Prg67.ru

Онлайн вебинары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы тайм менеджмента для студентов

Тайм-менеджмент для студентов: учиться, работать и отдыхать

Алексендр Яныхбаш, бизнес-тренер компании BEST FOR NEXT*

Мы часто говорим: «Мне бы 25 часов в сутки, вот тогда бы я все успел». Но даже если и добавить один час, все равно те, кто не успевал раньше, так и будут не успевать далее. Почему есть люди, у которых те же 24 часа в сутках, но которые успевают значительно больше нас? Личная продуктивность зависит не от количества часов в сутках, а от умения распоряжаться своим временем и делами.

Поскольку современная прогрессивная молодежь часто выбирает девиз по жизни «Бери от жизни все!», одним из самых насущных становится вопрос совмещения учебы и работы. Разумеется, в студенческие годы и про отдых не нужно забывать, поэтому к предыдущему вопросу еще добавляется «как успевать отдыхать».

Сейчас многие студенты, заинтересованные в развитии своей карьеры, все чаще стали начинать работать во время учебы. Надо сказать, что это правильное решение, т.к. очень важно нарабатывать опыт, получать специфические знания и навыки, которые пригодятся в дальнейшем. Не секрет, что многие работодатели при приеме на работу даже не смотрят в диплом, свидетельствующий о том, что человек закончил учебное заведение и имеет какие-то знания в определенной области. Начальство интересует, что умеет человек, каким опытом он обладает, что у него есть за плечами, что позволит ему решать встающие перед ним задачи. Поэтому во многих областях очень важно уже на выходе из вуза или колледжа иметь определенный багаж опыта.

Однако если студентам вечерних отделений совмещать работу и учебу сравнительно проще, то для студентов дневных отделений это часто представляет большие сложности, т.к. во многих вузах преподаватели откровенно против работы в период обучения. «Вы сюда не работать пришли, а учиться, поэтому забудьте о том, чтобы оправдывать свою неподготовленность к экзамену тем, что вы работали» (профессор одного из вузов Москвы).

Повезло тем, кто смог договориться с преподавателями о выборочном посещении лекций, семинаров или досрочной сдаче экзаменов. Однако если этого не удалось сделать, а потребность в финансах и желание трудиться только растет, нам помогут знания того, где и как можно работать, а также определенные навыки организации своего времени.

Начнем с того, какие есть варианты для работы во время обучения.

1. Работа дома. Очень удобный формат работы, который отлично подходит для таких профессий как переводчик, репетитор, дизайнер, программист, копирайтер. Работа дома привлекательна тем, что не требует расходов времени и денег на дорогу. Кроме того, многие говорят, что дома им легче сосредоточиться и выполнить задание, чем в шумном окружении офиса. Но есть и минусы, т.к. работая в офисе, ты наблюдаешь за работой целого ряда специалистов и лучше погружаешься в профессиональную среду.

2. Перевод на вечернее отделение. Бывает так, что обстоятельства вынуждают студентов искать работу. При этом часто выбирается не та деятельность, которой хотелось бы заниматься, а первая попавшаяся вакансия. Если у вас не тот случай, то для начала нужно правильно расставить приоритеты. Задайте себе вопрос: «Что для вас представляется на данный момент первостепенным: получение знаний и заложение фундамента или получение опыта и возможность зарекомендовать себя». Если вы на первое место ставите работу и готовы меньше времени уделять учебе, то подумайте над переводом на вечернее отделение. Для многих студентов учеба на «вечерке» является спасением, хотя в плане глубины знаний, дневная форма обучения выходит вперед. Готовьтесь к тому, что ваш день будет насыщен по максимуму. Утром вы едете на работу, после рабочего дня, который наполнен событиями, встречами, конфликтами, эмоциями или физической нагрузкой, вы едете в учебное заведение, где в течение нескольких часов продолжаете впитывать информацию. При этом ваша голова может быть забита рабочими вопросами, а тут еще домашнее задание, чтение литературы по предмету и курсовая работа. Такой график помогает выработать выносливость, умение работать в режиме многозадачности и совмещать несколько дел во времени.

3. Поиск работы с гибким графиком или посменно. Это могут быть профессии продавца-консультанта, помощника менеджера, промоутера, фотографа, бармена, официанта, оператора call-центра и др. Такой вариант удобен тем, что можно составить график работы с учетом занятий, а также всегда можно договориться с коллегами о подмене. В случае работы по гибкому графику придется самому быть очень гибким, поскольку нужно быстро реагировать на происходящие изменения и уметь подстраиваться.

4. Работа в вечернее время. Вы можете договориться с работодателем о работе на половину ставки, например, в вечернее время. Это удобно тем, что днем вы будете посещать лекции, а после учебы — работать в офисе или в полях. Но иногда занятия в университетах заканчиваются и в 17, и в 18 часов, так что подумайте о том, какие лекции вам придется пропускать и стоит ли оно того. Многие студенты после лекций работают в своих же учебных заведениях в качестве лаборантов или помощников профессоров, что позволяет им глубже постигать научные тонкости.

Стажировки

Многие компании и вузы организуют стажировки для студентов. Это отличный шанс поработать в хорошей компании, узнать о работе разных специалистов изнутри, понять, насколько та или иная профессия подходит вам и, наконец, заявить о себе потенциальному работодателю. Обычно вузы не против стажировки своих студентов в компаниях и охотно идут навстречу. Но имейте в виду, что во многих компаниях стажерам не выплачивается заработная плата, в лучшем случае — небольшая стипендия, так что к этому тоже нужно быть готовым.

Как видно, есть ряд способов, позволяющих не забросить учебу и найти компромисс между получением образования и практикой. Однако многих интересует, как совмещать одно с другим, чтобы «везде успеть».

Принцип заблаговременности

Наверняка многим знакома такая ситуация: до экзамена остается 30 дней и вам выдают 30 экзаменационных билетов. Одной из первых в нашей голове проскакивает мысль: по одному билету в день можно спокойно подготовить. Проходит 15 дней, мы еще не садились за подготовку, но понимаем, что 2 билета в день тоже можно выучить без особого труда. На 20-й день у нас уже становится 3 билета в день, на 25-й день — 6 билетов в день. Так постепенно мы приближаемся к последнему дню и всем известной «ночи перед экзаменом». То же самое относится и к написанию курсовых и дипломных работ. Известная проблема, в которой определенное негативное событие мы стараемся отодвинуть от себя и не спешим с ее решением. Иногда даже проще бывает регулярно работать в течение семестра и получить «автомат».

Принцип заблаговременности позволяет нам грамотно организовать подготовку к экзаменам. Главное — это заранее планировать события, связанные с учебой, работой или досугом. Чем плохо постоянно находиться в состоянии, когда «сроки поджимают»? Во-первых, нарастает эмоциональное напряжение, во-вторых, спешка ведет к увеличению количества ошибок, в-третьих, большой объем информации, которую вы пытаетесь «упаковать» в свой мозг за небольшой промежуток времени, быстро забывается.

Старайтесь заранее планировать свой месяц: какие рабочие дни и выходные у вас будут, какие важные события и мероприятия нужно посетить, кого поздравить с днем рождения, когда крайний срок сдачи реферата или статьи. Предстоящую неделю старайтесь планировать с особой тщательностью: распишите, в какой день и во сколько должно произойти то или иное событие; отметьте временные рамки и «окна» в своем ежедневнике.

Принцип фиксации событий

Старайтесь не держать все в голове, а фиксировать на носителях информации. Таким носителем может быть обычная тетрадь, ежедневник (которых сейчас на рынке множество и можно подобрать наиболее удобный), планинг, органайзер в мобильном телефоне или специальная программа на компьютере. Ведение планировщиков позволяет вам наглядно представлять свою загруженность событиями и задачами.

Старайтесь планировать в деталях свою неделю и день. Планирование дня начните с составления списка задач — «To Do List». Далее определите, сколько времени займет выполнение того или иного дела, в какой промежуток времени лучше вставить задачу и когда нужно ее завершить.

Принцип параллельности дел

Если вам приходится учиться и работать, то вам просто необходимо освоить технику «сэндвича». Суть этой техники заключается в том, что когда вы заняты каким-то делом, не требующим от вас активной вовлеченности и сильной сосредоточенности, параллельно вы занимаетесь каким-то другими делами, которые можно выполнить здесь и сейчас. К примеру, по пути из университета вы можете читать книгу, переписывать лекции, делать домашнее задание, учить иностранные слова с плеером. Здесь очень важно быть чувствительным к ситуациям, когда время можно заполнить одновременно несколькими делами.

Принцип осознанного отдыха

Помимо работы и учебы нам хочется иметь свободное время, чтобы встречаться с друзьями, ходить в кино, читать книги и т.д. Многие из нас не умеют отдыхать: или просто не могут отключиться от дел и расслабиться, или отдыхают так, что на следующий день чувствуют себя крайне плохо. Как бы то ни было, к отдыху следует подходить вдумчиво: отводите себе время для встреч с друзьями, заранее планируйте совместное времяпрепровождение с семьей. Даже в течение дня нужно делать перерывы в работе, чтобы восполнить внутренние ресурсы. Отдыхом может быть и чтение книг и просмотр телевизора, если вы чувствуете в этом потребность. Также хорошо отвлечься помогают занятия спортом (особенно в компании друзей).

Читать еще:  Мастерица учебный комбинат домодедовская

Принцип гибкости

Вы должны быть гибкими и своевременно реагировать на изменения в вашем распорядке дня. Если запланированная встреча с друзьями переносится, то используйте высвободившееся время для саморазвития: почитайте книги, сходите в музей, посетите тренинг по управлению временем, позвоните старым знакомым. Меняйте местами свои планы, если это возможно. Помните, что планирование — это один из вариантов развития событий, который может быть скорректирован вами в нужном направлении. Главное — ценить свое время и наполнять его полезными делами.

Эти принципы позволят вам более эффективно организовать себя и успевать как можно больше. Таким образом, у вас будет зарезервировано место под отдых, грамотно организован учебный процесс и будет находиться время для работы и освоения профессиональных вершин.

*BEST FOR NEXT занимается развитием лидерских и коммуникативных качеств среди молодежи. В рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы, индивидуальное и корпоративное обучение, бизнес-лагерь.

Тайм-менеджмент. 7 советов от студента

Тайм-менеджмент. 7 советов от студента

Каждый человек на Земле хочет добиться успеха, однако не у всех это получается, так
как многие не понимают разницы между процессом и результатом. Лишь малый процент
становятся профессионалами и достигают высот. Для того, чтобы добиться желаемых
результатов в определенной области, требуется потратить на выбранное дело около 8
часов в сутки. Это примерно 5 лет с режимом работы 56 часов в неделю. Поражает, не так
ли?

Возникает вопрос, каким наилучшим образом спланировать свой день, чтобы работа
продвигалась продуктивно и приносила результат, не забывая о законе Парето: 20%
затраченного времени принесут Вам 80% результата. Ответ прост — освоить навыки тайм-
менеджмента.

Для себя я определил, что «тайм-менеджмент» — образ жизни человека, а главный
принцип — быть вовлеченным в процесс. Все мои наблюдения и знания я сгруппировал
в простые советы. Почему именно советы? Так как именно совет отражает опыт отдельно
взятого человека, но его не стоит воспринимать как прямое руководство к действию.

Запомните — этот день обмену и возврату не подлежит. © Уоррен Баффет

№ 1. Поставьте цель

Важно правильное целеполагание — постановка четкой, достижимой цели, так как если
нет цели — нет смысла жить. Хочу поделиться с вами воодушевляющей историей об одном
миллионере, которого попросили выступить с речью «Как достичь успеха в жизни» перед
выпускниками Йельского университета. Он вышел на сцену со словами: «Дорогие
выпускники, я заканчивал этот университет очень давно и с тех пор здесь многое
изменилось. Сейчас у многих из Вас есть машина, обеспеченная семья, у Вас есть всё для
хорошей жизни. Когда я пришел в этот университет у меня не было ничего, когда
я заканчивал у меня также не было ничего, но у меня была только одна вещь, которой
я не вижу ни у одного из вас — цель. Именно она помогла добиться успеха! А у Вас
я ни у кого её не увидел.

И да. в конце меня попросили сказать вам что-нибудь хорошее: удачи, ребята, жизнь — интересная штука!» Потом он развернулся и ушёл.
В зале была тишина, каждый сидел со своими мыслями. После его речи все выпускники
решили написать свои цели. Спустя 25 лет преподаватели заметили, что выпускники того
года стали гораздо успешнее, чем выпускники остальных лет».

№ 2. Принимайте правильные решения

Тайм-менеджмент — умение принимать правильные решения в нужный момент времени.
Будучи процессом, а не результатом, хорошие решения могут приводить к плохим
результатам и наоборот. Хорошее решение всего-навсего повышает вероятность хорошего
результата, но никогда не гарантирует его. Коносуке Мацусита, японский бизнесмен,
однажды сказал, что самый лучший момент для принятия решения — сейчас. Не
забывайте об осознанности момента: совершение движения ради движения. Также для
достижения результата необходимо помнить о трех факторах: правильное время,
правильное место, правильный человек.

Память о том, что я скоро умру, — самый важный инструмент, который помогает мне
принимать сложные решения.
© Стив Джобс

№ 3. Делай осознанный выбор

98% людей на Земле проживают чужую жизнь, не совершая осознанный выбор. Для 2%
людей жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на бесполезные вещи. К осознанности
своих действий идут годами, но начать необходимо с вопроса: «Зачем я это делаю?».
Например, «Зачем я встаю в 6 часов утра и еду на нелюбимую работу?». Человек
за 1 день совершает около 5000 выборов, поэтому важно исключать худшее из всех
альтернативных решений, чтобы проживать жизнь более осознано. Необходимо доверять своему внутреннему навигатору и идти, не сомневаясь в правильности выбранного пути.

К сожалению, в нашей стране многие люди разучились осознанно принимать решения.
Почему же так произошло? В СССР людям не давали права выбора: они шли
в определенный детский сад, потом в школу рядом с домом, поступали в университет,
не понимая кем будут через 5 лет, а после попадали под распределение на работу. И всё,
твоя жизнь — решения кого угодно, только не тебя.

— Как вам удается столько успевать и относится ко всему оптимистично?
— А я просто ни с кем не спорю.
— Но это же невозможно?
— Ну, невозможно так невозможно.

№ 4. Постоянно учись

Будьте по жизни в позиции ученика, а не учителя. Будьте голодными до знаний
и сомневающимися по отношению к имеющимся! В России почему-то люди, окончившие
университет, считают, что они постигли все тайны на Земле и учиться дальше не имеет
смысла. Стоит помнить, если человек не использует какой-либо орган в организме —
он атрофируется.

Постоянно добавляйте нагрузку на свой мозг: читайте в день
по 10 страниц, учите по 10 иностранных слов. Также не стоит забывать про свое
физическое состояние: здоровое питание и регулярные занятия спортом. Для Вас
наглядным примером может послужить книга Дэна Миллмэна «Путь мирного война».
Главная идея книги: живи здесь и сейчас.

№ 5. Действуй чужими руками

Ли Яккока, американский менеджер, сказал, что для становления великим управленцем
нужно действовать чужими руками. Приведу пример из жизни. Все студенты несколько
раз в год сдают сессию, на протяжении которой за короткий промежуток времени
студенту необходимо освоить материал и объяснить его на экзамене. Вместо того, чтобы
читать 6 часов книгу преподавателя, лучше подойти к нему и поговорить на данную тему.

Все свои мысли, изложенные в книге, он Вам расскажет за 30 минут. Важно помнить, что
люди не посоветуют посмотреть плохой фильм или прочить отвратительную книгу. Как
правило, человек искренне делится своими яркими эмоциями. В 21-ом веке необходимо
получать и обрабатывать информацию в максимально сжатом варианте за короткий
промежуток времени.

№ 6. Больше — практики, меньше — теории

Чтение — очень полезный навык, но не стоит думать, что, если человек прочтет все книги
по определенной тематике, он станет гуру. Это не так! Важно понимать, какую
практическую пользу для Вас содержит книга, чтобы после прочтения ее можно было
использовать на практике. Не зря на Западе говорят, что лучше сделать и пожалеть, чем
не сделать и жалеть всю жизнь. Важно осознавать, что ошибки — необходимые
составляющие нашей жизни, именно благодаря им мы эволюционируем и
совершенствуемся. Из всех книг по данной тематике рекомендую прочесть книгу
по управлению своим временем — «Getting things done». Она поможет структурировать и
систематизировать Вашу повседневную жизнь.

№ 7. Используйте свой телефон

У мастера всегда должны находиться под рукой инструменты. У гуру тайм-менеджмента
свой инструмент — смартфон. Телефон должен оптимизировать время, а не отнимать. Я,
например, давно отказался от использования органайзера, записной книжки,
ежедневника. В веке высоких технологий необходимо использовать ресурсы, которыми
нас обеспечивают программисты. Приведу список программ, которые я испробовал на
собственном опыте и продолжаю использовать на своём смартфоне: Calendars 5,
aTimeLogger, 2Do, Things, Smart Alarm, When to Sleep.

Как всё успевать: 5 советов по тайм-менеджменту для учёбы

Абитуриенты и студенты, время от времени спрашивают в соцсетях Адукара, как не загнуться от нагрузки в школе или университете. Также часто приходит вопросы типа «как совмещать учёбу и хобби», «как выйти из состояния „не знаю, за что хвататься“». Кажется пора устроить путешествие по волшебному миру тайм-менеджмента. Расскажем о нескольких способах управления временем, которые помогут тебе планировать свой день с умом и всё успевать.

Тайм-менеджмент (англ. time management) — технология организации времени и повышения эффективности его использования

5 советов по тайм-менеджменту

№ 1. Планируй

Обязательно записывай задачи в блокнот или органайзер на гаджете. Материализованные пункты плана — первый шаг к намеченной цели. Лучше готовить список дел с вечера, чтобы знать с чего начать следующий день. Ничто не мешает в течение дня его корректировать: добавлять внезапные надобности, более важные ставить в приоритет и переносить на завтра несрочные (главное — не злоупотреблять этим). Сложные задания лучше разбивать на части и реализовывать поэтапно. Не забывай вычёркивать выполненные задачи. Это даст тебе ощущение завершённости и прибавит энтузиазма.

№ 2. Расставляй приоритеты

Существует закон принудительной эффективности : на всё времени никогда не хватает, но его всегда достаточно для самого важного. Всегда присваивай всем задачам уровень важности и очерёдность. Для этого представь, что наихудшее может случиться, если не сделать что-то в срок. Например, если сегодня не выучишь одну тему по русскому языку, то завтра тебе придётся учить две. И не одну из них ты не освоишь как следует. В итоге на ЦТ ты потеряешь несколько баллов. Подобные задачи, получают статус важных и срочных. Они должны стоять в начале списка. Возьми за правило не переносить такие дела на завтра.

Читать еще:  Мастер класс подольск

Важные, но несрочные дела выполняй следом. Если их забросить, то они со временем переходят в категорию срочных и становятся трудновыполнимыми. Чтобы такого не случилось, предусмотри для них временной резерв.

Срочные, но не важные задачи обычно занимают много времени. Попробуй максимально сократить их или даже перепоручить кому-нибудь. Например, сходить за тетрадками в магазин можно попросить маму.

Логично, что несрочные и неважные дела не принесут большой пользы. Чтобы они не «пожирали» твоё время, от них стоит оказаться или минимизировать. К примеру, просмотр сериалов, хоть и интересное дело, но не обязательное. Откладывай такие занятия до выходных. Заведи свой перечень никчёмных дел. Озаглавь его «Я больше никогда не буду этого делать» и следуй своим же правилам.

34 президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр был человеком очень занятым. Чтобы успевать за день сделать больше, он создал собственный инструмент тайм-менеджмента, который сегодня называют Матрицей Эйзенхауэра или Матрицей приоритетов

№ 3. Съешь лягушку

В следующий раз, когда расхочется делать что-либо срочное, но неприятное, вспомни притчу: если первым делом с утра ты должен съесть живую лягушку, утешением может служить то, что это останется самым отвратным делом за весь день. Откладывая важное, ты создаёшь лишнее эмоциональное напряжение, которое мешает жить.

№ 4. Расчисти пространство

До 30% времени тратится на поиски нужной вещи в беспорядке. Корзина для мусора — замечательный инструмент управления временем. У продуктивных людей в зоне рабочего пространства всегда порядок.

№ 5. Соблюдай равновесие

Не паникуй, если накопилось задач больше, чем ты можешь выполнить. Сделай глубокий вдох и скажи себе: «Я могу только то, что могу». Учиться или работать до изнеможения — не вариант. Для продуктивности просто тайм-менеджмента мало. Следи за здоровьем и поддерживай хорошую физическую форму. Отводи необходимое тебе количество времени на отдых, развлечения, общение с семьёй и друзьями.

Эмоциональное напряжение — следствие невыполненных дел. Оно уменьшает производительность, приводит к утомлению и апатии

На первом месте в списке всегда должны быть ты и главные люди в твоей жизни — ради этого стоит поднапрячься и поработать над организацией своего драгоценного времени:

Для тех, кто хочет углубиться в эту тему, советуем почитать книги «Ловушка времени» Алека Маккензи и Пэта Никерсона или «Тайм-менеджмент» Брайана Трейси.

Основы тайм менеджмента для студентов

Формирование личности студента на современном этапе немыслимо без знания будущими успешными специалистами концепций управления временем, позволяющими достичь наибольших успехов в выбранной профессии. Внимание педагогов на данном этапе должно быть направлено на квалифицированную помощь в организации времени, с учетом личностных особенностей субъектов обучения.

В условиях новой экономики, где жизненные циклы товаров исчисляются месяцами и неделями, время становится дороже и важнее денег, оно помогает обеспечить и сохранить конкурентоспособность предлагаемых товаров и услуг. Специалисты по управлению проектами утверждают: сегодня побеждает тот, кто вывел товар на рынок в срок. Специалисты по тайм-менеджменту утверждают: главный враг менеджера наших дней – стресс, вызванный хронической нехваткой времени. Потоки информации растут лавинообразно, знания устаревают еще до того, как их успели усвоить. Организация времени необходима для того, чтобы достигнуть успеха [3].

Знание правил управления временем, независимо от особенностей национального характера и менталитета, помогает лучше распределять свое время. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете писал: «Только знать недостаточно, необходимо также применять свои знания на деле». Решающим фактором для достижения успеха является умение правильно устанавливать приоритеты [5]. Рассмотрение формальных характеристик того или иного временного процесса позволяет выявить связи, зависимости и закономерности между его протеканием, и протеканием объемлющих его процессов, на фоне которых он развёртывается, выявить синергетические эффекты и суперпозиции и т.д. [9].

Тайм-менеджмент – это динамично развивающаяся отрасль менеджмента, основная задача которой заключается в выявлении методов и принципов эффективного управления временем [2, 7]. Повышение эффективности использования времени открывает студентам возможность более продуктивного его распределения, позволяет выделить время на отдых, без нанесения ущерба учебному (а в перспективе – рабочему) времени. Приобретение навыков правильного управления временными ресурсами позволяет увеличивать личную эффективность, учит выделять наиболее важные на текущий момент дела.

Студенческие годы являются временем становления личности, формирования общественных ориентиров, поиска путей самореализации. Однако, именно в это время обучающиеся еще не ценят время, не осознают его быстротечности, в полном объеме не чувствуют необходимости управлять этим процессом. Часто студенты не могут справиться с соблазном отложить выполнение учебных заданий на последний момент, а затем работать уже в спешке, испытывая серьезное эмоциональное напряжение. В этой связи возникает необходимость целенаправленного развития у студентов умения планировать свое время; способностей ориентироваться в огромном потоке учебной информации, безошибочно выделяя наиболее релевантную.

На кафедре технологии переработки сельскохозяйственной продукции НовГУ имени Ярослава Мудрого одной из задач профессорско-педагогического состава ставится формирование у студентов представления о принципах тайм-менеджмента, с целью снижения эмоциональной и физической нагрузки в период обучения в ВУЗе, развития способности в короткий срок находить оптимальные решения конкретных задач, что, в конечном итоге, обусловливает их личностную и профессиональную успешность.

С целью изучения распределения студентами собственного времени нами было проведено анкетирование среди студентов кафедры 2-4 курсов, обучающихся на очном отделении. Среди студентов 19 % совмещают учебу с работой, которая занимает от 16 до 30 часов в неделю. В результате анкетирования установлены основные причины нехватки времени у студентов (рис. 1).

Рис. 1. Причины нехватки времени у студентов

Анализ данных, представленных на рис. 1, показал, что основную часть времени студентов отнимают нахождение в социальных сетях и компьютерные игры (эту причину нехватки времени назвали основной 43 %). Современное поколение часто не способно ограничивать время нахождения в предлагаемом динамично развивающимися игровыми и информационными компьютерными технологиями мире, реальное общение с друзьями заменяется общением онлайн, иногда с целью повышения самооценки создается вымышленный образ, наделенный несуществующими личностными особенностями. Применение новых компьютерных технологий способствует возникновению новой модели времени. Некоторые исследователи называют господствующую темпоральность виртуальным или вневременным временем [6]. Виртуальный мир затягивает, отнимая огромное количество времени, которое могло бы пойти на достижение успехов в учебе, спорте, различные увлечения.

18 % опрошенных студентов указали, что часто начатые дела оказываются не доведенными до конца по различным, чаще всего несущественным, поводам, что приводит к накоплению массы невыполненных дел. Необходимости выполнять задания в последний момент в определенные периоды учебы занимает большую часть времени у 7 % студентов, причинами откладывания заданий и нерациональной потери времени обучающиеся назвали лень, нежелание браться за выполнение заданий до тех пор, пока не требуют обстоятельства, постоянное желание поспать (особенно актуальное для иногородних студентов, проживающих в общежитии). В этой связи педагогами кафедры проводятся разъяснительные беседы о важности грамотного распределения временного потенциала каждого человека. При выполнении сложных объемных заданий весь объем работ делится преподавателем на этапы, организуются контрольные точки с целью проверки выполнения работ. Таким образом, задание выполняется постепенно, не вызывая авралов и стрессовых ситуаций.

Большую учебную нагрузку назвали причиной нехватки времени 17 % студентов. При этом наибольшее количество времени, согласно данных анкетирования, занимают подготовка курсовых проектов, научно-исследовательская работа, поиск информации для выполнения различного рода работ. В результате иногда создается ситуация, при которой чрезмерная нагрузка в одной области приводит к недостаточному вниманию студента в других. Обучающийся, выделяя для себя какое-то одно, наиболее важное, по его мнению, занятие, не может успешно заниматься другими (по причине лени, усталости, стресса). Проблемой распределения времени в данном случае является накопление мелких невыполненных заданий, которые, в результате, превращаются в одну большую трудноразрешимую задачу.

С целью снижения учебной нагрузки студентам рекомендуется использование интернет-технологий. Это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий элементы [8]. Интернет-технологии в образовании отвечают реалиям сегодняшнего дня. Использование Интернет-технологий позволяет обеспечить многозадачность и разноуровневый подход к обучению студентов различных специальностей [4].

Применительно к обучению можно рекомендовать следующие Интернет-технологии:

1. компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);

2. обучающие системы на базе мультимедиа-технологий;

3. интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

4. распределенные базы данных по отраслям знаний;

5. средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными;

6. электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы [1].

Далее нами проводилось выявление средств, применяемых анкетируемыми студентами для планирования своего времени (рис. 2).

Рис. 2. Средства планирования времени студентами

Планирование занимает ведущее место в тайм-менеджменте. Анализируя данные, представленные на рис. 2, установлено, что основная масса обучающихся (53 %) используют с этой целью гаджеты. Целью педагогов в этом случае становится обучение студентов умению разделять задачи на приоритетные (важные) и второстепенные (мелкие на 15–20 минут). Знатоки тайм-менеджмента рекомендуют разделять рабочее время по принципу 60 на 40, то есть при планировании оставлять себе свободным 40 %. Это даст возможность грамотно оценить фактическое значение затрачиваемого времени и выделить время для подготовки к новым мероприятиям [10].

Читать еще:  Бесплатный мастер класс по английски

33 % от общего числа опрошенных студентов пользуются планингом. Внедрение в студенческую среду планингов как одного из средств тайм-менеджмента проводится под руководством преподавателей кафедры. Современная молодежь живет в очень динамичном ритме, при котором сложно помнить все, полагаясь только на свою память, в этой связи обучающимся предлагается ежемесячно составлять план, в котором отмечаются все аудиторные занятия, задания для самостоятельных работ, общественные мероприятия, личные встречи и др. Таким образом, перед глазами студентов появляется общая картина загруженности на ближайший месяц и наглядно отображается свободное время для личной жизни и увлечений. Использование планинга существенно облегчает жизнь студента, помогает определить список наиболее важных дел на ближайшее время, выделить время для отдыха без ущерба учебному процессу.

Таким образом, обучение студентов принципам тайм-менеджмента, способствует оптимизации процесса обучения в ВУЗе. Основными принципами эффективного управления временем для студентов можно выделить следующие:

– планирование времени с целью управления им;

– развитие самооценки личности, выявление собственных возможностей и ограничений;

– ограничение времени для нахождения в социальных сетях и компьютерных игр;

– выделение приоритетных задач на конкретном временном этапе;

– ежедневное выделение времени для решения второстепенных задач;

– использование современных интернет-технологий в учебном процессе.

В современных условиях подготовка студентов-технологов предполагает максимальную готовность молодых специалистов к вступлению в профессиональное сообщество, к решению возникающих проблем на основе приобретенного учебного и жизненного опыта. Тайм-менеджмент, как совокупность приемов организации времени, позволит студентам с активной жизненной позицией без лишних затрат труда добиваться успехов в учебном процессе, станет основой становления профессиональных компетенций будущего специалиста.

7 правил эффективного тайм-менеджмента для студентов за рубежом

Учеба в университете значительно отличается от учебы в школе, а обучение за рубежом отличается от всего, к чему вы привыкли. Здесь требуется больше самостоятельной работы. Объемы материала для изучения вырастают в разы и часто бывает, что к занятию вы уже должны прочитать 50-100 страниц, и это только по одному предмету. Как выжить при такой интенсивной нагрузке и реально ли это? Да, реально, если правильно все спланировать и запастись терпением.

В первую очередь, учебу в университете нужно воспринимать как временное явление. Да, кажется, что год на магистратуре или четыре на бакалавриате будут длиться вечно, но при высокой интенсивности время летит незаметно. Во-вторых, вы не первый и не последний студент, кто учится в таком режиме. Обращайтесь в учебный центр за помощью к тьюторам. Они вам помогут быстро адаптироваться.

Если вы остались с проблемой тайм-менеджмента один на один, вот несколько советов.

Планируйте самостоятельное обучение

В начале учебы студентам раздаются описания программ курсов — силлабусы, где очень четко прописаны даты всех контрольных и экзаменов. Также основные этапы учебы преподаватели проговаривают на первом занятии. Это очень полезная информация, если подойти к ней системно и составить график учебы. Такое планирование будет полезно для распределения нагрузки, так как многие исследования рекомендуют изучать материал не за один раз, а по чуть-чуть, но каждый день.

Определите, когда у вас ключевые даты по каждому предмету, сколько материала надо освоить и пытайтесь заниматься по 20-40 минут каждый день. Информация будет усваиваться более эффективно и накапливаться в долгой памяти. Так вы поймете больше материала и перед экзаменом вам останется только все повторить.

С самого начала учебы будет казаться, что времени хватит на все, но это ошибочное ощущение. Лучше брать и выполнять задания как можно раньше. Иногда преподаватели до финального экзамена распределяют кому и когда делать презентации, групповые проекты. Не стесняйтесь быть проактивным, брать первым задание и сдавать его в срок, так как дальше количество заданий от разных преподавателей будет только расти и вы рискуете погрязнуть в дедлайнах.

Конспектируйте лекции

Звучит как совет от капитана очевидность, но заметки с лекций действительно помогают структурировать и восстанавливать материал при самостоятельной учебе. Также полезно делиться конспектами с другими студентами, так вы не пропустите ничего важного. Полезно перечитывать конспект в последующие 24 часа после лекции, а также перед занятием. Вы еще раз даете мозгу обновить информацию и отправить ее в долгосрочную память.

Есть несколько стилей конспектирования. Поймите, какой подходит вам больше: удобнее печатать или писать; как вы лучше понимаете информацию: линейно или через диаграммы и схемы. Не пытайтесь записывать за преподавателем все слово в слово, это только займет ваше время. Лучше фиксируйте основную мысль, которую хочет донести профессор — так вы поймете материал глубже и сможете сформулировать вопросы, если что-то будет не ясно.

Лекторы также сами интонационно или прямыми фразами подсказывают, что следует конспектировать. Обращайте внимание:

— на фразы “это будет в экзамене”;

— на повторение фраз, информации;

— на громкость — важные моменты произносят громко и отчетливо;

— на записи на доске;

— на перечисления (“во-первых, во-вторых, в-третьих”)

Для фиксации лекций можно использовать приложения типа Evernote или OneNote , в них удобно структурировать по папкам и тэгам, а также сохранять скриншоты и прочие визуальные элементы.

Понимайте, а не просто читайте

Это, пожалуй, главный пункт. Чтение и зубрежка в ночь перед экзаменом не даст глубокого эффекта, так как большой объем информации, который вы попытаетесь запомнить за сжатый срок, быстро испарится из короткой памяти. В чтении книг и статей важно понимание. Делайте небольшие заметки по тексту, краткие выводы после отдельных разделов, записывайте то, что вы поняли или перефразируйте то, что вы только что прочитали. Переводите незнакомые слова в текстах только в том случае, если они имеют ключевое значение для понимания.

Читайте критически, задавайте вопросы тексту, если вы с чем-то не согласны или не понимаете. Почему автор так решил, какие доводы он приводит, насколько эти доводы вас удовлетворяют?

Для закрепления материала так же полезно участвовать в reading groups — это группы студентов, которые читают один текст и собираются для его обсуждения. Обычно, для подготовки к таким встречам вам уже нужно набросать несколько вопросов к тексту.

Если вы изучаете материал, где много фактов: даты, события, важные имена, формулы, концепции и определения, используйте flashcards — карточки для запоминания, как в игре мемори или викторине: на одной стороне напишите дату, имя, формулу, на другой стороне что в эту дату случилось, чем прославился человек с этим именем и какую теорию описывает формула. Такие карточки можно делать на протяжении всего семестра.

Начните с первых занятий и к концу курса у вас уже будет базовый каталог знаний, по которому вы сможете готовиться к экзаменам. К этому процессу можно подключить однокурсников — так повторение материала станет полезной игрой и поводом для общения. Сегодня есть множество ресурсов, где можно сделать или найти такие карточки онлайн, например, по английским идиомам.

Используйте полезные ресурсы

Когда времени не хватает, а список для чтения не заканчивается, можно использовать уже существующие ресурсы, где собраны так называемые study guides — конспекты и пересказы литературных произведений, основных тем и концепций из разных дисциплин. В США пользуются популярностью Cliff Notes , который начинался как краткое содержание великих романов. Сегодня на обоих ресурсах можно найти все: от пересказа Гамлета до методов изучения глобального населения .

Учитесь в группе

Во время учебы старайтесь не замыкаться. Через интерактив, обсуждение, пересказы, дискуссии с однокурсниками приходят самые интересные идеи, а материал усваивается быстрее и эффективнее. Участвуйте активно в групповой работе, заведите пару друзей, с кем вам комфортнее всего сидеть вместе в библиотеке или обсуждать прочитанное. Социализация полезна не только для более эффективного усвоения материала, но также для душевного здоровья — вы друг для друга будете группой поддержки.

Скажите нет мультизадачности

Вам кажется, что вы можете все успеть, но это не так. Старайтесь концентрироваться на одной задаче по 20-30 минут, отключив телефон и все уведомления, с короткими перерывами на социальные сети. Есть огромное количество приложений, которые помогут вам заблокировать сайты и соцсети от самого же себя: OffTime , Space , Flipd — все они подойдут как для iOS, так и для Android. Вы также можете использовать встроенные функции контроля за временем, проведенным в приложениях или просто отключить на время вайфай.

Отдыхайте

Не забывайте отдыхать. Мозг работает в двух фазах — активно потребляет информацию, а потом переваривает ее в фоновом режиме. Именно поэтому важно делать перерывы, тратить выходные на отдых, а не на зубрежку. Прогулки на природе, спорт, общение с друзьями, продолжительный сон и вкусная еда — все это будет способствовать глубокому усвоению материала. Но не забывайте возвращаться в работу.

Учеба в зарубежном вузе очень увлекательный опыт, но также и очень стрессовый. В этой ситуации важно долгосрочное планирование. Осознанное распределение ресурсов — вашего времени и способности запоминать и усваивать материал станут главными сильными навыками, которые сделают ваш образовательный опыт наиболее полезным и незабываемым.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector