Prg67.ru

Онлайн вебинары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение в военной академии

Военные вузы Москвы

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ)

Академия гражданской защиты МЧС России

Академия федеральной службы безопасности Российской Федерации

Военный университет Министерства обороны Российской Федерации

Военные вузы Москвы: институты и университеты

Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном.

Военные вузы — это особенные учебные заведения, которые отличаются от всех остальных вузов правилами поступления, учебным процессом, жёсткой дисциплиной и режимом. А главное, выпускники военных институтов и академий становятся не только специалистами в своей области, но и профессиональными военными, которые верой и правдой служат своему Отечеству. Помимо серьёзной подготовки по военным специальностям здесь проводится основательная идеологическая работа и политическая подготовка. Многие профессиональные военные сделали блестящую политическую карьеру. Примечательно, что с недавнего времени поступление в военные вузы стало возможным и для девушек.

Отличительной особенностью поступления в военные вузы являются конкретные возрастные ограничения: от 16 до 22 лет для тех, кто не служил в армии; до 24 лет для тех, кто отслужил.

Планируя поступить в военный вуз, нужно подходить к выбору вуза совершенно с других позиций, чем при поступлении в обычные вузы. Вступительные экзамены в военные вузы по-прежнему проходят в форме контрольных работ, диктантов и устных экзаменов. ЕГЭ здесь не применяют.

Если все вузы находятся в ведомстве Министерства образования РФ, то военные вузы — в подчинении у Министерства Обороны РФ. Они подразделяются по родам войск:

  • военно-воздушные силы;
  • сухопутные войска;
  • ракетные войска.

Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество.

Гавриил Романович Державин

Среди военных вузов есть и вузы широкого профиля, которые готовят специалистов по гражданским направлениям: экономистов, юристов, переводчиков. Специальности инженерно-технического направления одинаково востребованы как в военной сфере, так и в обычной жизни — специалисты по проектированию и строительству дорог, мостов, туннелей, аэродромов; инженеры по строительным и дорожным машинам и др. Их готовит Военно-технический университет Федеральной службы специального строительства РФ.

На первом этапе поступления проводится психофизическое и психологическое обследование абитуриентов. После этого проверяется уровень физической подготовки. Те, кто прошёл эти испытания допускаются к сдаче экзаменов по общеобразовательным предметам: математике, русскому языку и третьему экзамену по профилю направления (история, физика или химия). После сдачи всех экзаменов абитуриент становится не студентом, а курсантом. Первые два года обучения проходят как настоящая воинская служба — в казармах на полном довольствии и бесплатном обмундировании. Курсантов обучают всему, что проходят в армии на действительной службе. После окончания вуза выпускники получают звание лейтенанта и распределяются на 5 лет в определённое место службы. Во время кризиса это существенный плюс — 100% гарантия трудоустройства после окончания вуза.

Есть такая профессия — Родину защищать.

Если говорить о качестве обучения, то абсолютно все вузы военной специализации во всех регионах России предоставляют образование самого высокого уровня. Преподаватели имеют большой практический опыт участия в военных действиях.

Военный учебный центр

МГТУ им. Н.Э. Баумана один из трех вузов России, где в 1926 году началось военное обучение студентов. Характерной особенностью военной подготовки на различных исторических этапах ее развития стало тесное сотрудничество с военно-промышленным комплексом страны, многогранные связи с учреждениями науки, образования и Министерства обороны.

Осуществляет целевую подготовку граждан из числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, для прохождения ими после окончания вуза военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами.

Осуществляет обучение по программам военной подготовки офицеров, сержантов и рядовых запаса граждан Российской Федерации, обучающихся в вузе по очной форме обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования

Сегодня военный учебный центр состоит из 7 кафедр и цикла ракетных войск стратегического назначения. Подготовка специалистов организованна в интересах ВКС, РВСН, ГУС ВС РФ и ГАБТУ.

Осуществляет целевую подготовку граждан из числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, для прохождения ими после окончания вуза военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами.

Осуществляет обучение по программам военной подготовки офицеров, сержантов и рядовых запаса граждан Российской Федерации, обучающихся в вузе по очной форме обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования

Для поступающих

Приостановка проведения организационных собраний 2020

В соответствии с приказом ректора МГТУ им. Н.Э.Баумана №02.01-03/367 от 16.03.2020 проведение организационных собраний для поступающих по программам подготовки офицеров и сержантов запаса временно приостановлено. О сроках проведения собраний будет сообщено дополнительно.

Как поступить в военный учебный центр? Интервью начальника ВУЦ.

В самый разгар конкурсного набора в ВУЦ, начальник военного учебного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана полковник Максименко Н.Д. рассказал о порядке, правилах поступления и обучения в военном учебном центре.

IV научно-практическая конференция «Актуальные вопросы состояния и перспектив развития сложных технических систем военного назначения».

Регистрация участников конференции 24 апреля 2020 г. 9.00-10.00 в Военном институте МГТУ им. Н.Э. Баумана по адресу: г. Москва, 2-я Бауманская ул, д.5. НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Секция 1. Актуальные вопросы состояния и перспектив развития вооружения, военной и специальной техники Воздушно-космических сил.… Continue Reading →

Учебно-методический сбор

23 и 24 января 2020 года в соответствии с планом профессионально-должностной подготовки профессорско-преподавательского состава военного учебного центра был проведен учебно-методический сбор профессорско-преподавательского состава на учебном полигоне военного учебного центра (пос. Орево, Дмитровский район, Московская область). В первый день сборов были… Continue Reading →

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МАРШ КРЕМЛЁВСКИХ КУРСАНТОВ»

6 и 7 октября в Московской области состоялась военно-патриотическая акция —форсированный марш в память о подвиге в битве под Москвой в 1941 году Отдельного курсантского полка Московского Краснознамённого пехотного училища имени Верховного Совета РСФСР. За два дня участникам марша предстояла… Continue Reading →

Военные вузы и вузы с военными учебными центрами (ВУЦ)

ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ,помогалочки

  • Автор:
  • Сабина Шмакова
  • Эксперт портала
  • Дата публикации:
  • 21.11.2019

Хотите служить в вооруженных силах, или все чаще задумываетесь о получении военной профессии в дополнение к основной? Тогда самое время искать информацию о военных вузах и военном обучении в гражданских университетах.

Ведь помимо очевидного чувства удовлетворения от изучения специальности, которая вам нравится, такой выбор дает возможность избежать службы в армии. А в случае обучения на военной кафедре некоторых вузов можно получить и доплату к стипендии.

Мы собрали информацию обо всех вузах, предлагающих разные виды военного образования. Поэтому выбирайте интересующий раздел и ищите подходящий вуз:

Все военные вузы

Чтобы выбрать подходящий университет, важно решить, как вы видите свое военное образование. Если обучение на военной кафедре, дополняющее гражданское, вам кажется недостаточным, следует обратиться к военным учебным заведениям.

Читать еще:  Когнитивно поведенческая терапия обучение в москве

Балашиха

  • Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого

Благовещенск

  • Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского

Владивосток

  • Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова

Вольск

  • Филиал Военной академии МТО

Воронеж

  • Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Казань

  • Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище

Калининград

  • Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»

Кострома

  • Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко

Краснодар

  • Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко
  • Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского союза А.К. Серова

Москва

  • Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
  • Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Московское высшее общевойсковое командное училище

Новосибирск

  • Новосибирское высшее военное командное училище
  • Филиал Военной академии МТО

Пенза

  • Филиал Военной академии МТО

Рязань

  • Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова

Санкт-Петербург

  • Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного
  • Военный институт физической культуры
  • Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева
  • Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
  • Михайловская военная артиллерийская академия
  • Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского
  • Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова
  • Военно-морской институт ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»
  • Военно-морской политехнический институт ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»
  • Военный институт железнодорожных войск и военных сообщений военной академии МТО
  • Военный инженерно-технический институт военной академии МТО

Севастополь

  • Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова

Серпухов

  • Филиал Военной академии РВСН им. Петра Великого

Смоленск

  • Военная академия войсковой противовоздушной обороны ВС РФ имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского

Сызрань

  • Филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия»

Тверь

  • Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского союза Г.К. Жукова

Тюмень

  • Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова

Челябинск

  • Филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия»

Череповец

  • Череповецкое высшее военное инженерное ордена Жукова училище радиоэлектроники

Ярославль

  • Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

В военных вузах есть обучение по 55 различным направлениям – от компьютерной безопасности до испытаний летательных аппаратов. Студент может обучаться на программе военной картографии, заняться военной журналистикой или стать стоматологом.

С полным списком специальностей, доступных абитуриенту, и их подробным описанием можно ознакомиться на сайте Минобороны.

Все гражданские вузы с ВУЦ

До 2019 года за военную подготовку учащихся в вузах гражданского профиля отвечали военные кафедры. На данный момент они называются военными учебными центрами (ВУЦ или УВЦ). И в России их больше 70.

Путин приказал переименовать военные кафедры в ВУЦ. Что это значит?

Военные кафедры в вузах заменили военными учебными центрами (ВУЦ либо УВЦ). Осталось только понять, изменилось ли что-то, кроме названия.

Например, в Москве военные учебные центры существует в следующих вузах:

  • Всероссийский государственный университет юстиции
  • Государственный университет по землеустройству
  • Московский авиационный институт
  • Московский государственный институт международных отношений
  • Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
  • Московский государственный лингвистический университет
  • Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова
  • Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
  • Московский государственный университет геодезии и картографии
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • Московский физико-технический институт
  • Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
  • НИУ «Высшая школа экономики»
  • НИУ «Московский институт электронной техники»
  • НИУ «МЭИ»
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  • Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
  • Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
  • Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина

Полный список ВУЦ вузов всех городов России находится на сайте Минобороны.

Военные вузы и вузы с ВУЦ​

Военная служба для девушек

Девушкам, желающим связать свою жизнь со службой в вооруженных силах, также предоставляется возможность поступить в ВУЦ гражданского вуза. Кроме того, они могут стать студентками некоторых военных вузов:

Балашиха

  • Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого

Калининград

  • Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (г. Калининград)

Кострома

  • Военная академия радиационной, химической и биологической защиты

Краснодар

  • Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского союза А.К. Серова

Москва

  • Военный университет Министерства обороны Российской Федерации

Рязань

  • Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище

Санкт-Петербург

  • Военно-морской политехнический институт ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
  • Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного

Тверь

  • Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского союза Г.К. Жукова

Сейчас военное образование в России представлено множеством разных вузов и специальностей: благодаря этому студент может выбирать между универсальными и сугубо военными профессиями. Чтобы поступить, нужно учесть собственные интересы и имеющиеся способности, приложить желание и целеустремленность – и вы у цели.

Поступление в военный вуз после школы: особенности и условия

Как выпускнику школы поступить в военный вуз? Кто имеет право учиться в таких заведениях? Все особенности и условия поступления, а также пошаговую инструкцию – читайте в нашей статье.

Военный учебный центр

МГТУ им. Н.Э. Баумана один из трех вузов России, где в 1926 году началось военное обучение студентов. Характерной особенностью военной подготовки на различных исторических этапах ее развития стало тесное сотрудничество с военно-промышленным комплексом страны, многогранные связи с учреждениями науки, образования и Министерства обороны.

Осуществляет целевую подготовку граждан из числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, для прохождения ими после окончания вуза военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами.

Осуществляет обучение по программам военной подготовки офицеров, сержантов и рядовых запаса граждан Российской Федерации, обучающихся в вузе по очной форме обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования

Сегодня военный учебный центр состоит из 7 кафедр и цикла ракетных войск стратегического назначения. Подготовка специалистов организованна в интересах ВКС, РВСН, ГУС ВС РФ и ГАБТУ.

Осуществляет целевую подготовку граждан из числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, для прохождения ими после окончания вуза военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами.

Осуществляет обучение по программам военной подготовки офицеров, сержантов и рядовых запаса граждан Российской Федерации, обучающихся в вузе по очной форме обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования

Для поступающих

Приостановка проведения организационных собраний 2020

В соответствии с приказом ректора МГТУ им. Н.Э.Баумана №02.01-03/367 от 16.03.2020 проведение организационных собраний для поступающих по программам подготовки офицеров и сержантов запаса временно приостановлено. О сроках проведения собраний будет сообщено дополнительно.

Читать еще:  Медицинский регистратор обучение

Как поступить в военный учебный центр? Интервью начальника ВУЦ.

В самый разгар конкурсного набора в ВУЦ, начальник военного учебного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана полковник Максименко Н.Д. рассказал о порядке, правилах поступления и обучения в военном учебном центре.

IV научно-практическая конференция «Актуальные вопросы состояния и перспектив развития сложных технических систем военного назначения».

Регистрация участников конференции 24 апреля 2020 г. 9.00-10.00 в Военном институте МГТУ им. Н.Э. Баумана по адресу: г. Москва, 2-я Бауманская ул, д.5. НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Секция 1. Актуальные вопросы состояния и перспектив развития вооружения, военной и специальной техники Воздушно-космических сил.… Continue Reading →

Учебно-методический сбор

23 и 24 января 2020 года в соответствии с планом профессионально-должностной подготовки профессорско-преподавательского состава военного учебного центра был проведен учебно-методический сбор профессорско-преподавательского состава на учебном полигоне военного учебного центра (пос. Орево, Дмитровский район, Московская область). В первый день сборов были… Continue Reading →

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МАРШ КРЕМЛЁВСКИХ КУРСАНТОВ»

6 и 7 октября в Московской области состоялась военно-патриотическая акция —форсированный марш в память о подвиге в битве под Москвой в 1941 году Отдельного курсантского полка Московского Краснознамённого пехотного училища имени Верховного Совета РСФСР. За два дня участникам марша предстояла… Continue Reading →

ВОЕННО-ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ГРУ: ПОДБОР И ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ-РАЗВЕДЧИКОВ

Подготовка офицеров-разведчиков осуществляется Военно-дипломатической академией (бывшая Академия Советской Армии), а в народе ее называют «Консерватория». Академия расположена недалеко от станции метро «Октябрьское поле». В академии имеется несколько факультетов, на которых осуществляется подготовка разведчиков как для работы за границей, так и для службы в разведорганах армии страны.

На рис. 2.19 приведена организационная структура академии с ее факультетами и специализированными кафедрами.

Набор новых офицеров в академию по давно апробированной схеме (процедуре) производится, как правило, в конце каждого года. Руководство академии рассылает по войскам и флотам своих представителей для набора слушателей. Предпочтение отдается боеспособным воинским частям и соединениям Военно-морского флота и Военно-воздушных сил.

Прибывая в дивизию, бригаду или армию, преподаватели академии ГРУ в первую очередь детально знакомятся с личными делами офицеров в возрасте до 35 лет и с воинским званием не ниже капитана. Те офицеры, личные дела которых удовлетворяют преподавателей академии ГРУ, после начала нового года вызывают в Москву на собеседование. Некоторым из них предлагается сдать вступительные экзамены, которые проводятся с января по май, а в сентябре выдержавшие вступительные экзамены начинают обучение в академии.

Военно-дипломатическая академия занимает достойное место в подготовке офицеров-разведчиков для многих видов деятельности как внутри страны, так и за границей. Академия в своем составе имеет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, имеющий богатый опыт военной разведки, в том числе и за рубежом — на нелегальной работе.

Практика показывает, что в процессе обучения, которое длится три года, многие из слушателей отсеиваются по профессиональной непригодности к разведывательной деятельности. Особое внимание уделяется изучению иностранных языков тех стран, в которые предстоит уехать данному офицеру.

На рис. 2.20 показана технология (алгоритм) отбора, оценки и «вербовки» офицеров из воинских соединений для обучения в академии.

Хотелось бы остановиться на отдельных деталях подбора и оценки будущих слушателей в академию ГРУ. Представителю ГРУ поручается отбирать не более 10 офицеров, но ему приходится проверять около 100 человек, чтобы найти этот десяток самых-самых. Ряд будущих слушателей набирают из числа выпускников военных академий. Такой подбор оправдывает усилия представителей ГРУ, и действительно 90 % из них зачисляются в Военно-дипломатическую академию.

Один из этапов проверки состоит в том, что представитель академии ГРУ приходит на квартиру кандидата и ведет с ним, как правило, обычный разговор. При этом важное значение придает и оценке жены кандидата. Иногда бывает, что жена не подходит по какой-то причине, например по интеллекту или чрезмерной эмоциональности. А это означает, что как бы ни был хорош сам офицер — разведчиком ему не быть. Необходимо подчеркнуть, что представители ГРУ являются настолько опытными, что по первому взгляду на домашнюю обстановку понимают — пришли напрасно или разговор имеет смысл продолжить.

Основные критерии, которыми руководствуются представители группы отбора, приведены на рис. 2.21.

По приезде в Москву отобранные представителями ГРУ кандидаты перед сдачей экзаменов подвергаются проверке с помощью многообразных испытательных тестов. Часть этих тестов, а их достаточно большое количество, приведена на рис. 2.22. Среди них имеются тесты на память, на способность к изучению иностранных языков, на внимание, на «помехоустойчивость». Как правило, кандидаты проходят через сотни тестов, с 9 часов утра до 17 часов вечера в течение целой недели.

Во время тестирования преподаватель может, например, сказать фразу на незнакомом языке и попросить ее повторить. Или, например, показывает подряд в достаточно быстром темпе десятки фотопортретов и представляет их по фамилии: Иванов, Петров, Сидоров, Васильев… Затем фотографии перемешивают и снова быстро показывают, а офицер должен поставить номера у заранее написанных ФИО, каким теперь по счету номером стали Петров, Сидоров… Или говорят ряд слов из строки и просят повторить, не изменив порядка слов.

Практика показывает, что 100 %-ного количества офицеров, прошедших испытание, как правило, не бывает. То есть часть отобранных кандидатов испытаний не выдерживают. Конечно, бывают случаи, когда некоторые офицеры проходят все тесты с положительным успехом.

Поэтому берут в академию офицеров и частично не прошедших тесты. Следует заметить, что офицеров, прошедших все тесты с большим успехом, как правило, не берут в академию. В разведке действует принцип: разведчик не должен выделяться своими чрезмерными способностями среди других.

Как я уже писал, после прохождения тестов будущие слушатели обязаны сдать конкурсные экзамены. Чаще всего на экзаменах проявляется способность к изучению иностранных языков.

На последнем этапе с будущими слушателями проводят собеседование, которое происходит в торжественной обстановке, как правило, в большом зале. На собеседование приглашаются специалисты академии, в том числе психологи, и задаются различные интересующие их вопросы. В числе них, например, почему вы решили идти в разведку? Или что вы пьете из спиртных напитков и сколько? Любите ли женщин и как к ним относитесь?

Имеется и одна прочно устоявшаяся особенность. В процессе отбора абитуриенты видят только свою группу, с которой придется учиться. А всех тех, кто сдает тесты, разными коридорами разводят по отдельным кабинетам.

В академию не берут лиц, которые сами приходят, но иногда все же «блатные» имеются. Это, как правило, офицеры, у которых имеются высокопоставленные начальники ГРУ, Генштаба, Минобороны и т. д. Как не порадеть в таком случае, особенно когда появляется возможность работать в дипломатических представительствах за рубежом.

Читать еще:  Как поступить на целевое обучение в вуз

После прохождения вышеизложенных процедур офицеры становятся слушателями первого курса одного из факультетов Военно-дипломатической академии ГРУ. Слушатели включаются в учебный процесс, при этом самое серьезное внимание уделяется изучению иностранных языков. Ранее я уже писал, как и каким образом специалисты-языковеды обучают иностранным языкам. Я приводил свой личный пример по изучению арабского языка с капитаном Н. Майбуровым и иврита с А. Рубинштейном.

К сожалению, некоторым слушателям практически не даются такие языки, как арабский, персидский, китайский, вьетнамский, тогда их приходится после первого же семестра отчислять и отправлять в войска по месту прежней или иной другой службы. Изучают и другие предметы, среди которых страноведение, спецтехника, вождение автомобиля и прочее.

Профессорско-преподавательский состав в академии прилагает значительные усилия, чтобы наиболее качественно подготовить офицеров-разведчиков.

На рис. 2.23 указаны те основные учебные дисциплины, которые надлежит осваивать будущим военным разведчикам, выезжающим в длительные командировки в зарубежные страны.

Особое внимание уделяется методам и способам тренировки каждого. Так, чтобы запомнить 50 слов, надо составить рассказ с этими словами, в котором активно действует сам слушатель. Учат искусству общения с возможными агентами и искусству уходить, когда за тобой следует «хвост», то есть представитель контрразведки страны пребывания. Значительное внимание уделяется изучению процессов агентурной работы. Это закрытая тема, и не принято раскрывать технологию обучения слушателей агентурной работе. Это своего рода ноу-хау военной разведки любой страны мира. Все же определенные моменты следует изложить.

Так, например, еще на первом курсе всю Москву делят на сектора и каждому слушателю выделяют свой сектор. В выделенном секторе слушатель должен подготовить маршруты с явками, местами проверки. Маршруты, как правило, отрабатываются до автоматизма с целью своевременно «засечь наружку», которая выслеживает «агента» — слушателя академии. Ведут агента несколько человек, которые имеют между собою радиосвязь. Важно запомнить, что если «агент» слегка притормаживает и пару раз из-за угла вылетают какие-то граждане, то лучше уйти с данного маршрута.

Или, допустим, «агент-слушатель» выпрыгнул из вагона метро в последний момент перед закрытием дверей и вдруг обнаружил, что где-то еще одна дверь вагона запоздало хлопнула, опять-таки рисковать не стоит. Но если «ты ушел», то в любой стране «наружка» тебя обязательно подставит, например спровоцирует драку, еще чего-нибудь. И ты автоматически попадешь в справочник «Кто есть кто» и становишься персоной «нон грата», то есть тебе светит выезд из страны в течение 24–72 часов.

Вспоминаю случай, который произошел с одним из моих друзей-разведчиков. Это было в 60—70-е годы в Австрии. Там работал наш советский разведчик под дипломатическим прикрытием. Однажды он немного выпил и, чтобы не попасть в какую-либо необычную историю, решил поймать такси и отправиться к месту проживания. А за ним, видимо, уже следили. Он остановил такси и сел в машину. Водитель тронул с места с большой скоростью, и только тогда наш разведчик заметил, что рядом с ним на заднем сиденье сидит молодая красивая женщина.

Разведчик не знал, что решить: или ехать молча, или остановить машину и выйти. Не успел он осмыслить происходящее, как эта молодая женщина попыталась сесть ему на колени и расстегнуть кофточку, а под кофточкой был заранее снят бюстгальтер. Вдруг водитель поправляет переднее зеркало и видит эту парочку во всем блеске. Тогда он немедленно подвозит их к ближайшему полицейскому участку. Как только машина остановилась, дверь открывает полиция и всю картину фотографирует.

Дальше излагать уже нет смысла. Наш офицер, опытный и продуктивный в работе, в течение 24 часов вынужден был вылететь в Советский Союз.

Опыт показывает, что уйти разведчику от «наружки» достаточно сложно. Особенно в последние годы, когда можно прикрепить к автомобилю крошечный датчик и «наружка» уже не нужна. Во время учебы в академии «наружку» выполняют офицеры КГБ (ФСБ). Иногда, в целях обучения специально дается команда взять «слушателя» при закладке тайника или при движении его по маршруту на встречу с «агентами». Комитетчики очень серьезно относятся к таким тренировкам и все записывают на видео, а затем передают руководству академии.

Выбор тайника — дело очень серьезное. Важно, чтобы к нему были удачны подходы, а информация должна моментально закладываться и изыматься.

Из практики моих коллег по разведке приведу один пример. Мой коллега, с которым я учился в Военном институте иностранных языков, был направлен в одну из арабских стран на нелегальную работу. Получив хорошо отработанную «легенду», в возрасте 24 лет этот молодой лейтенант по прибытии в страну купил на рынке палатку для ремонта женской обуви. Эта палатка и была местом явки агентов и его тайником. Приходила женщина или девушка и просила починить каблук ее туфли.

Лейтенант брал ее туфель, откручивал каблук и изымал донесение и туда же вкладывал другое задание. И так продолжалось несколько десятилетий. За границу он уехал лейтенантом, а на Родину вернулся уже полковником. Кстати, система подготовки офицеров-нелегалов осуществляется по другой схеме и в других помещениях, имеющихся на балансе ГРУ. На рис. 2.24 показана примерная схема подготовки офицеров-разведчиков для работы в нелегальных условиях.

Учебные заведения, в которых проходили подготовку будущие офицеры ГРУ, приведены на рис. 2.25.

Заключительным моментом в обучении разведчиков является «проникновение» на режимный объект в г. Москве, в данном случае в один из «почтовых ящиков», притом легально. А повод для проникновения он должен придумать сам. Известно, что режимные предприятия всегда строго охранялись и без пропуска туда попасть практически невозможно. А как это сделать, будущий разведчик должен сам решить, крутиться, искать знакомства. Кроме того, он должен «завербовать» своего агента, способного дать ему необходимую информацию о работе предприятия, структуре объекта, о принимаемых на нем решениях и т. д.

Но при всем этом жестко действует одно ограничение — слушатель не имеет права вербовать лиц женского пола. Необходимо также отметить, что «завербованные агенты» не несут какой-либо ответственности, так как ГРУ эту информацию не раскрывают вообще. На этом обучение в Военно-дипломатической академии ГРУ заканчивается, и выпускник отправляется к месту службы по решению специальной комиссии.

В реальной практике офицерам-разведчикам за рубежом приходится вступать в различные контакты, основные из них указаны на рис. 2.26. Во всех этих ситуациях разведчики обязаны быть осторожными, чтобы не подвергнуть опасности выполнение заданий, возложенных на них ГРУ.

Несомненно, самая сложная работа достается именно офицерам-нелегалам, которые в чужой стране должны жить и выполнять возложенные на них разведывательные задания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector