Prg67.ru

Онлайн вебинары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нетрадиционное обучение химии

Использование нетрадиционных
методов обучения на уроках химии

В наш экологически трудный век изучение химии в школе имеет два аспекта: изучение самого предмета и влияние химических производств на весь комплекс живой природы. Но как научить детей быть не только слушателями и созерцателями, как помочь им еще за школьной партой понять красоту окружающего мира, увидеть чудо в капле воды, взглянуть на мир глазами рачительного хозяина Земли?
Мне видится этот путь в пробуждении детского творчества. Творческая атмосфера положительно сказывается на самой учебной деятельности, интересах учащихся, раскрывает их индивидуальность, подсказывает новые подходы к учению, повышает престиж знаний по предмету. Поэтому необходимо научить ребят взглянуть на изучаемый объект глазами творца. Детское воображение можно разбудить, если поставить перед школьником определенную цель, познакомить его с одной из форм работы.
Мои сегодняшние восьмиклассники с первых уроков химии окунаются в атмосферу творчества, т. к. материал у учителя накоплен и отработаны формы творческих работ. Сотворчество учителя и учащихся начинается уже на первом уроке – «Соблюдение техники безопасности на уроке химии». Традиционный подход, когда учитель объясняет, а ученики слушают и отвечают на поставленные вопросы, здесь не всегда эффективен. Педагогический опыт подсказывает, что наилучшего взаимопонимания можно достичь, когда перед учениками ставятся задачи из другой, известной им области.

  • Например, школьникам предлагается разгадать ребус. Показывая ребус детям (рис. 1), поясняю, что он придуман девочкой нашей школы, когда она была в их возрасте.

Рис. 1. Ребус «Техника безопасности»

Ученики заинтересованно начинают его рассматривать, разгадывать, и вот. некоторые уже бегут ко мне, чтобы шепотом произнести на ушко свои ответы. Через несколько мгновений хором: «Содержи рабочий стол в чистоте».
Вопрос классу. Какое отношение имеет зашифрованная фраза к теме урока «Соблюдение техники безопасности на уроке химии»?

  • Далее знакомим ребят с «Инструкцией по технике безопасности», расположенной в кабинете и подписанной директором гимназии. После беседы открывается доска-книжка с набором букв, которые необходимо прочитать (рис. 2):

Рис. 2. Задание-лабиринт
«Инструкция по технике безопасности»

Для прочтения этого «лабиринта» существует правило: начав движение с левой верхней клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности. Каждая клетка может быть использована один раз.
«Химические реактивы нельзя пробовать на вкус» – такой ответ находят дети.

  • Затем ученики получают следующее задание-лабиринт на дом, которое они, записывая, тут же начинают разгадывать (рис. 3):

Рис. 3. Задание-лабиринт на дом

Ответ. «Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей».

  • В этот же день дети получают творческое домашнее задание: изобразить правило по технике безопасности на листе бумаги или в тетради.

Приведу один из примеров, который принес на следующий урок один из учеников (рис. 4). Он закодировал правило на шахматной доске. Прочесть его можно, если умеешь играть в шахматы. Итак, ходом ладьи, начиная с а8 на b8, обойдите всю доску (конечный пункт е3) так, чтобы расшифровать правило по технике безопасности. Должна получиться фраза: «На уроке химии проделывать посторонние опыты можно, только спросив учителя».

Рис. 4. Ребус «Ход ладьей»

Дети с удовольствием решают химические кроссворды, ребусы, загадки, которые придумали сами. На уроках химии и во внеклассной работе я использую следующие элементы с химическим содержанием: буриме, химические песни, басни, связанные с экологией, спектакли. В итоге ребенок находится все время на уроке в атмосфере творческой игры, насыщенной научными понятиями, и незаметно для себя их усваивает.
Казалось бы, химия как предмет изучения далека от литературного творчества, но каким удивительным образом преломляются чисто химические понятия в сознании детей, когда перед ними ставится задача представить их в художественных образах или в роли литературных героев. Химические элементы при этом становятся добрыми или жадными, благородными или коварными, обретают человеческие характеры. Их взаимоотношения друг с другом и поступки утверждают лучшие качества человека, т. е. способствуют гуманизации обучения.
К примеру, изучается тип реакции разложения, и вдруг эта реакция «оживает»: малахит превращается в купца – рассматривается ожившая сказка «Как разложился купец Малахит».
Большие возможности для развития творческих способностей детей дает изучение одной из основных и труднейших тем – периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева. Наглядность, образность изложения трудной темы в занимательной форме позволяют детям легче понять и усвоить поставленные учителем задачи. Трудности восприятия сложного теоретического материала, его абстрагирование, невозможность заглянуть внутрь, понять периодическую систему и строение атома создают для многих проблемы и нелюбовь к предмету.
Смещение акцента при изучении темы от «надо запомнить, заучить» в плоскость «придумай, сотвори, ты это можешь» меняет подход к проблеме. Прогнозируемая неуспешность в учебе преобразуется в творческое решение. Результатом становится радость познания и удовлетворенность достигнутым.
Нашим творческим коллективом создана иллюстрированная учебная сказка по химии «Невероятное путешествие Водорода по таблице Д.И.Менделеева», которую мы считаем своего рода педагогической находкой. Такой подход поможет учителям химии при обучении предмету, а ребятам – без принуждения усвоить трудный теоретический раздел программы.
В сказке Водород – Ашка – в поисках друга встречается с такими химическими элементами, как гелий, азот, кислород, фосфор, знакомится со свойствами других химических элементов и их соединений. Сюжет сказки фантастичен, но в основе своей содержит вполне научные факты. В сказке в занимательной форме «оживают» химические элементы и образованные ими вещества. Химические элементы выступают в роли сказочных героев, им присущи как специфические свойства, так и человеческие черты. Легкий юмористический стиль повествования, образные рисунки хорошо отражают свойства химических элементов.
Хочется отметить, что эта учебная сказка получила признание детей, учителей, родителей, общественности. Первая ее часть награждена Серебряной медалью ВДНХ СССР. В составе других творческих работ первая и вторая части были представлены мной в докладе на Советско-американской конференции учителей естественно-научных дисциплин в Москве. Создана третья часть учебной сказки (21 кадр), в ближайшее время будет завершена работа художника над третьей частью «Невероятного путешествия Водорода по таблице Д.И.Менделеева».
Большой интерес представляет «говорящая» периодическая система химических элементов, которая создана учениками гимназии № 91 г. Уфы. Особенность новой системы заключается в том, что по каждому элементу собран научный материал об использовании в различных областях. Придуманы и применяются условные обозначения специфических свойств элементов в составе простых и сложных веществ. Таблица зацепляет детский взгляд. Рассматривая ее, ребята вдруг открывают, что эту таблицу не надо запоминать, а наоборот, следует обращаться к ней за подсказкой.
На уроках и различных конкурсах мы используем разработанную в нашей гимназии интеллектуальную игру по периодической системе «Угадай элемент». Ученики отгадывают задуманный химический элемент с помощью вопросов о свойствах и нахождении его в природе и ответов «да» или «нет». Во время игры дети узнают много нового и стремятся к дальнейшему постижению неизвестного.
На один из уроков девочка принесла ребус (рис. 5), в котором она зашифровала значение химии среди других наук. Разгадать его нетрудно. Но как трогательно и прекрасно его содержание: «Химия — наука мира!»
Творческий ученик сидит за школьной партой и постигает азы химии, еще не зная, какую профессию он выберет в жизни: врача или юриста, педагога или экономиста, летчика или артиста. Но с уверенностью можно сказать, что в любой области он будет неравнодушным человеком с активной жизненной позицией, человеком-созидателем.

Читать еще:  Glion стоимость обучения

Рис. 5. Ребус «Значение химии»

Однажды я прочитала замечательные стихи и подумала, что они адресованы нам, учителям, любящим поучать и морализировать на уроках, независимо от того, какой предмет мы преподаем. Вот эти стихи:

Так и мы, без «гвоздей», стараемся заинтересовать, а не заставить. Почти половина курса химии изучается с помощью нетрадиционных методов, с привлечением игровых форм, что значительно повышает интерес к предмету. Некоторые из представленных материалов опубликованы в журналах «Учитель Башкортостана», «Учительской газете», доложены на российских конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Уфе.

Х.З.ЯКУПОВА,
учитель химии гимназии № 91,
соросовский учитель (г. Уфа)

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ ПО ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

студент магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование, направленность теория и методика химического образования, Оренбургский государственный педагогический университет

Химия является одним из самых сложных и важных предметов в школьном курсе, поэтому необходимо использовать все доступные методы, которые позволят, во-первых, заинтересовать учеников к изучению данного предмета, а во-вторых, сделать материал более доступным и интересным. Необходимо постоянное развитие и поддержание познавательного интереса у обучающихся для успешного усвоения материала. Одним из таких методов является проведение нетрадиционных уроков с использованием ИКТ.

На сегодняшний момент существует огромное количество различных нетрадиционных уроков по всем предметам, в том числе и по химии, существуют многочисленные пособия, которые предлагают нам уроки-диспуты, уроки-суды, экскурсии, игры и многие другие нестандартные формы проведения занятий. Среди этого множества существует и еще одна категория уроков, которая пока еще не приобрела широкой популярности – уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий. В первую очередь это связанно с тем, что классы, к сожалению, еще не снабжены достаточным количеством персональных компьютеров, для полноценного проведения таких занятий. Также одной из причин является некомпетентность преподавателей в информационно-коммуникационной сфере, причём это относится не только к преподавателям старой закалки, но и молодым специалистам. Интернет стал для нас местом общения, обмена файлами, источником знания, но мало кто знает, что его еще можно использовать как активный инструмент по формированию познавательных действий.

В данной статье мы хотели бы сделать обзор тем сайтам и сервисам, которые помогут сделать обучение более интересным, ярким и интерактивным и могут помочь в проведение нетрадиционных уроках по химии.

Одной из главных проблем курса химии – являются лабораторные работы, без которых обучение является бессмысленным, так как любая теория должна подкрепляться практикой. Помимо этого лабораторные работы необходимы для выработки практических навыков и наглядности. Однако, не всегда есть возможность проведения тех или иных лабораторных работ в связи с отсутствием некоторых реактивов, нехватки времени или вообще невозможности провести масштабный эксперимент в условиях школьной лаборатории. В таких условиях учителю на помощь приходят различные сервисы онлайн-лабораторий, которые позволяют провести эксперимент виртуально.

Рисунок 1. Обнаружение непредельных соединений в растительном масле и жидких нефтепродуктах

1. Виртуальная образовательная лаборатория (http://www.virtulab.net) – представляет собой сайт, на котором имеется возможность проведения лабораторных работ по основным темам по изучению химических и физических свойств различных соединений. На сайте можно провести опыты по получению различных веществ, ознакомиться с образцами различных металлов, посмотреть эффект от взаимодействия различных веществ, построить модели различных молекул, отработать и закрепить навыки работы с различными аспектами химии.

2. PhET – данный сайт уже был разработан зарубежными коллегами университета Колорадо и имеет более широкий спектр возможностей. Помимо проведения лабораторных работ, там также можно ознакомиться с 3д моделями химического оборудования, посмотреть демонстрации опытов, которые имеют огромные масштабы и являются невоспроизводимыми в обычных условиях. Сервис является мультиязычным, так как сайт переведён на многие языки, в том числе и на русский, однако количество опытов, доступном на русском языке на данный момент около пятидесяти.

Рисунок 2.Веб-сайт Виртуальной лаборатории

3. Для тех детей, которые хотят изучать химию на более глубоком уровне, например на факультативах или во время внеурочной деятельности, учитель может порекомендовать сервис «Онлайновая химическая лаборатория IrYdium», которая отличается высокой гибкостью в настройке и работе. В отличии от предыдущих двух сервисов, данный проект предоставляет полную свободу действий и гибкость в настройках, учащийся не ограничен рамками заданий, а является активным исследователем, которому необходимо самому познавать мир химии, что делает процесс изучения еще более интересным. На сайте содержится огромное количество виртуального оборудования и виртуальных реактивов, доступных для изучения и проведения лабораторных работ. Удобным дополнением является и то, что данный сервис работает как в браузере, так и в режиме оффлайн на компьютере.

Несколько слов хотелось бы сказать о том, что на данный момент не обязательно для использования онлайн-лабораторий иметь персональные компьютеры на каждого учащегося, так как имеется огромное количество приложений для телефона, которые сейчас имеются практически у каждого учащегося. Можно просто попросить учеников установить на телефон необходимое приложение и продемонстрировать или провести эксперимент прямо на телефонах своих гаджетов. Примером таких приложений являются – «Виртуальная лаборатория Chemcrafter», «Визуальная химия: Chairs!», мобильная игра «Марсхимпром», существует также узконаправленные приложение, как например приложение для изучения валентности Chemicalvalence, а также мобильная Интерактивная таблица Менделеева, которая позволяет узнать всю необходимую информацию о любом элементе буквально одним нажатием.

Существуют и другие сервисы от любительских, которые помогут полюбить химию детям, до сложных и технологичных, которые позволяют моделировать сложные химические процессы и явления, используемые профессионалами.

Виртуальная лабораторная работа не обязательно заменяет реальную, её можно применять в качестве подготовки и отработки навыков перед реальной лабораторной работой в классе, или для того, что бы нагнать материал ученикам, по каким-либо причинам пропустившим занятие или проводить дистанционные занятия для детей, имеющих ограниченные возможности.

Виртуальная лабораторная работа не может полностью заменить реальной работы с оборудованием, но позволяют существенно разнообразить их, предоставив возможность учащимся самим делать открытия и получать от них удовольствие, повышая познавательный интерес.

Помимо лабораторных работ, не менее важным вопросом является подготовка к экзаменам, в особенности к ОГЭ и ЕГЭ. Безусловно, главную роль в этом вопросе играет именно работа на уроках, однако в силу ограниченности времени, учащимся необходимо прилагать больше усилий, для того, чтобы получить высокие баллы. Далее мы хотим рассмотреть несколько сервисов и сайтов, помимо всем знакомых порталов «Решу ЕГЭ», «Яндекс. ЕГЭ» и других похожих те, которые направленны только на химию.

Первым таким порталом является сайт — http://himege.ru/, который представляет собой собрание материалов, которые направленны только на подготовку к единому государственному экзамену. В нём собрана база заданий с официального сайта ФИПИ с решением всех заданий, также имеются видео-уроки, в которых разбираются самые сложные задания и показывают решение задач, а также правильность их оформления. Очень удобно то, что на сайте собрана как теория, разделённая и подобранная специально для подготовки к экзаменам, так и тесты, которые можно пройти в режиме онлайн и сразу же проверить свои результаты. Сайт будет полезен и тем, кто хочет просто узнать новое и интересное о химии, так как содержит в себе много интересной и познавательной информации.

Читать еще:  Обучение в аэропорту домодедово

Для самостоятельного изучения учащимися непонятных тем по химии можно использовать сайт Химия для чайников (https://himi4ka.ru/), на котором материал подобран и предоставлен таким образом, чтобы учащиеся сами могли осваивать предмет. Сайт имеет четыре основных раздела — таблица Менделеева, в которой дано не только графическое изображение, но и вся необходимая информация о элементах в доступной форме; второй раздел называется Самоучитель, в котором информация дана в виде кратких и понятных конспектов; третий раздел включает в себя видео-уроки и позволяет разобрать темы, которые недоступны при прочтение в тактовом варианте; четвёртый раздел является заключительным и предназначен для тех, кто собирается сдавать основной или единый государственный экзамен.

Для более углубленного изучения можно использовать сайт ХиМиК(http://www.xumuk.ru/), который имеет огромную базу информации, разделённую по основным разделам химии (Неорганическая, Органическая, Коллоидная, Биологическая, Биохимия, Токсикологическая, Экологическая). Очень полезен для учителя раздел игра «Таблица Менделеева», который позволяет в игровой форме познакомиться с основными элементами, информацией о них, структурой самой таблицы и научиться ориентироваться в ней без труда. Также на сайте имеются такие полезные сервисы, как «Редактор формул», «Уравнение реакций», «Электронное строение атомов» и некоторые другие, которые позволяют осуществлять самопроверку учащимися, выискивая ошибки и исправляя их.

Не смотря на то, что сейчас имеется вся необходимая информация для самостоятельного изучения химии и подготовки к экзаменационным мероприятиям, учитель должен осознавать, что у учащихся нет опыта работы с информацией и необходимо осуществлять полную поддержку и быть проводником, помогая и контролируя деятельность учащихся при самостоятельной работе.

На сегодняшний день имеется огромное количество ресурсов, ютуб-каналов, приложений, которые помогают сделать процесс обучения интересным, интерактивным и позволяющие, предоставлять информацию в доступной и легко усваиваемой форме. Необходимо постоянно повышать познавательный интерес учащихся, поддерживая его на должном уровне, а также учитывать индивидуальные особенности учащихся. Всё это позволяет осуществить современные технологии, которые делают урок более гибким и насыщенным. Такие уроки также позволяют давать учащимся более полную свободу, позволяя проявить им свою творческую составляющую, помогая им формировать навыки самостоятельной деятельности и умение взаимодействовать в коллективе.

Информационно-коммуникационные технологии являются хорошим подспорьем для учителя химии при проведение уроков, причём на основе их можно полностью выстраивать процесс обучения, проводя нетрадиционные уроки в виде онлайн-квестов, во время которых учащиеся выполняя ряд шагов, обязательных для квеста, в итоге приходит к знанию. Можно также прибегать к урокам-семинарам, используя скайп-порталы и другие подобные сервисы, или проводить виртуальные лабораторные работы, которые бы дополняли и расширяли традиционные, поле, которое открывает для нас ик-технологии безгранично, главное правильно его использовать и умело пользоваться этим инструментом для достижения учебных целей.

Список литературы:

  1. Абасов З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация//Инновации в образовании. – 2004. – №3. – с.118–130.
  2. Батаршев А.В., Макарьев И.С. Концепция «Психолого–педагогические, аксиологические и акмеологические основания профессионально–личностного становления и развития педагога профессиональной школы»// Перспективы науки и образования / Под ред. Зеленева В.М. — Воронеж: «Экологическая помощь», 2015. — № 3 (15). — С. 56–64
  3. Бобырев А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2007. Т. 73. № 1. С. 273 – 275.
  4. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учеб.пособие / Г.Ю. Ксензова – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 213 c.
  5. Савенков, А. И. Психология исследовательского обучения. / А. И. Савенков // Москва, Академия развития. 2005. – 450 с.

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ»

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

Дидактическиеинновации результаттворческогопоискаоригинальныхнестандартныхрешаемыхразныхметодическихпроблем . Обучать этопреждевсегопривлекатьучениковкпознавательнойдеятельности .

Опытработывшколепоказывает , чтонеследуетнадеятьсятольконасодержаниематериала , которыйизучается . Еслиученикинепривлеченыкактивнойдеятельности , толюбойсодержательныйматериалвызываетвнихсозерцательныйинтерескпредмету .

Сегодня эффективность процесса обучения определяется выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий. Именно нестандартные формы обучения наиболее развивают творческие способности школьников, их способность к самостоятельной работе, закладывают навыки работы с разными источниками информации, приучают к групповой работе, пробуждают интерес к углубленному изучению химии.

Использовать инновационные технологии необходимо не на отдельных уроках, а внедрять постепенно. Особое внимание следует уделить степени заинтересованности учеников, их настроению, результатам проведенных уроков – и тогда появятся результаты.

На уроках химии большое внимание придаю опорно-информационным схемам (развивающим мини-учебникам), которые являются одним из разновидностей действенного схематического иллюстрирования. Это своеобразный графический конспект, в котором структурно подается информация с конкретной темы или раздела. Сопротивляемость характеризуется тем, что ученики в тетрадях после изучения нового материала имеют составленный в логической последовательностис использованием условных обозначений и сокращений конспект, с помощью которого они быстро повторяют и вспоминают все, что рассматривалось на уроке. Информационность означает, что схема выступает носителем определенной части учебной информации по конкретному вопросу. Схематичность соответственно подчеркивает наличие связи и зависимости, отображает последовательность изучения материала. Все схемы разрабатываю в виде слайдов в программе PowerPoint и через компьютер проектирую на интерактивную доску.

Использование опорных схем способствует лучшему осмыслению нового материала в определенной системе, пониманию имеющихся взаимосвязей и зависимостей, четкой подготовке домашнего задания, правильному ответу во время проверки знаний, быстрой ориентации в разных проблемных ситуациях, активизации познавательных интересов и повышает мотивацию изучения химии в школе.

Особое внимание уделяю использованию на уроках химии электронных пособий, компьютера и интерактивной школы. «Электронные уроки и тесты» можно использовать для изучения любого школьного предмета. Они предлагают альтернативную форму изложения обучающего материала, выполнения заданий и контроль знаний.

Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией эксперимента процессов, которые изучаются, интерактивные модели позволяют ученикам наблюдать процессы и рассматривать объекты, не доступные для непосредственного наблюдения.

Выполнение практических заданий с возможностью проверки ответов, а также выполнение учениками работы над улучшением своих результатов позволяет им с успехом применять эти программы для самостоятельного обучения.

Использование интерактивной доски.

Достаточно эффективным способом является заполнение таблицы. На интерактивной доске представлена таблица, которую необходимо заполнить. Сумма цифр третьего, четвертого и пятого столбцов равняется относительной молекулярной массе нитратной кислоты.

Традиционные и нетрадиционные курсы химии

Все учебники, допущенные или рекомендованные к использованию в образовательном процессе, по изложению учебного материала можно условно поделить на традиционные и нетрадиционные.

При традиционном подходе к изучению химии в начале курса рассматриваются вещества и их свойства, а потом под накопленные фактические знания подводится теоретическая основа: изучаются строение атома и периодический закон. В таком случае мы повторяем путь, по которому исторически шло развитие химии как науки: накопление фактов — систематизация фактического материала (например, авторы Л. М. Кузнецова, Л. Г. Иванова).

При нетрадиционном подходе к изучению химии (авторы Н. С. Новошинская и И. И. Новошинский) эффективным считается, что изучение курса химии целесообразно начинать с изучения строения атома, химической связи и строения вещества и только потом переходить к изучению свойств веществ. Данный подход сразу создает каркас, на который будут нанизываться изучаемые факты. Переход от общего к частному, такой подход реализован в учебниках Новошинских.

Эти учебники характеризует системный подход к изложению материала. Учебник 8-го класса содержит понятия, востребованные в 8-м классе. Все что изучается позже, вынесено в 9-й или 10-й класс. Так, в 9-й класс перенесены окислительно-восстановительные реакции, периодический закон, , газовые законы, химия элементов. И наоборот, электролитическая диссоциация веществ, реакции ионного обмена рассматриваются не в 9-м классе, а в 8-м классе. Так как в 8-м классе рассматриваются вещества только с молекулярной и полной структурой, в учебнике изложен материал только о молекулярных и ионных кристаллических решетках. Сведения об атомных и металлических решетках включены в соответствующие разделы учебника 9-го класса.

Читать еще:  Медицинский регистратор обучение

Все понятия отрабатываются на конкретном химическом материале, например, теоретические знания об окислительно-восстановительных реакциях закрепляются в 9-м классе при изучении химических свойств неорганических соединений элементов разных групп периодической системы. В это же время отрабатываются навыки составления формул веществ важнейших классов по степеням окисления элементов, умения называть и классифицировать вещества.

Указанные особенности построения курса позволяют учащимся избежать механического заучивания материала и проявить большую самостоятельность при изучении предмета.

Стоит отметить так называемые несистематические курсы химии. Авторы несистематических курсов, несмотря на разнообразие последних, строят их в сходной последовательности. Вначале даются некоторые химические понятия, а затем изучаются конкретные природные объекты или явления из окружающей человека среды с использованием этих понятий.

Иногда введение новых для учащихся представлений и понятий осуществляется непосредственно в процессе изучения природных объектов и проблем, решаемых в обществе. Таков, например, широко известный изданный в США курс «Химия и общество», главная задача которого — рассмотреть химический аспект проблем, интересующих общество. Об этом говорит простой перечень глав этой книги:

I. Водные ресурсы и качество воды.

II. Химические ресурсы.

III. Нефть. Химическое сырье или топливо?

IV. Химия и пищевые ресурсы.

V. Ядерные ресурсы. Радиохимия в современном мире.

VI. Атмосфера. Химия газов и климат.

VII. Химия и здоровье.

VLII. Химическая промышленность.

По сходным принципам строятся в основном и пропедевтические курсы, вводимые на ранних ступенях обучения в качестве факультативных, а также регулярных занятий. Цель этих курсов — не формирование системы знаний, а просто возбуждение интереса к предмету, желания в дальнейшем его изучать, а также подготовка к восприятию нового, достаточно сложного химического содержания в основной школе. В пропедевтическом курсе химии стараются избегать насыщения его глубокими, сложными теоретическими сведениями, а стремятся, наоборот, подчеркнуть гуманитарную значимость науки, ее участие в решении жизненно важных проблем для общества, отдельно взятого человека и природы. Цель пропедевтических курсов — ненавязчиво погрузить учащихся в широкий круг проблем, решаемых наукой, показать ее возможности, вызвать желание участвовать в их решении, придать химическому содержанию некоторую занимательность.

Пропедевтические курсы, которые пока еще не регламентированы учебным планом по времени и для которых не созданы официальные жесткие программы, несут на себе печать ярко выраженных творческих поисков методистов, которые представляют каждый свое видение химической пропедевтики. Так, например, пропедевтический курс Н. Ф. Воловой [4],’ включающий элементы логико-психологических знаний, сосредоточивает внимание учащихся на изучении не только химии, но и самих себя, своей собственной личности, своих психических процессов, что делает курс особенно привлекательным для детей. В этот курс включены первоначальные химические понятия, которые сами по себе обладают пропедевтическими свойствами, но, кроме них, включена и информация о сельскохозяйственных профессиях, связанных с химией (поскольку школа, где преподается этот курс, сельская).

2. отражение целей воспитания и результатов воспитания в тематическом и поурочном планировании

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Восемь идей нестандартных уроков

Нестандартный урок – что это?

Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.

Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.

Польза нестандартных уроков

  • Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Восемь идей необычных уроков

  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  • Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
  • Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
  • Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
  • Урок-концерт, инсценировка. Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
  • Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
  • Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  • Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом

Конечно, идей необычных уроков достаточно много, и каждая требует отдельного рассмотрения. Не забудьте также посмотреть наши рекомендации, как провести интересный урок.

А какие нестандартные уроки используете вы и используете ли вообще? Ждем ваших откликов в комментариях и статьи.

Материалы по теме на нашем сайте:

Литература:
И.А. Резенова «Необычные уроки обычных детей» (http://www.pandia.ru/text/77/204/79470.php)
О. Субаева «Как организовать и провести урок-исследование» (http://him.1september.ru/article.php?ID=200901205)

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector