Prg67.ru

Онлайн вебинары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение в вечерней школе после 9 класса

Чем семейное обучение отличается от вечерней школы

Рассказываем, в чём разница и что выбрать, если нет времени на очное обучение.

Вечерняя школа

Не всегда у человека есть возможность своевременно получить общее образование. Но в школу можно вернуться и совмещать её с работой или другой учёбой. Для этого действуют вечерние (сменные) школы.

В такие школы принимают учащихся старше 15 лет. Чаще всего в вечернее время обучают 10–11 классы, но существуют образовательные организации, работающие и с начальным, и со средним звеном.

Занятия в сменных школах проходят по вечерам и, как правило, не каждый день. По закону образовательные организации могут сами определять режим учёбы и ставить уроки в вечернее время. Это должно быть закреплено в локальных актах школы.

Вечернее образование не является самостоятельной формой обучения. Обучающиеся находятся в контингенте школы на очной, очно-заочной или заочной форме обучения.

Большинство вечерних школ бесплатны. Выпускники на общих основаниях сдают ЕГЭ и получают такие же аттестаты о среднем общем образовании, как и другие школьники.

Семейное образование

Семейное образование (СО) — это форма получения образования, при которой общеобразовательная программа осваивается без посещения традиционной школы. С 1 по 9 класс образование вне школы называется семейным обучением, а в 10–11 классах и для людей старше 15 лет — самообразованием.

Верхняя возрастная планка для семейного образования не установлена. Формой самообразования может воспользоваться даже взрослый работающий человек. Однако важно понимать, что в отличие от вечерней школы, ответственность за учебный процесс лежит на самом обучающемся. Необходимо самостоятельно или с помощью репетиторов и онлайн-школ осваивать материал. Так, в «Экстернате Фоксфорда» можно изучить школьную программу с 5 по 11 класс. Помимо базовых курсов, необходимых для успешной сдачи аттестаций, можно проходить дополнительные курсы для подготовки к поступлению в колледж или университет.

Переход на семейное обучение происходит по желанию родителей или с их согласия, если речь идёт о подростке от 15 до 18 лет. Совершеннолетний гражданин может перейти на самообразование самостоятельно.

Освоение общеобразовательной программы в форме семейного образования должно подтверждаться с помощью промежуточных аттестаций. Для их прохождения необходимо прикрепление к аккредитованной школе и получение статуса экстерна.

В СССР экстернат являлся одной из форм получения образования для «работающей молодёжи и взрослых». Сейчас это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании.

Что выбрать

Плюсы вечернего обучения:

  • Бесплатно в большинстве случаев.
  • Возможность продолжить очное обучение во взрослом возрасте.

Минусы вечернего обучения:

  • Качество образования может быть низким.
  • В одном классе могут быть люди разных социальных слоёв и возраста.
  • Нет возможности выбора образовательной программы.

Плюсы семейного образования:

  • Возможность учиться в удобное время и в комфортном темпе.
  • Свобода в выборе программы и способе организации учебного процесса.

Минусы семейного обучения:

  • Могут возникнуть трудности при поиске школы для аттестации.
  • Нужны ресурсы на организацию учебного процесса.

Для наглядности рассмотрим разницу вечерней школы и семейного обучения в таблице.

Учительская

Учительская — комната в школе, в среднем учебном заведении для отдыха учителей в перерывах между уроками (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)

Обучение в вечерней школе

Что такое вечерняя школа?

Вечерняя школа – особое образовательное учреждение, которое предоставляет всем желающим приобрести общее среднее образование. Основными учениками выступают взрослые работающие люди, поэтому занятия проходят в вечернее время. Некоторые наивно полагают, что обучение в вечерней школе – пережиток советской эпохи, который совсем утратил свою актуальность. В действительности, напротив, этот вид образовательных учреждений никогда не утрачивал значимости и популярности: многие люди ежегодно записываются на занятия!

Кто её посещает?

Учиться в вечерней школе могут все граждане, которые по каким-либо причинам не получили среднего образования. Как правило, за помощью обращаются взрослые граждане возрастом более 20 лет, за плечами которых есть всего 9 классов, а иногда и того меньше. Нередко, учениками становятся молодые люди, прошедшие срочную службу в армии и решившие поступать в ВУЗы. В таких случаях, они смогут освоить недостающую программу и смело подавать документы в приёмную комиссию. Кроме того, повышать образование приходят работающие люди, которым необходимо повышение по службе, а рабочий график совершенно не позволяет обучаться днём. Поскольку большинство работодателей настаивает на наличии у сотрудников общего образования, данная группа обучающихся, как правило, численно преобладает. Вечерняя школа становится для них реальной возможностью улучшить условия труда и добиться карьерного роста.

Особенности обучения

Основной особенностью, отличающей данные учреждения от привычных школ, является время работы. Занятия начинаются в 16-17 часов, когда многие учащиеся уже приходят с работы. Заканчиваются уроки поздно вечером — примерно в 20 — 20.30.

Режим работы вечернего образовательного учреждения, как правило, не предусматривает ежедневных занятий. Они ведутся несколько раз в неделю, притом часовая нагрузка на предмет значительно меньше, чем в обычной школе.

Ещё одной отличительной чертой является «разношёрстный» состав учащихся. В классе собирается аудитория самого разного возраста, что делает процесс обучения довольно непростым.

Проблемы вечерних школ

Несмотря на большую значимость данного образовательного звена, вечерние учреждения сталкиваются с немалым кругом проблем. Рассмотрим, наиболее существенные аспекты.

Финансирование. Особый статус, к сожалению, «играет» против заведений: они получают от государства гораздо меньше денег, нежели обычные школы. Подчас руководство вынуждено не просто сокращать заработную плату педагогов, но и не готово пополнить штат дополнительными специалистами. Разумеется, это сказывается не только на зарплатах сотрудников, но и на качестве образовательного процесса в целом. Нехватка средств на своевременный ремонт, замену и обновление оборудования и компьютеризацию делает процесс обучения не комфортным и существенно снижает его эффективность.

Читать еще:  Сколько стоит обучение в mit

Отсутствие методологической базы. Учителя данных заведений не имеют специальных учебных пособий. Поэтому весь процесс строится по привычным школьным принципам и на одинаковом материале. Педагогу приходится не просто адаптировать школьную программу под новые условия, но и суметь «втиснуть» материал в сжатые сроки. Стоит отметить, что в простых школах количества часов, отведённых на тему, зачастую не хватает для должного изучения. В вечерней школе этого времени оказывается ещё меньше! Так, большинство вопросов остаётся на самостоятельное изучение.

Качество знаний. Далеко не всегда, обучение даёт плоды. Многие молодые люди, бросившие школу, приходят сюда, чтобы получить заветный аттестат. Они не отличаются прилежанием и старательностью, рассчитывая на то, что сниженные требования им помогут. Это не самый честный, но привлекательный для многих способ получить аттестат, «не напрягаясь».

Вечерняя школа

Классическая бесплатная государственная ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА поможет Вам получить недостающее образование начиная с 6 класса. Вы сами выберете себе удобный график обучения: очную, очно-заочную или заочную форму получения образования.

Основная задача школы:

обеспечение равной возможности реализации конституционного права на получение образования всем гражданам России, в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка, места проживания, не взирая на образовательный, национальный, возрастной цензы и физические недомогания. Школа реализует эту задачу на базе многопрофильности, многофункциональности, гибкости форм и режима работы. Школа должна стать гарантом доступности и подлинной демократичности образования для ВСЕХ, но особенно для тех, кто в силу разных причин не может учиться в обычной школе, предоставлять возможность учиться всем желающим любого возраста, как работающим, так и не работающим, в удобной форме и в удобное время. Школа должна средствами образования содействовать социальной защите и психолого-педагогической реабилитации учащихся школы. Школа должна стать эффективным Центром социализации личности учащихся.

Основы работы школы::

  • признание права на образование в любом возрасте как одного из важнейших фундаментальных прав человека;
  • ориентация образования на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
  • содействие гармонизации интересов личности учащихся и общества в целом;
  • обеспечение доступности качественного образования и просвещения для каждого гражданина;
  • учет специфики образовательных потребностей различных категорий учащихся вечерней школы

формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Важнейшие задачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Кто же является учащимися школы на сегодняшний день:

Взрослые учащиеся, имеющие большой перерыв в учебе, работающие, и поэтому вынужденные получать образование в вечернее время. К этой категории учащихся относятся люди, окончившие 9 классов средней школы, работающие и понявшие, что без полного среднего образования дальнейший карьерный рост невозможен. К этой же категории относятся и домохозяйки, ухаживающие за детьми, а также беременные женщины.

Военнослужащие, проходящие срочную воинскую службу в Дивизии Дзержинского, а также уволенные в запас воины-срочники и контрактники, в т.ч. и из горячих точек. Мотивация у этих учащихся самая различная, от получения знаний и продолжения образования в ВУЗах до получения просто документа об образовании.

Молодые люди, окончившие профессиональные училища без среднего образования, а также отчисленные из колледжей и училищ по различным причинам. Школа имеет договор с колледжами СПО «Колледж автоматики и радиоэлектроники» № 27 и ГОУ СПО Технологический колледж № 28 о переходе отчисляемых оттуда учащихся непосредственно в нашу школу.

Мигранты и эмигранты, получающие образование в рамках программы Московского правительства «Школа русского языка». По этой программе приезжающие в страну официальные мигранты и эмигранты в течение 1 учебного года получают интенсивный курс обучения русскому языку для возможности дальнейшего получения образования в государственных учебных заведениях. По окончании «Школы русского языка» они становятся учащимися этнокультурного класса нашей школы. В настоящее время в этнокультурном классе школы обучаются беженцы из Афганистана.

Подростки, по разным причинам не имеющие возможности продолжать образование в массовой школе. Среди причин невозможности продолжать обучение в массовой школе преобладают следующие:

  • Желание ускоренно окончить среднюю школу (таки подростки выбирают экстерную форму обучения)
  • Конфликты с учащимися или учителями в школе, где они обучались до этого

Тяжелое финансовое положение в семье, вынуждающее подростка либо идти работать и совмещать работу с учебой в вечернее время, либо параллельно со средним образованием в вечерней школе получать профессиональное образование

Так называемые «трудные» подростки, от которых либо по причине их отклоняющегося поведения, либо по причине отставания в учебе стараются избавиться массовые дневные школы.

Люди с физическими недостатками, инвалиды, в том числе военнослужащие, проходящие лечение после ранений, полученных в горячих точках, в госпитале им.Бурденко

Лица, пребывающие под следствием в следственном изоляторе СИЗО № 6. Это – девушки и молодые женщины, высоко замотивированные на учебу, т.к. горько осознали ошибки, совершенные ими. Именно школьные занятия, регулярные и серьезные, помогают им не потерять себя как личность.

Как поступить в вечернюю школу?

Не каждому человеку удалось получить вовремя хотя бы общее образование. Не нужно думать, что ученики вечерних школ неудачники или недалекие люди. В их жизни могло случиться что угодно — некоторые в юности вовремя не поняли, насколько важно образование, и бездельничали на уроках, кто-то рано вступил в брак, иногда уже в детстве кто-то был вынужден работать.

Особенности вечерних школ

В вечерней общеобразовательной школе обучаются вечером. Отсюда и название. Получить образование там можно бесплатно, если вам не нужен интенсивный сокращенный курс обучения. Тогда цена обучения назначается по договору, составленному администрацией школы. Благодаря графику занятий можно совмещать учебу с работой или с другой учебой, а также параллельно приобрести профессию.

Любой, кому уже есть 15 лет может стать учеником этой школы. Выпускникам вечерних школ дают аттестаты такие же, как выдают в обыкновенных школах. Занятия проходят не каждый день. Из-за этого программу обычной школы старших классов (10-11) в вечерних школах преподают 3 года.

Что дает вечерняя школа?

В вечерней школе ученик может получить общее среднее образование, если он серьезно настроен и обладает хорошим самоконтролем. После вступления в силу в 2014 году нового Закона об образовании, вечерние школы обучают по общим стандартам, существующим в обычных дневных школах. Для выпуска всем ученикам обязательно необходимо сдать ЕГЭ (единый государственный экзамен).

Процедура поступления в вечернюю школу

Чтобы поступить в вечернюю школу, нужны документы:

  • паспорт;
  • согласие родителей (при возрасте менее 18 лет);
  • аттестат об основном образовании;
  • фотографии;
  • медицинский полис;
  • заявление.

Иногда школы предъявляют дополнительные требования, например, требуют медицинскую справку о состоянии здоровья.

Если вы потеряли аттестат, а восстановить не смогли, вам устроят собеседование или вступительное испытание, по результатам которого проведут зачисление.

Среди учащихся вечерних школ есть взрослые работающие люди, молодые и многодетные мамы, прибывшие из других стран люди, желающие получить образование по российским стандартам. Зрелые люди, осознавшие ценность образования, с трудом находящие время для учебы, порой поражают учителей тягой к знаниям, серьезным подходом и результатами учебы.

Вечерняя школа: плюсы и минусы

Вечерняя школа: плюсы и минусы

Как и любое учебное заведение, вечерняя школа имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  • занятия проходят не каждый день. Уроки идут несколько раз в неделю. При этом нагрузка на один урок меньше, чем в обычной общеобразовательной школе;
  • это бесплатно. Согласно статье 43 конституции РФ, у каждого есть право на то, чтобы получить основное общее образование, поэтому и за учебу в вечерней школе никто не потребует денег;
  • можно совмещать с работой. Занятия как правило начинаются с 17 часов. Поэтому после работы вполне можно успеть на уроки.

Минусы:

  • классы с учениками разных возрастов. В классе могут учиться и молодые люди и люди в возрасте. Поэтому темп подачи материала учителем может быть как очень быстрым, так и очень медленным, придется подстраиваться под своих одноклассников;
  • схематичная подача материала. За счет того, что программы идут по ускоренному курсу, не всегда есть возможность у преподавателя долго заострять внимание на той или иной теме;
  • это необязательно. Чаще всего в вечерних школах обучаются уже взрослые люди, которые прожили достаточно времени без какого-либо образования и привыкли к этому. Так что тем, у кого есть проблемы с самодисциплиной, будет трудно себя заставить регулярно посещать уроки.

Куда поступить после вечерней школы

Как мы уже говорили выше, по окончании вечерней школы ученику выдается на руки аттестат о полном среднем образовании, если он закончил 11 классов, или аттестат о неполном среднем образовании, если закончен 9-летний курс обучения. Аттестат является документом государственного образца и ничем не отличается о того, что выдают в дневной школе. Поэтому после «вечерки» продолжить обучение можно в любом заведении.

Куда поступить после вечерней школы

Получить профессию после 9 классов можно в колледже, техникуме или училище. Для этого обязательно, чтобы результаты ОГЭ (основной государственный экзамен) не были отрицательными. Абитуриенту нужно будет предоставить приемной комиссии копию паспорта, аттестат о неполном среднем образовании, сертификат с результатами ОГЭ, страховой полис, медицинскую справку и фотографии 3×4. Также необходимо написать заявление на поступление в это учебное заведение. Как правило, прием на бюджет осуществляется на основе результатов ОГЭ и оценок за школьные экзамены в аттестате. Некоторые специальности требуют сдачи дополнительного внутреннего экзамена уже в самом учебном заведении. Оценка, полученная за него также учитывается при приеме абитуриента в суз.

После 11 классов выпускнику вечерней школы можно поступать в любое высшее учебное заведение. Для этого необходимо сдать ЕГЭ (единый государственный экзамен) по предметам, которые являются обязательными для выбранной профессии, русскому языку и математике. На сайтах вузов всегда указан перечень предметов, необходимых для поступления. В приемную комиссию нужно принести аттестат о полном среднем образовании, сертификат с результатами ЕГЭ, копию паспорта, 6 фотографий и заявление на поступление.

Поэтому не стоит бояться и переживать, что окончание вечерней школы как-то скажется на продолжении обучения. Выпускники этих школ имеют все те же права, что и учащиеся дневных школ.

Как бы трудно ни складывалась жизнь, вера в себя и трудолюбие помогут в учебе, дадут шанс сделать свою трудовую карьеру успешной.

Вечерняя школа или вновь за парту

Вечерние школы позволяют не только восполнить недостающий пробел в собственном образовании, но и наконец-таки взяться за ум и подумать о перспективах на будущее, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Другими словами, подобные учебные заведения играют особую роль в системе российского образования, занимая промежуточную нишу между обычной школой и организациями дополнительного образования.

Нас уверяют, что современное школьное образование доступно практически каждому. Однако нередко, ввиду жизненных обстоятельств, некоторые старшеклассники вынуждены оставить стены образовательного учреждения и искать работу. Довольно часто причиной преждевременного окончания обучения становится призыв в армию, из-за чего многие молодые люди считают, что на их образовании, а значит и на успешной карьере в будущем, можно «поставить крест». Ведь все мы знаем, что без наличия диплома добиться взлета по карьерной лестнице и материального благополучия практически невозможно.

Однако не все так безрадостно, как может показаться на первый взгляд. Благодаря институту вечерней школы, существующей в России, каждый гражданин нашей страны может в любом возрасте получить полное среднее образование (даже если 8-9 классов он окончил несколько лет назад), и, соответственно, продолжить свое обучение в ВУЗе.

Отметим, что вечерние школы позволяют не только восполнить недостающий пробел в собственном образовании, но и наконец-таки взяться за ум и подумать о перспективах на будущее, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Другими словами, подобные учебные заведения играют особую роль в системе российского образования, занимая промежуточную нишу между обычной школой и организациями дополнительного образования.

Кто учится в вечерней школе?

Во времена Советского Союза вечерние школы предназначались в основном для рабочей молодежи отнюдь не школьного возраста. Сегодня же основная масса обучающихся в подобных учебных заведениях – это подростки из неблагополучной среды обитания, которые в силу своего возраста должны были бы обучаться в обычной школе. И только треть учеников — работающие молодые люди старше школьного возраста.

Но это не означает, что каждый старшеклассник может бросить среднюю школу и перейти на вечернюю форму обучения. Согласно действующему законодательству, после девятого класса подросток может перевестись в вечернюю школу только с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних.

Если же говорить о «взрослой» категории учащихся, то чаще всего в вечернюю школу поступают военнослужащие-контрактники, которые из-за отсутствия среднего образования не могут продлить контракт, и спортсмены, которые из-за частых соревнований не смогли вовремя получить полное среднее образование.

Проблемы современной вечерней школы

Ни для кого не секрет, что российская система образования в настоящее время находится в достаточно критическом состоянии, и только начинает свой путь на пути к глобальному реформированию. Однако в наиболее печальном положении оказались вечерние школы, о чем свидетельствует целый ряд проблем, к которым можно отнести:

  • финансирование по остаточному принципу – причем это касается как материально-технической и методической части, так и финансирования штатных единиц. В результате, вечерняя школа не может сделать своевременный ремонт, обеспечить учеников обучающим материалом и укомплектовать штат всеми необходимыми специалистами (психологом, социальный педагог, методистом, воспитателем и т.д.);
  • отсутствие специализированных учебных программ для вечерних школ – как правило, педагоги каждой вечерней школы самостоятельно «перерабатывают» методические материалы обычной школы, подстраивая программы обучения средней школы под то количество часов, которое положено данным учебным заведениям;
  • отчуждение учителей вечерних школ от статуса школьного педагога – из-за этой проблемы многие учителя сталкиваются с большими трудностями при оформлении пенсии за выслугу лет и не получают доплату за классное руководство.

Особенности обучения в вечерней школе

Согласно нормативам, обучение в вечерней школе составляет три года. Увеличенная продолжительность обучения – вынужденная мера, поскольку занятия в большинстве таких школ проводятся не ежедневно, при этом количество учебных часов заметно меньше, чем в обычной средней школе.

Как можно понять из названия учебного заведения, занятия проводятся по вечерам (как правило, с 16-00 до 20-30). Причем ученик может перейти на индивидуальный график обучения, договорившись с преподавателем о том, что часть уроков он будет пропускать и выполнять задания дома.

Существуют вечерние школы, осуществляющие и дневное обучение (да, да, как бы странно это не звучало). В таких учебных заведениях занятия начинаются в 9 утра и заканчиваются в 15-16 часов. Правда, учиться нужно всего четыре дня в неделю. При этом, учитывая специфику контингента (подростки из неблагополучных семей, испытывающие трудности в учебе и в общении с окружающими), педагоги лояльно относятся к своим ученикам, практикуя дифференцированный подход.

Еще одной отличительной особенностью вечерних школ являются разновозрастные классы. За одной партой могут оказаться подросток и человек пожилого возраста, что с одной стороны хорошо (более старший ученик может помочь своему юному однокласснику и поделиться своим жизненным опытом, выступая таким образом в роли психотерапевта), а с другой стороны плохо (разный возраст учеников очень часто становится причиной разобщенности интересов, что негативно влияет на общую атмосферу в классе).

Вечерняя школа: быть или не быть?

Уже не первый год в России активно обсуждается вопрос необходимости вечерних школ. Многие специалисты уверены, что современное общество в них не нуждается, так как получить среднее образование сегодня можно дистанционно и в обычной школе. Однако статистика свидетельствует об обратном: в последние годы спрос на данный вид обучения неуклонно растет – многие люди стремятся получить среднее образование без отрыва от работы, после 10-ти летнего, а то и 30-ти летнего перерыва в учебе.

Откуда столько желающих учиться в вечерней школе? По данным ЮНЕСКО в нашей стране на сегодняшний день живет больше миллиона абсолютно безграмотных детей и подростков (и это только официальная статистика, на самом деле таких детей намного больше) которые вместо того, чтобы ходить в школу бродяжничают, попрошайничают, воруют и т.д. – это все потенциальные ученики вечерних школ. Кроме того, в России ежегодно закрываются малокомплектные школы (чаще всего в небольших селах), бывшие ученики которых не имеют возможности ездить на учебу в соседний населенный пункт и остаются малограмотными.

Подчеркнем, что для этой категории людей вечерняя школа является единственной возможностью не только добиться успеха в жизни, но и стать полноценным членом социума. Поэтому серьезно рассматривать вопрос о ликвидации института вечерней школы в нашей стране еще слишком рано. К счастью, российские государственные деятели это понимают, и делают все возможное, чтобы создать (или, скорее, восстановить) правовую основу для деятельности вечерних школ, которые в существующей редакции закона «Об образовании» даже не упомянуты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector