Prg67.ru

Онлайн вебинары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профильное обучение по математике

Профильное обучение по математике

В настоящий момент вся система школьного образования Республики Казахстан претерпевает коренные изменения как в структурно-организационном, так и в содержательно-методическом плане. Перед общеобразовательной школой Казахстана стоит задача подготовки конкурентоспособных выпускников, способных продолжать свое дальнейшее образование, добиваться успеха в будущей профессиональной деятельности. Одним из путей реализации данной задачи является введение профильного обучения в старших классах. Вариативный компонент профильного обучения (элективные курсы) позволяет поддерживать изучение основных профильных предметов. Математика является основным профильным предметом для классов естественно-математического направления. Элективные курсы по математике как форма обучения в профильной школе обладают рядом особенностей и возможностей.

Цель статьи –представить обзорно практические результаты исследования профильного обучения математики в школах Казахстана.

В общеобразовательных школах Республики Казахстан было введено с 2006-2007 учебного года профильное обучение в старших классах.

Исследование проблем становления и развития профильного обучения математики в Казахстане связан с задачей повышения уровня научно-методической обосновенности профильной диференциации математического образования старшеклассников, а также с решением следующих проблем: отбор содержания для системы дополнительного образования в средней школе; разработка профилированных программ основных и дополнительных курсов обучения; формирования всесторонней готовности старшеклассников к продолжению обучения математики в вузе; разработка методического обеспечения элективных курсов и методов активизации познавательной деятельности учащихся; формирование общих и профессиональных компетенций будущих учителей математики, подготовка учителя математики к преподаванию в профильных классах.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами анализированы современное состояние профильного обучения в стране и зарубежом [1]. В настоящий момент в нашей стране полностью не решена задача создания учебно-методического комплекса элективных курсов по математике для профильного обучения. Нами были раскрыты роль и значение преподавания математики в профильном обучении, определены теоретические основы разработки элективных курсов по математике для профильного обучения учеников старшего класса и на основе этой теории были разработаны 34 часовая программа элективного курса «Основы начала анализа» для школьников 11 класса и 68 часовая программа элективного курса «Стереометрические задачи на построение» для школьников 10 класса естественно-математического направления.

Созданы учебно-методические комплексы этих элективных курсов по математике.

Программа курса «Основы начала анализа»:

Введение в анализ (4 часа)

Числовые последовательности. Предел числовой последовательности. Вычисление пределов. Раскрытие неопределенностей вида (0/0) и (/). Первый и второй замечательные пределы. Число е. Приближенное вычисление значений функций. Предел функции на бесконечности и в точке. Основные теоремы о пределах. Односторонние пределы. Непрерывность функций в точке и на промежутках. Решение неравенств методом интервалов.

Производная и их приложения (20 часов)

Задачи, приводящие к понятию производной, ее геометрический и физический смысл. Уравнение касательной. Определение производной. Теоремы о производных. Вычисление производных. Метод интервалов. Касательная к графику функции. Правило Лопиталя. Формулы для приближенных вычислений. Производная в физике и технике. Признак возрастания (убывания) функции. Критические точки функции, ее максимумы и минимумы. Наибольшее и наименьшее значения функции. Теоремы о возрастании (убывании) функции на промежутке, достаточные условия экстремума. Выпуклость графика функций. Вторая производная. Точки перегиба. Уравнения невертикальных асимптот. Применение производных к исследованию функций. Построение графиков функций. Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке. Решение физических и геометрических задач с помощью производной.

Интеграл и применение интеграла (10 часов).

Первообразная. Интеграл. Применение интеграла.

В программе курса «Стереометрические задачи на построение» охвачены темы: по взаимному положению прямых и плоскостей в пространстве такие как параллельные прямые и плоскости, перпендикуляр и наклонные к плоскости, зависимость между параллельностью и перпендикулярностью прямых и плоскостей, двугранные и трехгранные углы; по многогранникам: призма, пирамида; по круглым телам: конус, цилиндр и сфера.

Построение пространственных фигур значительно сложнее чем построение плоских фигур, поэтому изображение нескольких положений точки искомого геометрического места может повлечь за собой большое нагромождение линий и тем самым вызвать излишнее затруднения в представлении искомой фигуры и обосновании решения задачи. Поэтому кроме учебника для школьников 10 класса подготовили дидактические материалы по задачам на геометрическое место точек, по задачам на воображения, по задачам на сечения, по задачам на изображения.

Составлены календарно-тематические планы названных курсов. Отобраны и систематизированы теоретические, методические, учебные материалы курсов. Были разработаны поурочные планы. Подготовлены дидактические материалы, такие как сборник контрольных задач, сборник тренировочных задач. Собраны справочные и разработаны методические материалы по темам элективных курсов.

Учебно-методические комплексы элективных курсов включают в себе программу курса, учебник, дидактические материалы и методическое пособие для учителя математики.

Элементы математического анализа введен в школьный курс математики в 1966 году. С тех пор проведен множество научно-методических исследований и накоплен положительный опыт по изучению элементов математического анализа в школе. Однако анализ литературных источников по теории и методике обучения математики в школе показал, что до сих пор не стихают споры и дискуссии вокруг понятии математического анализа, таких как предел, производная и интеграл.

В педагогических и методических исследованиях содержатся, а также из опыта работы школ с углубленным изучениям математики имеем теоретические основы организации профильного обучения, связанные с решением задачи профессионального самоопределения выпускников старших школ и их интеграции в социум – идей, связанные с определением целей, содержания, методов и средств профильной подготовки школьников; с планированием целей профильного обучения, определения его содержания (программ) и методов обучения [1, 2].

Нами разработаны теоретико-методические основы сконструирования элективного курса «Основы начала анализа» для старшеклассников профильных школ естественно-математического направления, раскрыли содержания курса, подготовили дидактические материалы, учебник элективного курса для учащихся 11-класса естественно-математического направления.

Особенно интересны разработанные учебники: «Основы начала анализа. Часть 1: Предел, производная и их приложения», «Основы начала анализа. Часть 2: Интеграл и применение интеграла».

Перед разработкой курса «Стереометрические задачи на построение» были определены задачи на построение в пространстве в курсе стереометрии. Раскрыты различия задачи на построение в плоскости и на пространстве. Дана классификация к задачам на построения в пространстве: задачи на геометрическое место точек, задачи на воображение, задачи на сечение, задачи на изображение. В резудьтате были выпущены:

1. Рахымбек Д., Бекмолдаева Р.Б., Дуйсебаева П.С. Стереометрияны салу есептері. (Методическое указание). Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права № 711 от 5 июня 2013 г.,

2. Бекмолдаева Р.Б., Мадияров Н.К. Стереометрияны салу есептері. (Научное произведение). Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права № 673 от 31 мая 2013 г.,

Читать еще:  Массаж бамбуковыми палочками обучение

3. Рахымбек Д., Бекмолдаева Р.Б., Дуйсебаева П.С. Стереометрияны салу есептері. Оу-дістемелік рал. Шымкент: лем, 2012. – 278б.

4. Бекмолдаева Р.Б., Мадияров Н.К. Стереометрияны салу есептері. Жалпы білім беретін мектепті жаратылыстану-математикалы баыттаы 10-сынып оушыларына арналан тадау курсыны оулыы. Шымкент:лем, 2012. – 100б.

В перспективе развития намечаются пополнения базы элективных курсов по математике для профильного обучения и для введения разработанных курсов в систему 12 летнего образования Казахстана.

Профильное обучение математического образования в школе

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривается введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

На сегодняшний день качественное профильное обучение может быть реализовано по естественно-математическому, реже по гуманитарному профилям.

Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место. Важной целью обучения в профильной школе является знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Профильное обучение предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности, использования активных методов обучения, практической деятельности учащихся, особое место в которой принадлежит проектной деятельности.

Учитель профильной школы (в том числе и учитель математики) обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

  • вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
  • практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
  • завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Следует отметить, что многие учителя математики средней школы и прежде добивались весьма значительных результатов в развитии математического мышления школьников, в воспитании у них вкуса к математическому творчеству. Это происходило потому, что в процессе обучения математике учителя применяют эффективные приемы и методы преподавания, которые вырабатывались учителем в процессе долголетнего опыта.

Процесс обучения математике представляет взаимодействие преподавания, учения и математического содержания учебного предмета.

Метод обучения математике следует рассматривать как способ движения (развития) деятельностей учителя, ученика и математического содержания.

Математическое содержание учебного предмета развивается главным образом посредством индукции, дедукции и обобщения, а способы взаимодействия учителя и ученика выражаются через репродукцию, эвристику и исследование.

По характеру учебно-познавательной деятельности и организации содержания материала выделяет следующие методы обучения математике:

  • индуктивно-репродуктивный

Учитель создает такую ситуацию, в которой ученик воспроизводит понятие или теорему в процессе рассмотрения частных случаев. Например, посредством решения задач на выделение ситуаций, удовлетворяющих условию теоремы, или решение задачи (изучение теоремы) осуществляется по плану, предложенному учителем;

  • индуктивно-эвристический

Метод предполагает самостоятельное открытие фактов в процессе рассмотрения частных случаев. Например, упражнения на умножение степеней с одинаковым основанием приводят к открытию определения произведения степеней с одинако выми основаниями

  • индуктивно-исследовательский

Метод заключается в проведении ис следований различных феноменов посредством изучения их конкретных проявлений. Например, изучая свойства четырехугольников в зависимости от наличия у них осей симметрии, приходим к таким видам четырехугольника, как прямоугольник, ромб, квадрат;

  • дедуктивно-репродуктивный

Метод предполагает воспроизведение частных случаев в процессе решения задач, где используется общее положение. Например, теорема о сумме смежных углов воспроизводится посредством решения задач на нахождение одного из смежных углов, если задан другой;

  • дедуктивно-эвристический

Метод заключается в открытии частностей какого-либо факта при рассмотрении общего случая. Примером проявления этого метода может служить решение любой конкретной задачи на применение какой-либо теоремы;

  • дедуктивно-исследовательский

Сутью этого метода обучения является организация исследований посредством дедуктивного развития учебного материала.

Например, аксиоматический метод, метод моделирования, решение задач на применение теорем;

  • обобщенно-репродуктивный

Цель достигается путем воспроизведения изученных фактов. Например, усвоение векторного метода предполагает овладение действиями перевода геометрического языка на векторный и обратно, сложения и вычитания векторов, представления вектора в виде суммы, разности векторов и т. п.;

  • обобщенно-эвристический

Метод предполагает создание учителем такой ситуации, в которой ученик самостоятельно (или с небольшой помощью учителя) приходит к обобщению. Например, измеряя стороны и углы произвольных треугольников, ученики могут открыть следующую зависимость между углами и сторонами треугольника: против большей стороны треугольника лежит больший угол и наоборот;

  • обобщенно-исследовательский

Метод предполагает наличие в учебном материале ситуаций, исследование которых приводит к обобщенному знанию.

Например, рассматривая различные случаи расположения вписанных в окружность углов, можно прийти к известной теореме о том, что вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.

Новые требования к учителю в условиях профильного обучения диктуют необходимость модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров.

Качественная работа учителя — это его компетентность по реализации умений выполнять действия с содержанием изучаемого материала, пробуждающим личностно-ценностное отношение к знаниям у его учеников.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, который создает реальные условия для выбора школьниками индивидуального пути обучения; на развитие личности школьника, на его самоопределение, самореализацию и социальную адаптацию.

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Изучение математики на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
  • овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
  • воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Математика входит в число предметов, обязательных для всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации, дающих основное и среднее (полное) общее образование.

Читать еще:  Обучение релейная защита и автоматика

Концепция профильного обучения математике

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 396 раз

Библиографическое описание:

Концепция профильного обучения математике / Ж. В. Хаценович, Н. В. Попова, С. В. Побегуца [и др.]. — Текст : непосредственный, электронный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13495/ (дата обращения: 12.04.2020).

В свете современных тенденций ведущей задачей школы стала подготовка учащихся к непрерывному образовательному процессу, умению отстаивать свою позицию, сотрудничать, работать в команде и совершать самостоятельный осознанный выбор профессии. Профильное обучение старшеклассников способно решить проблему профессионального самоопределения в контексте успешной реализации личности с учетом индивидуальных интересов, способностей и склонностей. Ввиду того, что профильное обучение ориентировано на раскрытие способностей каждого учащегося, появляется возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию с учетом личностного развития школьника.

Вопросам профильного образования в методической литературе уделяется пристальное внимание: Т. П. Афанасьева, Е. В. Воронина, Ю. И. Дюк рассмотрели методологические аспекты реализации целей и задач профильного обучения, Л. К. Артемова, А. И. Влазнер, Н. Ф. Родичев определили основные направления введения профильного обучения в школьный образовательный процесс, В. А. Коровин, Т. М. Мищенко, И. Н. Никонов, Я. Ю. Сухова исследуют особенности построения профильного обучения в условиях преемственности школьного, дополнительного и вузовского образования.

Заметим, что естественнонаучные дисциплины, а именно математика, занимают особое место в системе фундаментальной подготовки школьников, так как теория и методика преподавания математики предполагает, по мнению С. А. Гомонова, Г. В. Дорофеева и А. С. Роботова, усиление технологической и инновационной частей профильного образования. На сегодняшний день математическая культура является частью общекультурного уровня человека. А для учеников, чья будущая профессиональная деятельность, так или иначе, будет связана с математикой, знание данного предмета и успешная сдача профильного экзамена просто необходимы. При правильной подготовке сдать ЕГЭ по математике может каждый, формула такого успеха — сочетание высокой степени мотивации, восприимчивости и компетентный педагог. Но вот сдать ЕГЭ с высоким результатом значительно сложнее, хотя ученик профильного класса и в данном случае имеет преимущество в виде количества учебных часов математики и большего объема полученной, прорешанной и осознанной информации.

Сегодня одной из актуальных проблем предмета «Математика» в школе является необходимость сочетания фундаментальной подготовки, формирующей системные знания и навыки, и подготовки непосредственно к профильному экзамену. В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Зачастую их не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи, на первый взгляд, незаметны и их немного, но они в обязательном порядке включены разработчиками в ЕГЭ. Но, заметим, что даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, позволяющие подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.

Еще одной важной проблемой преподавания математики является недостаток учебного времени для освоения учащимися практических навыков решения математических заданий даже в профильных классах естественно-математического направления. Дело в том, что, хотя в профильных классах на предмет выделяется большее количество часов, сама учебная программа отличается от базового уровня, она на порядок сложнее и затрагивает темы, не изучающиеся в обычных классах.

Мы полагаем, что для решения данных необходима системная и непрерывная реализация следующих мер: сочетание постоянного контроля основной и вариативной частей обучения, урочного и внеурочного образования. Необходимы формы обучения, позволяющие наиболее эффективно использовать возможности вариативной части учебного плана, такие как тематические контрольные работы, позволяющие оценить уровень усвоения программы, диагностические контрольные работы по данному курсу в когнитивной области (по таксономии Б. Блума), диагностические карты по усвоению учащимися 10–11 классов тем курса и, соответственно, индивидуальные задания как основа дифференцированного обучения.

Мы считаем, что регулярное использование на уроках математики и во внеурочных занятиях системы специальных разноуровневых задач и заданий, направленных на развитие умений и навыков, способствует развитию математического мышления, повышает качество подготовленности учащихся и позволяет им увереннее ориентироваться в закономерностях математики и окружающей действительности и активно использовать свои знания в повседневной жизни.

  1. Артемова Л. К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения. — М.: Школьные технологии, 2203.
  2. Влазнер А. И. Профильное обучение: варианты решения. — М.: Профильная школа, 2004.
  3. Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельного подхода. — М.: Просвещение, 2002.
  4. Ермаков Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы. — М.: Народное образование, 2004.
  5. Математика. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы. 11 класс. — М.: Дрофа, 2001.

Похожие статьи

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет

Задачи системы профильного образования: достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки

Сущность профильного обучения старшеклассников

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения. Задачи системы профильного образования: достижение выпускниками школы нового, более.

Перспективы развития профильного обучения в школе

Ключевые слова: профильное обучение, компонента профилизации, проблема индивидуализации, индивидуальные

вариативная часть индивидуального учебного плана учащихся, представленная элективными курсами (их число должно быть с избытком для.

Сравнительный анализ профильного обучения в школе.

То есть, профильное образование — это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.

Основные задачи профильного обучения

Особенности преподавания математики в среднем.

Рубрика: Среднее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

‒ решение вариативных задач и упражнений

‒ решение ситуационных профильных задач

Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе.

Как указано в Концепции профильного образования, «профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения

4. Киселева Э. М., Попова Р. И. Структурно-содержательная характеристика вариативного модуля подготовки магистров педагогического.

Некоторые итоги эксперимента по внедрению профильного.

Профильное обучение как ресурс индивидуализации образования. Направления развития предпрофильного и профильного обучения в российской школе в настоящее время

– предоставить возможность старшеклассникам свободное посещение части уроков.

Развитие в России среднего профессионального образования.

В комплексе задач институтов непрерывного образования данный элемент миссии конкретизируется следующим образом: «организация системы предпрофильного и профильного обучения на основе создания сетевой модели образовательных учреждений.

Читать еще:  Обучение маникюру псков

Ключевые слова: профильное обучение, дрозофильный.

Огромным потенциалом в решении этой задачи располагает дрозофильный практикум. В старших классах в условиях профильного обучения возможна реализация дрозофильного практикума в рамках дополнительного образования на базе школы.

Профильное обучение

Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой обучение проходит по разным программам с преобладанием тех или иных предметов.
Задача профильного обучения – создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентирован-ной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Цели профильного обучения
— обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
— создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
— способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
— расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Профили обучения в ГБОУ Школа № 1434 на уровне среднего общего образования
В соответствии с приказом МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего обще-го образования» (Наименование в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Ми-нобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1645) в нашей школе реализуются все обозначенные в ФГОС профили обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный).
Для реализации программ профилей наша школа сотрудничает с МГУ им. Ломоносова, Московским технологическим университетом (бывший МИРЭА). Профессора, доценты этих ВУЗов преподают в профильных классах. Лаборатории физического факультета МГУ им. Ломоносова, биологического факультета, химического посещают наши учащиеся в рамках сотрудничества с ВУЗами.

Предпрофильная подготовка
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психо-логической, информационной и организационной деятельности, содействующей само-определению учащихся 9-х классов основной школы по завершении основного общего образования, выборе ими последующих направлений профильного обучения, продолжения обучения в системе профессионального образования и сферы их будущей профессиональной деятельности. Определение с предпрофильными предпочтениями начинается в конце 8- го класса. Ребятам рассказывают о профилях средней школы, о профильных предметах. Определение на предпрофильную подготовку в 9 классе строится на добровольной основе и по результатам срезовых работ в конце 8-го класса (март- апрель месяц), в соответствии с выбором направления для предпрофильной подготовки: социально- экономическое направление предпрофильной подготовки: математика; обществознание; технологическое: математика, физика; гуманитарное: русский язык и литература, английский язык; естественно- научное: химия, биология.

Статья по математике «Концепция профильного обучения»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Профильное обучение средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Лицей — это государственно-общественный тип среднего образовательного учреждения, реализующий принцип непрерывности образования между старшей школьной ступенью и высшим учебным заведением и являющийся научно-методическим центром по организации, поиска, разработки, внедрения нового содержания обучения и воспитания, форм и методов его реализации.

Лицей призван обеспечить высокий уровень фундаментальной и допрофессиональной подготовки молодежи, проявившей способности и склонности в выбранной сфере деятельности, с учетом общественной потребности в профессионально-компетентных специалистах в области математики, физики, информатики, гуманитарных, естественных наук и т.д. в зависимости от запроса обучающихся и их родителей каждого конкретного класса.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, отражающая данное направление, предусматривает реализацию следующих основных целей:

обеспечит углубленно изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Формами организации профильного обучения могут быть:

— профильные классы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;

— профильные классы, имеющие сборный состав учащихся из школ региона;

— профильные группы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;

— профильные группы, имеющие сборный состав учащихся;

— индивидуальное обучение учеников по специальной программе.

Отличие профильного обучения от углубленного.

Во-первых, чем же отличается профильное обучение от существующего в настоящее время углубленного изучения отдельных предметов? Прежде всего, важно понять, что такое профильное обучение. Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Профильное обучение позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению – это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие же от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга. В основе процесса углубленного изучения отдельных предметов лежит предметно ориентированный подход, а в основе профильного обучения – профессионально ориентированный подход.

Классы с углубленным изучением отдельных предметов реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивают дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся.

Профильные классы создаются на старшей ступени образования и реализуют двухуровневые образовательные программы среднего (полного) общего образования (базового и профильного) и обеспечивают предметную профильную подготовку учащихся 10–11-х классов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector