Prg67.ru

Онлайн вебинары
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение дошкольников в игровой форме

Игровые методы обучения дошкольников

Валентина Савкина
Игровые методы обучения дошкольников

Игровые методы обучения дошкольников.

Игра — это естественный путь обучения маленьких детей.

Рассматривая проблему взаимосвязи игры и обучения, А. В. Запорожец отмечал, что нельзя противопоставлять игру обучению, а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей детей. Он указывал, что обучение на разных возрастных этапах имеет свои особенности, это может быть манипулирование с предметами, игра и специальная учебная деятельность. По его мнению, в игре продолжается обучение в широком смысле.

В настоящее время в дошкольных учреждениях можно выделить две проблемы,обусловленные использованием игры на занятиях:

первая проблема заключается в значительном уменьшении использования игры и игровых приемов даже в обучении детей 3-5 лет,

вторая проблема состоит в неумении части педагогов вообще использовать в обучении игровой метод.

Анализ практики работы дошкольныхучреждений позволяет выделить следующее противоречие: между возможностью более эффективной подачи знаний дошкольникам при использовании игровых технологий и неумением педагогов использовать максимально возможности игры для обучения и воспитания современных дошкольников.

Игра выступает как активный метод обучения.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.

Взаимосвязь игры и обучения осуществляется путем создания в обучении воображаемой (условной) ситуации.Разные виды игр задаются разными воображаемыми ситуациями: режиссерская игра — путем смыслового объединения предметов; сюжетно-ролевая игра требует не менее двух сопряженных ролей; игра с правилами — возникает при выполнении правил. В обучении детей важны все виды игр.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Игра приносит ребенку удовольствие прежде всего от ее процесса, а не только от результата.

2. Творческий и импровизационный характер этой деятельности.

3. Эмоциональная насыщенность игровой деятельности, соперничество, соревнование, состязательность.

4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В обучении детей игра организуется взрослыми. Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.

Все элементы игровых обучающих ситуаций: сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия.

Игровые персонажи (Красная Шапочка и др.) включаются педагогом в учебно-игровое общение не для развлечения, а как условие, обеспечивающее выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают ее на протяжении всего занятия. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего. Смена позиции активизирует интеллектуальную деятельность детей, усиливает познавательную мотивацию.

Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком. Помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе. К игре как методу обученияпредъявляются следующие требования: создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели; включенность каждого участника в игру; предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;

игровые задания должны быть сложными, но доступными детям;

пути и средства достижения целей должны быть вариативными.

При использовании игрового метода обучения дошкольниковмогут возникнуть такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение.

В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры. Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения

Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме

Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.

Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

Основной потребностью детей дошкольного возраста является игра. Дети живут и самовыражаются в играх. Поэтому основной формой занятий должна быть игра, в которой дети осваивают новые умения, отношения с другими детьми. Дошкольник легко учиться в игре. Д. Б.Эльконин выделил четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развивается мотивационно-потребностная сфера; преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм; развивается произвольность поведения; развиваются умственные действия.

Игровая технология обучения поддерживает и укрепляет физическое и психическое здоровье детей. Поэтому важной профессиональной задачей является освоение воспитателями дошкольных учреждений игровых технологий обучения детей.

Активные методы обучения педагогов Активные методы обучения педагогов При формировании умений и навыков используются следующие методы: • анализа конкретных ситуаций; • решение.

Игра. Игровые методы в профилактической и коррекционной работе Уважаемые педагоги!Спешу поделиться опытом проведения и трансформации игр для детей, начиная от младшего дошкольного возраста и усложняя.

Игровые методы и приемы, применяемые в работе воспитателя средней группы Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового.

Игровые методы и приемы, применяемые в работе воспитателя средней группы Методика обследования состоит из 5 заданий Цель всех заданий: выявить состояние фонематического восприятия у детей. В качестве лингвистического.

Игровые методы обучения младших дошкольников основам ПДД Безопасность жизнедеятельности являлась базовой потребностью человека во все времена. Однако в наши дни изменился состав основных угроз.

Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего.

Игровые методы в воспитательной работе с обучающимися Игровые методы в воспитательной работе с обучающимися. В последнее время игровые формы организации учебной и воспитательной деятельности.

Игровые приёмы обучения дошкольников правилам дорожной безопасности Маленькому исследователю мир кажется огромным. Каждый день малыш открывает для себя что-то новое, сталкиваясь с препятствиями и неудачами,.

Методы и средства обучения и воспитания План: 1. Методы обучения • Понятие метода и приема • Классификация методов обучения • Характеристика традиционных методов обучения МЕТОДЫ.

Обучение чтению дошкольников в игровой форме: для ребенка, который не хочет учиться

Эти и другие проблемы в обучении дошкольников чтению можно решить, организуя занятия в игровой форме. Для детей дошкольного возраста игра является ведущей формой деятельности. Поэтому заниматься с дошкольником, играя в разные игры, – самый простой и эффективный способ научить его читать.

Прежде чем мы поговорим о том, в какие игры лучше играть с ребенком при обучении чтению, дадим несколько общих советов по организации занятий.

  1. Занимайтесь регулярно! Пусть занятия будут короткими (5-10 минут), но ежедневными. Это гораздо эффективнее для дошкольников, чем 45-минутные уроки раз в неделю.
  2. Занимайтесь везде. Чтобы учиться читать, вам совершенно необязательно усаживать ребенка за стол с книгами. Учить буквы можно в парке на прогулке, рисуя их мелом на асфальте или разглядывая вывески, помогая маме вылепить печенье в форме букв или изучая номера машин на парковке и т.д.
  3. Занимайтесь, когда ребенок чувствует себя хорошо: он выспался, активен и готов к новым играм и занятиям.
  4. Постоянно создавайте у ребенка ситуации успеха, чаще его хвалите, акцентируйте его внимание на том, что у него получилось, не зацикливайтесь на неудачах. Занятия должны быть ребенку в радость!

И еще, что обязательно нужно знать, приступая к обучению чтению — в статье по ссылке.

В какие же игры можно играть на разных этапах обучения дошкольников чтению?

1. Изучение букв.

Если ребенок плохо запоминает буквы, лучший способ их выучить – это «оживить» их, создать яркую ассоциацию с каждой буквой. Вы можете сами с ребенком придумать, на что похожа та или иная буква, или воспользоваться разнообразными материалами из Интернета и современных азбук.

Например, яркие, запоминающиеся для детей образы букв можно найти в букваре Елены Бахтиной (в этой книге есть не только красочные картинки и рекомендации, как рассказать о каждой букве ребёнку, но и цветные шаблоны — буквы из этого букваря можно вырезать и играть в них).

В Интернете для детей можно найти массу раскрасок с буквами, похожими на тот или иной предмет.

Также полезно в процессе изучения букв повторять короткие стихи, помогающие запомнить каждую букву:

Видишь хвостик на конце,
Значит это буква Ц.

Буква Б как бегемот –
У нее большой живот!

Г похожа на гуся —
Изогнулась буква вся.

Д – высокий с крышей дом!
В этом доме мы живем.

А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы!

В своей работе я пользуюсь различными «напоминалочками», котырые ассоциируются у детей с той или иной буквой. Вы можете активно использовать их в домашних уроках или придумать свои.

Очень полезно завести специальную тетрадку или альбом, в котором на каждом развороте будет «жить» выученная буква. В этом альбоме можно также учить ребенка писать, наклеивать с ним картинки со словами на нужную букву, вкладывать стихи и раскраски, создавая подборку материалов для каждой буквы. Детей очень увлекает процесс совместного творчества, поэтому активнее привлекайте их к созданию подобного альбома.

Другой вариант – смастерить дом для букв. Размер выбирайте любой: он может быть совсем небольшим, сделанным из пары картонных листов, или огромным, высотой с ребенка. Главное в нем – специальные окошечки-кармашки для букв. В каждой «квартире» букводома поселите с ребенком букву. Для этого вам понадобятся картонные буквы, размером чуть меньше каждого окошка. Отмечайте любым способом, в каких квартирах уже есть «жители», а какие пока пустуют.

Читать еще:  Обучение за границей после 9 класса

Прикрепить уже изученные буквы снаружи на окошках (с помощью скрепок) и предложите ребенку разложить по окошечкам картинки со словами на изученные буквы. Например, «угостите» буквы: дайте ребенку изображения продуктов, которые он должен разнести по нужным «квартирам»: положить арбузабрикос в окошечко с буквой А, батон, баклажан – в окошко с буквой Б, вафливиноград — с буквой В и т.д.

Аналогично можно ходить в гости к буквам со сказочными персонажами (Буратино – к букве Б, Дюймовочка – к буква Д, Маугли — к букве М и т.д.), «одевать» буквы (футболку отнести букве Ф, джинсы – букве Д, штаны – букве Ш и т.д.).

Главная цель в этой игре – научить ребенка определять первую букву в слове и легко узнавать уже пройденные буквы.

Также отлично для изучения букв подходят различные лото и домино. Лото лучше использовать без картинок-подсказок, так обучение будет намного эффективнее. Такое лото легко можно сделать самим. Для этого подготовьте листы с 6-8 картинками на каждом и картонные карточки с нужными буквами. Пусть ребёнок тянет карточки, читает буквы и показывает – у кого из игроков есть картинка на выпавшую букву.

2. Складываем слоги.

Обучение ребенка складывать слоги может занять чуть больше времени, чем изучение букв. Ребенку придется много-много раз повторять различные слоги, прежде чем он освоит этот навык. Чтобы обучение было ему не в тягость, а в радость – продолжаем с ним играть. Только сейчас играем в игры со слогами. Главная задача этого этапа – научить ребёнка произносить две буквы слитно.

Помимо слоговых лото, которые можно сделать по тому же принципу, что и лото с буквами, вы можете использовать и другие самодельные игры для детей, чтобы научить их складывать слоги.

— Игры-бродилки («дорожки»).

«Бродилки» были и остаются одними из самых увлекательных игр для детей. Чтобы смастерить такую игру со слогами, возьмите игровое поле от любой настольной игры. Впишите в пустые клеточки/кружочки различные слоги (вписывайте больше тех, которые ребёнку даются с трудом). Затем играйте по обычным правилам: кидайте кубик и идите по клеточкам, читая, что на них написано. Так ребёнок сможет читать достаточно длинные дорожки со слогами, которые он «одолел» бы в обычном букваре с большим трудом.

По аналогии с играми-бродилками можно изготовить различные трассы со слогами, на которых будут соревноваться различные транспортные средства: кто без ошибок и как можно скорее проедет дорожку. Для этого вам понадобится картон / ватман, на котором будет нарисована трасса со слогами, и игрушечные машинки / грузовики /поезда / самолетики. Помните, что детей очень легко увлечь, добавив на занятиях соревновательный момент.

— Игры «Магазин» и «Почта».

Подготовьте монеты – кружочки с написанными слогами, а также товары – картинки с продуктами / вещами, которые начинаются на эти слоги. Вы играете сначала за продавца: предлагайте ребенку что-нибудь у вас купить с условием, что он предложит правильную монету за выбранный товар (например, капусту он сможет приобрести за монету со слогом КА, киви – за монету со слогом КИ, кукурузу — за монету со слогом КУ и т.д.).

Потом можете поменяться ролями: вы покупатель, ребенок – продавец. Он должен внимательно следить, правильно ли вы даете монеты за выбранный товар. Иногда ошибайтесь, пусть ребенок вас поправляет. Покупателем также может быть любая игрушка, предложите ребенку научить ее правильно называть монетки со слогами.

Очень похожая игра – «Почта», только вместо монет вы готовите конверты со слогами, а вместо товаров – картинки с животными или сказочными персонажами. Ребенок будет почтальоном, он должен по первому слогу, написанному на конверте, догадаться – кому нужно доставить письмо. В этой игре лучше всего читать слоги, начинающиеся на одну и ту же согласную, чтобы ребенок не угадывал адресата по первой букве.

— Домики со слогами.

Нарисуйте несколько домиков, на каждом напишите один слог. Разложите домики перед ребенком. После чего возьмите несколько фигурок человечков и, называя имя каждого из них, предложите ребёнку угадать – кто в каком доме живет (Васю нужно поселить в домике со слогом ВА, Наташу – со слогом НА, Лизу – со слогом ЛИ и т.д.).

Другой вариант этого задания: пусть ребенок сам придумает имена человечкам, расселит их по домикам и на каждом из них напишет первый слог имени.

— Игра «Составь слог из половинок».

Подготовьте картонные карточки со слогами, разрежьте их на две равные половинки по горизонтали. Эти «пазлы» ребёнок должен сложить и назвать получившиеся слоги.

— Игра « Закончи слово».

Возьмите несколько карточек со словами из двух слогов (например, ПЕРО, ВАЗА, ЧАСЫ, РЫБА). Слева от картинки положите первый слог слова. Вам нужно четко прочитать его, а ребенок должен выбрать правильно последний слог. Перед ребенком раскладывается 3-4 варианта возможных окончаний.

Больше игр для обучения чтению по слогам — в статье по ссылке.

3. Читаем слова и предложения.

Обучение чтению слов (и затем предложений) предполагает уже активную работу дошкольников с книгами, но это не значит, что мы перестаем играть на занятиях. Напротив, «разбавляйте» обучение играми как можно чаще, переключайтесь с одного вида деятельности на другой, чтобы ребенок меньше уставал и обучение шло эффективнее. Помните: мало научить ребенка читать, важно привить ему любовь к чтению.
Какие же игры можно предложить родителям дошкольников на этом этапе обучения чтению.

— Поиск загаданных слов.

Выложите перед ребенком дорожку из слов. Предложите ему выбрать только «съедобные» слова (или то, что бывает зеленого цвета / то, что имеет круглую форму / только «живые» слова и т.д). Если дорожка длинная, можете читать слова по очереди с ребенком.

— Следы со словами.

Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите ребенку пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав слово, на котором стоишь. Ребёнок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой.

— Игра «Аэропорт» или «Парковка».

В этой игре тренируем внимательность дошкольников. Подготовьте несколько карточек с очень похожими словами, чтобы ребенок не угадывал слова, а внимательно читал их до конца (например РОТ, РОГ, РОСТ, РОГА, РОЗА, РОТА, РОСА). Разложите карточки по комнате. Это будут разные аэропорты / парковочные места. Ребенок берет в руки самолетик (если вы играете в аэропорты) или машину (если у вас парковка), после чего вы громко и четко называете – куда именно ему нужно приземлиться / припарковаться.

— Цепочки слов, у которых меняется только одна буква.

Подготовьте листы бумаги или мольберт. Начинайте писать цепочку слов по одному – у каждого последующего слова меняйте только одну букву, это будет тренировать у ребенка внимательное, «цепкое» чтение.

Примеры таких цепочек:

  • КИТ – КОТ – РОТ – РОС – НОС – НЁС – ПЁС.
  • ДОСКА — ДОЧКА – НОЧКА – ПОЧКА – ПОЧКИ – БОЧКИ – БОЧКА – КОЧКА.

Игры с мячом, с любимыми игрушками, в школу, больницу или в детский сад – все это включайте в процесс обучения чтению. Придумывайте активно игры сами. Учитывайте то, чем интересуется ребенок, и используйте это, когда садитесь с ребенком читать. Дочка любит принцесс? Катайтесь на карете по дорожкам с буквами / слогами / словами. Сын обожает супер-героев? Сделайте учебную трассу для его любимого персонажа. Предложите ребёнку поиграть в школу и научить его плюшевого мишку скаладывать две буквы в слог.

Меняйте игры, внимательно следите –что нравится ребёнку, а от чего он быстро устает, и тогда обучение будет в радость вам и ему! Помните, что заинтересовать дошкольников совсем нетрудно, они обожают играть и сами с удовольствием помогут вам придумывать новые игры в процессе обучения.

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Игровые формы обучения: когда учиться интересно и радостно

Игра — высшая форма исследования
Альберт Эйнштейн

Перед учителем стоит множество разных задач. Вовлечь, увлечь, дать толчок к творчеству, запустить мысль и научить рассматривать ситуацию с разных сторон. Как мотивировать детей делать все вышеперечисленное? Только в игровой форме обучения и не иначе. Стандартные формы урока часто вызывают обратный эффект — навевают скуку и тоску. При этом игровые формы обучения многими учителями считаются чем-то несерьезным, факультативным, расхолаживающим детей и убирающим дистанцию между учеником и учителем.

Почему же эффективны игровые методики обучения детей? Что это дает детям? Как воздействует на их познавательную активность?

В этой статье мы ответим на данные вопросы и рассмотрим особенности игровой формы обучения в классе и игровые методики обучения детей через призму Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Игровая форма обучения детей: психологические особенности

Актуальность изменения методик преподавания вызвана целым рядом факторов. Это и интенсификация процесса обучения, и одновременно с этим потребность поддержания интереса к предмету. Все это происходит на фоне взрыва компьютерных технологий и появления новой добавочной реальности — Интернета. Учителю необходимо вписываться в новые реалии и эффективно передавать знания детям. Для этого необходимо научиться активизировать мыслительные процессы учащихся. Как же это сделать?

Согласно системно-векторной психологии человек — это сознательная и чувственная форма жизни. И состояться он может, только взаимодействуя с другими людьми.

Читать еще:  Карьеристка ру обучение

Игровые формы обучения детей соединяют в себе эти важнейшие психологические составляющие: сознательную и чувственную форму восприятия информации и активное взаимодействие между учениками.

Пока дети маленькие, они познают мир чувственно через игру. В школе, особенно в средних и старших классах, происходит некий «перекос» в сторону серьезности, и, естественно, делается акцент на сознательной составляющей познавательной активности школьников. Часто именно из-за этого учеба становится формальной.

Игровые формы обучения — это и есть та самая чувственная составляющая, которая активизирует мозг на решение сложных задач.

Ученики всегда с энтузиазмом воспринимают предложение педагога немного поиграть. Ведь игра сама по себе вызывает позитивные эмоции. Это связано и с возможностью блеснуть каким-нибудь своим талантом, и выделиться на фоне других ребят в классе, и заслужить похвалу.

Убирая игровую составляющую из процесса обучения, мы неосознанно погружаем учащихся в формальную составляющую учебы. Им становится скучно и теряется мотивация к обучению. По сути, мы как будто предлагаем детям лететь с одним крылом.

Игровая методика обучения

Игровые методики обучения показывают нам способы, методы, приемы и пути, то есть отвечают на вопрос, КАК проводить игры, упражнения, обучать и т. п.

Игровые формы обучения детей — это самые разнообразные виды игр, например: сюжетные игры, подвижные игры, драматизации, конференции, квесты и т. п.

При выборе определенной методики или конкретной игровой формы обучения необходимо ориентироваться на таланты детей — тогда игра будет доставлять радость и соответствовать задачам обучения. При этом учителю очень важно соблюсти баланс и не превратить учебу только в развлечение.

Игровая форма обучения детей

Урок в виде конференции, телерепортажа, клуба знатоков или путешествия на космическом корабле — все это универсальные способы погрузить детей в атмосферу творчества и игры.

Примерами таких игровых форм обучения являются игры в пиратов, расшифровка различных ребусов. Можно провести игру «ночь в музее». При этом каждый ученик может быть активным участником, выбирая для себя особую роль. Кто-то выбирает себе роль эксперта по архитектуре, другой желает быть экскурсоводом, а кто-то — выдвигать смелые гипотезы и предположения. Каждый ребенок соответственно своим талантам находит для себя способ участия, а учитель вовлекает ребят в познавательную деятельность.

Игра — уникальный инструмент педагогического воздействия, позволяющий задействовать все типы нейронных связей, что способствует лучшему усвоению материала.

Игровая форма обучения детей — множество плюсов

Игровые формы обучения отлично подходят для снятия напряжения после сложного задания. Их можно чередовать со стандартными учебными задачами, и тогда ни один ученик в классе не будет скучать, ведь на занятии он узнает много нового и интересного и сможет проявить себя в коллективной работе.

Даже проверку домашнего задания можно выполнить с использованием игровой формы обучения, при этом ребята не будут переживать за свои оценки, а это поможет им раскрепоститься, почувствовать себя более уверенно и выдать лучшее, на что они способны.

Игровые методики отлично подойдут в начале урока — с их помощью легко привлечь внимание учеников к предмету. Ведь ни для кого не секрет, что порой трудно заинтересовать учеников, которые прибежали разгоряченные после физкультуры и еще 20 минут не могут успокоиться. С помощью игры можно легко переключить их внимание на нужный предмет.

Игровые формы обучения детей могут вызвать интерес даже у самых отстающих учеников, потому что они не предполагают элемента оценки, а направлены на активизацию творческого мышления школьников.

Такие задания могут сплотить класс на уровне общих интересов и самостоятельном поиске ответов на каверзные вопросы, озвученные в игровой манере, чтобы привлечь внимание учеников и вызвать их интерес.

Игровые формы обучения позволяют посмотреть свежим взглядом на давным-давно выученные уроки. Они привносят в занятия элемент неожиданности и творчества, что позитивно сказывается на посещаемости уроков и успеваемости учеников. Найдя подход к вашим ученикам, вы станете для них лучшей учительницей — той, которая их понимает.

Игровые формы обучения пробуждают интерес к предмету и позволяют учащимся проявить свои таланты.

Эмоциональная вовлеченность — это очень важный фактор, который способствует в том числе сплочению коллектива детей. Когда у них появляются общие совместные воспоминания, которые эмоционально ярко окрашены.

Игра — это всегда интересно, увлекательно и занимательно. Вовлеченный ученик будет учиться намного легче и эффективнее, а вовлекать проще всего в игру, тогда и учебный процесс воспринимается проще, легче, лучше.

Игровые формы обучения в классе

Игровые формы обучения втягивают в свою орбиту самых разных детей. Зачастую именно в игре у учителя появляется возможность организовать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи между учениками, а также увидеть неожиданные таланты ребят.

У педагогов есть разнообразный арсенал игровых форм обучения в классе. Однако опыт показывает, что одна и та же игра в одном классе может пройти «на ура», а в другом вызвать скуку. От чего же это зависит?

От врожденных талантов ребят, которые определяются их векторальным набором.

И если мы направляем усилия на развитие этих талантов — все получается, и ребятам учиться весело и интересно. Если идем вразрез с их свойствами, то учеба превращается в механические действия, наступает скука и потеря интереса к учебе. Основной постулат системно-векторной психологии Юрия Бурлана — человек устроен по принципу наслаждения.

И учить ребят лучше всего через «пряник», то есть через те действия, которые вызывают у них пробуждение внутреннего таланта и позволяют задействовать его потенциал.

Со знанием системно-векторной психологии Юрия Бурлана игровые формы обучения и игровые методики обучения детей приобретают совершенно новый смысл.
Ведь игра всегда имеет цель, условия, приз. А у разных детей и цели, и условия, и призы могут разительно отличаться. То есть механизм вовлечения и активизации их интеллекта разный.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, у каждого ребенка в соответствии с его векторами есть свои особенности восприятия информации и свои таланты. Свой тип интеллекта: логический, аналитический, абстрактный, образный, интуитивный, вербальный, наглядно-действенный (подробнее об этом здесь).

Игровые формы обучения в классе: разные игры

Для шустрых и подвижных детей с кожным вектором подходят любые подвижные игры, игры на быстроту реакции.

Они же всегда приветствуют любые перестановки в классе, что также создает игровую атмосферу. В средней школе я даже проводила эстафеты-соревнования по математике.

Кожникам, несомненно, понравятся задания на время. Ведь высокая скорость решения задач — это их конек. Вопрос: «Кто первый?» активизирует их соревновательный дух.

Игровые формы обучения приносят детям массу положительных эмоций, а ведь ни для кого не секрет, что мы лучше запоминаем ту информацию, которая поступает к нам во время сильных эмоциональных переживаний. Особенно четко эта закономерность прослеживается у ребят со зрительным вектором. Обладая образным интеллектом и высокой эмоциональностью, именно они выстраивают в голове ассоциативные образные ряды, которые помогают запоминать информацию. И именно для них таким хорошим пособием будут цветные блок-схемы и картинки, которые вы рисуете на доске в режиме реального времени.

Детям со зрительным вектором сама игра, само действо и исполнение какой-либо роли приносит особое наслаждение. Их богатое воображение и образный интеллект активизируются в игре. Они имеют возможность сыграть роль, показать себя, погрузиться в мир фантазии и грез и проиграть в воображении ситуацию, обыграть все детали. А на эмоциональной волне любая информация просто впечатывается в мозг.

А для ребят, обладающих аналитическим складом ума (анальный вектор), необходимы другие задания — на систематизацию фактов и поиск ошибок в условиях или решении задач.

Задания по типу «Найди ошибку» или состязания на качество дают возможность развиться их врожденным свойствам. Их не стоит торопить, а лучше позволить сделать задание тщательно. И затем уже главным призом в этой игре для них будет ПРИЗНАНИЕ или даже грамота, подтверждающая, что он лучший. Их врожденные таланты активизируются таким игровым посылом — «Кто лучший?»

Ведь даже соревноваться мы можем в одном случае на скорость, в другом на качество, в третьем на самую красивую работу, а в некоторых случаях и на самое необычное, почти гениальное решение задачи. Так что игровые формы обучения должны отличаться друг от друга, чтобы максимально привлечь к сотрудничеству всех ребят и активизировать их таланты.

Множество учителей, преподавателей, психологов подтверждают эффективность системно-векторной психологии. Это знания, которые многократно усиливают ваш высокий уровень профессионального мастерства.

Игровые формы обучения детей позволяют учиться весело, вовлечено и творчески. Добиться высоких показателей в учебе можно, имея секретные методики, раскрывающие истинные желания детей.

Узнать о врожденных психологических особенностях и талантах детей можно уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Регистрируйтесь здесь

Автор статьи: Виктория Винникова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика

27 Янв, 2017 Комментариев: 7 Просмотров: 11882
Теги: Всё о детях психология

Игровые формы обучения дошкольников

Анализ теоретических исследований позволяет выделить следующие направления развития дошкольников в старшем дошкольном возрасте, основанные на потребностной сфере:

— потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве на основе гуманных отношений;

— потребность в общении со взрослыми как потребность в получении сведений об окружающем;

— потребность в общении со сверстниками в игровой деятельности;

— потребность в общении со сверстниками для обмена информацией.

Таким образом, потребность в общении со сверстниками в игровой деятельности занимает значительно большее место среди других потребностей и свидетельствует о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, говорит о наличии у детей социального опыта, который способствует установлению гуманных взаимоотношений. Поэтому одной из наиболее эффективных форм коллективного обучения дошкольников является обучение в игре.

Любая форма игры имеет специфическое значение, направлена на развитие определенной составляющей психики ребенка, способствующей формированию готовности к школьному обучению. При этом, наибольшее значение для формирования и развития у старшего дошкольника произвольно-контекстной формы общения имеют сюжетно-ролевые, а также режиссерские игры. А в формировании предпосылок учебной деятельности и произвольности, овладения обобщенным способом действования — игры с правилами.

Читать еще:  Футбольный скаут обучение

Игры, используемые в обучении можно разделить на две группы: операционные [35], или имитационно-моделирующие [14] и ролевые.

Операционные игры достаточно близки к упомянутому выше анализу конкретных ситуаций и отличаются от них только наличием определенного алгоритма, «сценария» хода обсуждения. Теоретический анализ психолого-педагогических принципов учебно-деловой игры осуществил Вербицкий А. А. [3]. Таких принципов пять: сочетания имитационного и игрового моделирования, принцип проблемности. принцип совместной деятельности участников, принцип диалогического общения и принцип двухплановости игры. Принцип совместной деятельности участников предполагает, что они находятся в условиях взаимодействия, в условиях кооперативных отношений типа сотрудничества, соревнования или конфликта, должны договариваться о чем-либо, доказывать, убеждать в правильности своих позиций, опровергать позицию других людей и т. д. Принцип диалогического общения как раз и обеспечивает эффективное взаимодействие дает возможность партнерам высказаться, создавая оптимальные условия для развития мышления, поскольку в ряде исследований показано, что мышление «порождается» в условиях диалога, что именно диалог (а точнее, диалогическое общение в самом широком смысле слова) служит целям познания и является одним из его необходимых условий [2; 8]. Принцип двупланности игры предполагает, что достижение игровых целей является средством как реализации развития личности специалиста, так и достижения целей обучения. В эту же группу игр можно внести и так называемые организационно — деятельностные игры. Специфика таких игр состоит в том, что подготовку и ход игры постоянно сопровождает определенная методологическая работа, заключающаяся в осмыслении организаторами деятельности игровых групп и игры в целом [36]. Это позволяет вырабатывать все новые игровые приемы, вырабатывать новые методологические идеи. При этом используются такие приемы и понятия, как «мыслекоммуникация»,«миследействовакие», «полилог», наработанныев семинарах П. Г. Щедровицкого, проводившихся в течение многих лет. вторым типом игр выступают ролевые игры с элементами драматизации.

В исследовании Л. И. Новиковой отмечается наличие двух наиболее общих эффектов, возникающих при использовании ролевой игры: диагностирующего и обучающего. Первый из которых состоит в том, что человек получает возможность осознать свои особенности как субъекта общения, а второй — предоставляет возможность увидеть различные подходы к решению той или иной проблемной ситуации, увидеть альтернативы поведения в предлагаемых ситуациях, «примерить» подобные способы поведения к себе и опробовать их [21].

Обучать ребенка умений подчиняться игровому правилу в сюжетно-ролевой игре следует постепенно. Дошкольник долгое время учится выделять эти правила из сюжета и субординации ролей, поэтому не рекомендуется выделять за него игровые правила и заставлять им подчиняться. Однако надо иметь в виду, что игровые правила в ролевой игре и правила в игре с правилами — это не одно и то же. Если первые всегда присутствуют в игре и процесс овладения ими не составляет самостоятельней цели для детей, то усвоение последних является определенным этапом в развитии игры и требует соответствующих способов и методов, влияющих на их усвоение. Представленные в неявном виде игровые правила определятся соподчинением ролей, спецификой сюжета и многими другими факторами, тогда как для участия в играх с правилами старшему дошкольнику необходимо усваивать любые правила, в том числе и никак не связанные с ролями и сюжетом, в этом и состоит трудность обучения дошкольников этим играм. В играх с правилами взрослый должен также участвовать на таких же, демонстрировать способы согласования действий всех участников игры.

Статья «Игра как метод игрового воспитания и обучения в ДОУ»

Игра как метод игрового воспитания и обучения в ДОУ

Карякина Татьяна Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7 «Золушка»,

г. Рассказово, Тамбовская область

«Игра порождает радость,

свободу, покой в себе и

около себя, мир с миром».

Дошкольный возраст – яркий этап в жизни каждого человека. Придя в детский сад, ребенок, обретает новых друзей. Именно в дошкольном учреждении, ребенок получает огромный запас впечатлений от окружающего его мира. И все это благодаря игре. Игра – особый вид деятельности, которая расцветает в дошкольном детстве. Деятельность вроде и бесполезная, но в то же время и очень необходимая.

Игра сопровождает ребенка с первых дней его жизни, все детство и остается с ним до самой юности.

Игра – один из основных видов детской деятельности. В любом возрасте дошкольника, игра – необходимое условие для его всестороннего развития, одно из основных средств воспитания и развития.

В процессе игровой деятельности у ребенка формируются, развиваются, а затем и совершенствуются все психические процессы, формируется его личность. Игры наполняют ребенка в ДОУ радостными впечатлениями и переживаниями, эмоционально его обогащают, создают хорошее настроение и радость успеха.

Игра – понятие очень многогранное. Без нее невозможно нормальное развитие ребенка. Игра в дошкольном возрасте развивает и воспитывает в ребенке все то, что составляет богатство человеческой личности.

Игра – это универсальное, незаменимое средство воспитания. Трудно переоценить влияние игры в дошкольном детстве на развитие ребенка.

«Игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы», — А. С. Макаренко.

Игра в детском саду, незаменимый помощник воспитателя. Это то, что сближает взрослого и ребенка дошкольного возраста. Малыши чувствуют, что взрослые в него верят, доверяют ему. Единственный язык, который очень легко дается детям дошкольного возраста – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать все возникающие проблемы и сложности в отношениях со взрослыми, детьми, сверстниками. Поэтому, на вопрос: «Что больше всего любят малыши?», можно не задумываясь ответить: «Играть».

По мнению многих ученых, игра – это не просто забава, а очень важный вид деятельности маленького человечка. В игре ребенок может все: летать на самолете, воздушном шаре, прокатиться на поезде, автомобиле или автобусе, дрессировать животных и многое другое. «Только понарошку» — можем подумать мы, взрослые. Но для ребенка дошкольного возраста – это реальный мир, в котором он живет, пусть даже в игре, в течении короткого возраста.

Детские игры – это неоднородное явление. Даже глаз непрофессионала легко сможет заметить, как разнообразны детские игры по своему содержанию, по формам организации, по степени самостоятельности детей, по игровому материалу.

Разнообразие детских игр можно разделить на 2 группы:

Творческие игры (сюжетно-ролевые игры, театральные, режиссерские, театрализованные игры, игры со строительным материалом)

Игры с правилами ( подвижные игры, дидактические игры)

Так же все игры делятся на 3 класса:

Игры, возникающие по инициативе ребенка (самостоятельные сюжетные игры, игры-экспериментирование)

Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с воспитательной и образовательной целью:

Обучающие игры (дидактические игры, сюжетно-дидактические игры, подвижные игры)

Досуговые игры (игры-забавы, интеллектуальные игры, игры развлечения, театральные, празднично-карнавальные игры)

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций (народные игры, традиционные игры)

Игры в детском саду имеют различные функции:

Развлекательная функция (побудить интерес к данной деятельности, заинтересовать, развлечь, доставить удовольствие)

Коммуникативная функция (умение общаться в игре)

Самореализация в игровой деятельности

Игротерапевтическая функция (преодоление различных трудностей и препятствий в игре)

Диагностическая функция (выявление отклонений от норм поведения в игре)

Функция коррекции (внесение изменений в структуру личностного общения со взрослыми и сверстниками)

Функция социализации (усвоение норм человеческого общения со взрослыми и сверстниками в игровой деятельности)

Можно выделить основные черты, присущие игровой деятельности в ДОУ:

Творческая (импровизационная), очень активная черта детской игровой деятельности «Поле творчества»

Эмоциональная «Эмоциональное напряжение»

Свободная развивающая деятельность (по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса игровой деятельности, а не от ее результата)

Наличие прямых и косвенных правил (логическая последовательность развития сюжета игры)

В ДОУ важное место занимает применение различных технологий. Одна из таких «игровая педагогическая технология», включающая в себя достаточные методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Специфика игровой технологии – игровая среда:

Игры с предметами,

Игры без предметов,

Игры с различными средствами передвижения

Игровая педагогическая технология охватывает определенную часть учебного процесса, объединению с определенным персонажем, содержанием, с последовательным включением:

Игр и упражнений, на выделение определенных признаков предметов, умение сравнивать, сопоставлять их

Игр и упражнений, на обобщение предметов по определенным признакам

Игр и упражнений, на умение отличать реальные события от выдуманных

Игр и упражнений, на быстроту реакции, смекалку

Обучение в ДОУ в форме игры, занятие интересное, занимательное, но не развлекательное. Данная технология должна четко содержать пошаговое описание игровых действий и заданий.

Игра у ребенка дошкольного возраста не должна ассоциироваться только с развлечением. Некоторые игры должны быть веселым развлечением, а некоторые любимым занятием во время свободной деятельности, досуга. Очень важно, чтобы никто из детей не скучал, все были заняты интересной игрой, занятием, любимым делом.

В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества. В этом и состоит роль игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Велика роль игры в воспитании у детей правильного отношения к труду. Главное, удачно организовать игру с трудовым процессом. В данном случае игра украсит труд, поможет воспитать любовь к трудовым действиям, успешно овладеть мастерством.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте приучает детей жить и работать в коллективе, соблюдать определенные правила, считаться с интересами сверстников, приходить им на помощь.

Игра – это не только имитация детской жизни, а очень серьезная деятельность, позволяющая ребенку дошкольного возраста самореализоваться и самоутвердиться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для сего определенного персонажа, который наиболее ему близок, соответствует его нормам и правилам, нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития его личности.

«Игра, поэтому и игра, что она самостоятельна для ребенка», говорил К. Д. Ушинский.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector