Мастер классы по литературе
Мастер-класс по литературе «Интеграционное обучение филологическому анализу художественного текста на уроках литературы»
При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!
Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .
Белова Ольга Борисовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ» р.п. Турки
Мастер-класс по литературе
Тема: «Интеграционное обучение филологическому анализу художественного текста на уроках литературы».
( По рассказу И.Полянской «Снег идет тихо-тихо».)
Опираясь на различные виды искусства, используя синтез педагогических технологий и наук, помочь учащимся осуществить погружение в текст художественного произведения.
Учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов.
Учить оформлять свои размышления в словах, в связной, доказательной устной или письменной речи.
Наработанный опыт свидетельствует о том, что филологический анализ позволяет рассматривать текст как объект герменевтического (т.е. не выходящего за рамки текста) и литературоведческого анализа, а интеграция филологических дисциплин с искусствоведческим, с религией, с философией формирует культуроведческие компетенции учащихся.
(Слайд № 1. Портрет И.Полянской. Биографические сведения).
Я предлагаю присутствующим «прожить» в качестве учеников фрагмент урока с элементами филологического анализа, познакомиться с некоторыми приёмами и оценить их эффективность. Я очень надеюсь, что совместное прочтение рассказа Ирины Полянской «Снег идет тихо – тихо» подтвердит слова М.Цветаевой: «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… чтение – прежде всего сотворчество».
(Слайд № 2. Цитата М Цветаевой.)
А чтобы процесс сотворчества состоялся, нужно, чтобы общение для вас было комфортным. Свои места за столами вы заняли «согласно купленным билетам», т.е. сделав выбор в пользу одной из геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника и зигзага). Переверните карточку, которая лежит в центре стола, прочтите характеристику и вы поймёте, что вы не случайные соседи, а близкие по своему отношению к жизни люди, команда единомышленников, а это значит, у нас все сегодня получится.
Этап 1. Работа с заглавием.
— Прочтите отстранённо заглавие «Снег идёт тихо – тихо», не обращаясь к содержанию рассказа (текст его лежит на столе). Какие ассоциации возникают у вас при этом? Давайте соберем ассоциативную цепочку.
(Тишина, чистота, одиночество, красота, умиротворение, погружение в себя, одинокий человек в толпе).
— Все эти слова очертили предполагаемый круг тем рассказа. Почувствовали вы, что у фразы отсутствует интонация конца, как будто идет человек и о чем-то размышляет? Ваши читательские прогнозы: какие вопросы чаще всего волнуют человека?
(Кто я здесь? В чем моё назначение? Что останется после меня?)
— Интересно узнать: оправдались ли ваши ожидания? Итак, я предлагаю по- участвовать вам в уроке – размышлении. Читаю рассказ, погружению в текст поможет музыка Шопена. Ваша задача: во время моего чтения найти в тексте вопрос, который станет темой нашего урока.
(Слайд № 3. Видеоряд фотоэтюдов на тему «Зимний город.»).
— Вы сделали правильный выбор. Тема нашего урока: «Что ты понял? Что?»
В качестве эпиграфа я предлагаю вам слова из Ветхого Завета:
Род приходит, и род уходит,
а земля пребывает вовеки.
Этап 2. Обучение оформлению в речи чувств, ассоциативно-образных картин, возникающих при чтении.
-Выделите смысловые части рассказа, микротемы. (Далее работаем в группах). Запишите в таблице, представленной на листах «обратной связи», образы, которые могут стать заглавием этих частей, а напротив — чувства, состояние героя или автора.
1. Застоявшийся в прихожей гость.
1. Одиночество, отрезанность от людей.
2.Человек перед лицом смерти
3. Сострадание – боязнь казаться жалким.
4. Обряд погребения
5. Книжка — завещание
Этап 3. Далее подвожу учеников к формулированию мыслей, идей, которые они на интуитивном уровне почувствовали. Начинать нужно с работы над ключевым словом – образом и изобразительно – выразительными средствами, с помощью которых он создан. Здесь это образ снега. Обратите внимание, что ключевой образ, на основе которого выстроена композиция рассказа, сопровождается эпитетами. Найдите их в своей микротеме.
Работаем с таблицей.
Глаголы, которые отражают авторскую позицию на поднятую проблему
2. Наплывающий снег
4.Обращает внимание (на что?)
— У нас получилась снежная мозаика. Сформулируйте позицию автора на затронутые в тексте проблемы, используя предложенные глаголы.
1. Создает образ человека, подошедшего к финалу жизни.
(Обращаю внимание на метафору «соскользнуть по зимнему пути»).
2. Описывает растерянность перед лицом смерти, желание просто и мудро поставить финал пьесы жизни, разобраться в себе самом.
3. Подчеркивает, что человека уже нет, а есть место ледяного приюта.
4. Обращает внимание на противоестественность случившегося, но «живой» снег пытается все исправить, прикрывает землю нежно и легко, рождает другое настроение.
-Взгляните на полотна русских художников, изображавших снег. Каким настроением они пронизаны? (Настроение грусти, очарования, приближающегося счастья, ностальгии)
(Слайд № 5. Репродукции картин Куинджи, Пластова, Грабаря, Кугача, Медведева, Пыхтина).
Звучит музыка Шопена «Прелюдия № 6».
— Все эти нотки звучат в очень музыкальной фразе, завершающей 4 микротему ( « И тихо – тихо шел снег. Шел, но тихо – тихо, не имея цели впереди, памяти – позади. Чего ему было шуметь, куда спешить?»)
Прислушайтесь к звукописи. Обратите внимание, что развернутая метафора, построенная на аллитерации (т,х,ш) и ассонансе ( и — е), рождает прекрасный образ, с помощью которого автор напоминает о вечной красоте мира, о надежде, о счастье, о жизни всего живого, замыкающейся в круговороте.
Этап 4. Моделирование художественного мира, т.е. учащиеся должны связать между собой все элементы анализа. В результате рождается текст о тексте. Озвучивается главная мысль, ради которой написано произведение: «Кто мы? Что будет после нас?»
— Обыгрывается прием «разрыва», озарения, нового видения предмета. Вы соавторы. И сын, перевернув страницу записной книжки, прочел продолжение фразы, которая станет ответом на вопрос, заявленный в теме: «Что ты понял? Что?».
Ваши варианты продолжения.
Пример: «Живите, радуйтесь, всё продолжается, мир не потеряет своей прелести после моего ухода. Красота не спасает, но она вечна».
Этап5. Соотнесение нескольких текстов.
— Вот как на этот вопрос ответил в своем стихотворении «Настанет день – исчезну я» И.А.Бунин.
(Слайд № 6. Видеоролик «Настанет день – исчезну я». Б.Ветров, музыка Рейчел Портман)
— Чем близки эти произведения?
(Оба соединяют в себе 2 противоположных начала: драматичное и жизнеутверждающее).
Самостоятельный анализ стихотворения в режиме технологии мастер – класса можно выстроить на основе предложенных в таблице клише.
(Слайд № 7. Клише для филологического анализа текста).
— На какой антитезе построены эти 2 произведения?
(Молодость – старость, миг – вечность, жизнь – смерть, борьба – смирение)
— Они станут основой для выполнения творческой работы.
Этап 6. Рефлексия.
— Предлагаю вам написать творческую работу в форме даймонда, основанного на антитезе «Миг – вечность».
(Слайд № 8. Алгоритм написания даймонда).
Дарит, исчезает, запоминается.
Цепочка мгновений длиною в жизнь.
Повторяется, перевоплощается, соединяет.
— Согласитесь, это своеобразная интерпретация эпиграфа нашего урока.
(Слайд № 9. Фотоэтюд)
Этап 7. Итог урока.
Какие ассоциации вызвал у вас мастер – класс. (Одно – два слова на листах «обратной связи»)
— А я, в свою очередь, хочу сказать, что вы были увлеченными учениками, которые умеют мыслить, сопереживать, а это значит, каждый из вас – личность.
Мастер классы по литературе
На литературных мастер-классах Юлии Кузнецовой дети от 8 лет читают и обсуждают книги, пишут свои истории и оживляют их через поделки или театральные постановки. Задачи каждого мастер-класса — развитие речи, поддержание мотивации к самостоятельному чтению, письменные практики.
Кому подходят литературные мастер-классы?
Подходит детям, которые:
- прочитали одну книгу запоем, другую, но много и регулярно читать так и не стали
- хотели бы попасть в окружение читающих сверстников
- любят сочинять или рассказывать истории
- хотят развивать свою устную речь
- в возрасте от 8 до 12 лет
Обращение к родителям от автора
Цели мастер-классов
- Повышение мотивации ребенка к самостоятельному чтению
- Развитие устной речи и навыков обсуждения книг
- Развитие письменной речи и основ писательского мастерства
В результате мастер-класса каждый ребенок:
- Расскажет о книге, которая ему понравилась.
- Узнает о новых книгах по интересной ему тематике.
- Дополнит свои впечатления о книге ярким элементом творчества.
- Почувствует себя немного писателем и улучшит навыки письменной речи.
- Зарядится атмосферой литературного окружения и читающих детей. Захочет читать еще.
Расписание мастер-классов
21 апреля. 14:00-15:30 «Обсуждаем книги о друзьях»
В школьные годы каждый ребёнок осознаёт, что без друзей его чуть-чуть. Сколько событий связано с друзьями, сколько великих тайн хранит детская дружба. Не удивительно, что книги о друзьях становятся одними из самых любимых и приковывают внимание абсолютно всех детей. Читая книги о дружбе, детям интересно размышлять: а хороший ли я друг? А мои друзья — настоящие?
📚 почитаем книги о дружбе
📚 сочиним истории друзей под руководством писателя
📚 разберём, как сделать книгу интересной, что для этого нужно знать о друзьях, и как написать в книге о самом важном.
📚 в конце — обязательная презентация наших книг
21 апреля. 15:45-17:15 «Обсуждаем книги о мифических существах»
Драконы, тролли и единороги!
Во все времена дети любили истории про мифических существ. И даже сейчас, в эпоху гаджетов и избытка информации, интерес к сказочным существам на утихает. Наоборот, эти истории обретают новые формы и содержания. И наверное, в глубине каждой детской души есть надежда на то, что в каком-нибудь далёком уголке Земли живёт хотя бы один настоящий дракон или единорог.
📚 почитаем и обсудим любимые книги о самых разных драконах, троллях и единорогах
📚 сравним мифических существ между собой
📚 каждый ребёнок создаст своего дракона и сочинит о нём сказку.
Прошедшие мастер-классы
3 марта. 15:00-16:30
«Кошки – герои детских книг»
Котов в детской литературе, как и в жизни, великое множество! Кот Кешка, котёнок Шмяк, Мяули, Томасина, кот по имени Боб, Чеширский кот, кот Матроскин, кошка, которая гуляла сама по себе, коты-воители… И, как в жизни, каждый обладает своим неповторимым характером, отважен, мудр, самолюбив и готов на невероятные поступки, о которых так интересно и увлекательно рассуждать читателю.
- побеседуем о любимых героях-кошках (приносите свои книги!)
- вместе сочиним сказку о непростой кошачьей жизни
- создадим котят своими руками
- почитаем книгу «Кошачьи сказки», где собраны истории разных народов
- обсудим, чем французские, испанские, сирийские и пакистанские кошки похожи на наших, русских, и чем от них отличаются.
Дети любят книги о кошках. И как хорошо, когда можно встретиться с таким же любителем кошачьей литературы, поговорить о любимом герое, сочинить сказку под руководством детского писателя и даже смастерить своего собственного котёнка, придумать про него историю.
Даже если ребенок прочитал всего одну книжку про котов, после мастер-класса он захочет прочесть остальные, о которых с восторгом рассказывали другие участники.
24 марта. 14:00-15:30 «Обсуждаем книги о друзьях»
В школьные годы каждый ребёнок осознаёт, что без друзей его чуть-чуть. Сколько событий связано с друзьями, сколько великих тайн хранит детская дружба. Не удивительно, что книги о друзьях становятся одними из самых любимых и приковывают внимание абсолютно всех детей. Читая книги о дружбе, детям интересно размышлять: а хороший ли я друг? А мои друзья — настоящие?
📚 почитаем книги о дружбе
📚 сочиним истории друзей под руководством писателя
📚 разберём, как сделать книгу интересной, что для этого нужно знать о друзьях, и как написать в книге о самом важном.
📚 в конце — обязательная презентация наших книг
24 марта. 15:45-17:15 «Обсуждаем книги про девочек»
Девочки — это отдельный мир, полный загадок. Они такие разные — нежные или строгие, слабые или сильные, улыбчивые или серьёзные… Но всегда прекрасные. Возможно, поэтому детские писатели так любят посвящать девочкам книги и даже целые серии книг. И у каждой девочки есть хотя бы одна книжная подруга — Поллианна, Динка, маленькая принцесса Сара, Люда Власовская, Анна с фермы «Зелёные крыши», а может и Пеппи Длинныйчулок.
📚 вспомним девочек — героинь книг
📚 разберём, что каждая из них дала этому миру
📚 поговорим о любимых книгах про девочек
📚 создадим историю о героинях-девочках и поставим её в театре теней.
14 апреля. 14:00-15:30 «Обсуждаем книги о любимых игрушках»
К своим игрушкам дети относятся по-особенному. В руках детей игрушки начинают жить удивительной, но такой настоящей жизнью. У игрушек появляются характер, друзья, враги, дома и секреты. Иногда человек проносит через всё детство свою любовь к игрушкам. И тогда на свет появляются замечательные произведения про плюшевых мишек, нарядных кукол или даже про Щелкунчика.
📚 почитаем книги о любимых игрушках
📚 сочиним истории про свои любимые игрушки под руководством писателя
📚 разберём, как сделать книгу интересной, что для этого нужно знать о своих игрушках, и как написать в книге о самом важном.
14 апреля. 15:45-17:15 «Щенки в литературе»
Если собака — друг человека, то щенок — друг ребёнка. Щенки готовы играть с детьми, пока они, дети, не устанут, давать лапу, чтобы порадовать хозяина и даже становиться героями книг. А дети продолжают любить щенков на страницах множества литературных произведений.
📚 почитаем и обсудим любимые книги о героях-щенках
📚 сравним их друг с другом
📚 каждый ребёнок создаст своего щенка и сочинит о нём сказку.
Место проведения
Мастер-классы проходят по воскресеньям по адресу: Москва, Ростовская набережная, дом 5 (10 минут от метро Киевская) в здании Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара.
Стоимость участия
Стоимость участия 1 ребенка — 1500 рублей.
В стоимость включены все необходимые материалы для мастер-класса.
Количество участников: 10 человек.
Для участия в мастер-классе необходимо заранее купить билет.
Отзывы о занятиях с Юлией Кузнецовой
Об авторе занятий
Юлия Кузнецова, детский писатель, автор книг для детей и подростков (издательства КомпасГид, Речь, Издательский Дом Мещерякова), а также книги для родителей «Расчитайка» (Манн, Иванов и Фербер, 2017), мама 3 детей, лауреат литературных премий («Заветная мечта», «Книгуру» и др.), автор цикла статей, посвящённых детскому и семейному чтению на сайте «Папмамбук».
Автор онлайн-курсов:
Каждый урок – тренировка чтения и письма, который ребенок выполняет с желанием и удовольствием. Не верите – проверьте сами, первый урок доступен для всех на сайте курса.
- Что делать, если ребенок запоем прочитал несколько книг, а дальше читать не хочет?
- Другие родители советуют подождать, читать комиксы, купить Гарри Поттера, но это не помогает?
- Как найти те самые книги, которые понравятся?
- Какие действия могут изменить отношение ребенка к чтению?
«Я люблю детей и книги. И мне нравится, когда между ними возникает дружба.
Мне кажется важным помогать детям полюбить чтение именно в начальной школе. Человеку, у которого книги вызывают отвращение, будет трудно справиться с нагрузкой по гуманитарным предметам в средней школе. Мне нравится работать с младшими школьниками, люблю, когда у них загораются глаза, если удается найти ту историю, которая вызывает искренний интерес. «Чтение – это радость!»
«Учимся у книги или как грамотно приобщить детей к художественной литературе». Мастер-класс для родителей
Татьяна
«Учимся у книги или как грамотно приобщить детей к художественной литературе». Мастер-класс для родителей
Мастер-класс для родителей
«Учимся у книги или как грамотно приобщить детей к художественной литературе»
Воспитатель МАДОУ д/с 29
Старновская Татьяна Анатольевна
Повешение компетентности родителей по формированию интереса детей к художественной литературе
Путем случайного выбора, воспитатель раздает конверты трех цветов,внутри которых написана одна из трех групп:
«мастерская сказок», «живая сказка», «поэтическая студия» .
Воспитатель обращается к родителям:
Как вы считаете, сегодня люди много читают? По вашему мнению, с чем это связано?
Видите ли вы проблему в том, что сегодня не уделяется достаточно внимания формированию интереса к слушанию, а затем и чтению художественной литературы?
А нужно ли приобщать современного ребенка к художественной литературе? Для чего?
Когда у детей пропадает желание чем то заниматься? В том числе и знакомиться с художественной литературой? Почему у детей нет желания? Верно! Детям должно быть ИНТЕРЕСНО!
В соответствии с ФГОС одним из направлений в развитии детей является приобщение к художественной литературе, цель этого направления состоит в том, чтобы развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения,
Тогда как сделать так, чтоб ребенок дошкольного возраста полюбил книгу и пронес эту любовь через всю жизнь?
А теперь я попрошу вскрыть конверты и занять места (на столах табуляторы с названием фокус- групп) «мастерская сказок», «живая сказка» и «поэтическая студия».
Воспитатель объясняет, что необходимо сделать каждой группе.
«Мастерская сказок»: На столе лежат различные предметы (лист бумаги, солнечные очки, скрепка, пластиковый стакан, колокольчик) Родителям необходимо используя предложенные материалы придумать сказку.
«Живая сказка» Родителям необходимо озвучить знакомую сказку при помощи бытовых предметов. (Приложение №1)
«Поэтическая студия» Родители самостоятельно изготавливают мнемотаблицу в виде колечек на пальцы ребенка для заучивания стихотворения.
Во то время когда фокус- группы готовятся представить задания, воспитатель предлагает аудитории отгадать загадки-путаницы,а затем принять участие в блиц-опросе по сказкам:
Отгадайте загадки — путаницы:
Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок,
Его звали. (Иван-Царевич) И красива, и мила,
Только очень уж мала!
А зовут. (Дюймовочка)
Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали… (Колобок) Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его… (Карлсон)
Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок
Это грустный… (ослик И-а) Он пиявок добывал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали… (Дуремар)
Игра «Кто последний?»
Какие средства передвижения использовались в сказках?
Какие вы можете вспомнить сказочные заклинания?
Перечислите отрицательных героев сказок.
Фокус-группы представляют свои задания.
Воспитатель: Как вы считаете, каков будет результат использования данных форм развития интереса детей к художественной литературе.
В результате таких творческих упражнений как озвучивание сказки, дети открывают в себе новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества.
Рефлексия : книга «Сказки», между страницами закладки, на каждой из которых неоконченная фраза,например «Мне понравилось. «, или» Я смогу использовать. «, аудитория по желанию даёт ответы.
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(стучим пальцами по столу)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(ударяем палочкой или карандашом по бокалам)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды
Они грызли орешки
(лопать пузырьки на пакете)
(проводим палочкой по деревянной расческе)
И устраивали себе из соломы теплые гнездышки
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками
(проводим палочкой по гофрированному картону)
А снаружи на землю каждый день падал снег
(ударяем палочкой или карандашом по бокалам)
(Дуем в бутылку или подражаем голосом)
Но мышкам было очень хорошо под снегом в теплых норках
Приобщение детей и родителей старшей группы к детской художественной литературе. Викторина «Умные сказки» «Умные сказки». Приобщения детей и родителей старшей группы к детской художественной литературе (викторина). Воспитатель: Малышева.
Конспект образовательного процесса по художественной литературе «Какие бывают книги» с детьми 4–5 лет Конспект занятия по художественной литературе тема «Какие бывают книги» Программное содержание: Расширить знания детей о книгах (их тематике,.
Консультация для родителей и педагогов «Воспитательный потенциал детской художественной книги» В программе воспитания и развития в ДОУ значительное место отведено детской художественной книге, как предмету культуры. Детская литература.
Консультация для родителей «Как приобщить ребенка к чтению» «Мой ребенок не любит читать», распространенная жалоба, с которой родители обращаются к психологу. В семье, где взрослые редко берут в руки.
Консультация для родителей «Первый класс, или Как подготовить ребенка к школе» Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу. Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить,.
Мастер-класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов» Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.
Мастер-класс для родителей «Лэпбук как форма взаимодействия взрослых и детей» Дорогие коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчет нашего мастер-класса. Это мероприятие мы провели 6 декабря. Тема мастер-класса:.
Мастер-класс для родителей «Учимся дышать» Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями на развитие речевого дыхания, способами их выполнения. Задачи: — использовать приёмы.
Мастер-класс для родителей «Минимизация или здоровый образ жизни» Мастер-класс «Минимизация или здоровый образ жизни» Цель мастер-класса: повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания.
Рекомендации для родителей «Советы для читающих родителей, или Как развить у детей интерес к чтению» 1. С чего начинать? Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. В вашей библиотеке может быть.
Мастер классы по литературе
Автор: Шабанова Татьяна Дмитриевна
Организация: МКОУ Ермоловская СОШ
Населенный пункт: с. Ермоловка, Воронежская область
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги!
Меня зовут Шабанова Татьяна Дмитриевна. Более 20 лет учу детей русскому языку и литературе в Ермоловской средней школе. И всегда ведущей целью моей работы было воспитание человеческого в человеке. Поэтому и тема моего мастер-класса звучит так: «Современные приёмы и методы, способствующие духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы».
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – вечная тема. Но особенно актуально она звучит в наши дни. О том, что это важнейшая составляющая развития общества и государства говорят Президент страны, премьер-министр, Патриарх, об этом сказано в Программе развития воспитания в системе образования России и в Требованиях к личности в современных условиях — духовно-нравственное воспитание, как видим, стоит на первом месте.
В преподавании своих предметов всегда придерживалась личностно ориентированного подхода в обучении. Мне близка точка зрения Ирины Сергеевны Якиманской, которая говорила, что обучение должно опираться на субъективный опыт обучающегося и в ходе образовательного процесса обогащаться научным содержанием [4].
Поэтому, познакомившись с многообразием приёмов технологии развития критического мышления, технологии проблемного обучения, технологии коммуникативного обучения, проектного обучения, поняла, что это опыт практической реализации личностно ориентированного подхода. И некоторые приёмы этих технологий стала использовать при проведении уроков.
Цель моего мастер-класса показать, что общение с великими поэтами и писателями помогает обучающимся познать себя, развить творческие способности (чему также способствуют современные приёмы и методы) и стать духовно- богатой личностью, обретая нравственные ориентиры, в том числе через познание христианских ценностей. Так как непонимание православных истоков писателей, например, 19 века искажает духовную основу произведений и ведёт к его непониманию.
В моих классах никогда не было детей иных вероисповеданий, поэтому ничьи права и свобода не нарушались.
И самое главное: на уроках никогда не навязываю своего мнения, а лишь приглашаю к дискуссии. Право каждого – самостоятельно принимать решение, отстаивать свою точку зрения. Этому же учу и детей.
Теперь о приемах и методах, которые использую на уроках, чтобы вызвать интерес к теме, размышление о прочитанном, желание индивидуальных или коллективных поисков.
Приём «Синквейн» (Технология развития критического мышления)
Впервые о нём прочла в «Учительской газете» лет 8 назад.
Синквейн – самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём помогает выразить свои мысли кратко и точно. Мне нравится использовать синквейн и на стадии мотивации и на стадии рефлексии. Иногда его применяю на обоих этапах сразу.
Например, при изучении рассказа Евгения Ивановича Носова «Кукла» в 7 классе. Дети ещё не знают содержания рассказа. Прошу их написать синквейн на тему «Кукла». А в конце урока, когда знакомство с произведением состоялось и нам известна ключевая тема – равнодушие и бездуховность, спрашиваю: «Как бы вы сейчас написали синквейн? Что изменили в его содержании? Что добавили?»
Перед вами Синквейн на стадии вызова и рефлексии
Приём «Ассоциация» (Технология развития критического мышления)
развивает образное мышление, память, логику, речь. В словаре Ожегова это слово разъясняется так: «Связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое».
Пример: урок в 8 классе. А.С.Пушкин. Стихотворение «Туча».
Спрашиваю у детей:
— Какие ассоциации вызывает у вас слово «туча»?
Составим кластер на доске и в тетради.
— Какое настроение передают ваши ассоциации?
Далее можно перейти к приёму «Прогнозирование».
— Стихотворение Пушкина, о котором будем сегодня говорить, называется «Туча». Как вы думаете, будет ли настроение ваших ассоциаций созвучно общей тональности стихотворения Пушкина?
Согласитесь, дети намного внимательнее будут слушать достаточно непростое стихотворение с философским подтекстом и с интересом выполнят задание.
Приём «Вижу – слышу – чувствую» (Технология коммуникативного обучения)
С 5 класса большое внимание уделяю работе со словом. Как правило, дети редко видят красоту окружающего мира, замечают в нем что-то загадочное, необычное. Приём «В –с –ч», о котором прочла у Рыбченковой [3], помогает моим учащимся посмотреть на текст глазами автора, увидеть, услышать и почувствовать, что хотел донести писатель до читателя.
Также этот приём формирует способность записывать информацию в сжатом виде и, несомненно, воспитывает доброе отношение к природе.
Пример работы. Перед нами отрывок из рассказа Паустовского.
Работа в парах или группах. Дети получают задание подготовить информацию по одному из направлений схемы и представить его классу.
Давайте попробуем с вами выполнить задание по направлению «Чувствую»
Далее классу задаются общие вопросы:
- Что можно сказать об авторе текста К.Г.Паустовском? Каково его отношение к природе?
- Что удивительного вы открыли для себя, прочитав фрагмент?
- Помог ли вам текст внимательнее понаблюдать за природой, чтобы увидеть то, что она, возможно, скрывает от посторонних глаз?
- В чём, на ваш взгляд, состоит любовь к природе?
Данный приём можно использовать как на уроках русского языка, так и литературы для анализа прозаических отрывков или стихотворений. На мой взгляд, эффективный приём.
Концептный подход (Технология коммуникативного обучения)
О концептном подходе в 2007 году в журнале «Литература в школе» [2] писала Мишатина Наталья Львовна, кандидат пед. наук. Взяв за основу идею подхода, решила испробовать его в работе с учениками.
Концепт – это понятие, относящееся к духовной жизни человека (например, добро – зло, любовь ненависть, честь – подлость и т. д.).
Любой концепт – это «свёрнутый» текст, обладающий огромным текстообразующим потенциалом. Изучение концепта состоит в смысловом развёртывании «свёрнутого» текста на основе фольклора, классической литературы, Евангелия, философии, живописи, публицистики.
Урок в 9 классе. Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери». Произведение сложное. Как вызвать интерес учащихся? Здесь мне и поможет концептный подход. Прежде чем перейти к анализу фрагментов, исследуем концепт «зависть», ибо тема трагедии – зависть одного мастера другому.
Проводим исследование по группам. Ученики пробуют себя в роли лингвистов, знатоков литературы и искусства, духовной культуры
Знакомимся с правилами работы в группах.
«Лингвисты» создают словарный портрет слова «зависть», «Знатоки литературы» объясняют смысл цитаты Чаадаева и вспоминают литературных героев, к которым может быть применима данная цитата. «Знатоки культуры» рисуют словесный портрет зависти и объясняют смысл скульптуры Джотто и современных памятников зависти.
После анализа ключевых сцен трагедии Пушкина беседуем на тему, как избавиться от зависти.
Учитель приводит слова Лихачёва, которого называют «совестью эпохи 20 века», где ключевые фраза: « Завидуете, значит не нашли себя» [1]. Эти слова -хороший повод ещё раз сказать ученикам, как важно прилагать усилия в той области, которая близка им. Тогда и завидовать будет некогда. Здесь уместно вспомнить слова одного старца из христианской притчи. Однажды ученики спросили его: « Учитель, неужели ты никогда никому не позавидовал?» На что старец ответил: «Я так занят дорогой, по которой иду, что некогда смотреть по сторонам».
На мой взгляд, концептный подход очень хорош для качественной подготовки учеников к итоговым экзаменам и на уроках и на элективах. Ведь, как правило, выпускники должны написать сочинения (ОГЭ 15.3, 25 задание ЕГЭ, итоговое сочинение по литературе) на темы, связанные с духовно-нравственными понятиями т.е. концептами.
Приём «Чтение с остановками» — находка для филологов, это и мой любимый приём.
Использую его, чтобы научить детей осмысленному чтению. Материалом служит любой повествовательный текст небольшого объёма, содержание которого школьникам неизвестно. Непременное условие – найти оптимальный момент в тексте для остановки. Это своеобразные шторы: по одну сторону известная информация, по другую – незнакомая. Этот приём требует не только понимания текста, но и отказ от прежней позиции в результате личной работы с текстом.
Данный приём содержит все стадии технологии развития критического мышления и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия — вызов. Обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. Приём «Корзина идей»
2 стадия – осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания и прогнозом развития сюжета. Приём «Ромашка Блума». Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему? Приём «Дерево предсказаний».
3 стадия – рефлексия. Формы работы могут быть различными: выбор пословицы, синквейн, эссе, письмо и др.
На примере рассказа Грина «Победитель» кратко покажу приём «Чтение с остановками».
В начале урока демонстрирую иллюстрацию корабля с алыми парусами и предлагаю ученикам назвать автора произведения, которое стало визитной карточкой писателя.
Учитель или дети несколько слов говорят о писателе.
Озвучивается название рассказа «Победитель».
Далее учитель спрашивает:
— Как вы думаете, почему так называется произведение?
— Что может произойти в рассказе с таким названием?
Приём «Корзина идей»
- Обучающиеся по очереди называют какое- то предположение, не повторяя ранее сказанного.
- Все сведения записываются учителем в «корзине» идей без комментариев.
- На стадии рефлексии происходит возврат к корзине идей с целью анализа предположений.
Текст разбивается учителем на три отрывка.
После чтения первого отрывка учитель задаёт вопросы (Приём «Ромашка Блума»: вопросы простые, уточняющие, интерпретационные, оценочные, творческие, практические).
После чтения второго отрывка и беседы по вопросам строим «Дерево предсказаний»
мастер-класс по литературе (9 класс)
V Международный дистанционный конкурс «Старт»
Низкий оргвзнос 30р
Идёт приём заявок
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Наградные и подарки
ФИО учителя: Уразметова Ирина Викторовна
Стаж работы: 10 лет
Место работы: ГУ «Побединская средняя школа Отдела образования Есильского района»
Должность: учитель русского языка и литературы
ТЕМА: Применение модулей «Новые подходы в обучении: обучение через диалог» и «ИКТ» на уроке по литературе при изучении темы «Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии».
передача коллегам личного профессионального опыта при использовании на уроке литературы нескольких модулей из Программы.
знакомство педагогов с новыми методическими приемами, используемыми на занятии с учащимися;
показать эффективность групповой работы на уроке литературы;
ознакомить практически с методическими особенностями новых подходов в обучении, используя диалог, ИКТ и проходящую через весь урок технологию РКМЧП;
показать умение учащихся составлять тонкие и толстые вопросы;
сформировать у учителей мотивацию к повышению своего профессионального мастерства к саморефлексии, к обобщению собственного опыта.
Коллеги научаться применять различные методы и приемы на своих уроках, отойдут от традиционной формы. Будут использовать групповую форму работы, т.к. увидят эффективность её использования на уроке. Возьмут во внимание те приемы, к которым у ребят был вызван интерес. Будут всегда использовать рефлексию на уроке для повышения интереса у детей и для устранения пробелов в знаниях. Коллеги чаще будут применять диалогический метод обучения на устных предметах. Также учителя проявят больший интерес к изучению Программы семи модулей.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 8 класс, учителя начальных классов
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ХОДЕ МАСТЕР-КЛАССА:
Объяснительно-иллюстративный, наглядный ( презентация), информационные;
Использование видео материалов «Биографическая страничка», рассказ учителя, выступления учащихся, беседа, интервью «Диалог с автором», «Букет настроения», «Чтение с остановками», «Ключевые термины», метод рефлексии, диалогический метод обучения (беседа в группах).
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Н.В. Гоголя, компьютер, презентация к уроку, пьеса «Ревизор», цветы (тюльпаны), музыкальное сопровождение, дерево, листочки, эпиграф.
Раздаточный материал к уроку «Биография писателя»
Книга «Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор», 1986г.
Учебник литературы 8 класс, Бадикова, 2013г.
Цель учащиеся настроятся на урок и частично будут введены в тему урока.
-создание рабочей атмосферы;
-побуждение к теме урока;
диалогический метод (беседа в группах)
Психологический настрой, используя прием «Букет настроения».
2. Просмотр видеоролика «Улыбка – поцелуй души», для поднятия настроения.
3. Деление на 2 группы (по начальным буквам имен)
3. Слово учителя (сообщение целей урока).
4. Обращение к эпиграфу.
Ученики выбирают цвет того цветка, который соответствует их настроению (синий – грусть, красный –радость).
Смотрят и улыбаются.
Рассаживаются за свои места.
Ученики узнают цель урока и вступают в беседу с учителем.
Обсудив в группе эпиграф, высказывают свое мнение.
видеоролик «Улыбка – поцелуй души», раздаточный материал (эпиграф, портрет писателя), презентация к уроку, электронные часы
Цель учащиеся узнают больше о творческой истории писателя и о его комедии «Ревизор».
-через просмотр видеофильма учащиеся будут развивать внимательность и память;
-развивать умение работать в группе, обсуждать увиденное и вступать в дружеский диалог;
-уметь составлять тонкие и толстые вопросы, используя их при интервью с автором пьесы.
1. Просмотр видеофильма, используя прием «Биографическая страничка».
2. Словарная работа.
3. Интервью «Диалог с автором»
4. Беседа об услышанном.
5. Знакомство с афишей.
6. «Чтение с остановкой».
Внимательно смотрят видеофильм, обсуждают в группах, восстанавливают увиденное (диалог между групп).
Обсуждают слова в группе, знакомым словам дают определение. Новые слова записывают в тетрадь.
Учащиеся вступают в диалог с автором (приглашенным учеником): задают ему вопросы, касающиеся создания комедии «Ревизор».
Обсудив в группе, все что они услышали от писателя, ученики по очереди от группы сообщают информацию о комедии (закрепление)
Учащиеся слушают загадочное вступление учителя, представив себя зрителями театра.
Учащиеся высказывают свое мнение от группы, отвечая на вопрос: Кто такой ревизор?
Учащиеся читают по ролям 1 д. 1 явление, во время остановок учителя вступают в диалог – предположение.
видеофильм «Н.В. Гоголь»
учащиеся выскажут свое мнение об уроке.
-через беседу выявить уровень усвоения изученного материала;
-выяснить отношение учащихся к уроку.
диалогический метод (беседа с группах)
2. Домашнее задание.
3. Рефлексия «Дерево»
4. Выставление оценок в дневник.
Учащиеся самостоятельно подводят итог урока и по очереди в группах называют: с чем они познакомились на уроке, что знали и что бы хотели узнать о писателе и его комедии.
Выслушивают и записывают в дневник задание: прочитать комедию, составить характеристику героев, воссоздать афишу.
Учащиеся на дубовых листочках пишут мнение об уроке, свои вопросы, предложения и вешают их на деревце.
Подают дневник на оценку.
раздаточный материал: дубовые листочки
РЕФЛЕКСИЯ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА:
Мастер-класс был проведен в форме открытого урока в 8 класса по литературе. На мастер- класс были приглашены учителя начальных классов, для того чтобы показать им практически как ученики могут на протяжении всего урока вести диалог в группе, тем самым заинтересовать их использовать один из модулей Программы – «Новые подходы в обучение: обучение через диалог». Также в течение урока я использовала ИКТ, чтобы показать эффективность и полезность использования этой технологии, что сокращает время и помогает больше изучить на уроке. Проанализировав мой урок, учителя пришли к мнению, что даже ученики со слабой мотивацией при даологовом обучение вступают в разговор, высказывают свои мысли, но этому, конечно, способствует использование разнообразных приемов на уроке, которые интересны детям. Но в классе есть дети, которые плохо запоминают увиденное, потому что они не могут спокойно сидеть на месте, поэтому были на парты розданы печатные материалы для прочтения. Это улучшило процесс урока.
В каждом уроке всегда бывают незначительные минусы и мой урок несключение. Одной ученицы на перемене испортили настроение и поэтому она не захотела работать ни с кем в группе, но выявила желание сидеть отдельно и работать. Я такому не припятствую, лишь бы ученик работал на уроке.
Также на уроке мы не совсем уложились во времени, поэтому мне нужно меньше давать детям задания на уроках и потихонечку приобщать их к соблюдению регламента и быстрому и правильному выполнению задания. Думаю, в следующем мастер-классе я уделю внимание рациональному использованию времени на уроке, но уже при использованиии на практике следующего модуля Программы.