Учить обучающегося учиться
Как научить ребенка учиться.
материал на тему
Здесь описывается способы привитья любви ребенка к учебе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как научить ребёнка учиться
Обучение в школе — одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.
Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача — научить правильно учиться. Поэтому вопрос «Как помочь ребенку хорошо учиться» я выношу на родительское собрание. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы — едины.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
- организация режима дня;
- контроль за выполнением домашних заданий;
- приучение детей к самостоятельности.
1. Организация режима дня. Организация режима дня позволяет ребенку:
- легче справиться с учебной нагрузкой;
- защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
У 20% школьников плохое здоровье — причина неуспеваемости. Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.
Точный распорядок занятий — это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова.
Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли. Важный вопрос в организации режима дня — это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра/ а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 ч. в день), ведь у детей большая потребность в движении. В группе — 1,5-2 ч. Дома — 1,5-2 ч.
Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон — 1 час. (Если ребенок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.) Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон — это основа здоровья.
Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка.
Хорошо прогуляться перед сном 30-40 мин. Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише.
Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость. Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему.
Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.
Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.
2. Направление помощи — контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:
— какие отметки?
— выполнил ли уроки?
После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью.
В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться.
Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь.
Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.
Хорошо если бы вы интересовались:
- что изучал ребенок сегодня в школе;
- как он понял материал;
- как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.
При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью. Контроль — это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают.
Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.
Например, решая задачу:
- прочитать задачу, представить, о чем говорится;
- кратко записать условие, схему;
- пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;
- подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;
- составить план решения задачи;
- проверить решение;
- записать решение в тетрадь.
Выполняя упражнение по русскому языку:
- повторить правила;
- прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;
- прочитать упражнение и выполнить все задания устно;
- выполнить задание письменно;
- проверить работу.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
- какая бы погода ни была;
- какие бы ни шли телепередачи;
- чей бы день рождения ни отмечался.
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе — как важному и серьезному делу. Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час.
Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу.
Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.
Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.
У детей бывают два повода отвлечения:
Первый повод — игра: ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка;
Второй повод — деловой: ищет карандаш, ручку, учебник.
Чем больше отвлечений, там больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка — слева; учебник тетради дневник — справа.
У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).
Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия.
Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением с отнеслась к его труду.
Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью — следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы, И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе. Труднее всего даются нашим детям навыки письма.
Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.
Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.
Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело. При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.
3. Направление помощи — приучение к самостоятельности. При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению.
Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.
Учить обучающегося учиться
Как учить учиться! Сначала надо научит обучающегося учиться! Первые уроки тратим именно на это.
Основные моменты, которые стоит учесть, уча детей.
1. Немного про мотивацию
Детей сложно мотивировать на то, что произойдет в конце года. И тем более сложно мотивировать на то, что будет через много лет, когда у него появится возможность, например, путешествовать.
учить учиться мотивация
Но даже маленькие ученики понимают силу денег. Таким образом, мотивация может быть следующей: зная английский язык будешь зарабатывать деньги, умея объяснить (когда поймешь). Можешь учить других людей за деньги запоминать слова, учить грамматики и т.д…
Ещё одна мотивация: чем быстрее сделаешь учебник, тем больше будешь отдыхать. То есть действительно можно снимать ребенка со школы, если он прошел заранее всю программу. Как работать с учебником – написано ниже. В школе скучно, непонятно, долго. Есть возможность сделать учебу легкой, простой, интересной.
Ещё одна мотивация: будешь сейчас несколько дней всё правильно делать, то дальше у тебя будет получаться лучше и быстрее других.
2. Мозг тратит энергию получая и обрабатывая информацию.
Это означает, что ученики даже просто слушая – устают.
Как повысить тонус и улучшить работоспособность во время урока? Если видите, что дети устают и их внимание растворяется, можно сделать следующее.
— пальчиковая гимнастика
— потереть мочки уха.
— попросить немного написать левой рукой (левшам – правой).
учить учиться пальчиковая гимнастика
Это не только физически добавит тонуса работу мыслям, но и общее действие усилит внимание? так как делается общщее действие под руководством учителя.
3. Чем младше дети, тем у них хуже и короче концентрация внимания.
Монотонный голос учителя выводит ученика в свои мысли. Ученик отвлекается сам и отвлекает других. Поэтому чаще «дергайте» учеников на предмет того, что они поняли. Делайте чаще практические упражнения.
учить учиться концентрация
Также даём детям понять, что если хочешь уметь – начинай делать сам.
Прослушивание – это пассивное, а нужно активное. А внимание эта такая штука, которую надо постоянно и постепенно тренировать у учащихся.
Сначала заниматься именно памятью, потом работой с информацией.
4. Современные дети не умеют говорить и формулировать мысль.
Учим формулировать мысли! Да, каждый преподаватель должен учитывать, что изначально мало кто из учащихся может формулировать свою мысль. Их надо этому учить.
учить учиться формулировать мысль
Например лично я маленьким детям показывал сколько слов в правиле. Ученики вместе со мной загибали пальцы, говоря правило.
Для более взрослых я писал план ответа правила на доске. Например, как запомнить правило про Present Continuous Tense
— Переводим каждое слово Present Continuous Tense = Настоящее Продолжающееся Время
— Говорим, когда оно употребляется. Чем короче, тем лучше для запоминания.Present Continuous Tense – используем, когда действие происходит прямо сейчас. Действие является делающимся.
— Какие глаголы используем. Например в Present Continuous Tense используются глаголы или am или is или are + глагол с окончанием –ing.
5. Дети не умеют выделять главного.
То есть когда вы им что-то объясняете, они слушают всё сплошняком, и очень быстро теряют интерес из-за слишком большого потока однотипной информации.
учить учиться выделять главное
Решение: Время от времени останавливаться. Говорить «это важно». Повторять основные моменты как можно чаще. И просить детей повторить за вами основные моменты.
Обучающие должны обязательно знать четко определения, которые нужны. И уже на эти определения как на скелет наращивать знания.
Должен быть упор на термины. Ученик должен понимать термины и уметь их сказать. Термины, определения даёт скелет знаний.
Алгоритм запоминаний определений (в виде майнд карты)
— выделяем подчеркиваем смысловые единицы. Если не знаешь определение слова – ищи определение и учи его.
— даем формулу определений X=Y с подмножеством. В подмножество входят только те свойства, которые отличают этот предмет от другого! Сначало можно попробовать дать определение самому, потом проверить и исправиться.
— воспроизводим самостоятельно, то как мы поняли.
— сравниваем с оригиналом
— запоминаем (если надо, то воронкой – несколько раз до полного устранения ошибок).
Потом дает десяток примеров. Если сделать 200 таких определений, то определения будут запоминаться автоматически.
Майнд карта создаются аналогично:
— создаём майнд карту
— запоминаем, перенося образ в память.
— воспроизводим информацию из головы
— сравниваем с оригиналом до тех пор, пока не запомнится полностью.
6. Детям, да и в принципе другим обучающимся, сложно составить структуру знаний.
У современных детей нет структуры информации изучаемого предмета. Это означает, что на первых уроках надо показать структуру предлагаемой вами программы обучения. И на уроках чаще говорить, что вы делаете, зачем и как это связано с другими материалами.
Хороший преподаватель должен вести ученика должен вести ученика по известной обоим программе. Для этого преподаватель должен проработать учебник заранее, чтобы составить структуру в голове. После этого разобрать структуру учебника вместе с учеником. Без этого тупо проходить всё подряд по учебнику — бесполезно.
Тем самым будет постановка цели – самый важный этап. Ученик будет конкретно понимать, зачем нужен учебник и как им пользоваться.
Работа с учебником (а учебник в оригинале – это и есть структурированные знания):
— на первых уроках, объяснять, что такое учебник, что с ним надо делать, зачем он им нужен.
— Постановка цели. Ответ: на уровень понимания учебника, т.е. всего, что в нем написано.
— сначала учим термины, делаем базу: слова, правила. По всему учебнику. Сидим, пока в голове не поймем. База делается на карточках и выучивается (в том числе правила). Имеет смысл сначала просмотреть учебник и выучивать всё, что выделено жирным шрифтом. Таким образом начнет сформировываться база.
— понимать, что нужно не количество прочитанной (просмотренной) информации, а количество понятой информации
— проверяй себя на предмет «всё ли ты понимаешь»
— составляем майнд карту
учить учиться майнд карта
7. Даже взрослые ученики не повторяют материал дома.
Не надейтесь, что дети будут хорошо учить за счет хорошей работы дома. Дома практически у любого человека абсолютно нерабочая обстановка. Лучше проводить чаще и больше уроки, то есть занятия 5-6 раз в неделю в течение 3 месяцев, чем 2 раза в неделю в течение 9 месяцев. Дети дома скорее забывают, чем учат. А каникулы так вообще выветривают знания.
Например, 2-3 интенсивных курса переводит английский на точку невозврата, т.е. ребенок знает английский не забывая.
Да-да. Дома никто ничего не учит – нужны интенсивы.
8. Если не проверять домашнее задание и не делать экзаменов, то учащийся любого возраста не будет ничего учить.
Это означает, что обязательно должна быть система поощрений и система экзаменов. Учащиеся практически никогда не делают домашние задания «для себя» или «в пустоту».
Учащемуся очень важно знать то, что он сделал. Важно показывать его результат. Притом чем чаще, тем лучше. Почему видеоигры так популярны? Потому там сразу показывают набранные очки. Такая же система поощрений за выполненную работу в учебе будет очень хорошо мотивировать
Почему дети не учат материал в школе во время четверти? Потому что они знают, что лучше выучить нужную информацию непосредственно перед контрольной. Т.е зачем учить всё подряд, еси меньше и проще выучить только то, что будут спрашивать.
Поэтому учащемуся надо чаще говорить, что он делает и зачем, оценивать и показывать учащемуся, что он успешен.
Нельзя оставлять без последствий невыполнение домашнего задания! Не можешь контролировать, не ставь правила. Но учтите, что ребенку нельзя давать ответственность. Он должен её взять сам.
Награда должна быть за достижение (с усилиями, но без сверхусилий).
Как надо правильно запоминать информацию. Математическая модель запоминания.
Запоминаемость = активное воспроизведение*систему повторений*установку
Активное воспроизведение – сколько раз человек воспроизводит в голове полученную информацию
Система повторений – желательно повторять на большой скорости столько раз, пока информация не будет запоминаться на автомате.
Установка — мозг должен знать, зачем это и насколько это надо. Поэтому сначала ставим цели и говорим зачем это нужно ученику и стараемся замотивировать)
Повторить всё через 5-7 дней. Не начинать новый материал, пока не повторили старый, даже если мы его хорошо знаем.
учить учиться запоминаемость
Обучение, это когда из линейного текста переходим в объемное понимание в голове.Мозг человека плохо запоминает цифры тексты- нужно создавать картинки в голове. Воспроизведение информации – переход из объема в текст.
Чем плоха зубрежка? Тем, что зубрежка это перевод информации из линейной (текстовой) в линейную, минуя объемную часть *создания образа в голове).
Хочешь уметь запоминать, то запомни 600 слов. Дальше слова будут запоминаться надолго через образы практически автоматически.
Как заставить держать материал в голове надолго.
Как вы знаете, много учеников забывают материал сразу же после контрольной или после сдачи экзамена. Чтобы это избежать, проводился такой эксперимент: сдавался экзамен, а через неделю такой же экзамен. Учащийся получает в итоге минимальную оценку, полученную на этих двух экзаменах.
Зачем? Потому что если материал продержался в голове неделю, то он продержится в памяти на года. И очень быстро восстановится по конспектам или учебнику даже через долгое время.
Как повысить результат в изучении любого материала?
Математическая формула результата следующая:
Результат = эффективность упражнения * на количество упражнений.
Если эффективность низкая, например зубрежка при запоминании, то можно компенсировать количеством повторений. Если эффективность высокая (например, мнемотехника), то можно делать меньше раз.
Первое воспроизведение = стрессовое. Второе – проще. Третье – хорошо. Меньше 3-х повторение в долгую память никогда не попадают.
Получается что простыми упражнения мы получаем меньший результат, чем сложными. Но тут стоить учесть, что сложность упражнений надо повышать крайне постепенно и аккуратно.
То есть делать много на высокой скорости с постепенным увеличением сложности. Всегда работаем на время и ускоряем себя.
Несильно, но заходим за зону комфорта. Но СКОРОСТЬ должна быть высочайшей.
Запомнили – проверили – исправили ошибки – повторили 3 раза.
Не расстраиваемся из-за ошибок. Если не возникает ошибок, значить нет тренировки. И наоборот, если есть немного ошибок, значит выходите за зону комфорта, что есть очень хорошо.
Как работают эффективные интенсивные курсы изучения иностранного языка:
— научился читать и произносить слова
— научился запоминать слова (образами, т.е. мнемотехникой)
— запоминаем слова: 100, 200, 300, 1000
— берем кусочек слова, кусочек грамматики и через паттерны (кусочки простых упражнений) 1000-2000 фраз доводим до уровня автоматизма
Обязательная полная отработка. Не просто ознакомиться и попробовать, а именно отработать. Для закрепления – минимум 15-20 примеров на одну подтему.
Дистанционное обучение в школе
Как перейти на дистанционное обучение
Практически во всех школах уже давно введена система электронных журналов, с помощью которых учащиеся получают задания. В основном учителя дают домашние задания, которые нужно вовремя высылать через специальный чат в электронном журнале.
Иногда преподаватель организовывает видеоурок. В этом случае он заранее предупреждает всех учеников через Google Hangouts Meet. Для этого каждый ученик должен зарегистрироваться, зайти через общую школьную почту и указать в своем аккаунте фамилию и инициалы. Важный момент: урок по видеосвязи по правилам может начинаться не раньше, чем с 10.35 утра (то есть с третьего урока).
Все устанавливают микрофон, камеру (например, если проводится самостоятельная работа и учителю нужно следить за учениками). Камеру можно включать только по одному, чтобы система не сломалась. Видеосвязь можно также включать со смартфона.
Однако массовый переход на дистанционный формат нельзя назвать гладким: из-за неожиданно большой нагрузки электронный журнал дает сбой, ученики периодически сталкиваются с техническими неполадками. Но в этих случаях тоже есть решение: пока специалисты устраняют возникающие проблемы, школьникам помогут специальные приложения, которые можно скачать на мобильный телефон.
Начальная школа
Старшие классы
Старшеклассники в основном проходят часть предметов заочно, и поэтому в их случае с дистанционным обучением все несколько проще. Если ученик заочно проходит какой-либо предмет, то к видеоурокам по нему подключаться не нужно. Также не нужно отправлять домашнее задание через электронный журнал, так как по заочным предметам своя программа.
Для старших классов главной новостью стали изменения в расписании проведения ЕГЭ. Досрочная сдача экзамена, которая была запланирована на период с 20 марта по 13 апреля, отменена. 16 марта 2020 года на заседании координационного совета при правительстве Российской Федерации по противодействию распространения коронавирусной инфекции вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что даты досрочного проведения экзамена будут перенесены. Однако во вторник 17 апреля стало известно, что Рособрнадзор и Минпросвещения подготовили проект приказа, в котором говорится об отмене проведения досрочных ЕГЭ и ОГЭ. Документ можно посмотреть на федеральном портале.
Популярные вопросы и ответы
Какой закон регламентирует дистанционное обучение?
Дистанционное обучение в России в настоящий момент регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Часто понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение» приравниваются друг к другу. Но вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон об образовании разграничил их.
Электронное обучение предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками.
Дистанционное обучение производится при помощи информационно- телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом.
В соответствии с Методическими рекомендациями, изданными Минпросвещения, каждая образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и (или) по дополнительным общеобразовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ или положение) об организации дистанционного обучения, в котором регламентирует порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся и проведения промежуточного и итогового контроля по всем учебным дисциплинам.
Образовательная организация также формирует расписание занятий в соответствии с учебным планом по каждому предмету, информирует учеников и их родителей о дистанционном обучении, обеспечивает учет результатов учебного процесса в электронной форме.
Выбор родителями (или законными представителями) формы дистанционного обучения по образовательной программе должно быть подтверждено документально подачей письменного заявления.
Полный список методических рекомендаций есть в открытом доступе в интернете.
Платно или бесплатно обучают дистанционно?
Как организована система обучения при коронавирусе?
Минпрорсвещения направило во все регионы Российской Федерации методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Общеобразовательным учреждениям на время карантина рекомендовано проводить занятия на школьном портале или другом сервисе с использованием различных электронных образовательных ресурсов.
Существуют порталы, в которых выложены все уроки по школьной программе. Один из наиболее известных — Российская электронная школа. На портале представлены интерактивные уроки от лучших учителей нашей страны по всей школьной программе с 1 по 11 класс. На сайте собраны более 120 задач, видеоуроки, тематические курсы, а также каталог концертов, фильмов и музеев.
Еще один известный сайт — «Московская электронная школа». Портал представляет собой сборник тестов и электронных учебников, а также интерактивные сценарии уроков. Это открытая платформа, доступная всем, и ее высоко оценили многие пользователи. На сайте ученики имеют возможность проверить свои ошибки, общаться с учителями, выполнять домашние задания, изучать все необходимые материалы для подготовки к уроку, прорешать контрольные и тесты. Платформа удобно тем, что ее можно легко открывать с любых устройств.
Учащимся младших классов подойдет сервис «Яндекс.Учебник». На портале собрано более 35 000 заданий по русскому языку и математике различного уровня сложности для школьников первого — пятого классов.
Учителям будет интересен ресурс «ЯКласс», с помощью которого они смогут проверить, успешно ли школьники усвоили материал. Большим плюсом является то, что пользоваться сервисом очень просто.
Сайт Учи.ру ( поможет наиболее безболезненно перевески обучение в дистанционный формат. Ученики найдут на портале интерактивные курсы по всем основным предметам. Учителям будут полезны тематические вебинары по дистанционному обучению. Сервис позволяет работать над ошибками учеников, обеспечить каждому индивидуальный подход, а также показывает прогресс школьников в личном кабинете. Кроме того, в личных кабинетах есть специальный внутренний чат.
Сбербанком была создана Платформа новой школы, которая поможет выстроить дистанционный учебный процесс с максимальной эффективностью.
Всем известное издательство «Просвещение» предоставляет бесплатный доступ к электронным учебно-методическим комплексам, входящим в Федеральный перечень. Важно, что для работы с учебными пособиями не нужен интернет.
Специальная система «Маркетплейс образовательных услуг» открывает бесплатный доступ к учебной литературе, интерактивным образовательным материалам, электронным книгам, а также обучающим курсам и видео. В наполнении платформы участвуют ведущие российские компании. Среди них — «1С», «Яндекс», «Скайенг», ортал «Учи.ру», издательство «Просвещение» и многие другие.
Онлайн школа Фоксфорд, онлайн школа английского языка Skyeng и видеопортал InternetUrok.ru открыли бесплатный доступ к своим платформам. Причем важно отметить, что занятия проводят преподаватели ведущих вузов России, среди которых МГУ, Высшая школа экономики, МФТИ и другие.
Учитывая то, что современные школьники в большинстве своем активно пользуются социальными сетями, учителя вполне могут ис пользовать для проведения дистанционных уроков, например, сеть «ВКонтакте».
Кроме того, ресурс «Мои достижения» открыл расширенный доступ к своим функциям. Ученики с 1 по 11 класс найдут на этой платформе большой выбор диагностик по школьным предметам, а также различным тематикам.
Активные школьники могут воспользоваться сайтом «Олимпиум», на котором собрано более 72 школьных олимпиад.
Нельзя обойти стороной телеканал Мособртв, где в режиме прямой трансляции моно увидеть уроки и школьное расписание.
Старшеклассников может заинтересовать профориентацинный портал «Билет в будущее», где размещены видеоуроки и есть возможность попробовать себя в различных специальностях на базе школьного образования.
Для тех, кто перешел на ступень среднего профессионального образования или готовится к этому, открыт бесплатный доступ на платформе Союза «молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», официального оператора международного движения WorldSkills International.
Но как же ученикам отчитываться о проделанной работе во время дистанционного обучения в школе? Основных вариантов два: либо учащиеся выполняют домашнее задание в письменной форме и отправляют фотографии в прикреплённый к электронному журналу чат, либо учителя составляют задания на специальных сайтах — moodle, Решу ОГЭ, Решу ЕГЭ. Последние два сайта не только облегчат задачу ученикам, находящимся на дистанционном обучении в школе, но и помогут им подготовиться к экзаменам. Есть и еще вариант: школьникам вышлют задания, выполнение которых будет проверено контрольной работой по завершении карантина.
Учимся учиться: 5 секретов, которые помогут вам легко усваивать новую информацию
На сайте Coursera.org вышел англоязычный курс Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subjects («Учимся учиться: мощные инструменты сознания, которые помогут вам освоить сложные предметы»). Автор SM Оля Безделева прошла его и составила конспект с главными идеями. Вот несколько советов, которые помогут вам эффективнее учить что-то новое.
Не слушайте тех, кто ноет, что учиться новым вещам (в том числе и иностранным языкам) легко только в школьном и студенческом возрасте. Человеческий мозг — самый сложноустроенный девайс в известной нам вселенной, и он способен образовывать новые нейронные связи до глубокой старости. Конечно, с годами этот процесс замедляется, но с помощью некоторых уловок и хитростей можно его стимулировать.
1. Переключайтесь на рассеянное мышление (иногда)
Когда мы размышляем над уравнением, пытаемся разобраться в Present Perfect Progressive или в десятый раз перечитываем одну и ту же страницу учебника, мы используем сосредоточенное мышление (focused mode). Представьте себе поле для игры в пинбол. Шарик, который мы на него бросаем — это мысль, тема, над которой мы сейчас думаем. Чем ближе расположены к друг другу «бамперы», о которые бьется шарик, тем больше у него шансов застрять в одной части поля, так и не попав в другую. Так и с мышлением: пока мы безрезультатно пытаемся решить задачу, концентрируя усилия мозга в одной его части, решение, вероятно, находится в другой. Или сразу в нескольких.
В таком случае полезно прибегать к рассеянному мышлению (diffuse mode), когда мысль путешествует свободно и позволяет взглянуть на ситуацию с неожиданного угла. Переключиться на режим рассеянного мышления получается, когда меньше всего этого ждешь: в душе, на прогулке, во время спокойных занятий вроде уборки.
Сальвадор Дали частенько пользовался этим приемом, когда нуждался в заряде креативности. Он брал связку ключей, садился в удобное кресло и просто расслаблялся, витал в облаках. В какой-то момент он засыпал, ключи выскальзывали из руки и падали на пол — этот шум возвращал Дали из состояния приятной полудремы.
Тогда он вспоминал идеи и образы, которые пришли ему в голову во время отдыха, и начинал над ними работать. Поэтому в следующий раз, когда зайдете в тупик, пытаясь что-то запомнить или понять задачу, оставьте это дело и отдохните, а решение придет само.
2. Возьмите прокрастинацию под контроль
Время от времени прокрастинация случается у всех. Ведь если занят чем-то одним, столько занятий и интересных вещей проходят мимо! Когда вы думаете о чем-то, что надо бы сделать или выучить, но не сильно-то и хочется, активируются участки мозга, связанные с болевыми ощущениями. Разумеется, мозг пытается купировать неприятные сигналы, переключая внимание на что-то другое. В результате мы чувствуем себя лучше, но ненадолго. В итоге, как только мы принимаемся за дело, мозг перестает ощущать «дискомфорт».
Еще в конце 80-х годов итальянец Франческо Чирилло изобрел метод помидора (по аналогии с кухонным таймером в виде помидора), который помогает бороться с прокрастинацией здесь и сейчас. Все, что вам понадобится, — это таймер, который нужно установить на 25 минут. В течение этого времени постарайтесь сосредоточенно работать над задачей, ни на что не отвлекаясь.
Как только время истечет, наградите себя: выпейте чаю, поболтайте с другом, полистайте инстаграм (но недолго!) Так мозг привыкнет, что после усердного труда следует заслуженный отдых.
3. Тренируйте мозг, как мышцы в спортзале
Когда мы начинаем ходить в спортзал, то не ожидаем (хотя втайне и надеемся), что уже через неделю накачаем мускулы и будем тягать штангу больше собственного веса. То же самое и с мозгом. Это орган, который любит практику и постоянство. Хотите быстрее читать, больше запоминать и быстрее соображать — нужно не просто тренироваться, но и постепенно увеличивать нагрузку.
Нам служит кратковременная и долговременная память. Если первая — это как плохонькая школьная доска, с которой написанное мелом скоро сотрется, то вторая — надежный склад, где хранятся огромные объемы информации. Чтобы только что выученное или прочитанное «переехало» в долговременную память, нужно время. Все знают, что учить что-то в последний момент — не самая лучшая стратегия. Если мы представим знание, полученное таким образом, в виде кирпичной стены, она вся будет косая и кривая, потому что нейроны просто не успеют организоваться в прочные и стройные связи.
Чтобы «стена знания» была ровной и красивой, начинайте учить заранее и используйте простую технику интервального повторения (spaced repetition). Допустим, вы выучили что-то в понедельник. Разбейте пройденный материал на несколько дней и повторите в среду, четверг и субботу. Авторы курса советуют сделать табличку с графиком повторений и не переусердствовать. Обязательно оставляйте мозгу день-два на отдых и восстановление.
Кстати, на методе интервального повторения строятся целые учебные методики. Например, алгоритм приложения онлайн-школы английского языка Skyeng помогает учить слова эффективно — напоминает вам о нужном слове в тот момент, когда оно готово вылететь из головы.
4. Не зацикливайтесь на том, что уже умеете
Слишком много практики — тоже не лучшая идея. Как только вы достаточное количество раз повторили спряжение глаголов или исторические даты и все это богатство переехало в долговременную память, нужно переходить к новому материалу, повышать градус сложности. Просто представьте на секунду, что вы хотите стать хорошим плотником. Как только вы научились хорошо забивать гвозди, стоит начать осваивать и другие, более продвинутые, инструменты.
Повторять то, что и так отскакивает от зубов, легко, это может привести к возникновению иллюзии компетентности (illusion of competence). Это когда кажется, что вы все знаете, а на самом деле выучили только легкое. В психологии и когнитивистике описан Einstellung effect — эффект «механизированного мозга». В этом случае старые установки и известные способы решения проблем могут помешать нам решить новые задачи. Мозг зацикливается на том, что уже знает, и просто не видит более простого, творческого и альтернативного решения.
Бороться с этим можно, если чередовать легкое и сложное, играть в логические игры, собирать большие пазлы, изучать иностранные языки и решать математические задачи.
5. Не забывайте о сне, прогулках и спорте
Последний совет — в духе Капитана Очевидности, но ничего полезнее природа пока не придумала. Чтобы продуктивно учиться, запоминать новое, говорить на иностранных языках (подставьте нужное), нужно хорошо спать и заниматься спортом. Пока вы бодрствуете, в мозге накапливаются токсины, от которых он избавляется во время сна. Клетки сжимаются, тем самым увеличивают пространство между ними, и все «плохое» выводится.
Иногда кажется, что поспать лишний час — это непозволительная роскошь и напрасная трата времени. Но полноценный сон — единственная возможность мозга самоочищаться и восстанавливаться. Кроме того, систематический недосып может привести к головным болям, депрессии, инфаркту, диабету и преждевременной смерти. Поэтому даже при самом безумном графике отводите 6-9 часов на сон. Процесс обучения и запоминания пойдет гораздо быстрее, и организм скажет спасибо.
Что касается тренировок, физическая активность — единственный из известных на сегодняшний день способов замедлить старение мозга и стимулировать образование новых нейронных связей. Не обязательно наматывать круги на стадионе или умирать на тренажерах. Достаточно недолгих ежедневных прогулок, походов в бассейн, на каток или танцев.
Как научить ребёнка учиться: советы профессиональных тьюторов
Чтобы хотеть учиться, нужно прежде всего уметь учиться. Над этим важным навыком регулярно работают тьюторы домашней онлайн-школы «Фоксфорда», и мы попросили их поделиться несколькими секретами.
Дети любознательны от природы. Как правило, в начальной школе им всё ново, а потому интересно. Появился новый предмет — здорово! Задали новый тип задач — отлично, хочу поскорее попробовать!
С переходом в старшую школу программа усложняется, а у ребёнка ведущей деятельностью становится общение. Именно в этот момент взрослые должны объяснить, как научиться правильно учиться. Вот несколько рекомендаций на этот счёт от тьюторов «Домашней школы Фоксфорда».
Совет 1. Ориентируйтесь на интересы
Научиться учиться — значит найти тот интерес, в котором ребёнок захочет развиваться. По мнению тьютора Юлии Рожковой, без этого все остальные методики бессмысленны.
Попросите ребёнка поразмыслить, что ему даст тот или иной навык в отношении его любимого дела. Предположим, ему нравится кататься на самокате. Подтолкните его к пониманию, что знание законов физики поможет ему делать крутые трюки, а английского языка — общаться с райдерами со всего мира.
Что делать, если у ребёнка нет ярко выраженных увлечений? Присмотреться к нему получше, предложите ему пройти диагностику Skillfolio, которая как раз направлена на выявление сильных сторон и интересов школьников. А главное — помогите ребёнку обзавестись хобби. Занимайтесь чем-то вместе, подавайте пример.
Совет 2. Покажите, как добывать и применять знания
Подобно тому как глотание еды без пережёвывания может привести к проблемам с желудком, поглощение знаний без рефлексии и применения на практике может повлечь «потерю аппетита» к обучению.
Процесс получения знаний и навыков на их основе в идеале должен состоять из нескольких этапов. Сначала ознакомление с каким-либо объектом или явлением, затем желание разобраться, как это работает, и применение этого на практике и, наконец, осмысление пережитого опыта. Этот круг называется колесом обучения.
Концепцию колеса обучения использует в своей работе тьютор Наталья Смелова. При этом она считает, что не стоит давать ребёнку «рыбу» — нужно научить его пользоваться удочкой. Предположим, ученик не понимает по математике проценты. Попросите его найти в интернете мультфильм или хорошую статью на эту тему. Важно, чтобы он сделал это сам — только добывая знания, можно научиться учиться. Однако затем обязательно разберите вместе найденный материал и покажите, как это может пригодиться ему в реальной жизни. Например, можно посчитать, сколько удастся накопить за год, если ежемесячно откладывать 10% карманных денег.
Совет 3. Научите ребёнка чувствовать время
Большинство малышей умеют определять время по часам ещё до школы. Но понимание ценности временного ресурса нет даже у некоторых старшеклассников. Звонок на урок и с урока должен постепенно приучить школьника, что за 45 минут можно выполнить примерно такой объём работы, и, к примеру, если учитель напоминает, что до конца занятия осталось несколько минут, нужно ускориться. Однако этот триггер вырабатывается далеко не у всех. А если ребёнок находится на семейном обучении, то чувству времени нужно тренироваться отдельно.
Вот какие вопросы рекомендует задавать тьютор Мария Суворова, чтобы приучить ребёнка следить за временем.
- Сколько времени у тебя сейчас есть?
- Как наилучшим образом ты им распорядишься?
- По каким критериям выберешь дела, которыми будешь заниматься?
- Что именно ты хочешь сделать за отведённое время по учёбе?
- Какой результат ты хочешь получить?
- Сравни, что ты хотел сделать и что сделал?
- Ты доволен результатом?
- Как сделать так, чтобы хватило времени на все задачи?
Совет 4. Пробуйте разные форматы
В статье о том, как изучать нелюбимые предметы, мы рассказывали, что люди делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов. Выясните, какой канал восприятия работает у ребёнка лучше всего, и предлагайте ему подходящие форматы обучения. Например, ученик жалуется, что ему сложно запоминать словарные слова. Можно предложить ему провести эксперимент по поиску идеального способа их запоминания: визуализация с помощью мнемотехники, наговаривание на диктофон и прослушивание, многократное записывание в тетрадь, разбор этимологии каждого слова. Пусть ребёнок попробует всё и составит рейтинг, какой метод помог ему лучшего всего.
Совет 5. Позвольте ребёнку контролировать процесс обучения
«Доставай дневник, показывай, что задали», «Пиши на черновик — приду, проверю» — многие родители узнают себя в этих фразах. К сожалению, часто взрослые с первого класса проявляют гиперопеку в отношении учёбы ребёнка, чем губят мотивацию и самостоятельность.
«Младшеклассник не видит целого, поэтому пока что не может выбирать что ему учить, но определиться, когда и в какой последовательности делать уроки, он может. Так позвольте ему это сделать!» — призывает тьютор «Домашней школы Фоксфорда» Светлана Гольцер. Пусть сам составляет график выполнения домашних заданий, готовится к аттестациям и получает на ней заслуженные отметки. Это даст ребёнку понять, что вы ему доверяете, и избавит от чувства тревоги в ожидании наказания за каждый неверный шаг.
По мере взросления родительский контроль должен всё больше ослабевать. Подросток должен осознавать, что учёба — это его зона ответственности. Воспитывайте в подростке самодисциплину, и у него никогда не возникнет запрос «Хочу научиться учиться». Получать новые знания для него будет так же естественно, как чистить зубы по утрам.
Выводы
Ответ на вопрос, можно ли научиться учиться, однозначный — да, можно! Определите сферу интересов школьника, покажите практическую пользу получаемых знаний и ценность времени, пробуйте разные форматы обучения. И главное — доверяйте своему ребёнку!
Тьюторы домашней онлайн-школы «Фоксфорда» готовы помочь вам и вашему ребёнку выработать навыки самообразования. Подробнее познакомиться с программой тьюторского сопровождения и записаться на консультацию можно на странице тьюторов.