Prg67.ru

Онлайн вебинары
42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модерация в тренинге

Модерация и фасилитация.

Раньше между этими понятиями действительно была разница.

Модерация возникла как способ сбора общественного мнения в ситуации, когда стандартные опросы не помогали.

Т.е. первично это был инструмент, позволяющий узнать точку зрения каждого и отобразить ее визуально.

Фасилитация – дословно «вспомоществование». Помощь группе или индивиду в достижении большей продуктивности или скорости деятельности.

В настоящее время модерация и фасилитация, на наш взгляд, объединились, что привело к формированию универсальной технологии, позволяющей решать самые разнообразные задачи.

Модерация/ фасилитация – это помощь группе в принятии решения с помощью определенных технологий управления процессом обсуждения.

Они предполагают использование одинакового, либо очень близкого инструментария, и направлены на мотивацию участников, обеспечение их максимальной включенности и вовлеченности, формирование у группы ответственности за достижение итоговых договоренностей и их последующую реализацию.

Модерационная/ фасилитационная сессия – это отлично организованная и структурированная встреча, где ее ведущий (модератор/ фасилитатор) проводит группу через серию заранее подготовленных шагов, с помощью которых участники обязательно достигают результата, созданного, понятого, принятого каждым из них.

При этом крайне важно, что ведущий такого процесса сохраняет абсолютную нейтральность и не имеет возможности влиять на содержательную составляющую. Ведущий (фасилитатор или модератор) является ответственным за процесс, т.е. правила, регламент и т.д. и формат результата (план, стратегия, ценности и пр.) Содержание всегда дает группа.

Модератор, фасилитатор или тренер?

Теперь, когда мы определились с тем, что в современном мире модерация и фасилитация по сути своей являются одним и тем же, говорить о разнице между фасилитатором и модератором не стоит.

Фасилитатор/ модератор — это профессионал, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента. Фасилитатор позволяет участникам сессии сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Фасилитатор превращает процесс коммуникации в удобный и лёгкий. Он помогает понять общую цель, поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели. Для группы фасилитатор – это:

  1. Мотиватор – формирует среду и «зажигает» участников
  2. Ведущий – знает весь путь группы «от и до» и помогает пройти его максимально эффективно
  3. Генератор вопросов – помогает группе достичь максимальной эффективности в каждой дискуссии
  4. Строитель мостов – помогает достичь консенсуса там, где участники не видят такой возможности
  5. Ясновидящий – диагностирует, либо предугадывает малейшие признаки усталости, «выключенности» и помогает группе вернуться в рабочее состояние
  6. Миротворец – помогает группе преодолевать конфликтные ситуации
  7. Ценитель – признает вклад группы, поощряет прогресс при самом малом его наличии, ценит достигнутый группой результат.

Отдельно стоит поговорить о том, кто такой тренер.

Прежде всего, важно понять, что фасилитация и тренинг служат для достижения различных целей.

Цель фасилитации — помочь группе прийти к результату, опираясь на собственный опыт участников.

Цель тренинга –создать базу для формирования того или иного навыка, передать знания и опыт участникам, научить применять полученную информацию на практике.

Тренер, в отличие от фасилитатора или модератора ВСЕГДА отвечает и за процесс и за содержание. Но главное отличие тренера от фасилитатора заключается в том, что тренер ДОЛЖЕН обладать экспертизой в той области, в которой он проводит обучение. И он ИМЕЕТ ПРАВО на трансляцию этой экспертизы группе.

Вместе с тем, в процессе работы тренер может принимать разные роли. Если уровень знаний и опыта участников минимален, то тренер становится для них учителем/ преподавателем. Если же группа обладает высоким уровнем знаний, то тренер может переходить в роль фасилитатора, помогая участникам аккумулировать свои знания и выработать общее решение того или иного вопроса.

Проиллюстрировать изменение роли тренера можно так:

Метод тренинга: модерация. Примеры модерации к тренингам продаж

Общее понятие модерации – это наиболее полное вовлечение участников коммуникаций в рабочей процесс.

Метод универсальный, подходит к любым темам тренингов. Особенно, хорошо, тем, что может использоваться как “палочка – выручалочка”, когда вдруг время осталось, или какой — то форс – мажор. Может служить способом урегулирования спорного вопроса в группе. Для него не нужны прописанные инструкции, как к ролевым играм.

Тренер должен просто знать ключевые точки, проблемные места, для того чтобы создать инструкцию для модерации.

В бизнес – тренинге метод модерации помогает выработать одно информационное поле, новое понятие с едиными, понятными для всех критериями.

  • Группой нарабатывается и создается единый “объем понятий”. Что значительно упрощает процесс коммуникации.
  • Модерация позволяет наглядно показать, как происходит и разворачивается мыслительный процесс.
  • То что участники создавали сами, не вызывает у них сопротивления. На глазах рождаются классификации и группы, которые потом будут использованы для последующей работы в тренинге.

Данный метод повышает групповую динамику ; необходимо ограничивать время (10-15 мин), оповещать участников, сколько времени осталось до окончания работы. Важно, чтобы тренер, управлял энергией во время упражнения, громко четко говорил,задавал вопросы, поддерживал выступающих, а также систематизировал наработанное всеми группами, у тренера должен быть “рояль в кустах”, какой то приготовленный вывод, резюме. Закончить работу необходимо общим выводом по вопросу.

Ошибки: неясная инструкция (размытые критерии задания), растянутое время исполнения

Общий ход модерации:

Тренер дает задание, ставит проблему. Например: “напишите факторы, влияющие на продажи”, предлагает в группах решить эту задачу – то есть вспомнить, придумать и собрать все мнения по этому вопросу.

1 шаг: участники делятся на группы, каждой группе дается набор карточек. ПРАВИЛО: одна карточка – одна идея.

2 шаг: участники в течении 10-15 минут работают над выполнением задания.

3 шаг: от каждой группы выход участник, читает и приклеивает на флип — чарт карточки. В это время другие участники в группах внимательно слушают, и убирают карточки, с подобными идеями (мыслями). Таким образом, по шагу, подобно “снежному кому” формируется единое информационное поле. Все участники чувствуют себя причастными к созданию понятия или описанию проблемы.

Читать еще:  Тренинг с пояснениями

Что бы участникам не было обидно, что они написали идеи- карточки, но другая группа, которая раньше выступала, уже огласила их идеи, я предлагаю поднимать руки, если есть похожая (идентичная) карточка. Чтоб было понятно, что труд участников тренер увидел.

4 шаг: тренер сам (или просит участников) структурирует карточки по группам. Вместе, группа и тренер придумывает название для этих групп. В итоге должна получиться некая структура, “скелет” для заполнения последующим теоретическим материалом.

ТЕХНИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ (материалы для модерации):

1) Самый популярный материал – это пачка стикеров (листки с клейкими краями.)

Плюсы — удобно, компактно, быстро.

Минусы – слишком мелкие записи. Участникам не видно, что написано на стикере, не видно общей картины понятий. Кроме того, они часто отлетают, и обратно их уже не приклеишь.

Пример модерации на стикерах — записи не очень видны. Зато быстро наклеиваются. И бывают разной геометрической формы.

Европейский вариант, как я его называю (подсмотрела у коллег во время учебы в Будапеште).

2) Картонные карточки и “липучка”. В Венгрии мои коллеги использовали специальные цветные карточки для модераций. В Москве я таких не нашла, поэтому купила в “Комусе” аналогичный вариант, называется “Разделительные полоски”. Карточки из плотного картона, разве что с дырками, но это ничего. Можно конечно и самим сделать карточки, просто разрезав картон.

Кстати подойдет и блок для записей.

Для наклеивания этих карточек необходима “липучка” (Kores Сum Fix, BLU TACK). Похожа на пластилин, но многоразового использования. Kores Gum Fix можно купить в том же “Комусе” (или другом магазине канцелярских товаров), или BLU TACK говорят еще бывает в OBI, LEROY MERLIN, в отделе красок. Нашла альтернативу “липучкам”: магнитная лента.

Тренер наклеивает карточки на липучку. И получается и красиво, и наглядно, а главное видно ЧТО НАПИСАНО!

Примеры заданий модераций для тренинг продаж:

  • “Вспомните и напишите типы трудных клиентов”. Вывод на классификацию трудных клиентов, совместно с участниками.
  • “Вспомните и напишите конкурентные преимущества компании”. Вывод на преимущества компании (товары, бренд, клиенториентированность, сервис). Тренер отмечает, какие группы преимущества участники ясно осознают, а что осталось без внимания.
  • “Запишите все факторы, от которых, на ваш взгляд зависит успех продажи”. Вывод на объективные и субъективные факторы, тренер акцентирует внимание на субъективные факторы, то есть на те, которые менеджер по продажам сможет влиять.
  • “Вспомните и напишите барьеры при установлении контакта по телефону”. Вывод на внутренние барьеры менеджера (страх, боязнь отказа) и внешние — прохождение секретарского барьера, снятие сопротивления Лиц Принимающих Решения.

Модерация и визуализация в тренинге

Умение правильно проводить и организовывать модерацию – одна из ключевых составляющих профессионализма современного тренера. А использование техник визуализации делает процесс обучения более результативным.

В преддверии мастер-класса «Модерация и визуализация как методы повышения эффективности и эффектности тренинга», который состоится 30-31 мая в Киевском Институте Тренинга, Леонид Богданов – ведущий и автор, поделился секретами успешного применения этих методов.

Дайте, пожалуйста, определение понятию модерация

Довольно сложно найти четкое определение, которое бы полностью раскрывало суть этого метода. Скорее, я буду говорить о его особенности. Модерация – это метод обучения, который способствует оптимизации идей, мнений, взглядов и видений участников. С помощью модерации тренер как бы «достает» из участников их мнения и взгляды по определенному вопросу. Что немаловажно, это происходит в комфортных для участников условиях. Один из инструментов модерации – это правильно заданный вопрос, ответом на который является решение той или иной задачи или проблемы обучения.

С помощью определенной процедуры, разнородные мнения структурируются в целостную картину, на основе которой, участники находят наиболее оптимальное решение. Таким образом, участники самостоятельно справляются с проблемой, которая до этого казалась очень сложной, и неразрешимой. Задача тренера в этой ситуации правильно организовать процесс обмена
мнениями и идеями участников группы.

Является ли визуализация одной их техник модерации?

Визуализация может быть одним из приемов модерации. Точнее, визуализация способствует тому, чтобы модерация проходила более эффективно.
С одной стороны, если говорить о тренере, одним из его умений является визуализация информации, к примеру, на флипчарте. Это способствует тому, что тренинг становится более зрелищным. С другой стороны, визуализация, это в том числе метод, при помощи которого, участники могут визуализировать свои мнения и идеи в виде определенных образов и метафор.

Какими навыками и умениями должен обладать тренер, чтобы эффективно использовать эти методы?

В первую очередь, тренер должен быть психологически настроен на то, что он работает с модерацией. Его задача сделать так, чтобы участники группы самостоятельно прошли определенный процесс обучения, и пришли к результату. В этом заключается отличие модерации от других методов. С помощью модерации тренер должен организовать процесс обучения и климат в группе таким образом, чтобы участники обучались друг у друга. Без модератора или тренера, владеющего навыками модерации, создать такую среду очень сложно.

Если говорить о других методах, роль тренера в этом случае, несколько иная — к примеру, на мини-лекциях, тренер является субъектом обучения, давая участникам определенную информацию. Но при этом может быть полезным до мини-лекции или после ее проведения организовать процесс модерации, т.к. для тренера важно, с чем участники выйдут из его тренинга, смогут ли они принять и присвоить то, чему мы обучаем в тренинге. Исследования показывают, что участники в повседневной работе эффективней используют те знания, в процессе получения которых они непосредственно участвовали, чем те, которые они получили без своего вклада.

Читать еще:  Тренинги по социокультурной коммуникации

Модерация – это способ организации процесса обучения таким образом, чтобы участники самостоятельно пришли к определенным знаниям. Но не всегда такой подход может быть наиболее эффективным. Он, возможно, не даст эффекта, если у участников группы нет базовых навыков и опыта в теме обучения. Но как показывает практика, правильно организованная модерация имеет эффект даже в такой ситуации. Кроме того, участники лучше воспринимают новую информацию после предварительного процесса модерации.

В каких случаях модерация более эффективна, а в каких – менее?

Если рассматривать цикл обучения, то модерация более эффективна на этапе создания определенного концепта тренинга, когда нужно создать и внести какую-то модель поведения. К примеру, в коммуникативном тренинге это может быть модель поведения партнерской беседы. Модерация помогает ввести и адаптировать заданные концепты, а также помогает создать технологическую карту действий, на основе которой участники используют определенные техники и приемы.

Если говорить о визуализации, в каких случаях наиболее эффективно применение этой техники?

Если говорить с позиции тренера, визуализация эффективна на каждом этапе обучения. Информация воспринимается лучше, если она не только произносится вслух, но и передается с помощью образов и картинок. Но только в том случае, если делать это профессионально. Ведь профессионализм тренера должен проявляться в каждой детали. Тренер может красиво говорить, но когда он непрофессионально или неуместно изображает сказанное на флипчарте, участники могут испытывать диссонанс в восприятии услышанного и увиденного. Поэтому задача тренера – уметь работать с образами и картинками, и делать это красиво и вовремя. Ощущение эстетики и красоты должно проявляться в тренинге в каждой детали. Визуализация делает работу тренера более яркой и зрелищной.

Помимо того, что визуализация – это инструмент работы тренера, она является также одним из методов обучения. Визуализация включает в работу в большей степени правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение. Участники могут не иметь четкой структуры действий, но если они с помощью тренера представят это в виде образной метафоры, это поможет им получить доступ к верному решению, а далее – к четкому плану действий. Доказано, если человек использует и правое и левое полушарие – обучение проходит эффективней

Каковы основные правила проведения модерации?

Самое важное – тренер не должен озвучивать и навязывать свое мнение, он должен способствовать тому, чтобы участники высказывали свое. Мысли каждого участника важны, вне зависимости от его статуса, позиции, или от того, насколько красиво он их высказывает. Все, что говорит тренер или участник должно быть визуализировано на модерационной доске. В модерации очень важно технологично работать на каждом ее этапе, для того чтобы сохранить динамику обсуждения, и получить наиболее оптимальные ответы от участников группы. Важно организовывать обсуждение таким образом, чтобы в случае конфликта, он имел содержательный выход, а не привел к эмоциональному напряжению в группе. Тренер или модератор должен уметь использовать широкий набор инструментов для повышения эффективности процесса. Эти правила являются наиболее важными.

Какие ошибки чаще всего допускают тренеры при модерации?

Бывает, что тренер очень активно включается в процесс обсуждения и начинает им управлять. Поступая таким образом он не дает участникам возможности самостоятельно находить решение, присваивая его себе. Намного эффективней будет дождаться пока участники сами к нему придут.
В модерации есть четкие этапы, технология проведения. Если тренер владеет этим методом недостаточно профессионально, то может возникнуть ситуация, когда участники активно взаимодействуют и участвуют в процессе, а результат оказывается не самым оптимальным. Это может произойти при несоблюдении технологических этапов модерации или неточности использования техник и приемов.

В модерации очень важно управлять групповой динамикой. Бывает, что самые разговорчивые и наиболее доминирующие участники могут захватить власть в обсуждении, а это негативно сказывается на результатах обучения.
Модерация – это красивый и зрелищный инструмент. Но если непрофессионально его использовать, его красота и зрелищность блекнет.

А если говорить о визуализации, какие подводные камни могут быть в использовании этой техники?

Визуализация активизирует творческий процесс поиска решения. Так как участники привыкли в большей степени выражать свои мысли словами или письменно, первоначально такой метод может вызвать сопротивление, с которым тренеру нужно уметь правильно работать. Сопротивление участников обычно связанно с первичным страхом делать то, чего они не делают в повседневной жизни. Тренер должен помочь преодолеть этот страх, и тогда процесс визуализации станет для участников не только увлекательным занятием, но и эффективно скажется на результатах обучения. При этом важно, так как и при модерации, чтобы такое позитивное сотворчество участников имело практические решения, которые потом вливаются в общий концепт тренинга.

Для всех ли участников могут быть применимы эти методы?

Не существует противопоказаний для применения этих техник. В реальности очень многое зависит от тренера, и от его умений.
Модерация и визуализация – возможно, не самые оптимальные методы обучения с точки зрения затрат времени и усилий. Перед тренером всегда стоит задача подобрать наиболее правильный способ достижения целей обучения. В каких-то случаях более эффективным будет проведение деловой или ролевой игры, в каких-то мини-лекций, а для других – модерация.
Вопрос в другом — может ли современный тренер обходиться без навыков организации модерируемого общения и быть максимально эффективным? Думаю, что нет. С моей точки зрения, умение организовать модерируемое общение в процессе обучения является ключевой компетенцией современного тренера, особенно при проведении тренинга в бизнес-контексте.

Освоение метода модерации в управлении и тренингах

С каждым годом российские компании все чаще прибегают к зарубежным методикам ведения бизнеса. Основная роль ложится на плечи управленцев. Как же построить работу в отделе наиболее продуктивно, как добиться максимальных результатов на собраниях и заседаниях, как выявить скрытые способности новых сотрудников? Эти вопросы помогает решить метод модерации.

Читать еще:  Тренинг на целеполагание

Что такое метод модерации, технологии модерации

Метод модерации – современная западно-европейская технология проведения стратегических и аналитических сессий, рабочих групп, совещаний, тренингов.

Кому пригодится метод модерации

Данная методика относится к фасилитационным технологиям и полезна в работе руководителей, менеджеров проектов, HR-ов, бизнес — тренеров, коучей.

Цели модерации

В основе технологии метода модерации лежит использование специальных инструментов и техник, помогающих создать процесс свободной коммуникации и интерактивного общения. Метод модерации направлен на раскрытие внутреннего потенциала специалиста. В командном взаимодействии каждый участник сможет почувствовать свой вклад в формировании решений и принять индивидуальную ответственность за их реализацию.

Задачи модерации

Основная задача модерации организовать эффективную коммуникацию в группе для коллективного обсуждения и решения задач.

Технология модерации в управлении

Модерация в управлении — это культура дискуссий и принятия решений в ситуациях, где требуется привлечение широких ресурсов для обсуждения проблем или задач, а также их взаимодействие на стадии реализации принятых решений.

Технология модерации в тренингах

Использование технологии модерации в тренингах позволяет опираться на опыт участников. Обмен мнениями, практическими знаниями и профессиональными убеждениями направляют работника на принятие грамотного решения.

Что Вы получите

С помощью метода модерации вы четко и в короткие сроки приведете группу к решению конкретных задач, объедините участников, побудите их к совместной выработке путей решения проблемы. И — что всегда важно для бизнеса – перенесете найденное решение на практическую платформу.

Из чего состоит тренинг «метод модерации или ключ к успешному бизнесу»

1 день:

  • Показательный мастер-класс
  • Работа «внутри» процесса модерации – конкретный пример со всеми необходимыми этапами: от установочного, до конечно-результативного
  • История модерации как метода
  • Позитивный эффект модерации

2 день:

Обсуждение практики первого дня:

  • С какой целью делались данные рабочие шаги?
  • Почему процесс был организован именно таким образом?
  • Как еще можно было организовать эту работу?
  • К каким результатам пришли?
  • Использование модерации в стратегических сессиях, тренингах, совещаниях, дискуссиях.
  • Требования и правила модерации
  • Шаги модерации: от установочного этапа до результата
  • Инструментарий модерации: специальная постановка вопросов и задач, перекрестные таблицы, рейтинги и пр.
  • Аналитика в процессе
  • Роль модератора
  • Необходимое материально-техническое оснащение: что когда использовать и где приобрести

3 день:

  • Практика: разработка собственного плана модерации и проведение блока
  • Обсуждение и советы по усовершенствованию: корректировки, новые идеи, обратная связь от коллег и тренера
  • Оценка с точки зрения «затраты – эффективность»

Узнайте о датах ближайших тренингов на освоение методов и технологий модерации в управлении и обучении персонала по телефону офиса Бюро «Акцент» в Москве +7 (495) 212-91-70

Консалтинговая группа Донских

Модерация и фасилитация стратегических сессий и совещаний

Модерация и фасилитация – два метода для управления дискуссией, позволяющие сделать еженедельные рабочие совещания, стратегические сессии и даже мозговые штурмы более эффективными. Модерация и фасилитация могут обеспечить прорыв в делах, мыслях и идеях.

Используя инструменты модерации и фасилитации, дающие возможность направлять обсуждение, можно более качественно и результативно спланировать и провести корпоративное совещание, конференцию, стратегическую, креативную или проблемную сессию.

В чем отличие модерации от фасилитации?

Очень часто между словами “модерация и фасилитация” ставят знак равенства. И это не случайно. Внешне эти два процесса группового обсуждения очень схожи. И модератор, и фасилитатор не должны влиять на конечный продукт обсуждения и навязывать свое мнение. И оба эти метода используют практически один и тот же инструментарий.

Отличие же модерации заключается в том, что она больше носит скорее сопроводительный, процессный характер. Задача модератора — помогать группе, предлагая различные инструменты. Задача фасилитатора — помогать группе прийти к принятию согласованного решения.

Где можно использовать модерацию?

Модерацию как метод группового обсуждения можно применять при проведении:

    • собраний и совещаний;
    • пресс-конференций и круглых столов;
    • форсайт сессий;
    • конференций (без необходимости принятия решений).

Где можно использовать фасилитацию?

Фасилитация (от англ. facilitate — помогать) — форма работы с группой для выработки решения повышенной сложности, либо повышенной важности. Ее можно применять при проведении:

    • креативных совещаний, направленных на выработку новых решений и подходов;
    • разрешении конфликтов и разногласий;
    • стратегических сессий, направленных на прогнозирование и разработку.

С помощью фасилитации можно решать следующие производственные и бизнес-задачи:

    • разработка стратегии, постановка целей и их декомпозиция;
    • разработка основных элементов корпоративной культуры;
    • обсуждение структуры компании и внесение необходимых изменений;
    • принятие маркетинговых решений;
    • обсуждение внутренних процессов и проектов компании;
    • проведение любых проблемных совещаний и т.п.

Как правило, модерация и фасилитация проводится с привлечением внешнего специалиста . Помимо того, что внешний консультант хорошо владеет методикой проведения группового обсуждения, он еще и занимает независимую экспертную позицию относительно компании.

Кроме того, профессиональный модератор или фасилитатор может грамотно управлять групповой динамикой, помогая избежать затягивания или, наоборот, слишком поспешного разрешения вопросов, предотвращения конфликтных ситуаций, бурного и неконструктивного обсуждения.

Опытные модераторы и фасилитаторы в состоянии справится и с такой сложностью, как подготовленность и мотивированность самих участников. Сопротивление некоторых участников, негативизм, обесценивание результатов, отказ соблюдать правила и алгоритмы — все это решаемо.

Например, у нас есть опыт сопровождения рабочих совещаний руководителей компаний, посвященных обсуждению итогов года, разработке системы взаимодействия структурных подразделений компании, презентации новых проектов. Процессу подготовки участников к таким совещаниям мы уделяем много внимания, вплоть до того, что развиваем навыки выступления и презентации у ключевых спикеров.

Помимо улучшения качественных показателей работы сотрудников компании, модерация и фасилитация повлияли и психологический климат в коллективе. Можно было наблюдать возросшую вовлеченность сотрудников в жизнь компании и командообразующий эффект.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector