Prg67.ru

Онлайн вебинары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способ подбора упражнений тренинга

Методология тренинга.

Тренинг

· Интерактивный метод обучения. Учащийся не получает готовую информацию, а извлекает её сам из собственного опыта, переживая и прорабатывая на тренинге реальные ситуации и по-новому оценивая свои действия в них.

· Имеет поддерживающий характер в стабильно функционирующей организации; инновационный (как инструмент преобразования) в условиях организационных изменений.

· Функционален, максимально конкретен, имеет прикладную направленность.

· Курс активного обучения, состоящий из упражнений, их обсуждения, работы со спонтанным поведением человека в специально смоделированной или естественной ситуации.

· Получение участниками непосредственного опыта, который специально отобран и организован, поэтому лучше осознаётся и усваивается.

· Эффективный способ перевода умения в навык. Направлен на «встраивание» новых техник, знаний, навыков в репертуар действий сотрудника.

· Формирует практические навыки, позволяет производить направленные изменения в поведении людей в профессиональной деятельности за короткий срок.

· Строится в логике развития 3 основных составляющих успешной деятельности (Д.Мак-Клелланд): интеллектуальная компетентность -когнитивная сфера, знания, умения, навыки; практическая компетентность — поведенческая сфера умений, понимание, как применять интеллект в реальных ситуациях; эмоциональная компетентность – эмоциональная сфера, умение понять эмоции собеседника и выразить свои.

Посттренинговое сопровождение

Способы измерения эффективности обучения

Опросник(на знания) –ряд вопросов/заданий, прямо направленных на выяснение информации («Какие существуют типы конфликтных ситуаций?»)

Тест с ситуациями, имитирующими реальную деятельность(на умения) — «Ваш коллега накричал на Вас за ошибку, которая, была допущена не по Вашей вине. Ваши действия..»

Наблюдение (адаптация и применение на практике полученных приёмов) – проводят специалисты тренинговой компании.

Тренинг (на навыки)– поддерживающий тренинг (небольшое занятие, направленное на повторение расширение пройденных тем). Или отдельный тренинг, нарпвленный на развитие: после «деловых переговоров» — «работа на выставке)».

Проективные методы (на установки – свойство деятельности, психологическая готовность в определённых условиях действовать определённым образом.) – максимально открытые, неструктурированные задания.

Как строится тренинг:

1 этап – информация-запрос от клиента;

2 этап – формирование содержания тренинга;

3 этап – предтренинговая диагностика;

4 этап — проведение тренинга;

6 этап – анализ результатов;

7 этап – рекомендации по поддержке и проверке результатов, дальнейшее сопровождение.

Методология тренинга.

Разминка – непродолжительное упражнение, позволяющее каждому участнику тренинга проявить активность и предназначенное для управления групповой динамикой. Применяются для изменения психофизического состояния участников. В литературе встречаются под термином «психогимнастические упражнения».

Классификация разминок.

Фасилитация– «проявление, сделать более явным». Управление процессом группового взаимодействия путём акцентирования тех его сторон, которые необходимы на том или ином этапе. Включает в себя передачу инициативы партнёрам по общению (этапы проблематизации, перевода проблемы в задачу). Применяется для структурированного и интенсивного сбора мнений участников по определённому локальному вопросу. Обычно используется в начале новой темы перед мини-лекцией и позволяет активизировать всех участников, включить их мыслительную активность. Помогает собрать весь спектр мнений участников, с тем, чтобы сфокусировать внимание группы на тех высказываниях, которые будут являться введением в тему.

Длительность – 10 – 20 минут.

Техники: активное слушание, парафраз, поддерживающее и смысловое эхо.

Упражнение, тематическое упражнение – алгоритм поведенческой техники для формирования нового навыка раскладывается на простые составляющие. Каждый элемент техники отрабатывается в отдельном упражнении. Проводится после мини-лекции. Проводятся в общем кругу или по подгруппам по 2-4 человека. Очередность включения участников определяется в случайном порядке (мяч). Остальные участники выполняют роль наблюдателей, стимулируемые вопросами тренера.

Трехступенчатая модель отработки навыка – тематическое упражнение на отработку одного простого элемента. Например, для отработки навыка использования техники вопросов первая ступень – это упражнение на различение типов вопросов.

Вторая ступень – тематическое упражнение на отработку комплекса, состоящего из нескольких простейших элементов. Например, написание вопросов по схеме: сначала открытые, потом альтернативные, потом закрытые.

Третья ступень – моделирование ситуации, в которой участники должны использовать целостную технику. Для отработки комплексного навыка применения техники используется ролевая или деловая игра.

Ролевая игра – метод в бизнес-тренинге, используемый для отработки комплексных навыков в сфере коммуникаций и моделирующий бизнес-реальность. Предполагает не менее двух участников, каждому из которых предлагается провести целевое общение с партнёром из определённой заданной роли. Роли берутся из повседневной практической деятельности участников.

Метафорическая деловая игра – метод организации активной работы участников тренинга, направленный на смену их установки, выработку определённых рецептов эффективной работы в профессиональной деятельности. Позволяет так организовать пространство тренинга, что участники, опираясь на свой профессиональный опыт, могут создать новый продукт, который является решением их реальных проблем. Использование метафоры позволяет активизировать творчество участников, снять блоки и стереотипы, которые, возможно уже сформировались в неудачных попытках решить проблему.

  1. Тренер формулирует проблему и производит сбор мнений (фасилитация). Высказывается каждый из участников.
  2. Тренер формулирует тему деловой игры. Рассказывает эпизод сказки и демонстрирует, что проблема главного героя схожа с проблемой участников.
  3. Тренер делит участников группы на команды, присваивает командам названия и рассаживает по разным углам класса.
  4. Тренер формулирует вопрос-задание каждой команде, объясняет процедуру работы. Следит за регламентом, готовит место выступления. Процедура работы команд: за 10 минут придумать как можно больше способов, позволяющих справиться с задачей. Затем за 10 мин. подготовиться к презентации, отобразив идеи на ватмане (рисунки приветствуются).
  5. Презентация команд. Первой выступает команда, которая олицетворяла субъекта с проблемой. Затем вторая, что хранит ключи от проблемы.
  6. Тренер проводит сравнение, переходя от сказочной ситуации игры к проблемам бизнеса. Тренер добивается того, чтобы вся группа видела параллели между сказкой и жизнью.
  7. Тренер (либо группа) подводит итог игре. Выводы содержат практическую ценность, служат мостиком к следующей теме.

1. Изменение установки участников, формирование позитивного мышления.

2. участники сами решают свои проблемные вопросы.

3. позволяет получить новый содержательный продукт

4. включает творческую активность

5. усиливает взаимодействие участников

6. ускоряет процессы групповой динамики

7. обеспечивает одновременную активность всех участников

8. помогает тренеру ответить на те вопросы участников, для которых у нет готового решения.

Применяется при обучении самоменеджменту, самоорганизации, при необходимости сменить установку (отношение) участников к проблеме.

Мини-лекция –методповествовательного изложения информации, применяемый как средство подачи нового материала для обучения участников тренинга. Длительность 10-20 минут. Наглядность, вербальная и двигательная выразительность подачи материала. Достигается: информирование, смена установки, мотивирование.

Модерация –(усиление) Способ группового анализа и структурирования предметного содержания. Сбор проблем и их группировка в ходе обсуждения. Выделенным группам присваиваются наименования, обобщающие и презентующие проблему в целом. Далее создаётся карта проблем. Участники тренинга согласовывают круг задач и выделят приоритетность проблем, которые будут рассмотрены в ходе тренинга. Длительность 20-30 минут.

Метод позволяет вовлечь участников в совместную работу по содержанию тренинга и мотивировать их на решение проблем.

Деловая игра, кейс — проводятся по правилам, предусмотренным сценарием. Ситуация аналогична встречающимся в практической деятельности участников. Игра позволяет:

  1. адаптировать упражнение к целям тренинга, к ситуации реальной организации, реальной группы.
  2. активизировать участников
  3. создать относительно безопасное пространство
  4. задействовать имеющийся опыт участников, проявить творческие способности
  5. предоставляет возможность «изнутри» побывать в роли, противоположной обычной.
  6. осознать, как поведение участников влияет на окружающих
  7. получать позитивную обратную связь от тренера и коллег
  8. повысить уверенность участников в том, что они могут справиться с проблемой
  9. делать ошибки в максимально приближенной к реальности ситуации, анализировать их и изменять поведение, установки.
  10. быстро выявить степень владения участником знаниями и навыками
  11. наглядно продемонстрировать применение полученных знаний и навыков.
  1. обзор предстоящей темы
  2. итоговое действие в тренинге
  3. практическое усвоение знаний
  4. диагностика.

Ресурсы. Расчёт времени, планирование используемых материалов.

Инструкции. Чётко сформулировать задачу каждой стороны. Предостеречь участников от основных ошибок, раздать письменные инструкции и листы наблюдений. Проговорить правила игры.

Модерация (усиление)-способ группового анализа и структурирования предметного содержания. Сбор проблем, группировка их в группы в ходе обсуждения. Присвоение группам наименований как обобщённых формулировок проблем. Составление карты проблем, выработка согласия в группе по полученному содержанию и приоритетности исследуемых проблем.

Достигается: повышается аналитическая активность группы, осуществляется первичный анализ проблем, определятся и принимаются участниками цели дальнейшей совместной работы.

Видеоанализ – применяется с согласия участников в комплексе с другими методами. Требует дополнительной подготовки и соответствующей материальной базы. Обычно снимается ролевая игра, деловая игра. Проводится пошагово с участием всей группы. Требует на 50% времени больше, чем занимает снимаемое действие. Проводится сразу после съёмки, либо в следующую сессию после перерыва на кофе-брейк. Перенос анализа на следующий день недопустим.

Читать еще:  Тренинг общения упражнения

Достигается: участники получают наглядную информацию о своём поведении в игре и его соответствии желательной модели, обратную связь от участников по отснятым материалам.

Мозговой штурм –метод поиска новых решений в области управления, создания продуктов и технологий. Исторически возник из метода брейнсторминга, предложенного и апробированного Алексом Осборном после Второй мировой войны. Требует наличия проблемы и подобранной креативной группы (6-12 чел.), и времени: 2-3 часа, разделённых на сессии.

  1. Ведущий не является руководителем группы. Круг его задач ограничивается наблюдением за соблюдением правил во время работы группы.
  2. Один из участников выступает в роли фиксатора идей. Желательно использовать аудио- или видеозапись как наиболее непредвзятый способ фиксации процесса работы группы.
  3. Сессии предшествует 10-минутная разминка (например, изобретение нового дизайна для пробки в ванной).
  4. Участники «снимают» с себя на время работы группы все должностные полномочия.
  5. Позволены любые идеи, даже самые «марсианские». Критика запрещена.
  6. Идеи формулируются кратко, без развития.
  7. Продолжительность процесса генерации идей 20-30 минут.
  8. Список идей участники получают в конце для пополнения.
  9. Классификация, развитие, оценка идей осуществляется позже (на следующий день, через неделю). Как вариант, для работы с идеями набирается другая группа.

Метод используется в бизнес-тренингах. Требует тщательного подбора группы и предварительной подготовки её к работе.

Психологические упражнения и тренинговые игры

Многие не знают, или не понимают само значение слова тренинг. Так что такое тренинг? В переводе с английского оно означает воспитание, учение, и на занятиях обучение проходит как тренировка знаний и умений. Тренинг – это разновидность активного обучения, в процессе которого происходит развитие определенных знаний и умений не только в теории, но и подкрепляется практическими упражнениями и играми.

Упражнений очень много, и каждое моделирует какую-либо жизненную ситуацию. Их можно разделить на виды: коммуникативные – для командной работы; коррекционные – направлены на исправление поведения, зависти, жадности, страхов; психотехнические – направление психологии; педагогические – для учителей; развивающие – для развития памяти, воображения, внимания, и других личностных качеств; игры и развлечения – для младшего школьного возраста и подростков.

Виды тренингов

Тренинги бывают индивидуальными, групповыми и корпоративными, их конечный результат направлен на решение какой-либо проблемы и достижению цели. Самым первым основателем проведения тренингов был Дейл Карнеги. Теперь они становятся частью современного общества, особенно активно их проводят для своих работников разные фирмы. Виды тренингов:

  • Навыковые – тренировка какого-то навыка.
  • Психотерапевтический – находят решение психологической проблемы.
  • Социально-психологический – решается проблема межличностных отношений.
  • Бизнесовый – для бизнесменов, чтобы увеличить продажи.
  • Смешанный – тренировка всех видов тренинга понемногу.

Упражнения для тренингов

Без тренинговых упражнений не обходится ни одно занятие по тренингу, и особенно выделяются психологические упражнения, которые помогают разобраться в себе, выявить свои сильные и слабые места, а также учат понимать других, стать успешней, счастливей. Эти упражнения разнообразны, и направлены на развитие разных качеств, поэтому специалисты портала тренингов разработали основные психологические упражнения:

  1. “Подарок” – главная цель состоит в повышении самооценки и настроения. Обычно проводится группой от 8 до 16 человек и занимает 25 минут. Участники садятся в круг, и каждый делает подарок соседу слева. Тот, кто делает подарок, должен молча дать понять, что он дарит, а тот, кто принимает подарок должен понять, что ему подарили. Когда все подарки подарены, тренер спрашивает у участников, какой подарок был подарен, а какой принят, и несоответствия ответов выясняют с участием всей группы. Это упражнение помогает наладить понимание в общении, сосредоточить участие с людьми.
  2. “Мои недостатки” направлено на улучшение своей оценки, самоанализ. Количество участников может быть любым, занимаемое время 25 – 35 минут. Главное, в этом упражнении найти своим плохим качествам другое название, чтобы по-новому на них посмотреть. Нужно не меньше чем за 5 минут, составить список личных недостатков, и, представить, что они принадлежат другому, но любимому человеку. Затем вычеркнуть те, которые можно простить, и которые не помешают любить другого человека, и те, которые можно преодолеть. Если недостатки еще остались, то можно научиться с ними жить и бороться.
  3. Психологическое упражнение для развития личностных качеств “Я хочу изменить в себе”. Для этого упражнения нужно начертить таблицу, в одной колонке написать те качества, от которых надо избавиться, в другой – которые хотелось бы приобрести. Писать, не думая и не анализируя, первое, что придет в голову. Затем, все эти качества разделить по важности, присваивая каждой категории свою букву: А, В, С, и начинать работать с самыми приоритетными по важности качествами.
  4. “Без оценок” – психологическое упражнение, цель которого научить более лояльно относиться к людям. Участники делятся по парам, и, каждый по очереди рассказывает об общих друзьях, но не оценивает их. Второй участник должен следить за тем, чтобы высказываемый, не давал никаких оценок. Затем нужно проанализировать допущенные ошибки, какие были сложности.
  5. Психологическое упражнение “Спутанная цепочка” – обучит слаженно работать в коллективе. Группа становится в круг, и, с закрытыми глазами, правой рукой сцепляются с той рукой, которая попадется первой. Затем то же самое делают с левой рукой, потом открывают глаза и распутываются, не разжимая рук. Получится или круг, или несколько цепочек. В итоге нужно выяснить: что облегчало, или затрудняло упражнение, кого можно похвалить или отметить.
  6. “На риск”, или на доверие. Попросить участников довериться, и присоединиться в круг. На этом упражнение заканчивается, и, нужно выяснить почему кто-то вошел в круг, а кто-то нет, может люди зря доверяют не задумываясь.
  7. “Жизненные цели”. Упражнение научит определить цели в жизни. На листике надо ответить на вопрос: «что я хочу от жизни»? Писать можно все, что придет в голову, можно фантазировать, в течение 15 минут. Затем, выбрать реальные цели, которые можно осуществить за следующие 3 года, потом на следующие 6 месяцев. Так, постоянно поправляя их, нужно двигаться в заданном направлении по достижению своей цели в жизни.

