Prg67.ru

Онлайн вебинары
231 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плюсы и минусы профильного обучения

Профильные классы

Плюсы и минусы профильного обучения

В отличие от выбора репетиторов и курсов, выбор профильного класса чаще происходит не осенью, а весной-летом, однако тема эта достаточно серьезная, чтобы поразмыслить о таком варианте заранее.

Сложная история

Профильное обучение в средней школе всегда рассматривалось неоднозначно. Плюсами здесь считались раннее освоение профессии и периодически возникавшая возможность на льготных условиях поступить в вуз, к которому могли прикрепить такую школу, минусами – ранний отказ от других возможных вариантов, риск платить за изучение предметов сверх минимума и даже «блат» (мол, почему именно эти дети, прознавшие о вузе раньше других и отучившиеся в особенном классе, должны «пролезть» в ряды студентов первыми?).

Основная масса профильных классов в России работает около 10 лет. Фактически же в отдельных школах профилизация была введена более 20 лет назад. Нужно заметить, что договоры между школами и вузами то и дело расторгались, да и по другим обстоятельствам школы могли вернуться к базовому варианту – например, провели анкетирование девятиклассников, и никто не выбрал техническое направление… Сегодня профильные классы распространены меньше, чем то бывало ранее, но они всё же существуют, а уж полемика о профильном обучении так и вовсе не сходит со страниц СМИ. Нужно оно или не нужно? Что считают главы органов управления образованием (экс-министр Фурсенко, например, высказывался в поддержку профильного образования), а что – преподаватели вузов? Каковы настроения родителей – и к чему склоняются сами их чада?

Плюсы перевешивают минусы

Несмотря на несколько шаткое положение профильных классов, положительная сторона такого формата обучения очевидна. Не стоит сбрасывать со счетов чувство принадлежности к профессиональному сообществу, которое они дают. Иногда это ощущение сопричастности стараются культивировать и поощрять, вручая выпускникам таких классов дипломы об окончании «малых факультетов» и включая их в число абитуриентов-целевиков. Да и до получения документов об образовании ребята чувствуют себя «одной ногой в вузе»: преподавать им могут как самые сильные учителя школы, так и университетские педагоги. Росту способствует и набор предметов для углубленного изучения, каждый из которых подкрепляет родственный ему – а вместе они исподволь моделируют мышление будущего профессионала еще в школе. А последующие ступени обучения – бакалавриат, магистратура, выбор кафедры для специализации – видятся таким ученикам яснее задолго до того, как они начнут посещать заветный вуз каждый день. Потом и привыкать не придется!

Ну и, конечно, никто не заставляет «профильных» учащихся поступать только и исключительно в конкретный университет: они и так получают неплохую подготовку и свободны выбирать любое учебное заведение. Будет разумно, если это окажется вуз похожего направления.

Если у вас есть шанс поучиться в профильном классе, стоит его использовать. Кто знает, вдруг именно вы и ваши одноклассники кроме дипломов получите еще и квалификационные свидетельства по близкой вашему уклону рабочей специальности? И тогда вы сможете чувствовать себя взрослее тех, кто в 17 лет окончил всего лишь самую обычную школу. Учеба в таком особом классе не исключает и получения стипендии, и научной работы, и практики на предприятиях под руководством инженеров (почему именно «не исключает»: каждая такая школа договаривается с вузом сама – на тех условиях, которые устроят вуз и потенциального работодателя; к тому же просто невозможно прикрепить по вузу не то что ко всем, а даже к большинству школ, и где-то профилизация означает просто независимое углубленное изучение предметов). А предприятия получат некоторую уверенность в том, что скоро коллегами их сотрудников станут молодые люди, получившие достойное образование. Согласно данным статистики, те как минимум лучше сдают ЕГЭ. Причем готовятся к экзаменам не после уроков, а прямо в учебное время!

Бороться и не сдаваться

С другой стороны, не стоит считать профильные классы панацеей от провала на экзамене. Само название направления – скажем, «социально-экономический профиль»! – может просто заставить учеников заважничать, что не всегда полезно. На самом деле не все ребята в 14–15 лет ощущают себя четко «физиками» или «лириками» – и, если они, несмотря на сомнения, решаются разбавить целеустремленный коллектив, это может ослабить класс. В профильный класс лучше всего приходить уже определившись! К тому же, согласитесь, есть разница между человеком, хладнокровно зубрящим нужные для сдачи предметы, и человеком, влюбленным в изучаемые дисциплины. Вы можете представить их себе за одной партой?

И, конечно же, увлекшись углубленным изучением выбранных наук, придется также самому следить за освоением «ненужных» предметов, на освоение которых количество часов сокращено. Ведь базовый уровень вовсе не то же самое, что и полное незнание предмета (как иногда получается на деле). А вообще, выбирая профильный класс, обязательно узнайте, сколько часов на какой предмет отводится, и проконсультируйтесь у знакомых учителей, на каком уровне можно освоить, к примеру, обществознание, если на него выделено 3 урока в неделю.

Вообще говоря, если ставить во главу угла конкретный профиль, то его было бы неправильно выбирать обязательно в своей школе. Например, в вашей школе есть физико-математический и социально-гуманитарный профили. Только такие – и никаких других. Что делать? Если вам на самом деле ближе физико-химический или социально-экономический профили, то стоит поискать школу, где существуют именно такие направления, а не довольствоваться компромиссным решением. Ну а если вы вообще предпочли бы биолого-географический профиль, а его в этой школе даже близко нет, то не стоит метаться «между физиками и лириками». Ищите учебное заведение, подходящее именно вам!

Перспективы среднего профильного

А в будущем ситуация обещает стабилизироваться – правда, это не касается всех возможных профилей учебы. С 2015 года планируется каждый год комплексно тестировать 8–9-классников, чтобы в итоге делить их на «технарей» и гуманитариев. Школьники подробно поведают о себе и получат совет, в какой из профильных классов им отправиться, хотя следовать этой рекомендации их обязать не смогут. Оказавшись в классе «для физиков» или «для лириков», ученик увидит в расписании больше часов на изучение дисциплин своего профиля. Впрочем, есть и другой вариант: дети учатся в общем потоке, а на уроки углубленного изучения тех или иных предметов расходятся по разным классам. Мнение экспертов очевидно: двух профилей будет мало.

Преимущества и проблемы профильного обучения

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

«Преимущества и проблемы профильного обучения»

учитель физики МБОУ СШ №12 С.Н. Захарова

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 89% — говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации. При этом наибольшую неудовлетворенность у опрашиваемых вызывает отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей.

Для того, чтобы устранить все вышеперечисленные недостатки, с 2006 года предполагается переход большей части российских средних школ на «профильное обучение» .

Суть концепции «профильного обучения» заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило несколько вариантов учебных планов для преподавания в профильных классах. Однако, все предлагаемые министерством учебные планы — примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению.

Читать еще:  Московская академия астрологии стоимость обучения

Главная цель — самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование — это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.

Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.

Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.

Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.

Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Особенности профильного обучения в школе

Профильное обучение в школе существенно отличается от того, которое было реализовано в более ранней версии системы школьного образования. В частности:

Количество обязательных (базовых) дисциплин сведено к минимуму, а материал, преподаваемый на данных уроках, направлен, в первую очередь, на общее развитие и возможность сдать обязательные предметы на экзаменах в 11 классе.

Число профильных предметов увеличено, а материал, изучаемый на таких занятиях, углублен и расширен. При этом в ходе учебного процесса обязательно должны использоваться современные средства передачи информации.

Элективный курс – это уроки по выбору. Как правило, они поддерживают изученный на обязательных уроках материал, закрепляют и немного расширяют его.

Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:

Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.

Обязательное использование современных технологий на занятиях, что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс.

Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.

Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы.

Недостатки профильного обучения

К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:

Сложность перехода в случае необходимости из одного профильного класса в другой, из-за сильного отличия программ. А поскольку ребенок 14-16 лет не всегда четко уверен в том, чем хочет заниматься в будущем, и сможет ли он идти по выбранному пути, переходы из одного профильного класса в другой не редкость.

Сложность, а зачастую невозможность такого обучения в сельских и деревенских школах с маленьким количеством учеников, где отсутствуют как необходимые для организации учебного процесса современные устройства и технологии, так и соответственно подготовленные педагоги.

Необходимость постоянного повышения квалификации учителей.

Необходимость наличия профессионального психолога в школе.

Еще большая временная загруженность старшеклассника.

Отсюда вытекает и ряд проблем организации профильного обучения в российских школах. Это, прежде всего:

сложности организации профильного обучения в школе с 1-2-мя классами в параллели. (в районе–одинаковые профили во всех школах: физико-математические, социально-экономические)

отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения;

невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп;

о тсутствие эффективной предпрофильной подготовки ( В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная — «научить учиться», профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах — заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения. )

Отсутствие единых требований к уровню подготовки учащихся при поступлении в профильный класс

Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится «отсев» учеников:

тем, кто сдал экзамены на положительные оценки, педагоги рекомендуют остаться, чтобы получить полное общее образование в стенах родной школы; Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно и пишут контрольную работу по профильным предметам. Согласно Рекомендациям по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2018 году основного госдарственного экзамена (ОГЭ ) результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы: по физике это показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам. (31-40 баллов –отметка «5» по результатам ОГЭ).

тем, кто показал средние (удовлетворительные) результаты, рекомендуется продолжить обучение в колледжах и техникумах, где они также смогут получить полное общее образование, но по несколько иной системе.

тем же, кто не справился с экзаменами даже после пересдачи, специалисты советуют перейти в классы коррекции, функционирующие на базе специальных школ, либо на индивидуальное образование.

Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.

Наличие достаточной материально-технической базы

Отсутствие необходимых элективных курсов

Федеральный перечень учебников

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 учебный год. Соответствует ФГОС. Приказ Минобрнауки №15 от 26.01.2017 г. с изменениями от 5.06.2017 №629.

Физика (углубленный уровень)

1.3.5.2.1.1.Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др. / Под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (углубленный уровень) 10 Издательство «Просвещение»

1.3.5.2.1.2 Кабардин О.Ф., Глазунов А.Т., Орлов В. А. и др. / Под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (углубленный уровень) 11 Издательство «Просвещение»

1.3.5.2.2.1 Касьянов В.А. Физика. Углубленный уровень 10 ДРОФА

1.3.5.2.2.2 Касьянов В. А. Физика. Углубленный уровень 11 ДРОФА

1.3.5.2.3.1 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Механика. Углубленный уровень 10 ДРОФА

1.3.5.2.3.2 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. Углубленный уровень 10 ДРОФА

1.3.5.2.4.1 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Электродинамика. Углубленный уровень 10-11 ДРОФА

1.3.5.2.4.2 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Колебания и волны. Углубленный уровень 11 ДРОФА

1.3.5.2.4.3 Мякишев Г.Я., Синяков A3. Физика. Оптика. Квантовая физика. Углубленный уровень 11 ДРОФА

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных «доработках». При этом «довести» профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.

Профориентация в школе: плюсы и минусы

Старшая школа призвана обеспечить предметную и социальную адаптацию старшеклассников, потому одним из приоритетных направлений модернизации общего образования стала организация профильного обучения на старшей ступени. Но всех ли устраивает подобная модернизация школьного образования?

В России в настоящее время мы наблюдаем грустную статистику: 70% выпускников не работают по профессии. В связи с этим, Министерство образования и науки России планирует введение в школах дополнительного урока по профориентации в школах.

И одним из важных шагов к профессиональному самоопределению, по мнению экспертов, должно стать введение профильных классов – к примеру, технических, гуманитарных, естественнонаучных и т.д.

Читать еще:  Обучение дошкольников в игровой форме

Многие школы готовы распределить ребят по «направлениям» чуть ли не с 5 класса. Но специалисты высшей школы не готовы поддержать такую инициативу, так как средняя школа должна давать школьнику полное представление обо всех сферах человеческой деятельности. И из них ребенку предстоит выбрать, чем заниматься в дальнейшем. А раннее распределение по профильным классам, по мнению эксперта, нецелесообразно.

За раннее введение профильных классов выступают не более 30% родителей, причем они чаще всего сами готовы определить за детей, куда им следует идти и чему учиться – сами же ребята, по мнению психологов, в возрасте 10–14 лет такой выбор самостоятельно сделать еще не готовы. Еще один важный вопрос, который редко задают себе школьники и их родители, но активно обсуждают педагоги: не будет ли обучение в профильных классах идти за счет других предметов?

В ходе диспутов эксперты выявили следующие плюсы и минусы профильного образования:

  1. Если ученик определился с выбором будущей профессии, то он может углубленно изучать те предметы, которые ему пригодятся в будущем.
  2. Большинство учащихся, которые осознанно выбрали предметы для изучения на профильном уровне, приходят настроенными на хороший конечный результат. У учащихся есть возможность реализовать свои потребности. А высокая мотивация помогает в работе учителю.
  3. Увеличение количества часов по предмету идет на расширение содержания преподаваемого предмета, на углубление теоретической и практической части, на отработку умений и навыков учащегося. Появляется возможность вести элективные курсы по предметам.
  1. Профильное обучение не ориентирует детей на выбор профессии, так как в профильных классах идет углубленное изучение определенных предметов. Скорее всего, речь идет о подготовке к сдаче ЕГЭ.
  2. В каждой школе своя программа изучения того или иного предмета. Очень часто программы не совпадают с той программой, по которой составлены вопросы ЕГЭ. И профильный класс неминуемо в чем-то проигрывает – либо в результатах по ЕГЭ, либо в эрудиции по предмету.
  3. Невозможно открыть профильные классы с учетом выбора всех учащихся. Профили открывают по желанию большинства. Меньшинство вынуждено идти в тот класс, который открыли, и учить те предметы, которые им не нужны и не нравятся. Таким ученикам предлагают переводиться в другие школы. Зачастую эта школа находится дальше от дома, поэтому много времени, сил и денег уходит на дорогу. Или как вариант учащиеся могут уйти в СУЗы. Пожалуй, это самый большой минус профильного обучения.

Таким образом, специалисты советуют не торопиться с ранней профориентацией и дать возможность школьнику определиться со своими предпочтениями, выявить способности. Важно понять, что хочет ребенок и познакомить его со всеми видами деятельности, чтобы свой путь он выбрал сам, независимо от мнения родителей, общества и преподавателей.

Профильное образование в школе: недостатки и преимущества

Современная система образования постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах. Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Если людей старшего поколения попросить закрыть глаза и рассказать о том, какие ассоциации возникают в их голове при слове «школа«, то, наверняка, большинство нарисованных сознанием образов совпадет. Это парты и звонки, портфели и учебники, учителя, одноклассники, контрольные, диктанты, доска с мелом, журнал и указка…

Образы же современных школьников намного богаче и в них встречается многое, что является абсолютно непонятным даже для тех, кто закончил школу каких-то лет двадцать назад. Это мультимедийные презентации, интерактивные доски, маркеры, планшеты, лазерные указки. Многое поменялось и в содержании образования: из обширной системы, призванной воспитывать широко развитого в абсолютно разных областях человека, она постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах.

Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки, которые становятся явными лишь при столкновении с ними на практике. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Что такое профильное образование?

Одним из нововведений современной образовательной системы является профильное образование в старших классах школы. Оно стало обязательным для старшеклассников с 1 января 2015 года, хотя подготовка к такому построению школьного образования началась за несколько лет до этого с создания экспериментальных классов и школ, с распространения на образовательных сайтах и в печатных изданиях информации о сути профильного образования, идея которого пришла к нам с запада.

Итак, профильное школьное образование – это способ построения обучения, который благодаря введению изменений в структуру, содержание и организацию учебного процесса, позволяет учитывать интересы, способности и возможности каждого ученика. Это образование, основанное на индивидуальном подходе.

Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится «отсев» учеников:

  • тем, кто сдал экзамены на положительные оценки, педагоги рекомендуют остаться, чтобы получить полное общее образование в стенах родной школы;
  • тем, кто показал средние (удовлетворительные) результаты, рекомендуется продолжить обучение в колледжах и техникумах, где они также смогут получить полное общее образование, но по несколько иной системе.
  • тем же, кто не справился с экзаменами даже после пересдачи, специалисты советуют перейти в классы коррекции, функционирующие на базе специальных школ, либо на индивидуальное образование.

Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.

Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно. На сегодняшний день таких возможных профилей в школьной системе образования насчитывается более десяти: филологический, исторический, экономический, физико-математический и т.д.

Особенности профильного обучения в школе

Профильное обучение в школе существенно отличается от того, которое было реализовано в более ранней версии системы школьного образования. В частности:

  • Количество обязательных (базовых) дисциплин сведено к минимуму, а материал, преподаваемый на данных уроках, направлен, в первую очередь, на общее развитие и возможность сдать обязательные предметы на экзаменах в 11 классе.
  • Число профильных предметов увеличено, а материал, изучаемый на таких занятиях, углублен и расширен. Например, если ученик выбрал филологический профиль, то на таких уроках будет изучаться история языка, языкознание, мировая художественная культура и т. д. При этом в ходе учебного процесса обязательно должны использоваться современные средства передачи информации.
  • Элективный курс – это уроки по выбору. Как правило, они поддерживают изученный на обязательных уроках материал, закрепляют и немного расширяют его. Например, курс «Математическая статистика» позволяет лучше понять основы экономики.

Преимущества профильного обучения в школе

Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:

  • Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.
  • Обязательное использование современных технологий на занятиях, что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс.
  • Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.
  • Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы.

Недостатки профильного обучения в школе

К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:

  • Сложность перехода в случае необходимости из одного профильного класса в другой, из-за сильного отличия программ. А поскольку ребенок 14-16 лет не всегда четко уверен в том, чем хочет заниматься в будущем, и сможет ли он идти по выбранному пути, переходы из одного профильного класса в другой не редкость.
  • Сложность, а зачастую невозможность такого обучения в сельских и деревенских школах с маленьким количеством учеников, где отсутствуют как необходимые для организации учебного процесса современные устройства и технологии (не проведен интернет, нет интерактивных досок и проектора и т.д.), так и соответственно подготовленные педагоги.
  • Необходимость постоянного повышения квалификации учителей.
  • Необходимость наличия профессионального психолога в школе.
  • Еще большая временная загруженность старшеклассника.
Читать еще:  Особенности обучения во франции

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных «доработках». При этом «довести» профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.

Статья «Выбор профильного обучения: плюсы и минусы»

ВЫБОР ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Статья посвящена процессу согласования интересов учащихся и образовательного учреждения в момент формирования профильных классов в старшей школе. Описаны формальные и неформальные практики, того как это происходит. Названы причины, возникающих проблем, и предложены пути их решения.
В Российской Федерации эксперименты по профилизации старших классов, а также предпрофильной подготовки в 9-ых классах реализуются с 2003 года. Значительная часть образовательных учреждений сельской местности работает в сетевых моделях организации обучения. В крупных мегаполисах в Москве и Санкт-Петербурге профильные классы функционируют практически во всех средних образовательных школах. За эти годы (с 2003 года по 2016 год) явным образом обозначились проблемы, свойственные организации профильных классов. Главной из них, автор считает, отсутствия культуры выбора образовательного маршрута у учащихся, а также стимула развивать подобную культуру у образовательного учреждения.
А.А. Пинский определил профиль обучения как набор учебных дисциплин, включающий в себя: базовые общеобразовательные предметы, профильные общеобразовательные предметы и элективные курсы, в том числе выходящие за рамки профиля. Авторы модели профильной школы предполагали создать возможность для учащихся и их родителей активно участвовать в создании образовательного маршрута, исходя из своих образовательных потребностей и целей. Такое участие с правом выбора вариантов предусматривалось уже на первом этапе, так называемой «предпрофильной подготовки». Преподаватели ОУ, исходя из своих возможностей, склонностей и интересов, разрабатывали программы курсов, главной целью, которых было знакомство учащихся с конкретным профилем и теми предметами, которые могут ими, в дальнейшем, измучатся углубленно. Эти курсы были рассчитаны на 12 учебных часов и изучались в течение одного триместра. Школа предлагала около 15 различных учебных курсов (в 2006 году их называли элективными), 3 из них учащиеся проходили в обязательном порядке. После этого проводился опрос школьников и родителей, относительно предпочитаемого ими профиля. На выбор предлагали, согласно перечню утвержденному Министерством образования:
• Физико-математический: информатика, математика, физика.
• Физико-химический: физика, математика, химия.
• Химико-биологический: математика, химия, биология.
• Биолого-географический: математика, география, биология.
• Социально-экономический: математика, обществознание, экономика, право. (иногда география)
• Социально-гуманитарный: обществознание, история, русский язык, литература, право.
• Филологический: литература, русский язык, иностранный язык, второй иностранный язык.
• Информационно-технологический: математика, информатика, физика
• Агротехнологический: биология, животноводство, агрономия, сельскохозяйственная техника.
• Индустриально-технологический: физика, технология.
• Художественно-эстетический: искусство, профильные учебные предметы искусства.
• Оборонно-спортивный: физкультура, ОБЖ.
имелся еще один вариант – универсальный профиль, который формально также являлся профильным классом. Там все предметы изучались на базовом уровне, но при этом добавлялось достаточное количество элективных курсов (по выбору учащихся)

Сложность состояла в том, что обычная городская школа, как правило, создавала два 10-ых класса, соответственно предлагала лишь два варианта профиля, предположительно ориентируясь на предпочтения учащихся и их родителей. Разумеется, индивидуальные предпочтения оказывались значительно шире.
Проблема должна была решаться двумя путями. Первый – это тот, что учащиеся, которые не были заинтересованы в конкретном профиле, просто переходили в другую школу. По крайней мере, для больших и даже средних городов, это не могло стать серьезной проблемой. Более того, создатели системы предусматривали возможность индивидуальных учебных планов, что, разумеется, натолкнулось на проблему финансирования.
Приблизительно, в таком виде, система организации профильных классов работает до настоящего времени.
Где образовались «узкие» места системы?
1. С 2009, когда в Российской Федерации была введена система ЕГЭ, определяющая поступление в ВУЗы и рейтинг школы. С этого момента, абсолютным приоритетом для ОУ стало то, насколько успешно учащиеся сдают ЕГЭ. Еще большим приоритетом, с точки зрения ОУ, является сдача двух обязательных экзаменов (по русскому языку и математике), от которых зависит получение учащимися аттестата. Напомню, что на момент введения профильного обучения ЕГЭ еще не было. Именно для решения главной, с точки зрения работников школы, а так же большинства учащихся и их родителей нужны, и предпрофильная подготовка, и элективные курсы.
2. Оказалось, что очень не большое число учащихся действительно заинтересовано в углубленном изучении отдельных предметов и тем, так как их горизонт планирования редко выходит за границы сдачи ЕГЭ. К тому же по своей природе такая форма контроля предполагает максимальную стандартизацию и формализацию предметного содержания, что неизбежно стало происходить во время учебного процесса, когда все лишнее, просто отсекалось.
3. Для культуры российского среднего образования выбор предметов, педагогов крайне не характерное явление. В силу своей идеологии, школа всегда воспринимала себя как проводник государственных стандартов в области образования, а отнюдь не как система, удовлетворяющая образовательные потребности учащихся. Выбор, чего-либо создавал излишние трудности в составлении расписания, распределении учебной нагрузки. При малейшей возможности, система устраняла варианты выбора учащимися, чего бы то ни было.
4. Большинство учащихся российских ОУ вовсе не проявили склонность менять школу из-за такой не существенной причины, как профиль. Российская школа формировалась как одиннадцатилетняя. Начальная школа, средняя и старшая находятся в одном здании, и у учащихся сформировалась привычка переходить по ступеням одним учебным коллективом, взаимодействуя, во многом, с теми же педагогами.
Таким образом, система профилей стала во многом формальной, лишь частично создала возможность выбора для учащихся. На сегодняшний день, она не смогла сформировать культуры сознательного и ответственного отношения учащихся к своему образованию в средней школе.
Возможно ли, реанимировать систему профильного обучения в современных условиях? На взгляд автора, да.
Для этого необходимо:
1. К участнику ЕГЭ, сдающему экзамен по выбору должны предлагаться задачи исключительно высокого уровня сложности и разнообразия. При этом заданий на базовом уровне может не быть совсем.
2. Классно-урочная система организации учебного процесса, характерная для российской школы может быть преобразована в модульную систему отдельных курсов. Реализация альтернативной организации школы может проходить в экспериментальном режиме и касаться лишь ограниченного числа школ.
3. Самое главное, необходимо отказаться от единообразия организации учебного процесса по всей стране, создавать и поддерживать конкурентную среду между учебными заведениями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector