основы трудно представить себе развитие сотрудника или руководителя. Тренинги по теме «Деловое общение» являются базовыми программами и рекомендованы к прохождению всем сотрудникам компании.

  • Осознание участниками причин возникновения противоречий в процессе общения, причин потери и искажения информации.
  • Отработка практических навыков коммуникации при помощи вербальных и невербальных средств.
  • Освоение техники ассертивного поведения.
  • Освоение навыков уверенного взаимодействия для преодоления пассивности, агрессивности и манипулирования в деловой коммуникации.


2. Эффективная коммуникация в команде

  • Особенности коммуникации в команде.
  • Коммуникация по вертикали. Сферы ответственности. Проблемы и задачи.
  • Особенности коммуникации в ситуации критики.
  • Особенности процесса коммуникации по горизонтали.
  • Особенности собеседника. Как избежать непонимания. Простые способы.
  • Корректное отстаивание деловых интересов в команде.

В результате тренинга участники смогут:

  • Снизить количество ошибок в работе подчиненных, связанных с потерей и искажением информации
  • Корректно ставить цели и грамотно доносить их до подчиненных
  • Использовать для коррекции деятельности подчиненных конструктивную критику и мотивирующую обратную связь
  • Бесконфликтно отстаивать деловые интересы
  • Познакомить участников с правилами написания деловых писем.
  • Сформировать навыки составления и оформления писем для разных ситуаций в бизнесе.
  • Сформировать понимание письменной коммуникации как мощного инструмента в бизнесе.
  • Познакомить участников с общепринятыми в деловом мире стандартами и этикой деловой переписки.

По окончании тренинга участники:

  • Поймут специфику общения по телефону, его преимущества и недостатки.
  • Осознают важность грамотного изложения и структурирования информации при общении по телефону
  • Научатся эффективно вступать в разговор, поддерживать внимание собеседника, управлять телефонным разговором
  • Приобретут навыки снятия агрессии по телефону
  • Узнают правила телефонного этикета
  • Приобретут уверенность в личной способности успешно решать вопросы путем телефонных переговоров
  • Что такое конфликт. Природа конфликта. Типичные конфликты в деловой среде.
  • Стили и стратегии поведения в конфликте.
  • Управление эмоциональным состоянием.
  • Агрессивные высказывания и действия: учимся считывать истинные мотивы.
  • Невербальные средства регулирования эмоционального состояния.
  • Паралинвистические средства в управлении эмоциональным состоянием
  • Техники регуляции эмоционального состояния собеседника.
  • Конфликт без агрессии или как отстаивать свои интересы.

Получаемые от тренинга эффекты:

  • Улучшение взаимопонимания между сотрудниками.
  • Повышением работоспособности сотрудников.
  • Формирование установок бесконфликтного решения спорных вопросов.
  • Снижение деструктивных конфликтов в коллективе и оздоровление психологического климата.

Арсенал наших программ не ограничивается перечнем, представленным на сайте. В зависимости от задач вашего бизнеса содержание курсов и тренингов может быть определено индивидуально. Обеспечьте блестящее будущее вашей компании, обучая ваших сотрудников у лидера рынка корпоративных тренингов!

Посмотрите отзывы участников тренинга «Эффективная деловая коммуникация»:

Деловое общение. Коммуникативные тренинги. Развитие коммуникативных навыков. Навыки коммуникации тренинг

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector