Prg67.ru

Онлайн вебинары
175 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программирование и планирование хода проекта

Предпроектный этап

1.5. Программирование и планирование хода проекта

Первоначально сформулированные в ходе проектирования образ или цель требуют для их реализации дальнейшего представления в виде системы задач и перечня процедур. Они осуществляются в логике «проект — прогноз — план». Прогноз включает в себя формирование представления об изменении ситуации (объекта); характере перспектив развития тенденций, ликвидации белых пятен, перенос опыта в других условиях. Это дает возможность выси троить логику изменений (обоснование этапности, стадийности реализации проекта).

К этому моменту у каждого из участников проекта накапливается достаточный материал, чтобы самоопределиться в целях, задачах, объеме, видах, формах своего непосредственного вклада в совместную деятельность. Поэтому с помощью приемов декомпозиции проблем и целей можно представить предварительную картину будущего «ветвления» активности. В режиме групповых обсуждений и регламентированных дискуссий осуществляются следующие действия:

· теоретическое моделирование методов и средств решения поставленных задач, позволяющих при заданных исходных данных и условиях получить оптимальный результат;

· оценка условий реализации проекта по срокам с учетом необходимых ограничений и затрат;

· детальная разработка этапов решения конкретных задач проектирования;

· анализ вариантов решения проблемы, выбор наиболее приемлемых из них, исходя из конкретных условий проектирования;

· систематизация и обобщение полученных результатов;

· объединение, насколько это можно, имеющихся вариантов решения;

· конструирование предполагаемого результата.

Далее проектная деятельность развивается на уровне составления программы (плана). Представление о необходимых действиях по реализации педагогического замысла, будучи непременным условием успешности проектной деятельности, связано с понятиями программирования и планирования. Программирование предполагает создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного. Планирование связано с разработкой плана достижения поставленных целей и носит стратегический характер, поскольку в динамичном процессе проектирования систематически будет осуществляться его детализация

Программа — особый вид проекта, выполняющий в первую очередь конструктивную (конструирующую) функцию, когда приоритетным становится выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования. В структуру программы входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования. К числу наиболее распространенных в учреждениях образования типов программ относятся:

· программа деятельности (руководителя, педагога, детского коллектива, подразделения, учреждения) на год;

· программа развития (подразделения, учреждения, объединения, коллектива) на год и более;

· программы деятельности по конкретным направлениям (программа работы с кадрами, программа исследовательской деятельности, воспитательной деятельности и т.д.).

Программы всех типов следует отличать от планов. Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. План — это документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Независимо от типа и вида, времени и содержания деятельности план выполняет следующие функции:

1. направляющую, которая определяет сферу деятельности: план отражает содержательные границы работы, указывает предмет, конкретные направления и виды педагогической деятельности;

2. прогнозирующую: хотя план и не призван детально излагать желаемый результат, но косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;

3. координирующую, или организаторскую (она может быть основной функцией плана): план, с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом, а с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, определяет место и время, т.е. содержит ответы на вопросы: кто, что, когда и где должен делать.

4. контрольную (фиксирующую выполнение задач): во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию оставленных целей; во-вторых, по окончании работы легко проверить, насколько план соответствовал действительности. В этом смысле его качество в определенной мере свидетельствует о профессиональной компетентности педагога;

5. репродуктивную (воспроизводящую): через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Выделяют несколько типов планирования: стратегическое, структурно-содержательное и содержательно-организационное.

Структурно-содержательный план представляет собой краткий перечень содержания, отражающий его объем, тематические блоки и порядок изложения (или реализации содержания), т.е. его структуру. В зависимости от содержания можно определить виды плана: план письменной (опубликованной) работы (сочинения, статьи, книги и т.д.) отражает структуру содержания произведения, порядок его изложения; сценарный план — краткое изложение содержания сценария по смысловым блокам; учебный план (учреждения образования или структурного подразделения) — перечень учебных дисциплин, отражающий содержание образовательного процесса и выстроенный по тематическим блокам отдельно для каждой возрастной категории или ступени обучения; учебно-тематический план — перечень тем, выстроенный в логике постепенного усложнения, отражающий объем учебного курса и порядок изложения, преподавания содержания. Форма этих планов, как правило, произвольна и носит описательно-констатирующий характер.

Стратегическое планирование дает возможность сформулировать долгосрочные приоритеты, связанные с проектированием, и способствует целенаправленным изменениям действительности. Обычно ведущие цели стратегического плана определяются не только разработкой общего контура развития объекта на некоторый временной период, но и осмыслением и пересмотром главных направлений деятельности.

Организационное планирование обеспечивает комплексный подход к управлению ходом проекта. Цель организационного плана — обозначить способы решения определенной задачи в максимально короткий срок. На этом этапе необходимо показать, что решений может быть множество, следовательно, целесообразным становится сопоставление проектных предложений.

Организационный план определяет заранее намеченный объем содержания и систему действий для его реализации, предусматривающую порядок и сроки выполнения работ. Он отвечает на вопросы: что делать, кто делает, с кем во взаимосвязи, когда, где, в какой последовательности?

По разным параметрам можно выделить следующие виды организационного плана.

По охвату содержания (масштабу планируемой деятельности):

· комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах (план воспитательной работы, план работы педагога дополнительного образования с детским коллективом);

· тематический план: планируется одно направление или вид деятельности (план работы с родителями, план массовой деятельности в учреждении дополнительного образования);

· предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело (план конференции, план занятия, план подготовки и проведения мероприятия и т.д.).

По продолжительности планируемого периода:

· долгосрочный (перспективный) план на длительный период времени (план работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов на два года);

· этапный (периодический) план на среднюю перспективу: планируется определенный этап деятельности (план на четверть, полугодие);

· краткосрочный план на ближайшую перспективу (план работы на месяц, на неделю, на декаду);

· оперативный план конкретных ближайших действий (план дня).

Перечисленные виды планов взаимосвязаны, каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.

В зависимости от субъекта планирования:

· индивидуальный план составляет один человек;

· коллективный план разрабатывает коллектив, творческая группа.

В плане (программе) реализации проекта отражены контуры того пути, который должен быть пройден его участниками. Однако проектная деятельность предполагает постоянную коррекцию действий на основе обратной связи, сопоставления первоначального замысла и промежуточных результатов реального продвижения к цели.

Замышляя проект, необходимо учитывать имеющиеся ресурсы (человеческие, финансовые, материальные), которые чаще всего бывают весьма ограниченными. Определение технологического ресурса проектирования требует составления перечня необходимых базовых знаний, умений, навыков, опыта теоретической и практической деятельности, который может понадобиться для реализации проекта. Личностный ресурс проектирования составляют характеристики мышления, поведения, общения людей, непосредственно занятых в проекте. Его успех во многом зависит от сформированности таких качеств, как субъектность и креативность, от уровня развития коммуникативной и рефлексивной культуры.

Для осуществления планирования необходимы разбивка на операции всей проектной процедуры и рассмотрение возможностей комплексного (методологического, теоретического, технологического, программно-методического, кадрового, ресурсного) обеспечения по каждому из этапов.

Природа проектной деятельности требует определенных форм ее нормирования. Одной из таких форм является планирование. Оно предполагает мысленную разбивку всей проектной процедуры на отдельные этапы и рассмотрение возможностей комплексного (методологического, теоретического, технологического, программно-методического, кадрового, ресурсного) обеспечения каждого из них. При этом могут быть использованы самые разные, жесткие и гибкие, схемы регламентации проектных действий и установления обратной связи.

По мере развертывания во времени и в пространстве логики проектной деятельности первоначальный замысел будет постоянно конкретизироваться на уровне образа цели и образа результата. В соответствии с этим уточняется план совместных действий, задающий структуру проектной деятельности.

Завершает предпроектный этап процедура публичного представления проекта. Широко понимаемое педагогическое требование наглядности применительно к проектированию предполагает не только непосредственное включение человека в обнаружение проблемы, но и последующее доказательное представление ее другим людям (социализация). Представление замысла может быть иллюстрировано с помощью рисунка, чертежа, словесного описания принципов деятельности. Полезно сформулировать требования к форме представления проекта.

Выбор формата проекта.

Лекция 2.

Тема: Методология проектирования в соц.- пед. деятельности (2 часа)

План лекции:

1. Основные идеи и стратегии проектирования в социальной сфере

2. Принципы, замыслы и задачи проектирования

3. Этапы проектирования

П роектирование мы рассматриваем как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта.

Проектирование для нас с вами является средством развития личности и способно развивать личностные структуры человека за счёт динамики ценностей, норм, установок.

В основе проектирования как способа познания и преобразования действительности можно выделить следующие идеи: идея опережения , перспективы ; « разности потенциалов » между актуальным состоянием предмета проектирования и желаемым; идея пошаговости (поэтапного приближения «потребного будущего»); совместности , объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования ; идея « разветвляющейся активности » участников .

Читать еще:  Язык программирования ruby

Проектирование в области образования, как мы уже говорили, относится к социальной сфере и направлено на усовершенствование человеческой природы и отношений.

Говоря о социально-педагогическом проектировании, можно выделить две основные стратегии:

1. адаптация к социальной среде и ее условиям (своеобразный способ ответа педагогов на социальные вызовы образованию)

2. усовершенствование или преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями и убеждениями.

В методологии проектирования выделяют различные подходы к организации проектирования как процедуры.

Одни учёные (Дж. ван Гиг) применительно к проектированию социальных систем выделяют три фазы:

— формирование стратегии и предварительное планирование;

— реализация, анализ результатов и коррекция.

Другие (В.М. Шепель) в цикле проектирования видит пять этапов: 1.разработка теоретически обоснованной концепции проекта;

2. разработка процедур реализации:

3.разработка пакета инструментария для каждого этапа;

4. создание критериев замера и методов определения результатов реализации замысла;

5. разработка условий и защиты прав человека.

Третьи (Н.А. Масюкова) выделяют в проектировании такие шаги, как:

1. диагностика реальности (проведение исследований);

2. формирование (актуализация) смыслов, целей преобразования действительности;

3. создание образа результата;

4. поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);

5. обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;

6. комплексная экспертиза результатов проекта.

Четвёртые (Е. С. Заир-Бек) связывают логику педагогического проектирования с такими этапами, как

— определение замысла проекта;

— разработка моделей действия (стратегия);

— планирование реальных стратегий на уровне задач и условий реализации; — организация обратной связи; оценка процесса;

— оценка и анализ результатов;

Мы с вами рассмотрим наиболее усреднённый вариант методологии проектной деятельности, чтобы иметь представление о наиболее традиционных, классических этапах процедуры проектирования.

Итак – принципы проектной деятельности. Они – основа методологии проектирования.

Под принципами понимают наиболее общие регулятивы, определяющие нормы проектной процедуры.

1. Принцип прогностичности – он ориентирован на будущее состояние объекта проектирования.

2. принцип пошаговости – он предполагает построение каждого будущего шага процедуры проектирования на основе предыдущего (постепенный переход от замысла к новому виду объекта).

3. принцип нормирования – требует обязательности прохождения всех этапов проекта

4. принцип обратной связи – предполагает анализ после каждого этапа процедуры и её коррекцию по мере необходимости

5. принцип продуктивности – ориентирует на прикладную значимость проекта, на результативность

6. принцип культурной аналогии – указывает на соответствие проекта культурным и этичным требованиям.

Теперь – основные этапы проектирования:

1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).

2. Этап реализации проекта.

3. Рефлексивный этап.

4. Послепроектный этап.

Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.

ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ЭТАП

ЕГО ЗАДАЧА — создать предпосылки для успешности проектирования и его обеспечения. Этот этап включает такие процедуры, как: диагностика, проблематизация, целеполагание, концептуализация, форматирование проекта, его предварительная социализация.

Рассмотрим их особенности.

Диагностика ситуации

Любая проектная деятельность имеет свою точку отсчета. Обычно это момент рождения основной идеи или замысла проекта.

Акт проектирования стимулируется неким «знанием о несовершенстве» той или иной области действительности, той или иной ситуации. Поэтому начала проектной деятельности обязательно включают предварительное изучение окружающего мира или личности. Для того, чтобы начинать некие целенаправленные изменения в педагогической действительности, необходимо выяснить:

1. что именно нас не устраивает в окружающем мире, в природной или социальной среде, в людях, наконец, в самих себе;

2. какие образовательные (педагогические, социальные, иные) возможности и ресурсы имеются в наличии для внесения желательных изменений;

3. каковы могут быть последствия вмешательства в существующее положение вещей.

Иными словами, необходима всесторонняя диагностика социально-образовательной ситуации.Она служит основным источником рождения проектного замысла.

Проектный замысел обеспечивает:

— возможность диагностики реальной ситуации, ее количественной и качественной оценки;

— выделение «болевых точек» в развитии проблемы;

— экспериментальное подтверждение социальной необходимости (потребности) в создании проекта;

— введение проектных ограничений: целевых, временных, финансовых, ресурсных;

— построение надежной аргументации для принятия решения о начале проекта и привлечении партнеров.

Полученные данные могут подтвердить уже известные предположения и укрепить их; выявить некие парадоксальные моменты и показать проблему с неожиданной стороны; дать совершенно новую информацию.

1.2. Проблематизация – здесь формулируется проблемное поле.

Процедура проблематизации предполагает обнаружение новой проблемы.

Важно правильно сформулировать проблему. Это означает ясное осознание и предъявление в формулировке, сделанной на языке профессиональных терминов, природы и формы существования того или иного противоречия.

Таким образом, процедура проблематизации включает действия по выявлению проблем, их формулировке, систематизации и иерархизации.

1.3. Концептуализация – здесь идет разработка стратегии и принципов проектирования; выявляется структура проектируемого объекта; определяются характеристики нового объекта в целом и отдельных его элементов; уточняются цели и формулируются задачи проектирования; выбираются критерии оценки успешности проектной деятельности.

В ходе концептуализации происходит выбор участниками проектной позиции из имеющихся различных подходов и точек зрения, которые предварительно подвергаются критическому анализу.

Полезно на этапе концептуализации прогнозировать «сопротивление материала» и среды.Иначе говоря, того воздействия и противодействия, которое неизбежно возникнет по ходу осуществления проекта. Источниками такого сопротивления могут стать предполагаемые пользователи проектных продуктов, обитатели среды, воспринимающие происходящие изменения под влиянием устоявшихся взглядов и принятого уклада жизни; конкурирующие социально-педагогические и образовательные системы.

Важнейшей педагогической задачей при организации процедуры концептуализации является создание предпосылок для дальнейшего развития, оформления и правильной постановки целей. Цели, как предполагаемые идеальные результаты, должны быть конкретны, реальны и направлены на разрешение противоречий (проблем).

Для этого важно представлять:

· границы и уровень собственной компетентности в рамках целей проекта;

· необходимые приоритеты развития проекта и себя как его участника;

· сильные стороны личного опыта, на которые можно будет опереться;

· области своих возможных затруднений в проекте.

После конкретизации целей разрабатывается стратегия проектной деятельности,определяющая общую направленность и характер достижения цели.

Выбор формата проекта.

Формат проекта — своеобразный способ ограничения (нормирования) проектной деятельности через определение ее границ и масштаба. Обоснованный выбор формата включает в себя определение времени, пространства, контекста проекта, круга его участников и других необходимых параметров. Их число может варьироваться в зависимости от педагогической ситуации и целей проектирования.

Пространство проектирования может быть внешним, внутренним, межличностным (межсубъектным).

Пространство проектирования обычно сужается уже на предпроектном этапе. Вначале оно выглядит, как «куда глаза глядят» или «пойди туда, не знаю куда». Но постепенно рамки проекта конкретизируются через введение целевых, финансовых, ресурсных, временных ограничений.

В итоге возникает представление о некоем проектном поле.

1.5. Программирование и планирование хода проекта

Они осуществляются в логике «проект — прогноз — план».

Программированиепредполагает создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного. Планированиесвязано с разработкой плана достижения поставленных целей и носит стратегический характер.

Программа — особый вид проекта, она выполняет конструирующую функцию.

В структуру программы входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования.

Программа отличается от плана. Предназначение плана — упорядочить соц.- педагогическую деятельность. План это документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

Завершает предпроектный этап процедура публичного представления проекта. Представление замысла может быть иллюстрировано с помощью рисунка, чертежа, словесного описания деятельности.

Планирование и контроль развития проекта. Цикл управления проектом

Планы и планирование

При обсуждении концептуальной базы проекта мы говорили о том, что направляющей силой, ведущей проект к достижению цели, является общий план проекта. Рассмотрение его как метода проектной деятельности указывает на его другой аспект: регламенты и соглашения о том, как предполагается достигать цели. Однако если цели определены нечетко, если они меняются под воздействием внешних обстоятельств, то можно ли говорить о планах вообще? Не будем оригинальными в цитировании, но еще раз вспомним об Эйзенхауэре, который говорил: «Готовясь к драке, я всегда обнаруживал, что все планы совершенно бесполезны. А вот без планирования просто не обойтись» [45]. Иными словами, планирование как род деятельности — это то, без чего любой сложный процесс, скорее всего, превратится в хаос. Точки зрения на планирование, представленные разными методологиями, отличаются очень сильно.

Для последовательного проекта план исходит из того, что каждый из этапов жизненного цикла программного обеспечения в принципе может быть выполнен полностью, поставляя результаты для следующего этапа. Поэтому задачи, которые требуется решать на каждом этапе, диктуются сразу всеми задачами проекта. Именно эту позицию называют монументальностью последовательных проектов [24]. Такие проекты могут претендовать на успех только в том случае, если можно предсказать, какое развитие будет иметь данная разработка. Иными словами, речь идет о предсказуемых проектах.

Для итеративных проектов план рассматривается по -другому: установка на полное выполнение каждого из этапов жизненного цикла действует только в пределах фиксированной для итерации задачи. Задачи последующих итераций учитываются лишь как возможные перспективы. Отсюда планированию работ итерации предшествует отбор требований и сценариев, которые должны быть решены на этой итерации. Точки зрения на критерии отбора и на оставляемые для реализации на других итерациях задачи разделяют подходы, которые относятся к методологиям итеративного развития проектов. Практически все сходятся лишь в том, что в качестве текущих задач должны быть выбраны те, решение которых реализует наиболее актуальные для пользователей сценарии. В остальном же взгляды расходятся, что вполне объяснимо спецификой позиций разработчиков по отношению к предсказуемости развития проектов.

Читать еще:  Приложения для изучения программирования на андроид

Консервативная позиция итеративного направления предписывает требование создания на текущей итерации базы для последующего развития. Иными словами, нужно планировать к реализации еще и те средства, которые потребуется использовать в будущем, а реализацию отобранных сценариев строить таким образом, чтобы она допускала развитие без переписывания кода. Эта позиция во многом мотивирована осуществимостью ее поддержки объектно-ориентированными средствами программирования и проектирования. Разрабатываются специальные приемы проектирования, использование которых способствует независимости частей системы и, как следствие, простоте наращивания без переделок [10]. Если рассмотреть консервативную позицию по существу, то становится понятно, что она, как и в случае последовательных проектов , ориентируется на предсказуемое развитие и, как последовательные методологии, является монументальной.

Радикальная позиция итеративного направления представлена в рамках методологического направления быстрого развития программных проектов, в частности в случае экстремального программирования . Здесь вовсе не пытаются заглядывать вперед, далее задачи текущей итерации, которая определяется исключительно актуальностью реализуемых сценариев для пользователей. Вместо планирования как процесса, диктуемого внешней постановкой проектного задания, используется так называемая игра в планирование, в ходе которой разработчики и заказчики в диалоге определяют, что можно реализовать в ближайшей версии системы. Все остальное отбрасывается, и работы ведутся так, как будто они в любой момент могут быть направлены по совершенно непредсказуемому пути.

Последовательный и экстремальный подходы — это две крайние позиции по отношению к планам . Реальность такова, что обе эти позиции следует считать идеализацией . Первая обыкновенно нарушается, причем не только в связи с ошибками этапов, предшествующих текущим работам. Вторая не может не рассчитывать на гипотезы о продолжении, о том, как проект будет развиваться, и разработчики всегда готовятся ко всем возможным поворотам. Перспективному планированию экстремальное программирование отдает должное, но в этом подходе изменение плана считается нормой и на деле оно постоянно происходит. Это не значит, что с появлением новой актуальной для реализации пользовательской истории или со сменой приоритетов кто-то переписывает некий документ, утверждает его, производит другие «ритуальные» бюрократические манипуляции. Корректируется представление работников о перспективах, а как и когда оно материализуется — другой вопрос.

По сути дела, главная причина различий отношений к планам проекта — различия гипотез о степени изменчивости и непредсказуемости требований.

Мы придерживаемся отношения к планам , которое исходит из разбиения проекта на две части: ближайшую и перспективные задачи . Для ближайшей задачи неопределенность развития должна быть сведена к минимуму, пусть даже за счет ошибочных предположений о перспективах. Следовательно, планирование решения ближайшей задачи не только возможно, но и целесообразно. Для перспективных задач должна быть определена стратегия, которую мы не хотим считать жестко фиксированной. При такой установке последовательное и экстремальное развитие проектов смыкаются: различия только в масштабе ближайшей задачи проекта и в отношении к одинаково неопределенной гипотезе о продолжении. В первом случае любое продолжение есть новый проект, а во втором имеется в виду настолько широкий спектр продолжений, что ориентация на какое-либо из них считается бессмысленной.

Все итеративные методологии укладываются в эту схему, если принять, что при определении ближайшей задачи часть требований сознательно откладывается до последующих итераций. Скорее всего, но совсем необязательно, эта часть будет реализовываться в дальнейшем среди других требований, которые, возможно, появятся в течение развития проекта. И опять крайние позиции смыкаются: для последовательных проектов откладываемая часть требований считается пустой (ничто не откладывается), а для быстрых — это требования, которые не удовлетворили критерию пользовательской актуальности, понимаемой строго на момент выбора реализуемых сценариев.

Для большинства методологий считается, что основой планирования программной разработки является принятая для проекта модель жизненного цикла . Как правило, выполняемые работы укладываются в основные (общие для выбранной методологии) этапы. Конкретные проекты чаще всего требуют введения в планы дополнительных этапов и контрольных точек, которые отражают начало и завершение важных или ответственных работ , события, существенные для проекта. Конкретизация схемы жизненного цикла — это первоочередная работа по составлению планов проекта. И уже на этом уровне видно, что выполнение ее для большинства основных этапов зависит от результатов предыдущих этапов. Наглядный пример тому — невозможность конкретного планирования этапа программирования без проведения архитектурных работ , определяющих декомпозицию системы, которая служит базой для выставления заданий разработчикам подсистем. Зависимость работ , выполняемых в ходе развития проекта, требует своих методов преодоления трудностей конкретизации планов . На уровне первичного планирования это принцип подмены конкретных проектных заданий стратегическими установками, которые уточняются, когда для этого появляется информация .

Положения о связи планирования с жизненным циклом сформировались в традиционных методологиях, и, может быть, по этой причине они, как и все традиционное планирование, отвергаются быстрыми подходами. В то же время, с учетом различий типов жизненных циклов быстрых и традиционных методологий, эти связи сохраняются, хотя и приобретают некоторую специфику. Так конкретизация схемы жизненного цикла для быстрых подходов для долгосрочной перспективы оказывается планом релизов. С этого, как и при традиционном подходе, начинается планирование, а точнее — ориентировочное прогнозирование проекта, без которого просто немыслимо получить заказ. Последовательная зависимость итераций друг от друга в этом подходе, безусловно, предполагается, хотя не ей, а другим критериям (актуальности для пользователя) отдается предпочтение при распределении работ по итерациям. Есть место и оценкам плана : априорным, до его выполнения, когда разработчики договариваются с заказчиком о том, что из пользовательских историй и за какие сроки они будут реализовывать на предстоящей итерации, и апостериорным, одна их целей которых — корректировка предположений о процессе на основании полученного опыта.

Отдельного рассмотрения требует понятие контрольной точки , играющее важную роль в традиционном планировании. Разумеется, для метода ведения проекта, когда каждая планируемая итерация занимает от одной до трех недель, специальных контрольных точек , отличных от начала и завершения итерации, не нужно. К тому же локализованный в этих точках контроль и при традиционном подходе эффективен только тогда, когда он выявляет отклонения траектории от планируемой. Только в этом случае необходимы воздействия, которые и оправдывают смысл контрольных мероприятий . Но отклонение могло произойти еще до контроля , а значит, для своевременного воздействия момент упущен. В то же время контроль сроков выполнения заданий необходим для того, чтобы постоянно вносить коррективы в развивающийся план . Вслед за Беком и Фаулером мы придерживаемся позиции, согласно которой перенос сроков следует считать чрезвычайной ситуацией (см. раздел » Управление рисками » лекции 16). Если корректировка необходима, то лучше производить ее по объемам работ , запланированных к контрольной точке . Но выявлять нарождающуюся необходимость корректировки нужно всегда как можно раньше. Отсюда следует, что при любой методологии требуется постоянное текущее наблюдение за ходом развития этапа проекта. А для задач, решаемых в контрольных точках , разумно оставить лишь оценку соответствия планируемых и полученных результатов, на основе которого корректируется план . Если угодно, это можно считать корректировкой целевой области и траектории планировочной деятельности.

Мы намеренно изложили эти рекомендации без привязки к какой бы то ни было методологии. В самом деле, они действительно не зависят даже от методологической стратегии и указывают на целесообразность принципа выяснения отклонений и быстрой корректировки (см. лекцию 5), лишь слегка его конкретизируя. Дальнейшая конкретизация того, как осуществлять текущее наблюдение , безусловно, необходима, но это уже зависит от выбранной для проекта методики.

Для методологий, предполагающих организацию производства как процесс, допускающий внешнее отслеживание, общий план развития проекта как сумма планов процессов ( по -нашему — деятельностей, реализующих производственные функции ), которые должны осуществляться в ходе выполнения проектной деятельности в целом, является обязательным, документально оформленным руководством разработчиков. Его корректировка допускается, но весьма регламентированная: в контрольных точках (заранее спланированных!) и в ходе откликов на риски. Конечно, если в результате наблюдения выясняется, что текущий этап проекта не может быть выполнен до конца или запланированное выполнение не имеет смысла и что целесообразно изменить содержание проектных или этапных задач, то материалы для такой корректировки готовятся в момент выявления отклонения. Они согласуются с заказчиком, чтобы в контрольной точке ограничиться лишь юридическими аспектами и утверждением новых условий продолжения работ . Роль планирования ставится очень высоко, а потому общий план и его составляющие рассматриваются как главные документы проекта. Например, стандарт PMBOK [48, 49] из 39 процессов, которые он фиксирует в проектной деятельности , 18 процессов относит к группе планирования (см. лекцию 4). Последняя версия стандарта не требует обязательного составления всех этих планов , но должна сохраняться возможность доказать, что при выполнении проекта все обозначенные в них процессы должны быть предусмотрены.

Технологии планирования проектной деятельности

Планирование проектных работ – это четкий план действий всей компании и каждого отдельного сотрудника на определенный период, который за цель ставит развитие и расширение бизнеса. Проектирование представляет собой ряд мероприятий и сопроводительной документации, которая дает четкие определения каждого рассматриваемого сегмента отрасли: временных резервов, материальных затрат, эффективности и ликвидности всего предпринимательского направления.

Читать еще:  Программирование на юнити для начинающих

Цели, сущность и определение

Осуществление проекта буквально на всех стадиях потребует четких действий, скоординированного и последовательного плана. Система планирования управления проектами на первых этапах разрабатывается (в концептуальном смысле) руководителем, владельцем компании/бизнеса. На этапе разработки концепции развития проект-менеджером (или отделом по планам развития) во внимание берутся основные понятия и цели направления:

  • продолжительность всего плана реализации проекта;
  • протяженность каждого элемента;
  • объем необходимых ресурсов для достижения целей: финансовые возможности, трудовые резервы, запас времени;
  • объемы привлекаемых строительных или проектных организаций;
  • сроки поставки материалов, комплектующих, оборудования;
  • ликвидность проводимых мероприятий.

Главная задача и основообразующая цель планирования проектирования процессов в управлении – это составление модели для реализации бизнес-идеи в желаемой концепции.

Каждая процедура в осуществляемой деятельности имеет свое ответственное лицо, которое отвечает за выполнение поставленных задач в нужные сроки. В большинстве случаев, именно временные нормативы и их соблюдение оказывают фундаментальную роль во внедрении всех наиболее выгодных идей на данном промежутке времени. Поэтому основная роль отводится изучению временных сроков для реализации и прогноз ликвидности отрасли в будущем.

Основные стадии реализации планирования проектной деятельности

Любая проектная деятельность рассчитана на реализацию в определенном временном промежутке. Так, наиболее важным фактором для внедрения плана является учет ликвидности направления в будущем, его прибыльность и даже убыточность.

Цели и задачи планирования в обязательном порядке должны быть четкими, поскольку только в этом случае можно приступать к реализации следующего этапа – формирования характеристик проекта.

Однако весь процесс осуществления плана можно для удобства разделить на несколько стадий:

  • построение концепции, его целей;
  • определяется последовательность работ;
  • определяются ресурсы, которые необходимо будет задействовать;
  • описание проекта, его состава;
  • определение последовательности работ;
  • составляется основа проектного бюджета (смета);
  • компоновка всех результатов в один документ (бизнес/план);
  • реализация, воплощение плана;
  • просчет прибыльности по итогам реализуемого плана.

Результаты планирования представляют в виде графиков, сравнительных анализов, которые несут пирамидальную структуру с четкими действиями на каждом этапе его реализации.

7 принципов планирования проектной деятельности

Чтобы результат был результативным, важно при разработке и составлении планирования проектной деятельности учитывать 7 основных принципов.

Принцип №1: Целенаправленность

В основе планирования конкретного плана должна лежать главная цель: для чего необходимо внедрять каждый из этапов планирования, какая его задача, суть и необходимость.

Принцип №2: Системность

Системная созависимость каждого из сегмента внедряемого этапа. Поскольку планирование – это совокупность отдельных этапов, то важно определить не только задачи для каждого из них, но и обеспечить системность эффективного взаимодействия каждого элемента. Важно понимать, что невыполнение в одном элементе влечет «неполадки» во всей организации планирования.

Принцип №3: Комплексность

Применение разных методов в проектировании не должно оказывать влияние на связку каждого из элементов. Рассматривая такой принцип, важно учитывать индивидуальные особенности каждого направления, внедряя его на необходимом промежутке времени.

Принцип №4: Обеспеченность

Конечно же, основополагающий принцип для воплощения любых идей – это наличие необходимых ресурсов материального плана. Без финансирования реализовать любой, даже самый скромный проект не получится. Поэтому прежде чем принять решение о внедрении тех или иных планов, стоит изначально рассчитать материальное обеспечение, при необходимости – привлечь инвестора.

Принцип №5: Приоритетность

Как правило, такой принцип рассматривается в том случае, когда есть возможность воплощения нескольких разных по специфике направлений. Так, приоритетные цели определяют наиболее важные пункты, соответствующие принципам концепции развития отрасли или всего бизнеса.

Принцип №6: Безопасность

Прежде всего, данный принцип основан на материальной безопасности, то есть на просчете рисков, которые не дадут возможности воплотить все идеи в жизнь. Во внимание берутся не только финансовые аналитические исследования, но и прогноз рынка, анализ эффективности экспертного отдела.

Принцип №7: Время

Реализация конкретных идей наиболее выгодна в том случае, если существует спрос на предложение. Для реализации плана стоит учитывать примерное время, которое может потребоваться для внедрения принципов планирования.

Планирование процессов управления: структура

Структура реализации идей планирования представляет собой иерархическую цепочку взаимозаменяемых дисциплин, которые позволяют решать разнообразные организационные вопросы. Цель структуризации процессов планирования проектами:

  • формирование поэтапности реализуемых работ (график);
  • показывать результаты внедряемых этапов (эффективно, неэффективно);
  • установление контрольных точек развития и реализации проекта;
  • обеспечение всем сотрудникам и руководству проекта объективного понимания того, что нужно делать именно сейчас;
  • распределение зон ответственности;
  • составление понимания всех используемых ресурсов: трудовых, материальных, финансовых.

Структура проектирования во многом определяется целью. К примеру, при целях могут существовать совершенно разные требования: одно предприятие ставит за цель построить 10 домов по 15 этажей, а другая компания ставит за цель построить 10 домов по 10 этажей за 5 лет. Цели у обеих компаний разные, а потому и структура будет разниться и значительно отличаться друг от друга.

Структура проектной деятельности Еще одна схема

Краткий словарь понятий, характеризующих процесс планирования проекта:

  • ССО – структурная схема организации;
  • СРР – структура разбиения (распределения) работ;
  • СДР – структурная декомпозиция работ.

Структура в стандартном формате проекта планируемых работ:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • создание;
  • контроль и возможная коррекция действия на разных этапах;
  • презентация;
  • рефлексия.

Планируемый результат проектной деятельности может нести личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный, материальный характер.

Виды планирования проектной деятельности

Проектная деятельность, технология планирования и его структуризация также определяется видом данного рода деятельности. Так, по масштабам выделяют:

  • микропроекты (узкая форма реализации проекта индивидуальной инициативы, объёмы которого могут меняться);
  • малые проекты (инструменты реализации с малым трудовым и денежным ресурсом, не нуждаются в крупном финансировании);
  • мегапроекты (целевые программы, которые в основе несут взаимосвязь с несколькими малыми или средними проектами).

Виды проектной деятельности по срокам реализации:

  • краткосрочные;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные.

Продолжительность по времени краткосрочного проекта может быть от полугода до двух лет, в то время как долгосрочные планы реализуются до 15 лет. Реализованным считается тот проект, который достиг своей цели, до этого момент проектный план может корректироваться, пересматриваться концепция реализации.

Виды проектного планирования по типу финансирования (бюджетированной основы):

  • спонсорские;
  • кредитные или инвестируемые;
  • бюджетные;
  • благотворительные.

Выводы

Планирование и контроль управление проектами в любом из указанных видов осуществляется ответственными должностными лицами. В общем своем понимании, планирование проектной деятельности – это обязательная составляющая часть как развивающейся компании, так и бизнеса с ноля. Без данного пакета документации осуществить реализацию бизнеса на должном уровне не представляется возможным.

Планирование и ход реализации проекта

Изучение структуры и содержания этапов плана проекта. Основное назначение стратегического, концептуального, тактического и оперативного планов. Расчет сетевых моделей. Задачи календарного планирования. Управление процессом планирования на предприятии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Необходимость и принципы планирования

2. Процессы планирования

3. Цели, назначение и виды планов

4. План реализации проекта

5. Календарные планы

6. Управление процессом планирования

7. Регулирование хода реализации проекта

1. Необходимость и принципы планирования

Планирование — это беспрерывный процесс определения наилучшего способа достижения поставленных целей с учетом складывающейся обстановки.

В управлении проектом планирование занимает основное место, воплощая в себе организационные основы всего процесса реализации проекта.

Планирования являются наиболее важным процессом управления проектом, который определяет во времени всю деятельность по его осуществлению.

Логически планирование связано с другими важными процессами, такими, как организация, координация, контроль, анализ и регулирование. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их удовлетворения на основе выявления детального комплекса работ, определение эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для их выполнения, установление взаимодействия между организациями-участниками проекта.

Деятельность по разработке планов охватывает все этапы проектного цикла. Она начинается из участия проекта-менеджера в разработке концепции проекта, продолжается при выборе стратегических решений выполнения проекту и разработке его деталей, включая складывания контрактных предложений, заключение контрактов, выполнение работ, и заканчивается при завершении проекта.

На этапе планирования определяются все необходимые параметры реализации проекта — продолжительность (в целом, отдельных этапов и работ), потребности в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах, сроки поставки сырья, материалов, комплектующих и технологическое оснащение, сроки и объемы привлечения проектных, строительных и других организаций. Принятые решения должны обеспечить возможность реализации проекта в заданный срок с минимальной стоимостью, затратами ресурсов и при высоком качестве выполнения работ.

План сыграет роль модели действий и прогноза состояния проекта и его окружение. В процессе жизни проекта происходят изменения как внутри, так и вне ним. Поэтому ни один сначала составленный план не может быть выполнен в точности.

Так зачем же надо планирование проекта, если все изменяется? Дело в том, что в управлении проектом главным есть не выполнение плана, а эффективное достижение цели проекта. Поэтому основное назначение планирования состоит в беспрерывной поддержке «курса» развития проекта на пути к его успешному завершению.

В проекте необходимо планировать все то, что подлежит учету, контроля, анализу и регулированию. Это — прежде всего планирование функций управления проектами:

— управление предметной областью проекта;

— управление человеческими ресурсами;

— управление снабжением и контрактами.

Принципы планирования в проекте представлены в таблице.

К общим принципам планирования можно отнести следующие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector