Prg67.ru

Онлайн вебинары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программирование для гуманитариев

Как попасть в ИТ, если ты гуманитарий: истории из жизни

Работа не по специальности сама по себе не редкость. По данным опроса, проведенного Службой исследований HeadHunter, 41% соискателей, получивших высшее образование, работают сейчас не теми, на кого учились.

Не во всякую профессию попадешь без диплома. В медицину и юриспруденцию, например, даже не будешь пытаться. А в информационные технологии? Программистов-самоучек немало. Но со стороны кажется, что для того, чтобы освоиться в этой сфере, нужно быть хотя бы технарем, уж точно не гуманитарием. Вот истории тех, кто пришел в ИТ с гуманитарным набором знаний. Правда, есть большое но: у одной героини за плечами, кроме гуманитарного факультета, физико-математическая школа. Другая выучила в вузе японский язык — возможно, после этого Java уже не казался таким уж сложным (хотя сама она считает, что языковедение ей вряд ли помогло).

Востоковед-программист

Анастасия, Java-разработчик в банке

В школе какое-то время я увлекалась информатикой, но потом у нас поменяли учительницу, стало скучно — и я ушла в сторону литературы, истории. У меня, можно сказать, гуманитарная семья, никто всерьез и не думал о том, чтобы я получила техническое образование.

Я абсолютно не разочаровалась в своем выборе ни к моменту выпуска, ни сейчас. Считаю, что получила прекрасное гуманитарное образование (история, культура, искусство), еще и с изюминкой. Да, я совсем не уверена, что диплом когда-либо пригодится мне в дальнейшем в работе, но это были отличные четыре года, я ни о чем не жалею.

После выпуска я год проработала младшим координатором отдела химии в японской международной торговой компании. Это была, по сути, менеджерская работа, и там главное было знать японский язык. Отдел занимался поставками полиметилметакрилата, наноалмазов, удобрений, пленок и много чего еще. Честно говоря, до конца я там так и не перестала пугаться японских названий все новых химических терминов. По содержанию работа была скучнейшая (всякие бумажные и административные дела), при этом со стрессами. Через год я отчетливо поняла, что в жизни надо что-то менять. Это было в 2018 году.

Первичный отбор включал тесты на память, повторение комбинаций, поиск алгоритмов. Для того чтобы их пройти, мне хватило школьной углубленной информатики и алгебры. Потом еще четыре недели мы нон-стоп решали разные задачи. Каждый день утром нам выдавалось от 10 до 20 задач, в том числе на написание кода, и вечером следующего дня нужно было сдать решение. Еще были групповые проекты и экзамены. В итоге я прошла и окунулась в совершенно новую специальность.

Полгода в школе мы изучали язык программирования С (Си). Сейчас на нем уже мало что пишут, этот язык считается достаточно низкоуровневым, но обучение на нем дало мне хорошую стартовую базу, основы работы с памятью, алгоритмическую подготовку и так далее. Где-то за месяц до окончания школы я начала учить более востребованный язык Java. С минимальными знаниями в Java прошла отбор на стажировку в Сбербанк, где хорошо подтянула этот язык и через несколько месяцев попала в штат. Сейчас работаю в одном из ИТ-отделов Сбербанка.

Не думаю, что за полгода возможно стать высококлассным специалистом, но я получила действительно много навыков и знаний и сильно прокачалась.

Я думаю, было бы несколько притянуто за уши сказать, что именно востоковедение помогло мне погрузиться в новую специальность. Конечно, изучение японского — тренировка для мозга. Плюс мне помогли такие полученные в университете навыки, как упорство, понимание дедлайнов и так далее. Но все же программист больше нуждается в логике, понимании алгоритмов, умении выстроить архитектуру.

Я еще не решила, стоит ли мне для этого вновь становиться студентом или достаточно самостоятельного изучения и каких-то курсов. На второй бакалавриат я вряд ли уже пойду, магистратура же дает не базовые, а специфические углубленные знания в конкретной направленности, и поступать туда после гуманитарного бакалавриата будет очень непросто. Но я еще думаю над этим.

Когда коллеги узнают, что я пришла в программирование из совершенно другой сферы, реагируют по-разному, но в целом никакого шока и тем более дискриминации я не встречала. Смена специализации, так бывает.

Политолог и специалист техподдержки

Елена, специалист техподдержки в ИТ-компании:

В 10-м классе я понятия не имела, кем хочу стать и как зарабатывать деньги. Школа, в которой я училась, была с физико-математическим уклоном, базовая при НИУ ВШЭ, у нас было много углубленной информатики и физики. Родители хотели, чтобы я пошла в техническую область. Но позже я выиграла муниципальную олимпиаду по обществознанию и после этого решила, что будет проще поступить на какую-нибудь гуманитарную специальность.

У меня не было особой цели поступить на какую-то конкретную специальность, но я очень хотела именно в Вышку. Сдав определенный набор экзаменов, я стала смотреть, на какой профиль там прохожу по баллам. Оказалось, что прошла на философию в московскую Вышку и на прикладную политологию в Санкт-Петербурге. Выбор пал на политологию, так как мне хотелось переехать в Санкт-Петербург и учебный план там был более разносторонний, чем на философском.

Помимо, собственно, политологии, мы изучали менеджмент, углубленный английский, экономику, математическую статистику, методы качественные и количественные, что дало мне разностороннюю базу. Уже к третьему курсу я поняла, что работать по специальности не пойду, но в выборе вуза и направления не разочаровалась.

За два года работы там я сильно выросла как специалист, многому научилась сама, переняла опыт у коллег. Я бы не сказала, что в ту компанию высокий порог вхождения, всё зависит от конкретного человека. Любому давали возможность учиться и развиваться, твои возможности зависели только от тебя.

Мне кажется, мое университетское образование во многом помогает мне в работе. За время учебы я научилась правильно распределять свое время, грамотно формулировать мысли и хорошо выстраивать коммуникацию. Это очень важно, когда тебе человек задает вопрос. Сначала надо в уме разложить сложный ответ по полочкам, потом объяснить простым языком, чтобы донести до клиента суть.

Я знаю не так много людей, которые без профильного образования занимают в ИТ высокие должности, это все-таки довольно сложно, но прецеденты есть. Сейчас я работаю в Эстонии, и здесь к этому отношение немного другое. В моей компании очень много людей с узкоспециализированным образованием, и, когда я говорю о своем политологическом образовании, у многих возникает недоумение. Модель европейского высшего образования отличается от российской, и у студента есть больше времени подумать, где он хочет учиться, и больше возможностей брать разные курсы во время обучения в университете и формировать свой учебный план самому. Поэтому многие из них, как мне кажется, учились там, где им действительно было интересно.

Гуманитарий против: как я учила HTML и PHP

Программирование сейчас — это не просто модно. Это новая культура, религия и правила этикета. Если работаешь в Интернете и не знаешь элементарные вещи из HTML, то долго не проработаешь. Придётся или учить, или искать новую работу.

Курсы программирования представлены в огромном количестве и для всех: программирование для девушек, вёрстка для гуманитариев, Java для тех, кому за. и так далее. Почти каждый второй курс сообщает нам, что программировать — это просто и научиться этому может каждый. Кроме того, сейчас образование уходит в онлайн, когда ты учишься в своём темпе без чуткого дыхания за спиной. Поэтому я решила на себе проверить, насколько правдивы эти заявления и насколько эффективно онлайн-образование. И попытаться хоть немного разобраться в PHP и чуть глубже узнать HTML. О своих успехах и провалах я буду подробно рассказывать вам здесь, вероятно, кому-то это поможет. Ну или хотя бы вдохновит попробовать изучить то, что казалось непонятным и страшным.

Далеко на поиски курса идти не пришлось – их достаточно в разделе про ИТ на сайте Edumate. Мне оставалось выбрать самый простой и незатейливый. Получилось выбрать ещё и бесплатный от Geekbrains: PHP. Быстрый старт. Курс обещает пошагово показать, как создать свой блог с самым необходимым функционалом, и дать слушателям максимум практических навыков по освоению PHP.

Почему PHP? Честно, не знаю. Наверное, потому что я всегда могу обратиться за помощью к личному профессионалу, который объяснит, почему всё не работает.

Теперь немного вводных данных, чтобы читатель понимал, почему для меня это такой подвиг и чуть ли не попытка колонизировать Марс.

Я гуманитарий настолько, что задачи для 6 класса не решались мной ни в шестом, ни в седьмом классе, ни в институте, ни сейчас. На уроках информатики я соскакивала на «А давайте я вам тут нафотошоплю ко Дню Учителя» или «А может я газетку сделаю да статейку напишу?». Но иногда этого сделать не удавалось и примитивный BASIC вынимал из меня всю душу. Когда умные программисты пытались рассказать мне о том, что значат все эти символы на мониторе, я просто отключала внимание и мысленно считала пушистых котиков, отыгрывая на лице внимание и интерес. А принципы работы сайтов волновали меня всегда крайне мало, потому что в мои задачи входило думать про креатив и продвижение и вовремя включать grammar nazi. Именно это всё делало программирование для меня скучной и непостижимой задачей, а программистов маленькими богами в персональном раю. Но пришло время ставить эксперименты.

Читать еще:  Программирование на бейсике для начинающих

Первая дуэль

Субботним вечером я приступила к просмотру первого урока. Для начала нам показали, где скачать все необходимое для работы: XAMPP, Brackets и прочее нужное ПО, от которого мой уставший домашний ноутбук чуть не взорвался. Поэтому, если надумаете постигать программирование с онлайн-курсами, обзаведитесь нормальным компьютером. В противном случае, вам придётся минут 10 упиваться чаем, пока железяка загрузит всё нужное, установит, а потом ещё минут на 5 зависнет, чтобы открыть программу. Поверьте, скорость работы компьютера равна силе вашей мотивации 😉

Со второго урока мы уже приступили к созданию «макета» будущего блога и начали погружаться в основы HTML. Я честно повторяла за всем, что происходило на экране, пытаясь понять и построить логические цепочки между head, body и meta charset=. Коротенький урок в 7 минут, и у меня на экране уже целое HTML-дерево и примитивный протоблог. «Лед тронулся, господа присяжные заседатели»!

На третьем уроке мы разбирались с основами CSS. Мне до сих пор эта аббревиатура ни о чём не говорит. Но зачем это нужно, я всё же поняла. И именно здесь у меня всё пошло не так. Весь код начал светиться красным цветом, а на превью блога не менялось ничего. Я начала сверять, что же могло пойти не так, и по привычке проверяла грамматику написанных мною слов, забыв о том, что здесь не русский язык и совсем другая логика, и даже пунктуационные ошибки другие. Тут-то и понадобилась помощь со стороны. Пришлось под надзором и руководством разгребать всю свою кашу, разделяя её на блоки, чтобы понимать, что относится к h1 и где заканчивается footer. А корнем моих бед было то, что я просто забыла поставить / в конце нескольких тегов. Слэш, обычный слэш был напрочь проигнорирован моим сознанием! Но тут же был замечен преподавателем-программистом. В этот момент мне открылась истина: вот почему программисты такие!

Спустя 3 урока у меня получилось то, что получилось. Скрины прилагаются, можно полистать и почитать отрывок из классики, так сказать. Несмотря на ощущение, что в развитии я равна инфузории туфельке, желание продолжить дальше разбираться с блогом у меня не прошло. Пока заявление "программирование — это просто" по большей части оправдывает себя. Нужно лишь быть внимательнее и обращать внимание на непривычные вещи.

Итак, первые выводы:

  • Онлайн-курсы реально работают и могут научить того, кто действительно этого хочет.
  • Программирование требует внимательности и спокойствия. Английский, русский, украинский текст стерпят холерика с прыгающим вниманием, а программирование — нет. Даже HTML.
  • Бесплатные короткие курсы могут дать вам хорошее представление о том, что это такое, и попробовать на практике самому сделать простую вещь. Их задача — познакомить и дать направление.
  • Хорошо иметь в арсенале знатока, который поможет, подскажет, поправит. Если таковых нет, поможет преподаватель.

Если вам интересные мои дальнейшие отрицания, гнев, торг, депрессия принятие и, может даже успехи, то не забывайте заглядывать к нам в блог. Если все вышенаписанное вас вдохновило на поучиться, то заходите к нам и подбирайте себе курс по душе.

Программирование сейчас — это не просто модно. Это новая культура, религия и правила этикета. Если работаешь в Интернете и не знаешь элементарные вещи из HTML, то долго не проработаешь. Придётся или учить, или искать новую работу.

Курсы программирования представлены в огромном количестве и для всех: программирование для девушек, вёрстка для гуманитариев, Java для тех, кому за. и так далее. Почти каждый второй курс сообщает нам, что программировать — это просто и научиться этому может каждый. Кроме того, сейчас образование уходит в онлайн, когда ты учишься в своём темпе без чуткого дыхания за спиной. Поэтому я решила на себе проверить, насколько правдивы эти заявления и насколько эффективно онлайн-образование. И попытаться хоть немного разобраться в PHP и чуть глубже узнать HTML. О своих успехах и провалах я буду подробно рассказывать вам здесь, вероятно, кому-то это поможет. Ну или хотя бы вдохновит попробовать изучить то, что казалось непонятным и страшным.

Далеко на поиски курса идти не пришлось – их достаточно в разделе про ИТ на сайте Edumate. Мне оставалось выбрать самый простой и незатейливый. Получилось выбрать ещё и бесплатный от Geekbrains: PHP. Быстрый старт. Курс обещает пошагово показать, как создать свой блог с самым необходимым функционалом, и дать слушателям максимум практических навыков по освоению PHP.

Почему PHP? Честно, не знаю. Наверное, потому что я всегда могу обратиться за помощью к личному профессионалу, который объяснит, почему всё не работает.

Теперь немного вводных данных, чтобы читатель понимал, почему для меня это такой подвиг и чуть ли не попытка колонизировать Марс.

Я гуманитарий настолько, что задачи для 6 класса не решались мной ни в шестом, ни в седьмом классе, ни в институте, ни сейчас. На уроках информатики я соскакивала на «А давайте я вам тут нафотошоплю ко Дню Учителя» или «А может я газетку сделаю да статейку напишу?». Но иногда этого сделать не удавалось и примитивный BASIC вынимал из меня всю душу. Когда умные программисты пытались рассказать мне о том, что значат все эти символы на мониторе, я просто отключала внимание и мысленно считала пушистых котиков, отыгрывая на лице внимание и интерес. А принципы работы сайтов волновали меня всегда крайне мало, потому что в мои задачи входило думать про креатив и продвижение и вовремя включать grammar nazi. Именно это всё делало программирование для меня скучной и непостижимой задачей, а программистов маленькими богами в персональном раю. Но пришло время ставить эксперименты.

Первая дуэль

Субботним вечером я приступила к просмотру первого урока. Для начала нам показали, где скачать все необходимое для работы: XAMPP, Brackets и прочее нужное ПО, от которого мой уставший домашний ноутбук чуть не взорвался. Поэтому, если надумаете постигать программирование с онлайн-курсами, обзаведитесь нормальным компьютером. В противном случае, вам придётся минут 10 упиваться чаем, пока железяка загрузит всё нужное, установит, а потом ещё минут на 5 зависнет, чтобы открыть программу. Поверьте, скорость работы компьютера равна силе вашей мотивации 😉

Со второго урока мы уже приступили к созданию «макета» будущего блога и начали погружаться в основы HTML. Я честно повторяла за всем, что происходило на экране, пытаясь понять и построить логические цепочки между head, body и meta charset=. Коротенький урок в 7 минут, и у меня на экране уже целое HTML-дерево и примитивный протоблог. «Лед тронулся, господа присяжные заседатели»!

На третьем уроке мы разбирались с основами CSS. Мне до сих пор эта аббревиатура ни о чём не говорит. Но зачем это нужно, я всё же поняла. И именно здесь у меня всё пошло не так. Весь код начал светиться красным цветом, а на превью блога не менялось ничего. Я начала сверять, что же могло пойти не так, и по привычке проверяла грамматику написанных мною слов, забыв о том, что здесь не русский язык и совсем другая логика, и даже пунктуационные ошибки другие. Тут-то и понадобилась помощь со стороны. Пришлось под надзором и руководством разгребать всю свою кашу, разделяя её на блоки, чтобы понимать, что относится к h1 и где заканчивается footer. А корнем моих бед было то, что я просто забыла поставить / в конце нескольких тегов. Слэш, обычный слэш был напрочь проигнорирован моим сознанием! Но тут же был замечен преподавателем-программистом. В этот момент мне открылась истина: вот почему программисты такие!

Спустя 3 урока у меня получилось то, что получилось. Скрины прилагаются, можно полистать и почитать отрывок из классики, так сказать. Несмотря на ощущение, что в развитии я равна инфузории туфельке, желание продолжить дальше разбираться с блогом у меня не прошло. Пока заявление «программирование — это просто» по большей части оправдывает себя. Нужно лишь быть внимательнее и обращать внимание на непривычные вещи.

Итак, первые выводы:

  • Онлайн-курсы реально работают и могут научить того, кто действительно этого хочет.
  • Программирование требует внимательности и спокойствия. Английский, русский, украинский текст стерпят холерика с прыгающим вниманием, а программирование — нет. Даже HTML.
  • Бесплатные короткие курсы могут дать вам хорошее представление о том, что это такое, и попробовать на практике самому сделать простую вещь. Их задача — познакомить и дать направление.
  • Хорошо иметь в арсенале знатока, который поможет, подскажет, поправит. Если таковых нет, поможет преподаватель.
Читать еще:  Программирование html и css с нуля

Если вам интересные мои дальнейшие отрицания, гнев, торг, депрессия принятие и, может даже успехи, то не забывайте заглядывать к нам в блог. Если все вышенаписанное вас вдохновило на поучиться, то заходите к нам и подбирайте себе курс по душе.

Прокачиваем гуманитария до программиста: инструкция

Слово «гуманитарий» часто используется как своеобразное ругательство или даже уничижительное название болезни — некое редчайшее поражение мозга, мешающее получить работу, за исключением, конечно, воспетого мемами МакДоналдса.

Почти уверена, что большая часть представителей гуманитарных профессий уже стучит пальцами по клавиатуре, собираясь объяснить мне, например, почему лингвистика наука никак не гуманитарная, или рассказать про количество математики, необходимое для постижения философии (Виттгенштейн, в конце концов!).

Разумеется, все это странное предубеждение. Разумеется, это набор стереотипов, имеющих мало общего с действительностью. Само разделение наук на несколько неравных частей, из которых только две трети почему-то заслуживают уважения — довольно странно. В сущности, ученые, посвятившие себя теоретической математике, библиографии или изучению поведения колонии муравьев, играют в одну и ту же увлекательную, но несправедливо скупо оплачиваемую игру.

У меня нет желания углубляться во все это. Я здесь, чтобы рассказать, как направить себя, к чему быть готовым и какие ресурсы использовать, если вы увлеклись идеей программирования, но не знаете с чего начать и не уверены, сможете ли вы.

Для начала маленький спойлер: сможете.

Страх

Чаще всего, в разговорах со знакомыми о возможности заняться программированием, циркулирует один и тот же навязчивый страх, иррациональный в своей сути, но повторяющийся и заставляющих людей держаться подальше от достаточного увлекательного программирования. Его можно сформулировать так:

«Я не занималась(лся) математикой со времен старшей школы и до сих пор, но не могу сдержать глубокого отвращения при любом упоминании…»

На самом деле, вам нужна далеко не вся математика. Очень пригодится статистика, которая лежит в основе машинного обучения и всего современного анализа данных, а также чуть более сложная линейная алгебра. Но! Программирование настолько громадная и необъятная дисциплина, что программист вполне может обходиться без какой бы то ни было математики.

По своему принципу очень часто программирование напоминает изучение нового иностранного языка: ты просто заучиваешь правила, которым ты должен следовать, чтобы заставить программу делать то, что ты хочешь. (Так что если у вас хорошо с изучением языков, вы уже можете мотать к концу статьи и смотреть на ресурсы для обучения).

Веб-разработка, например, больше напоминает работу с конструктором (причудливой смеси блоков и пластилина), который не требует практически никаких знаний математики. А некоторые, используя WordPress, умудряются работать и хорошо зарабатывать, даже не используя особенного программирования как такового…

Преимущества гуманитарного прошлого

Одно из главных преимуществ гуманитарного бэкграунда — умение проводить научные исследования. Найдя проблему, гуманитарий не остановится на самом первом решении на StackOverflow (сайт, где программисты подсказывают друг другу).

Скорее всего, гуманитарий попытается добраться до сути и собрать материал вокруг — такова научно-исследовательская привычка. Это может занимать чуть больше времени, но позволяет писать более качественный код или лучше понимать альтернативы каждому решению.

Преимущество номер 2 мы уже упоминали: если вам приходилось работать с иностранными языками, то разобраться в синтаксисе и принципе работы компьютерного языка вам будет гораздо легче. Особенно это будет верно в случае лингвистов (на случай благородной ярости: я не приравниваю лингвистов к переводчикам, я просто имею в виду, что лингвисты хорошо разбираются в устройстве языка).

Ну и очевидный факт: если вы владеете английским, вы уже в очень выгодной позиции. Большая часть ресурсов на английском — не только образовательных, но и стипендий, соревнований, летних школ.

И конечно, у вас огромное преимущество, если вы хотите получить какие-то базовые программерские навыки для занятия так называемыми «цифровыми гуманитарными науками», Digital Humanities. Ведь вы уже свободно разбираетесь в предмете исследования. Писать про компьютерный анализ драмы легко, когда вы понимаете как драма устроена, писать про жанр волшебной сказки и автоматическое распознавание сюжетных ходов легче, если вы читали Проппа, и так далее.

С чего начать?

Многие начинают с Python — с одной стороны, это очень простой язык, с другой — невероятно популярный и потому хорошо описанный, снабженный дополнительными библиотеками на все случаи жизни (мы уже описывали, как с помощью Python собирать данные из ВК или сделать корпус из Twitter’а, как обкачивать HTML… а вообще Python может практически все, что вообще умеют компьютеры). Книг и онлайн-курсов для изучения языка — огромное множество. Но здесь работает та же логика, что и с изучением иностранного языка: лучше всего он учится в практике. Я бы порекомендовала выбрать себе какой-нибудь курс с интерактивными элементами (на Курсере, если вам нравится платить деньги, или на Udacity) и выбрать сайт с программистскими задачками, которые вы сможете постепенно решать по ходу роста вашего уровня.

Где учиться?

1. Какие курсы прослушать?

У Яндекса есть классный исчерпывающий список рекомендаций, что и как учить. Из-за большого объема в нем легко запутаться. Старайтесь выбрать что-то одно, а не пытаться освоить все одновременно (понимаю, это непросто).

2. Где практиковать программирование?

Для начинающих, владеющих английским языком, подойдет, например, Codewars. Можно выбрать язык программирования, уровень владения языка и сферу, в которой задачка будет. Например, если вы хотите заниматься Natural language processing (обработкой естественного языка), то вы можете брать задачи только в этой области и т.д. После того как вы решили одну из «кат» (так на японский манер называются задачки для кодеров), вы можете ознакомиться с альтернативными решениями — это бывает безумно полезно и позволяет найти собственный стиль.

Более высокий уровень требуется для участия и решения задач на Codeforces, на сайте постоянно проходят соревнования.

Если же вы хотите заниматься машинным обучением и предпочитаете сразу большие проекты, логичным вариантом станет Kaggle, идеальное место для того, чтобы учиться в процессе на реальных данных. Людей с хорошим рейтингом на Kaggle во многих местах принимают на работу без лишних разговоров.

Почему гуманитариям поздно идти в IT

Программисты получают все больше, журналисты все меньше. Раньше все поголовно мечтали быть юристами, теперь идут в айтишники. Руководитель аналитического подразделения по информационной безопасности ООО «ТСС» Илья Шарапов рассказал «Снобу», почему гуманитариям поздно менять профессию, даже если очень хочется

26 октября 2017 10:00

Н а днях увиделся с подругой — выпускницей философского факультета МГУ. Полгода пытается найти работу. Пошла в продавщицы магазина винтажных вещей — не понравилось, в книжном работать — скучно. Когда она сказала, что пошла учиться на программиста Python, я скептически усмехнулся, но смолчал. А надо было уже тогда отговорить. Россия — родина слонов, но не программистов: в сфере IT она катастрофически отстала от других стран, а последние перемены только увеличивают отставание.

Начнем с того, что в российских вузах не готовят программистов, таких направлений попросту нет. Есть курсы повышения квалификации, но сертификаты и дипломы, выданные там, в компаниях зачастую не котируются. При этом, будем откровенны, двухмесячное обучение в академии Google даст куда больше пользы, чем 4 года на университетском насесте — просто потому, что скорость устаревания знаний увеличилась. Кто вспомнит сейчас BASIC или Pascal? Сейчас в ходу другие языки: Python, Ruby, Go, c#, C++, PHP, JavaScript.

Во-вторых, труд программистов переоценен, но найти хороших специалистов очень трудно. В 2016 году в России работало около 400 тысяч программистов (в США — 4 млн, в Индии — 3 млн, в Китае — 2 млн). За последний год мы забраковали 200 кандидатов на должность программиста С++ под Linux и перестали удивляться чему бы то ни было.

Завидев сетевой стек, специалисты по железу тушевались, как школьник на выпускном. Когда программистов спрашивали, что такое API, они начинали вещать про ABI, это как если бы в Мадриде заговорили по-каталански. Были те, кто предлагал использовать спинлок вместо мьютекса в обработке прерывания. Это как если бы химик причислил сурьму к благородным газам.

В-третьих, происходит удивительная (и скрытая) утечка мозгов. Единственный россиянин из топ-5 лучших в мире программистов iOS работает на Apple, хоть и живет в Москве.

Если хотите переучиваться на программиста, будьте готовы: через три года работы у вас не будет

Читать еще:  Объективно ориентированное программирование c

Если вы соберетесь переучиваться на программиста, будьте готовы, что через 3–4 года работу у вас заберут сайты-шаблоны, где выложены необходимые коды в открытом доступе, или искусственный интеллект, который теперь тоже учат писать программы. Впрочем, ИИ угрожает не только программистам: 30% банковского персонала в ближайшие пять лет потеряют работу, потому что ее эффективнее и лучше смогут выполнять роботы и алгоритмы, полагает бывший глава финансового конгломерата Citigroup Викрам Пандит. Задуматься стоит и журналистам: бот Heliograf в газете The Washington Post зарекомендовал себя в написании коротких спортивных и политических новостей куда лучше, чем штатные корреспонденты. Другая причина — упрощение и шаблонизация многих решений. Например, сегодня не обязательно нанимать программиста для создания сайта компании: такие сервисы, как Wix или Tilda, понятны даже неспециалисту, да и Google создал приложение сайтов-визиток для малых и средних компаний.

Учитывая последние тренды на рынке IT, возникает вопрос: кто же действительно будет востребован в обозримом будущем?

Во-первых, специалисты по искусственному интеллекту и машинному обучению. Это направление перевернет все отрасли и направления экономики.

Во-вторых, инженеры, умеющие и паять, и программировать: развитие беспилотных технологий, интернета вещей, виртуальной реальности предполагает производство умного железа, а без инженеров это невозможно.

В-третьих, архитекторы, способные развернуть сложные частные и коммерческие системы: с момента установки сервера, роутера и компьютера и до загрузки всего необходимого ПО и поддержания работоспособности.

Наконец, специалисты по информационной безопасности. К 2019 году ущерб от киберпреступлений превысит 2 триллиона долларов (согласно данным исследования Juniper Research). В России количество преступлений, совершенных хакерами, с 2013 по 2016 год выросло в 6 раз. И это лишь первые ласточки: внедрение IoT обернется катастрофическим ростом атак и проникновений (если не верите — прочитайте эту статью). Но специалисты по ИБ — это не просто программисты: это люди, работающие на пограничных сферах — от инженерии до кодирования. (Впрочем, и здесь, в сфере ИБ, перед ИИ разворачиваются колоссальные возможности: машины способны анализировать инциденты в разы быстрее, чем люди.)

Не стремитесь в айтишники, лучше прокачайте навыки в смежной области

В общем, если вы получили гуманитарное образование, не стремитесь сменить профиль и стать программистом — в этом вы вряд ли преуспеете. Лучше прокачайте ваши навыки в смежной с IT областью, и здесь вам помогут образовательные курсы Coursera, Stepik, Codecademy, а для более глубокого погружения — лекции MIT или Стэнфорда.

В моей практике встречались люди, которые уходили из IT в маркетинг, банки, юриспруденцию — и преуспели. Этому способствовали понимание современных технологий и тенденций, технический склад ума и «алгоритмизация» процессов работы. Они становились высококлассными маркетологами, понимающими алгоритмы работы ИИ. Юристами, специализирующимися на выводе IT-стартапов на международный рынок. Или брокерами, детально разбирающимися в работе бирж.

А если гуманитарий осваивает IT, он становится очередным бездарным разработчиком сайта.

Гуманитарщина: почему программистов-гуманитариев становится всё больше и это совсем не плохо

Никита Широбоков
Никита Широбоков
Получайте новые статьи на e‑mail

Пишем о будущем, технологиях и стартапах

Люди считают, что программисты — такие суровые ребята, у которых за плечами мехмат, несколько высших образований и годы хардкодинга на каком-нибудь языке, который больше похож на китайский, чем сам китайский. Ещё думают, что они молчаливы, неопрятны и толсты. Короче, это бред.

6-летние дети пишут приложения для iOS, 45-летние подкачанные мужики-гуманитарии менее чем за полгода становятся junior-разработчиками, а через пару лет — хорошими профессионалами.

Чтобы полностью избавиться от предрассудков, давайте на время отложим скептицизм и открытыми глазами посмотрим на программирование в 2016-м.

Hello World!

Много лет назад программное обеспечение было уделом исследовательских институтов и корпораций. Компьютеры тогда выполняли функцию очень продвинутых калькуляторов — посчитать, рассчитать, обработать данные… Пользователями были инженеры, аналитики, учёные. Поэтому для программиста было важно владеть математикой, физикой и кучей других дисциплин.

Языки программирования были универсальны: их разрабатывали близкими к машинному коду, что позволяло не перегружать маломощные компьютеры.

Вот пример машинного кода, который рассчитывает значение числа-n в ряде Фибоначчи:

А вот популярный язык того времени — Ассемблер. Та же функция на нём:

Тут не только нужно уметь писать код, но и врубаться в задачу. И вот в это мрачное время суровых математиков внезапно приходит эра персональных компьютеров.

Трудности перевода

Когда компьютер стал привычным элементом быта, ему нашлась масса применений. Это и просмотр фильмов, и прослушивание музыки, и домашняя бухгалтерия, и рисовалка, и ещё много чего другого.

Задачи программистов начали смещаться — если раньше их заказчики хотели рассчитать число Пи с точностью до 10 миллионов знаков, то теперь требовалось сделать просто удобный календарь с заметками.

Появились языки более высокого уровня — писать на них программы уже могли люди без инженерного образования, но всё ещё сурового технического склада ума.

Возьмём ту же историю с рядом Фибоначчи. Вот решение задачи на языке С:

Обратите внимание, что если вы знаете английский и немного математику, то уже сможете разобраться в происходящем. По крайней мере, вы поймёте, что будет на выходе.

А ещё начал расти спрос на программистов. Стало ясно — чтобы затащить специалистов в эту профессию, нужно облегчить им вход. В том числе поэтому новые языки старались сделать максимально удобными.

Джобсконда

Новый этап сближения гуманитариев и программирования произошёл с появлением iPhone. Когда выяснилось, что смартфоны покорят мир, открылся новый рынок сбыта для программистов. Apple, понимая, что приложения для iPhone создают невероятную ценность для компании, направила кучу денег на популяризацию программирования. Одним из шагов этой кампании стало появление языка Swift — очень простого инструмента для создания мобильных приложений.

С другой стороны, сами разработчики всерьёз озаботились рабочим комфортом — поскольку надобность в инженерных функциях для массового рынка практически отпала, языки серьёзно очеловечили.

Например, язык Ruby, который стал одним из пионеров доступной разработки, с каждой версией становится всё логичнее и проще для понимания.

Просто посмотрите на кусок кода на Ruby:

Программирование теперь похоже на составление кулинарного рецепта: возьми то, нарежь так, положи туда… Вот мы и дошли до важной точки — рецепт может составить каждый, написать программу — тоже.

Реальный опыт

Смотрите, это Тимофей. Он прошёл курс по Ruby в #tceh. Ему 11 лет. У него нет ни инженерного образования, ни знания вузовской математики. Но зато у него есть большое желание творить. Сейчас Тимофей бегло пишет программы на Ruby.

А это Максим, тоже с курса по Ruby. Он запускает стартапы. Раньше ему требовалось искать программиста, чтобы сделать прототип. Теперь он делает их сам — быстро и качественно. А ещё Максим по образованию руководитель народного хора. Шах и мат, неверующие в гуманитариев.

Примеров много. А вот что говорит Алексей Поимцев — руководитель студии веб-разработки Progress Engine и преподаватель курса по Ruby, который стартует в #tceh в середине мая:

«Когда я нанимаю программиста, мне плевать, что и когда он заканчивал. Хоть виолончелист, хоть сварщик, хоть танкист. Главное — чтобы человек был нормальный, хотел учиться и задачи решал. Поэтому у меня редко возникает негатив от заказчиков — мои люди приходят и делают так, чтобы было хорошо для бизнеса».

Учить программирование в 2016-м, всё равно что учить английский — практика, усердие и всё получится. И неважно, что у вас за плечами.

Критика гуманитариев

Противники появления программистов, не ломавших пальцы об ассемблер, обычно выдвигают следующие аргументы:
1) такой программист будет писать кривой и косой код;
2) гуманитарий не сможет выстроить архитектуру сложного проекта;
3) программист без технического мышления портит своим существованием карму нормальным программистам.

В таких аргументах кроется подмена понятий. К примеру, фраза «кривой код» означает, что вместо красивого и изящного решения, разработчики-гуманитарии используют самое простое.

Так вот, что интересно — с точки зрения бизнеса, такие разработчики полезнее. Они решают задачи, а не занимаются мастурбацией на эстетику. Решают быстро и эффективно.

Что касается сложных проектов, это действительно так — вы не увидите программиста-гуманитария в разработке какой-нибудь высоконагруженной сети или прошивки для микропроцессора. Но если взглянуть на задачи, которые сегодня актуальны для бизнеса — большая их часть вполне посильна тем, кто не спал с учебником матстата [твитнуть].

Третий аргумент я, простите, оставлю без комментариев. Как и все другие, порождённые завистью. «Не технарь — не разработчик» настолько же близко к реальности, насколько близка к ней фраза «не служил в армии — не мужик».

Никто не говорит, что программирование можно изучить за день. Это требует усердия, желания и хорошего преподавателя. Но чего точно не стоит бояться, так это отсутствия технического бэкграунда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×