Это основные и широко известные психологические упражнения для тренинга, но существуют еще и просто интересные упражнения:

Интересные упражнения

  1. Упражнение для тренинга “Воздушные замки” – учит коллективной работе. В группе могут быть до 30 человек. Группа делится по 4-6 участников, и за15 минут строят башню из бумаги. У кого получится самая высокая башня, тот и победил. Затем подводят итоги: что помогало, или мешало работе, нравится ли башня. Обсуждение всей группой делает упражнение веселым и дружным.
  2. “Выйди из скорлупы” – тренирует опыт убеждения. На полу чертится круг, и, один из участников становится в середину, остальные должны убедить его выйти из круга. Можно уговаривать, что-то обещать, объяснять. После того как участник покинет круг, нужно обсудить использованные методы убеждения.
  3. Упражнение для тренинга – “Переправа”. Интересное упражнение, направленное на выявление положительных и отрицательных качеств в командной работе. Может занимать до часу времени и участвуют до 20 человек. Для упражнения необходимо две веревки по 1,5 метра положить на пол, на расстоянии 4-5 метров. Группа становится на одну из веревок и ей необходимо переправиться на другую веревку. Нельзя касаться пола между двумя веревками, а также использовать посторонние предметы. После обсуждают командную работу, определяют лидера, и того, кто ничего не делал.
  4. “Витязь на распутье”. Вырабатывается опыт презентации и убеждения. Группа делится по 3 человека, остается один, который будет играть главную роль. Упражнение выполняется по мотивам сказки про Илью Муромца, который должен выбрать в какую сторону ему поехать. Каждая команда должна убедить главного героя, в какую сторону ему поехать, и что именно их направление самое выгодное.
  5. Упражнение для тренинга – “Билет на Гавайи” – тренирует метод убеждения. Группа делится на команды по 3 человека, и им говорится, что достался билет на Гавайи, но поехать может только один человек. Через 5 минут обсуждения группы решают кто поедет на Гавайи. На обсуждении выясняют почему приняли такое решение.
Читать еще:  Тренинги по социокультурной коммуникации

Тренинговые игры

Кроме психологических и интересных упражнений, есть еще и тренинговые игры. Игры в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, чтобы ребенку было легче пережить переход из садика в школу. Тренинговые игры научат коммуникабельности, общительности, как вести себя в различных ситуациях, подготовят к более взрослой жизни. Также есть и разогревающие игры, которые необходимо проводить в начале тренинга, чтобы участникам легче было настроиться на основное занятие. Разогревающих игр довольно много, но можно выделить основные: “знакомство” – игра для знакомства группы друг с другом; игры на сплочение команды; ролевые игры; психологические игры; деловые игры.

Выбор упражнений, или игр, методов тренинга зависит от цели, поставленной перед занятием. Например, если данная группа собралась для того, чтобы научиться работать командой, то и упражнения, и игры тренер разработает на командообразование. Правильный подбор метода обучения способствует быстрому запоминанию материала, и использованию его в жизненной ситуации. В общем, все, кто хочет достигнуть личностного роста, развить разные качества, добиться определенных целей в жизни, должен заниматься тренингом.

Методы тренинга

Тренинг – это активная форма обучения. Здесь участник не пассивно слушает преподавателя, как на лекции, а активно трудится, усваивая знания и приёмы.

Ролевая игра (и её разновидность – деловая игра)

Как выглядит: участники делятся на пары или на тройки и отыгрывают ту или иную ситуацию. Например, разговор начальника в подчинённым.

Зачем нужно: ролевые игры используются для двух задач – во-первых, отработать приёмы, изучаемые в ходе тренинга; во-вторых, оценить уровень участников (используется обычно в самом начале тренинга, при чём один человек в паре, как правило, тренер).

Время: от двух минут до часа.

Мозговые штурмы в мини-группах

Как выглядит: большая группа разбивается на мини-группы, и каждая мини-группа выполняет то или иное задание. Например, составить список всех возражений клиентов. Или прописать слабые стороны продукта, который продаёт компания, заказавшая тренинг. Или наоборот – сильные стороны.

Зачем нужно: задача мозгового штурма в мини-группах – создать материал, который потом будет использоваться в дальнейшей работе.

Время: от десяти минут до получаса.

Решение кейсов (правильнее говорить – решение задач, но термин «кейс» уже устоялся)

Как выглядит: кейс – это ситуация, в которой нужно найти эффективное решение. Группа может решать один кейс на всех. Можно разбить группу на мини-группы и дать им разные кейсы. Кейс может быть записан на бумаге, рассказан устно, показан на видео. Главное, чтобы были обозначены важные условия и дана чёткая команда – какой результат обсуждается.

Зачем нужно: решение кейсов – это уже тренировка, попытка применения того материала, который давался на тренинге. Либо – что бывает реже – способ заинтересовать группу материалом. Если дать кейс в начале тренинга и группа не справится, что велик шанс вызвать у них интерес к способам решения такой задачи.

Время: от пятнадцати минут до трёх часов.

Как выглядит: тренер даёт группе тему для разговора, как правило, через вопрос («Как вы думаете, почему мужчина должен платить за девушку в ресторане?», «Кто решил, что клиент всегда прав?», «Как правильно уволить сотрудника?» и пр.). Если вопрос «попадает» в болевую точку группы, очень быстро разгорается богатейший спор.

Зачем нужно: во-первых, групповые обсуждения позволяют людям высказаться и услышать других (если, конечно, тренер следит за цивилизованностью дискуссии). В результате такой дискуссии люди приходят к общему мнению или, хотя бы, лучше понимают позиции друг друга. Во-вторых, групповое обсуждение используется для обучения приёмам продуктивной дискуссии. Сначала эти приёмы разбираются, потом люди начинают дискутировать, используя приёмы.

Время: от двадцати минут до часа.

Как выглядит: увлекательный процесс (обычно с правилами и сюжетом), в котором участвуют все члены группы (иногда в командах, иногда индивидуально). Самая известная общегрупповая игра – «Воздушный шар». Вся группа играет роль путешественников, решающих, что нужно выбросить из корзины падающего воздушного шара, чтобы спастись от катастрофы.

Зачем нужно: игры для тренинга позволяют отработать сразу целый комплекс приёмов, изученных на тренинге. Другой вариант применения игры – подведение группы к выводам, нужным тренеру. Достаточно сыграть в тот же «Ворздушный шар», чтобы убедиться воочию – неспособность договориться приводит к краху. Наконец, общегрупповая игра – это просто интересно.

Время: от пятнадцати минут до трёх часов.

Как выглядит: обыкновенная лекция, только короткая.

Зачем нужно: всё-таки тренинг – это обучение. Обучение без передачи информации возможно далеко не всегда. В ходе мини-лекции тренер передаёт участникам тренинга самые главные знания по теме.

Время: от пяти до двадцати минут.

Просмотр видео

Как выглядит: тренер показывает отрывок из художественного, документального или учебного фильма и комментирует происходящее на экране.

Зачем нужно: фактически, это мини-лекция, просто формат другой. Просмотр видео чаще интереснее, чем простая мини-лекция, поэтому многие тренера стремятся вставить в тренинги отрывки из разных фильмов. Это всегда обогащает тренинг, делает его ярче.

Время: от пяти до двадцати минут.

Съёмки на видео и анализ поведения

Как выглядит: тренер снимает на видео работу участника или участников (например, во время выступления перед всей группой). Затем видео запускается на большой экран, тренер комментирует поведение участника (участников), указывая на ошибки и находки.

Зачем нужно: увидеть себя на экране – уже интересно. При анализе видео заметно больше, и выводы – ярче. Человек лучше понимает свои ошибки и свои сильные стороны и, как результат, серьёзно изменяет свое поведение. Способ очень эффективный, но по времени – очень затратный. Так что хорошо работает только в маленьких группах.

Время: от двадцати минут до часа.

Как выглядит: участники получают какое-либо задание и выполняют его самостоятельно, без сотрудничества с другими участниками. Что может быть индивидуальным заданием – заполнение текста, написание текста, формулировка цели, составление списка и т.п.

Зачем нужно: как правило, это подготовка материала для следующего шага в тренинге. Заполнили тест – что-то узнали про себя, учимся узнавать про других. Составили список – выбираем самое важно и начинаем отрабатывать. И так далее.

Время: от пяти до пятнадцати минут.

В данной статье разобраны только основные методы тренинга. На самом деле, их, конечно, больше. Но для описания всех методов тренинга, тем более, для подробного описания, нужно куда больше места, чем позволяет одна статья.

Команда профессионального портала TRENERSKAYA.ru разрабатывает качественные тренинги, которые используют самые различные эффективные методы тренинга. Наши лучшие готовые программы тренингов вы можете приобрести в разделе «Программы тренингов».

Автор статьи: Павел Зыгмантович — тренер с 2001 года, коуч для тренеров, специалист по созданию уникальных программ.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.

Не всегда человеку легко определиться, в какую сторону двигаться. «Колесо жизни» — одна из лучших технологий, помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.

Упражнение идеально подходит для тренингов целеполагания, тренингов по life-менеджменту. Благодаря своей метафоричности и наглядности, оно станет настоящим украшением такого тренинга, одним из самых запоминающихся его моментов.

Объем тренерской методички упражнения: 15 страниц.

Мощное упражнение, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

Многие люди при частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

Объем тренерской методички: 9 страниц. К методичке прилагаются: аудиофайл (12:04 мин. ) и подробный блок теории к упражнению.

Читать еще:  Тренинг упражнения на сплочение

Упражнение рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книг «Укрепление личности», «Чувство вины: антивирус» .
Увлекательное и действенное упражнение отлично подходит в качестве разминки, но при несложной модификации может стать и более глубоким, основным упражнением. Создает легкую, позитивную атмосферу доверия и активизирует творческий настрой участников.

Упражнение «Волшебная палочка» помогает участникам разобраться с тем, что делает их счастливыми, и найти новые доступные возможности быть таковыми. Кроме того участники смогут лучше понять потребности окружающих и найти способы сделать счастливее и их. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение в зависимости от целей тренера может быть как легким, так и более «глубоким» для осознания.

Общие тренинговые методы

Общие тренинговые методы

  • Групповая дискуссия
  • Игровые методы
  • Методы, направленные на развитие социальной перцепции
  • Методы телесно-ориентированной психотерапии
  • Медитативные техники

Базовые методы тренинга:

  • групповая дискуссия,
  • ситуационно-ролевые игры (
  • тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства,
  • медитативные и суггестивные (с целью научения самовнушению) техники.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

Групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников).

Классификация форм групповой дискуссии в тренинге:

  • структурированные дискуссии, в которых задается тема для обсуждения, четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу «мозговой атаки»),
  • неструктурированные дискуссии, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.
  • тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;
  • биографические дискуссии, ориентированные на прошлый опыт;
  • интеракционные дискуссии, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях.

И гровые методы – включают:

  • ситуационно-ролевые,
  • дидактические,
  • творческие,
  • организационно-деятельностные,
  • имитационные,
  • деловые игры.

Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. В определенном смысле к игровым методам можно отнести и работу с деструктивными играми в общении, проводимую в трансактном анализе Э. Берна.

Достоинство игровых методов в тренинге:

  • способ преодоления скованности и напряженности участников на первой стадии групповой работы, как условие безболезненного снятия «психологической защиты».
  • инструмент диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем.
  • интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.
  • создание условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством.
  • игра мощный психотерапевтический и психокоррекционный средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых метод в тренинговой работе .

Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу.

С помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное само восприятие.

Методы телесно-ориентированной психотерапии (основатель — В. Райх (I960). Три основные подгруппы приемов:

  • работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза),
  • чувственное осознание,
  • нервно-мышечная релаксация,
  • восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

Медитативные техники — используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.

На первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.

Некоторые из специалистов используют на тренингах трассовую суггестию — «погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Комплекс суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза), тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер (высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем -8-10 дней по 18-20 часов)».

Возможен вред участникам группы — неосторожное или злонамеренное внушение, любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низко квалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим.

Отсюда — высокие требования предъявляются к специалисту, берущему на себя ответственность организовывать тренинговый процесс.

Важным является скрупулезно продуманное составление тренинговой программы с учетом всех возможных последствий применения того или иного метода.

Особенности подбора упражнений;

Для успешной работы очень важно правильно подобрать упраж- нение и своевременно его использовать. Несвоевременное исполь- зование упражнений, например предполагающих физический кон-

такт или прикосновение к системе ценностей человека в группе, где участники недостаточно раскрепощены и открыты, может привес- ти к повышению напряженности, возникновению дискомфорта и закрытию участников.

Для выбора каждого последующего упражнения необходимо определить:

1. С чем вы хотите работать:

а) характеристиками группы как объекта;

б) индивидуальными особенности участников.

2. Какие изменения вы хотите произвести?

3. Используя какие упражнения, вы можете произвести эти изме-

4. Насколько группа будет готова к выполнению данного упражнения?

5. Как можно подготовить группу к выполнению данного упражнения?

6. Какой будет получен материал (результат) для продвижения груп-

пы в содержательном плане после выполнения процедуры?

7. Что вы будете делать с этим результатом?

При подборе упражнений и других тренинговых процедур веду-

щему следует учитывать, насколько они интересны ему лично, со-

ответствуют его стилю и манере ведения группы. Тренер должен чувствовать и понимать психотехническую наполненность упраж-

нения и программы занятия в целом. Только в этом случае он мо- жет работать уверенно и свободно импровизировать, внося в ис- пользуемые им упражнения собственное, присущее только ему со-

держательное и эмоциональное наполнение. Можно сказать, что именно в этом обнаруживается авторство тренера, его индивиду- альность и неповторимость, в том числе при использовании упраж- нений не собственной разработки.

Организация и проведение тренинга включает в себя следующие эта- пы: проведение процедуры знакомства; работу с ожиданиями участ- ников, формирование норм и правил в группе, завершение тренинго- вых процедур, проведение дебрифинга, организация обратной связи в

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы этапы построения содержательной работы в тренинге?

2. Что составляет алгоритм организации тренинга?

3. Каковы этапы работы с заявленной проблемой в тренинге?

4. Перечислите формы организации тренинговых занятий.

5. Каковы принципы планирования программы тренинга?

6. Что включает в себя принцип поэтапности развития группы?

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте процедуру проведения тренинга, раскрывая каж-

2. Какие ритуалы в группе, способствующие её успешности, дол-

3. Определите приоритетность каждого этапа работы в социально-

4. Проведите анализ форм организации тренинговых занятий, оце-

нив каждую из них.

5. Разработайте программу тренинга, учитывая все требования к его

организации и подготовки.

6. Какие методики, способствуют усилению эффективности работы

Основная:

Список литературы

1. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.:

2. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.; «Ось-89», 2000.

3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Из-

дательство «Речь», 2007. – 256 с.

4. Ли Дэвид. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2001.

5. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Ака-

6. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. – М.:

ИНФРА-М, 2001. – С.289.

7. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. –

8. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб.: Пи-

Дополнительная:

1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения,

игры. – СПб, 1996. – С.10.

2. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.

Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред.

Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2001.

Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.:

Социально-психологический тренинг профессионального общения

сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие / Под об-

щей редакцией М.И. Марьина. – Казань, 2003.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector