Prg67.ru

Онлайн вебинары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тайм менеджмент в образовательной организации

Тайм-менеджмент педагога. Как организовать время учителю

Целеполагание: «Модель SMART»

В основе тайм-менеджмента лежит целеполагание: постановка цели→ анализ шагов →проверка результата. Цель — это желаемое состояние. Она может быть «хорошей»: вдохновлять, побуждать действовать, приносить радость. Или же «плохой»: приводить к перенапряжению, хронической усталости, болезням. Поэтому ее нужно тщательно проработать, в том числе, по модели SMART.

Например, вы желаете получить высшую категорию в апреле 2019 года. Для этого:

1. Исследуйте цель по SMART ,

Используя 10-балльную шкалу, решите, насколько она:

S (specific) — конкретна: имеет конкретный выгодный результат.

M (measurable) — измеряема: имеет критерии измерения результатов каждого шага: кто? что? сколько? где? когда? зачем?

A (affodable) — достижима: имеет обоснованные доказательства достижения.

R (relistic) — реалистична: имеет жизненную необходимость и реальные возможности достижения.

T (tangible, taim-based) — гибка и определена во времени: имеет возможность менять шаги продвижения и определяет время получения выгоды.

Метод работы: письменно ответьте на вопросы:

Для чего я хочу высшую категорию?

Каковы ее выгоды?

Как я узнаю, что достиг результата: получил выгоды высшей категории?

Куда этот результат приведет меня в будущем (через 7, 5 лет, через год)?

Кем я хочу быть, на кого хочу походить, имея высшую категорию?

Когда я получу высшую категорию?

Кто мне поможет получить высшую категорию?

Как именно я буду действовать и когда?

Как я буду определять, приближаюсь к результату или ухожу от него?

Интересы кого из окружения затронет моя подготовка к получению высшей категории?

Кто сможет повысить, а кто снизить эффективность подготовки?

Какие у них потребности и выгоды?

Почему кто-либо может быть против получения мной высшей категории?

В чем сильная сторона определенного мной образа и способа подготовки?

В чем его слабая сторона?

Как я буду сохранять выгоды, полученные от высшей категории?

В какой ситуации и обстановке я хочу готовиться и получить высшую категорию?

Что на сегодняшний день нужно для достижения результата и чего не достает?

2. Составьте план реализации цели

Напишите на бумаге общий план подготовки, начиная с даты исследования цели и до получения результатов (выгоды, а не аттестации). Поставьте дату и свою подпись. Написанный на бумаге с вашей подписью план обладает большим потенциалом к реализации по сравнению с электронным носителем по принципу «Куда мысль туда и кровь(энергия)»

Разбейте общий план на детальные ежемесячные планы с датами контроля результатов шагов:

первый месяц: контроль каждые три дня. Используйте прием: «Три простых шага каждые три дня»

последующие месяцы: еженедельный контроль;

месяц перед аттестацией: контроль каждые три дня;

месяцы до получения выгоды: еженедельный контроль.

Анализ продвижения к цели. Метод «5 пальцев» Л. Зайверта

Цель метода — промежуточная проверка результативности шагов по достижению цели за определенный временной период и анализ продуктивности времени.

Принцип метода. Пальцам правой руки (у левшей левой) соответствуют определенные категории достижения цели, начинающиеся с первой буквы названия пальцев. Ваша задача: смотреть по очереди на каждый палец, письменно отвечать на вопросы и оценивать по 10 балльной шкале уровень этих параметров и умение распоряжаться своим временем.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

  • Закрепленные за пальцами категории.

Мизинец: мысли, знания, информация. Какие инновационные методики я узнал? Как вырос мой профессионализм? Какие педагогические идеи меня «озарили»? Какие свойства времени я узнал? Какие приемы ТМ использовал?

Безымянный : близость цели. Какие результативные шаги, приближающие меня к цели, я уже сделал ? Что осталось невыполненным? Какие бессмысленные дела отвлекали меня? Сколько времени на них ушло?

Средний : состояние. Какие шаги были наиболее интересны, давали чувство радости? Сколько времени они занимали отдельно и вместе? Какие шаги были скучными, угнетали? Сколько времени они занимали отдельно и вместе?

Указательный: услуга, помощь, сотрудничество. Какая моя помощь или услуга другим продвинула меня к цели? Кто помогал мне и на каких шагах? Расширился ли круг людей, помогающих мне получить высшую категорию? Сколько времени занимало наше взаимодействие ? Как строились отношения с противниками моей цели? Были ли с ними конфликтные ситуации? Если да, то сколько длилась каждая?

Большой. Бодрость. Какие шаги требовали наибольших затрат энергии и физических сил? Сколько времени они занимали? Какими приемами я восстанавливался? Нашел ли я уникальные методы восстановления? Изобрел ли собственные приемы? Сколько по времени шло восстановление?

  • В плане подготовки рядом с датой контроля записывайте полученные баллы по каждой категории.

Метод подходит и для итоговой проверки полученного результата.

Ранжирование дел. Принцип Эйзенхауэра

Организация рабочего времени педагога требует ранжирования дел. Чтобы не откладывать наиболее важные из-за отвлекающих внимание второстепенных, воспринимаемых как срочные, используйте «Принцип Эйзенхауэра». Его цель — распределение иерархии дел в течение рабочего дня, комбинируя их критерии «важно» и «срочно» по четырем категориям.

  • Нарисуйте систему координат: вертикальная линия — важность, горизонтальная — срочность.

  • В график поместите ячейки, обозначив буквами A, B, C, D как на рисунке.
  • Распределите все дела рабочего дня по ячейкам в соответствии с иерархией приоритетов:

A-приоритет. Дела срочные и необходимые. Начинайте рабочий день с них и сделайте сегодня. Они обеспечивают реализацию ваших целей.

B-приоритет. Важные дела, которые необязательно делать сегодня. Выделите для них ежедневное регулярное время в месячном плане и не откладывайте надолго. Они приблизят вас к целям.

C-приоритет. Дела, которые ошибочно считаются важными, но такими не являются. Их можете отложить, отдав время делам групп A и B.

D-приоритет. Дела, которые не являются ни важными, ни срочными. Их можете надолго отложить. Если речь идет о сроках, то делегировать (перепоручать) другим. От дел-помех вашим целям откажитесь.

Принципы грамотного ТМ

Организация рабочего времени педагога по принципам ТМ включает приемы:

«Правило Парето». 80% затраченного времени дают 20% результата и 20% затраченного времени дают 80% результата.

Планирование дел рабочего дня: 60% времени распланировать и 40% освободить для неожиданных обстоятельств.

Использование инновационных цифровых технологий.

«Промежуточная радость». Неинтересную работу разбить на промежуточные этапы, немедленно награждая себя за выполнение каждого.

«Поедание лягушек» (Испанская пословица «Каждый день съедать по лягушке»): не откладывать неприятные дела.

Игнорирование «пожирателей времени»: нечеткие цели, желание выполнить слишком большой объем дел за один день, неаккуратно хранящаяся информация, бессмысленные телефонные звонки, незапланированные встречи, неспособность отказать, избыточное чтение СМИ, излишняя общительность, стремление все узнавать подробно, длительные ожидания, спешка и нетерпение.

Ежедневные занятия релаксацией по 15 минут.

В результате вы обретёте осознанное продуктивное взаимодействие со временем. Ведь недаром русская пословица говорит: «Доля во времени живет, а бездолье в безвременьи».

Выступление на заседании методического объединения «Тайм-менеджмент в работе педагога дополнительного образования. Эти советы помогут вам успевать всё»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Выступление на заседании МО

«Тайм-менеджмент в работе педагога дополнительного образования.

Эти советы помогут вам успевать всё»

Оно Вас ждать не будет…

Оно идет, прямо сейчас,

Вот в эту минуту и секунду идет вперед!

Оно с Вами…. повсюду…

Как тень, как ваши мысли….

Управление временем , организация времени , тайм-менеджмент (англ. time management ) — технология организации времени и повышения эффективности его использования.

Управление временем — это действие или процесс тренировки сознательного контроля над временем, потраченным на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность. Управление временем может помочь получить ряд навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач, проектов и целей. Этот набор включает в себя широкий спектр деятельности, а именно: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, организацию, составление списков и расстановку приоритетов. Изначально управление приписывалось только бизнесу или трудовой деятельности, но со временем термин расширился, включив личную деятельность с таким же основанием. Система управления временем составляет сочетание процессов, инструментов, техник и методов. Обычно управление временем является необходимостью в развитии любого проекта, поскольку определяет время завершения проекта и масштаб.

Управление свободным временем

Тайм-менеджмент помогает более эффективно использовать не только рабочее время, но и время отдыха. В частности, рекомендуется не брать работу домой, организовать быт так, чтобы он занимал минимум времени, заранее тщательно планировать свободное время и следовать этим планам, в частности регулярно практиковать эмоциональное (театры, концерты, выставки и т. п.) и физическое (спорт, фитнес) переключения. В американских компаниях, если рядовой сотрудник остаётся на работе дольше, чем это установлено у него в трудовом договоре, данный факт может послужить причиной увольнения, так как это свидетельствует о том, что сотрудник не успевает сделать свои задачи в своё рабочее время. Использовать для активного отдыха не только выходные, но и как минимум один вечер рабочего дня в неделю, а также использовать в качестве мини-отпуска длинные выходные и праздничные дни. В деловых поездках планировать свободное время (от нескольких часов до двух дней) для осмотра местных достопримечательностей. На время отпуска установить правила использования телефона, электронной почты, интернета и пр. и придерживаться их.

Рабочий день педагога насыщен мероприятиями, как плановыми, так и внеплановыми: совещания, педсоветы, конкурсами, фестивалями, занятия до глубокого вечера. И в этом ежедневном водовороте событий нужно еще успеть уделить хоть несколько минуток каждому учащемуся.

И вот вы опять глубоко вечером возвращаетесь домой, уставшая, готовитесь к завтрашним занятиям, а ваша ребенок тихо вздыхает и понимает, что раскрашивать картинки ему сегодня придется снова в одиночестве, а муж уже по привычке сам разогревает вчерашний ужин. Возможно, для кого-то, это весьма знакомая картина?! И наверняка так обстоят дела во многих семьях, где мама или папа — педагоги. На самом деле выход есть. И все не так сложно, как кажется. Выход — это умение управлять своим временем эффективно, четко и разумно.

Читать еще:  Тайм менеджер программа

Времени всегда хватает тому, кто умеет его использовать.

В тайм-менеджменте можно выделить несколько основных аспектов, начнем с целеполагания.

Целеполагание (постановка целей)

Цель — это фиксация результата, который должен быть достигнут за определённый период времени. По-другому, это образ желаемого результата. Чего вы хотите?

Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного.

Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни (их и так хватает). Здесь речь идет о труднодостижимых, практически «нереальных» целях. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь в виду, что они должны быть достижимыми.

Цель должна быть ориентирована на результат! (Ради чего я приложил все эти усилия, стоит ли результат затраченных ресурсов?) Цель должна быть значимой для меня! (Все-таки это моя цель). Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении (например, к родительскому собранию я должен быть готов до 12 октября).

Поэтапное достижение цели . Например, ваша цель — аттестация. Цель довольно сложная, необходимо разделить ее достижение на множество небольших этапов:

сначала — сбор необходимой информации об особенностях аттестации (сроки, требования, условия); конкретизация временных рамок; выработка собственной стратегии прохождения аттестации и т.д.

Точно таким же образом надо поступать с любыми сложными задачами, разбивая их на мелкие до тех пор, пока не станет ясно, что именно для выполнения своего плана вы сможете сделать уже сегодня и прямо сейчас. Важно правильно рассчитать свои возможности (ресурсы)

Вы хотите получить высшую категорию, проработав в учреждении три месяца? Рискованная цель и очень труднодостижимая. Но если вы верите в себя настолько, то почему бы и нет. Здесь главное, как вы оцениваете себя и свои возможности, а не мнение окружающих.

Планирование времени . Планирование времени — это подготовительный этап к успешной реализации цели . Планирование времени позволяет наметить шаги достижения поставленных целей и спрогнозировать, сколько времени на это потребуется. Затрачивая чуть больше времени на планирование, вы можете сократить срок исполнения и сэкономить время и силы в целом.

Ранжирование дел: «горит» — «может подождать». Что-то требуется выполнить прямо сейчас, что-то может подождать до следующей недели.

Планирование дня (рекомендую планировать следующий день накануне, а утром при необходимости внести соответствующие коррективы). Рациональное использование ежедневников и электронных записных книжек.

Планировать можно и нужно все, что вы делаете ежедневно!

Для начала просто составьте список дел, которые вам необходимо делать в течение каждой недели. Посмотрите, как распределяются ваши дела по дням недели. Вполне возможно, что какие-то дни забиты под завязку, а какие-то более свободны. Для начала просто распределите дела по дням недели более равномерно.

Составляйте списки дел с указанием даты и времени выполнения на неделю и на каждый день. Записывайте все дела, даже кажущиеся на первый взгляд абсолютно неважными. Ведь они тоже забирают часть вашего времени. Важно также оптимизировать процесс выполнения дел из написанного списка. Существует такое понятие, как переключение: когда вы отвлекаетесь от одного недоделанного дела в пользу другого.

Так вот: когда вы выполняете какое-то небольшое дело, количество переключений должно быть минимальным. Например, если вы обещали перезвонить кому-то, то гораздо экономнее с точки зрения собственного времени и душевных сил будет перезвонить сразу. А не пять раз на день вспоминать, что хорошо бы позвонить, затем благополучно забыть про звонок, вспомнить в одиннадцать часов вечера и укорять себя за забывчивость.

Но вот в процессе выполнения какой-то долгосрочной и большой задачи количество переключений должно быть, наоборот, велико. Иначе к моменту окончания работы над ней вы только устанете и утратите связь с реальностью.

Лучше садиться за важную работу с утра — это самое продуктивное время для сложных дел. А второстепенные дела откладывать на вечер.

Расстановка приоритетов . Не откладывайте на потом . Соблазн «сделать это завтра» очень велик. Но если у вас есть четкий список дел, то вы поймете, что завтра вы не сможете найти время на выполнение тех дел, которые отложили с сегодняшнего дня.

Для того, чтобы вам было легче, возьмите себе за правило делать самые неприятные для вас дела в начале, а потом приступайте к более приятным.

Делегируйте задачи . Делегирование — это способ эффективного управления, при котором происходит передача задачи, а также полномочий и ответственности на выполнение другим лицам. При планировании времени очень важно установить, какую работу вы должны выполнить лично, а какую можно перепоручить (делегировать). Например, вы можете пригласить на родительское собрание специалиста (психолога, логопеда), они владеют интересной информацией, которую вы, возможно, полдня будете искать в книгах и интернете.

Контролируйте себя! Даже если вы умеете ставить цели, делегировать, планировать и выделять приоритеты, это лишь полдела. Важно помнить, что оценка всегда производится по результату. Поэтому важным является контроль за исполнением и эффективностью реализации поставленных целей. И если вы видите, что цель достигнута, почему бы не похвалить себя за это. Это даст вам еще один толчок к достижению новых целей.

Не забывайте про самоанализ . Здесь можно ответить себе на вопросы: «Почему я не достигаю поставленных целей?», «Почему достижение цели было недостаточно эффективным (потребовалось больше времени или тяжелых усилий)», «Что предпринять в следующий раз, чтобы избежать похожей ситуации?» .

Избавляйтесь от «поглотителей времени». Старайтесь тратить меньше времени на еду, перекусы и пустые разговоры с коллегами, а также «плавание» по Интернету в личных целях. Рабочий день закончится, а вы так ничего и не успеете. Не стесняйтесь просить других, чтобы не отвлекали вас от работы, особенно если у вас ее много.

Есть ситуации, когда вы должны сказать человеку твердое «Нет». Особенно если то, о чем вас просят, займет у вас время; да и в ваши планы не входило делать дополнительную работу.

Время — это невосполнимый ресурс. Оно уходит безвозвратно. Но при помощи личного тайм-менеджмента можно получить выигрыш во времени в 25-30%. Представьте, что вы получаете еще несколько дополнительных часов в сутки для выполнения всех дел и начните прямо сегодня!

И в завершение своего выступления хочется дать ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ: Находите время для работы – это УСЛОВИЕ УСПЕХА!

Находите время для размышлений – это ИСТОЧНИК СИЛЫ!

Находите время для игры – это СЕКРЕТ МОЛОДОСТИ!

Находите время для чтения – это ОСНОВА ЗНАНИЙ!

Находите время для дружбы – это УСЛОВИЕ СЧАСТЬЯ!

Находите время для мечты – это ПУТЬ К ЗВЁЗДАМ!

Находите время для любви – это РАДОСТЬ ЖИЗНИ!

Находите время для веселья – это МУЗЫКА ДУШИ!

Удачи вам, мои дорогие коллеги!

Подготовил: педагог доп.образования Очирова А.А.

Тайм-менеджмент в работе педагога: эти советы помогут вам успевать делать всё

В тайм-менеджменте можно выделить несколько основных аспектов, начнем с целеполагания.

Целеполагание (постановка целей)

Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного. Предположим, ваша цель как классного руководителя — подготовиться к родительскому собранию в классе на тему «Адаптация пятиклассников». Но прежде чем приступать к подготовке, обратим внимание на некоторые аспекты, смогу ли я самостоятельно провести собрание (если нет, то каких специалистов и каким образом привлечь), для чего мне необходимо проводить данное родительское собрание.

Здесь необходимо учесть два момента:

  • Что я «получу» для себя?
  • С чем уйдут родители моих учеников? (Повысится уровень их педагогической компетентности, станут более сознательными и др.).

Если вы учтете хотя бы это, результат не заставит себя ожидать.

Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.

Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни (их и так хватает). Здесь речь идет о труднодостижимых, практически «нереальных» целях. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь в виду, что они должны быть достижимыми.

Цель должна быть ориентирована на результат! (Ради чего я приложил все эти усилия, стоит ли результат затраченных ресурсов?)

Цель должна быть значимой для меня! (Все-таки это моя цель).

Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении (например, к родительскому собранию я должен быть готов до 12 октября).

Поэтапное достижение цели

Например, ваша цель — аттестация.

Цель довольно сложная, необходимо разделить ее достижение на множество небольших этапов:

  • сначала — сбор необходимой информации об особенностях аттестации (сроки, требования, условия);
  • конкретизация временных рамок;
  • выработка собственной стратегии прохождения аттестации и т.д.

Точно таким же образом надо поступать с любыми сложными задачами, разбивая их на мелкие до тех пор, пока не станет ясно, что именно для выполнения своего плана вы сможете сделать уже сегодня и прямо сейчас.

Важно правильно рассчитать свои возможности (ресурсы)

Вы хотите получить высшую категорию, проработав в школе три месяца? Рискованная цель и очень труднодостижимая. Но если вы верите в себя настолько, то почему бы и нет. Здесь главное, как вы оцениваете себя и свои возможности, а не мнение окружающих.

Планирование времени

Планирование времени — это подготовительный этап к успешной реализации цели

Читать еще:  Менеджер по производству это

Планирование времени позволяет наметить шаги достижения поставленных целей и спрогнозировать, сколько времени на это потребуется. Затрачивая чуть больше времени на планирование, вы можете сократить срок исполнения и сэкономить время и силы в целом.

  • Ранжирование дел: «горит» — «может подождать». Что-то требуется выполнить прямо сейчас, что-то может подождать до следующей недели.
  • Планирование дня (рекомендую планировать следующий день накануне, а утром при необходимости внести соответствующие коррективы).
  • Рациональное использование ежедневников и электронных записных книжек.

Планировать можно и нужно все, что вы делаете ежедневно!

Для начала просто составьте список дел, которые вам необходимо делать в течение каждой недели. Посмотрите, как распределяются ваши дела по дням недели. Вполне возможно, что какие-то дни забиты под завязку, а какие-то более свободны. Для начала просто распределите дела по дням недели более равномерно.

Составляйте списки дел с указанием даты и времени выполнения на неделю и на каждый день.

Записывайте все дела, даже кажущиеся на первый взгляд абсолютно неважными. Ведь они тоже забирают часть вашего времени.

Важно также оптимизировать процесс выполнения дел из написанного списка. Существует такое понятие, как переключение: когда вы отвлекаетесь от одного недоделанного дела в пользу другого.

Так вот: когда вы выполняете какое-то небольшое дело, количество переключений должно быть минимальным. Например, если вы обещали перезвонить кому-то, то гораздо экономнее с точки зрения собственного времени и душевных сил будет перезвонить сразу. А не пять раз на день вспоминать, что хорошо бы позвонить, затем благополучно забыть про звонок, вспомнить в одиннадцать часов вечера и укорять себя за забывчивость.

Но вот в процессе выполнения какой-то долгосрочной и большой задачи количество переключений должно быть, наоборот, велико. Иначе к моменту окончания работы над ней вы только устанете и утратите связь с реальностью.

Лучше садиться за важную работу с утра — это самое продуктивное время для сложных дел. А второстепенные дела откладывать на вечер.

Расстановка приоритетов

Соблазн «сделать это завтра» очень велик. Но если у вас есть четкий список дел, то вы поймете, что завтра вы не сможете найти время на выполнение тех дел, которые отложили с сегодняшнего дня.

Для того, чтобы вам было легче, возьмите себе за правило делать самые неприятные для вас дела в начале, а потом приступайте к более приятным.

Есть ситуации, когда вы должны сказать человеку твердое «Нет».

Особенно если то, о чем вас просят, займет у вас время; да и в ваши планы не входило делать дополнительную работу. Читайте статью Четыре стратегии эффективного, но корректного отказа в просьбе.

Время — это невосполнимый ресурс. Оно уходит безвозвратно. Но при помощи личного тайм-менеджмента можно получить выигрыш во времени в 25-30%. Представьте, что вы получаете еще несколько дополнительных часов в сутки для выполнения всех дел и начните прямо сегодня!

Удачи вам, мои дорогие коллеги!

Об авторе : Марианна Васильевна Микрюкова, педагог-психолог, МБОУ Малокалмашинская СОШ Каракулинского района УР. Первая публикация статьи 20.01.2012 г.

Читайте также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Тайм-менеджмент в школе. Советы учителю

Управление временем (или по-английски «тайм-менеджмент») – существенная составляющая современной деловой жизни, включающая и управление личным временем, вне работы. Напрасно потраченное время снижает общую эффективность труда и «съедает» нашу личную жизнь. Спешка, неизбежно возникающая там, где время распределяется неразумно, увеличивает стресс, отнимает здоровье и радость жизни.

Фото pixabay.com

Исследователи в области труда говорят, что по уровню стресса работа учителя сопоставима с работой руководителя. Однако, в отличие от руководителя, учитель не имеет личного секретаря, помощника или референта. Поэтому педагогу вдвойне необходимо умение распоряжаться временем самостоятельно.

В советский период управление временем входило в комплекс задач, осуществляемых службами и подразделениями, отвечающими за научную организацию труда (НОТ). Сегодня этим, похоже, никто не озабочен, что объясняется во многом удешевлением рабочей силы. Что касается школы, то там НОТ не было никогда, даже в советский период. Однако, этот факт не означает отсутствия необходимости в ней.

Учительский тайм-менеджмент имеет ряд особенностей. Прежде всего, эти особенности продиктованы разнообразием и смешением работы различного вида в течение рабочего дня. По отношению к проблемам тайм-менеджмента можно разделить учительскую работу на три основные группы:

1. Уроки и подготовка к ним, происходящая непосредственно на перемене. Это работа по жесткому, заранее составленному графику, что не исключает личное регулирование действий внутри заранее установленного отрезка времени.

2. Подготовка к урокам дома или в стенах учебного заведения. Это полностью свободно регулируемый труд. Расписание составляет сам учитель.

3. Работа, которая раньше обозначалась как «неконкретизированная по количеству часов» работа, а теперь называется «другая» (см. Приказы Минобра 1601 и 536). Сюда входят как оплачиваемые дополнительные обязанности (заведование кабинетом, руководство методобъединением и т.д.), так и неоплачиваемые затраты времени. Начиная с совещаний и дежурств и заканчивая подготовкой концертов, олимпиад, предметных недель. Оставив пока в стороне проблему законности привлечения учителей к неоплачиваемой работе. Примем как должное, что оплачиваемая часть имеет характер работы с ненормированным рабочим днем. Регулируется такая работа во многом администрацией, и здесь имеется известная трудность для учителя. Независимо от личных навыков управления временем он или она могут потерпеть ущерб от неумелых действий администрации.

Итак, по порядку.

Урок и подготовка к нему на перемене ограничены отрезком времени, в который учитель обязан уложиться, иначе он или она помешает работе коллег и дезорганизует процесс. Как сделать использование этого отрезка времени наиболее эффективным? Прежде всего, здесь поможет планирование. Следует сразу сказать, что под планированием не имеется в виду изготовление план-конспектов или «технологических карт», рекомендуемых (даже, скорее,навязываемых) неизвестными никому методистами или администрациями различного уровня. Формы этих документов далеки от реальности, в основу их положено абстрактное, надуманное представление о личности ученика и учителя вкупе с фантазиями о школьной повседневности.

Чтобы планирование помогало работе, должны быть учтены последовательность действий и предполагаемые затраты времени. Например, одна книга к уроку берется из шкафа в классе, на нее будет потрачено полминуты. Другую книгу надо взять в библиотеке или в кабинете у коллеги, и это займет от пяти до восьми минут, причем, с участием других людей, и, как следствие, элементами непредсказуемости. Поэтому, надо заложить это время в план и по возможности не в самой непосредственной близости от урока.

Необходимо лучше продумывать график текущего дня со всеми взаимосвязанными элементами. Например, большое значение имеет возможность включить компьютер однажды, в начале учебного дня и выключить по завершении всех уроков. Но это подходит только педагогам, не покидающим свой кабинет. Совсем в ином положении оказываются учителя, вынужденные каждый новый урок проводить в новом кабинете. В этом случае включение и наладка компьютера под свои цели, как и последующее выключение отнимут приличную долю времени, которую и следует заложить в график, чтобы минимизировать дальнейшую нервозность и сбои в работе.

Аналогично обстоит дело и с учебной работой. Один вариант планирования подойдет для класса с устойчивой дисциплиной и достаточной мотивацией. И совсем другой, если в классе есть ученик или группа, привычные отнимать чужое время. Если вы знаете, что в классе будут Митя или Вася, обожающие плеваться в одноклассников или комментировать вслух действия учителя, заранее закладывайте в план время на персональное внимание к Мите или Васе.

Кстати, правилами классического тайм-менеджмента следует при составлении плана на день 40 процентов времени оставлять свободным: 20 процентов на непредвиденные задачи, 20 на спонтанно возникающие.

Значительная часть работы учителя происходит дома, и этот труд обладает всеми признаками надомного труда, несмотря на то, что законодатель не позаботился пока нормировать его соответственным образом.

Строго говоря, подготовка к занятиям может происходить и в здании школы. И так даже рекомендуют психологи: чтобы дома о школе «забыть» и отдохнуть. Но практика показывает обратное. Во-первых, большинство учителей — это работники с семейными обязанностями и прямо заинтересованы в надомной работе. Во-вторых, школы сегодня не располагают необходимыми рабочими местами и достаточным количеством оборудования, чтобы обеспечить учителям условия для подготовки к урокам. Таким образом, большинство педагогов осуществляют подготовку дома. Здесь важно распределить свое время так, чтобы другие члены семьи не страдали от такого положения дел, и в этом помогут многочисленные печатные и онлайн руководства по домашнему тайм-менеджменту.

Самая большая проблема — это ненормированные и «не конкретизированные по количеству часов» обязанности. Здесь учитель мог бы тоже включить все инструменты тайм-менеджмента: анализ эффективности, хронометраж, планирование и другие. Но работодатель может перечеркнуть все эти достижения своим стилем руководства: нерациональной подачей информации, внезапной переменой требований, избыточными или бессмысленными заданиями. Руководитель может быть очень бережлив по отношению к своему времени и расточителен ко времени работника. Как тут быть? Повторюсь, наличие активной и сплоченной профсоюзной организации позволило бы решить множество вопросов внесением соответствующих пунктов в коллективный договор. А если нет профсоюза или он «карманный», против директора не пойдет? Работник также имеет право требовать своевременного и точного оповещения (ст.22 ТК РФ), рационального расписания. К сожалению, общего норматива, требующего экономить время учителя, сегодня пока нет.

Читать еще:  Качества предпринимателя и менеджера

В заключение два «золотых» правила. Первое: планировать соотношение 60 процентов занятого времени к 40 процентам свободного (об этом уже говорилось). Второе: так называемый «принцип Парето», названный по имени экономиста, который открыл следующую закономерность «20 процентов усилий дают 80 процентов успеха, и наоборот — 80 процентов усилий дают 20 процентов успеха». Следите за собой, анализируйте свои достижения и неудачи, находите сильные стороны и ресурсы, пользуйтесь ими. Успеха, коллеги!

Тайм менеджмент в образовательной организации

Реунова Мария Александровна
а спирант кафедры теории и методологии образования, Оренбургский государственный университет, Оренбург
reunovamaria@list.ru

Тайм-менеджмент как педагогическая технология

Аннотация
Р ассматривается «тайм-менеджмент» в качестве педагогической технологии. Раскрывается само понятие «педагогическая технология». Описаны аспекты педагогической технологии «тайм-менеджмент», а также ее критерии, признаки и принципы.

Ключевые слова
время, студент, тайм-менеджмент, педагогическая технология

Главной ценностью XXI века является время. Рационализация расходования времени – это неиссякаемый резерв саморазвития, высвобождение жизненной энергии на новые и интересные дела. Все это требует определенных усилий, а главное, изменения установок, некоторой самодисциплины. Это требует от человека сделать решительную переоценку ценностей и начать с овладения новых приемов и методов рационального использования времени [1].

Многолетняя практика свидетельствует, что обучение с помощью традиционных технологий не позволяет развить ключевые, базовые компетентности по конкретной учебной дисциплине [2]. Образовательно-инновационные технологии новой эпохи приобретают неоценимую актуальность в условиях радикальной смены ценностных ориентиров и утраты духовной преемственности между различными возрастными группами населения. Новые образовательные технологии могут реализовать формирование необходимых в ХХ I веке конкретных социальных ролей и функций, соответствующего уровня сознания и практической деятельности [3].

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось особое направление – педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.

Массовую разработку и внедрение педагогических технологий связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса, первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами.

Учитывая характер системообразующих связей между компонентами образовательной системы, необходимо найти звено, отвечающее целям образования в новых социальных и экономических условиях. На наш взгляд, таким звеном могут стать педагогические технологии, и технология «тайм-менеджмент» в частности.

Целью нашей работы является рассмотрение «тайм-менеджмента» в качестве инновационной педагогической технологии. Обращение к данной педагогической технологии требует уточнения сущности ее понятия.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев) [4] .

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько) [4].

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков) [4].

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов) [4].

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) [4].

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)[4]

Как и любая технология, педагогическая технология «тайм-менеджмент» представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение взаимодействия преподавателя и студента.

Схематически обобщенно, педагогическую технологию можно представить следующей формулой. Педагогическая технология «тайм-менеджмент» = цель (освоение студентами комплексных знаний в области теории и практики самоуп­равления и управления временными ресурсами, развитие умений использования тайм-менеджмента) + задачи ( формирование умений использования тайм-менеджмента для личностного роста студента, актуализация аксиологического потенциала образовательной среды университета, активизация субъектной позиции студента в освоении времени как ценности, использование инновационных технологий тайм-менеджмента как средства развития умений самоорганизации студента университета,формирование умений использования тайм-менеджмента в развитии организации) + содержание (разделы дисциплины) + методы (диалогический, эвристический) + формы обучения (лекции, практические занятия, самостоятельная работа).

В нашем понимании педагогическая технология «тайм-менеджмент» является содержательным обобщением, которое может быть представлено тремя аспектами: гносеологическим, аксиологическим, праксеологическим.

Технология «тайм-менеджмент» является частью педагогической деятельности. Тайм-менеджмент – это междисциплинарный раздел науки и практики, посвященный изучению проблем и методов оптимизации временных затрат в различных сферах профессиональной деятельности. В качестве самостоятельного направления менеджмента организации тайм-менеджмент оформился к концу 60-х гг. ХХ века. Основоположниками отечественной школы организации времени являются А.К.Гастев [5] со своей идеей о том, что производительность целого зависит от частного, а также распространением «организационно-трудовой бациллы» и П.М.Кержернев [5], основавшим лигу «Время». Представителями зарубежной школы организации времени являются Л.Гилберт, Ф.Тейлор, А.Файоль, П.Друкер, Б.Трейси, А.Лакейн, Дж.Ягер, С.Прентис [5].

Как и любая другая педагогическая технология, «тайм-менеджмент» предполагает алгоритм процесса, совокупность целей, содержания организации индивидуальной работы в соответствии с требованиями профессиональной компетенции. Очень важна ориентация студентов на время как важнейшую ценность (категории, понятия и закономерности тайм-менеджмента применяются на основе аксиологического подхода: целеполагание по методике А.Лакейна, использование древовидных карт, пирамида планирования Франклина, принцип Парето, матрица Эйзенхауэра) [6].

Технология «тайм-менеджмент» осуществляется на практике путем технологического (педагогического) процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Необходимо моделирование системы персональных технологий тайм-менеджмента. (использование ежедневника, электронного органайзера, интернет-технологий, составление портфолио, индивидуального образовательного маршрута).

Таким образом, педагогическая технология «тайм-менеджмент» функционирует и в качестве способов деятельности, предлагающей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Тайм-менеджмент – это технология позволяющая использовать невосполнимое время жизни в соответствии с личными и учебными целями и ценностями.

Педагогическая технология «тайм-менеджмент» относится к технологиям развивающего обучения. Студенту отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на:

познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин-В. Давыдов) [ 3 ];

индивидуальный опыт личности (И. Якиманская) [3];

творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов) [3];

потребности самосовершенствования (Т. Селевко) [ 3 ];

аксиологический потенциал (А.В.Кирьякова, Г.А.Мелекесов) [7].

Основными принципами технологии «тайм-менеджмент» являются: ориентация на время как ценность, самостоятельная работа, индивидуальность решения, необходимость отслеживания собственной эффективности, мышление, направленное на эффективность, достижимость и неисчерпаемость резервов эффективности.

Педагогическая технология «тайм-менеджмент» отвечает основным методологическим требованиям – критериям технологичности (концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость) :

к онцептуальность данной педагогической технологии предполагает, что ей присуща опора на научную концепцию самоорганизации времени, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей ;

с истемность показывает, что педагогическая технология «тайм-менеджмент» обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью ;

у правляемость технологии «тайм-менеджмент» предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов ;

э ффективность данной технологии гарантирует достижение определенного стандарта обучения, саморазвития ;

в оспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии «тайм-менеджмент» в других образовательных учреждениях, другими субъектами.

Необходимо выделить основные признаки педагогической технологии «тайм-менеджмент» :

в о-первых, данная технология определяется как деятельность преподавателя и студента,

во-вторых, она опирается на педагогические законы и закономерности.

в -третьих, обучающая и учебная деятельность предварительно тщательно проектируются,

в-четвертых, она дает гарантированно высокий результат.

Педагогическая технология «тайм-менеджмент» является продуманной во всех деталях моделью совместной учебной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса преподавателя и студента.

Э. Тоффлер. Третья волна. – Санкт-Петербург, АСТ, 2010. – 784 с.

Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

Зайцева О.Г., Киргизова Т.И., Кохичко А.Н. Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / О.Г.Зайцева, Т.И. Киргизова, А.Н.Кохичко и др., под общей ред.проф.О.И. Кирикова. – Книга 9. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – 165 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 254 c .

Козловская Т.Н. Самоорганизация времени как фактор формирования «образа будущего» студента университета: автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2005. – 16 с.

Архангельский Г.А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 272 с.

Кирьякова А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: Монография / А.В.Кирьякова. – М.: Дом педагогики. ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 318 с.

Рекомендовано к публикации:
А.В. Кирьякова , доктор педагогических наук, научный руководитель работы
А.А.Ахаян, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Mariya A. Reunova
Postgraduate student, teacher, Orenburg State University, Orenburg
reunovamaria@list.ru

Time-management as pedagogical technology

The article discloses the notion of «time-management» as a pedagogical technology. The article reveals the notion of «pedagogical technology» as well. The article depicts aspects of pedagogical technology «time-management», as well as its criterions, factors, principles.

Key words:
time-management, pedagogical technology, time, student

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector