Prg67.ru

Онлайн вебинары
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер классы по истории

Мастер класс-учителя истории
методическая разработка по истории по теме

Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мастер класс учителя истории и обществознания

Яшиной Татьяны Николаевны.

Тема: Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение».

Цель: представить собственную систему работы, нацеленную на формирование познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение на уроках истории и обществознания.

– сформировать у участников М-К представление о собственной системе работы учителя, через активизацию познавательной деятельности и проблемного обучения учителя.

– продемонстрировать результаты деятельности детей в форме активного мыслительно-познавательного поиска различных конечных продуктов деятельности.

Выступление. Слайд №1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я благодарю всех, кто сегодня пришёл меня поддержать и готов к сотрудничеству. Позвольте мне представить свой опыт работы.

Слайд №2. ТЕМА НАД КОТОРОЙ РАБОТАЮ.

Методическая тема, над которой я работаю последние несколько лет – “«Активизация познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение».

Она выбрана не случайно ВЕДЬ активизация ЭТО — формирование активности учащихся, А В СОЧИТАНИИ С ПРИНЦИПОМ ПРОБЛЕМНОСТИ , направлена не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности.

Слайд №3. Цель активизации проблемного обучения

  1. обучить не отдельным мыслительным операциям в стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач.
  2. углубить знания при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.
  3. научить анализировать, сравнивать, синтезируя и обобщая, конкретизируя фактический материал, самому получать из него новую информацию.

Слайд №4. Актуальность опыта:

Историческое образование, как и образование в целом в настоящее время переживает сложный период – период модернизации, главная задача которого повышение доступности и качества образования. Но вместе с этим получается противоречие с одной стороны объем информации на уроках истории увеличивается , а количество учебного времени на изучение истории сокращается. Кроме этого современные психологи отмечают интенсивное стремление детей к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, самоутверждение, а интерес к учебе ослабевает. П оэтому активизация познавательной деятельности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки.

Слайд №5 Теоретическое обоснование исследования.

В настоящее время проблема активизации обучения достаточно глубоко осознается педагогической общественностью

  1. Вопросам изучения применения активизации проблемного обучения на уроках истории посвящены статьи многих передовых учителей-новаторов в частности:
  2. Алексашкина, Л.Н. Н.И. Ворожейкина «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории» Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010.- № 4. – С. 14
  3. Теории проблемного обучения (авторы Л.И. Лернер, И.И. Махмутов. М.Н. Скаткин).

Материалы, опубликованные на сайте Федерации Интернет — образования, свидетельствуют, что учителя целого ряда школ ведут активный поиск возможностей использования данного метода в целях решения задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Слайд №6. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.

Одной из главных своих задач я вижу в организации учебной деятельности таким образом, чтобы сформировать у учащихся потребность овладения новыми знаниями. Работать над активизацией в первую очередь — это, значит:

— формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности,

— развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов.

Применяя данный метод использую в первую очередь

— возрастные особенности школьников

— Выбираю такие действия, которые соответствуют возможностям ученика

— использую нестандартные формы проведения уроков

— Создаю атмосферу взаимопонимания и сотрудничества.

— Использую групповые и коллективные формы организации учебной деятельности,

— стараюсь создать обстановку психологического комфорта на уроке, веру в свои силы у каждого ребенка не зависимо от его способностей.

Для организации познавательной самостоятельности школьников использую элементы проблемного обучения. Принцип проблемности — необходимое условие для зарождения исторического мышления. Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации) на каждом занятии. Элементы проблемного обучения мотивируют учащихся на самостоятельный поиск информации и активизацию мышления.

В своей работе использую

Слайд №7.Формы проблемного обучения.

проблемное изложение и поисковую беседу.

В ходе проблемного изложения проблему ставлю и решаю сама. Я не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Например при изучении истории государственной символики в старших классах по обществознанию . Спорным, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? Предлагаю учащимся разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь внимание учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленных заранее вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети уже обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Например, в начале обобщающего урока в 9-м классе по теме “СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” даю задания проблемного характера: “В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?”

Для решения этой проблемы класс делю на группы, которые двигаются по этапам:

1-й этап: “разминка” — актуализация знаний (фактически проверка домашнего задания) в форме тестового задания;

2-й этап: от каждой группы по три ученика на листе бумаги пишут термины, даты, имена, связанные с заявленной темой; листы раздаются группам, которые должны составить опорный конспект по данной теме;

3-й этап: работа с текстами документов (анализ и ответы на вопросы к ним);

4-й этап: проверка знания хронологии (индивидуальная работа).

После такой работы возвращаемся к проблемным вопросам.

При изучении темы

«Индустриальное общество” детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы “Где интереснее жить: в городе или в деревне?” учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.

В чем же заключается новизна исследования данного метода?

В первую очередь в выявлении новых подходов к мотивации и стимулированию процесса обучения;

– дальнейшей разработке приемов оптимизации познавательной деятельности учащихся;

– комплексном характере, применения методов активного обучения и использования условно-графической наглядности.

Активизацию познавательной деятельности и проблемное обучение использую как в урочной, так и внеурочной деятельности, активизация тесно связана с исследовательской деятельностью.

Занимаясь исследовательской деятельностью, учащиеся приняли

участие в социально-значимом проекте «Гражданин», где изучали историю возникновения своей школы. Результатом этой деятельности стало издание брошюры.

Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Качество знаний учащихся стало выше.

К историко-педагогическим предпосылкам проблемного обучения относятся идеи активизации обучения, которые высказывались учеными на протяжении всего становления и развития педагогики и даже еще до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину (к примеру, майевтика Сократа). Эвристический метод Сократа обучения в виде бесед можно считать предвестником проблемною обучения. Позже основные направления будущего «проблемного обучения» разрабатывал ЖЖ. Руссо, немецкий педагог А. Дистерверг, наши соотечественники Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В то время это направление педагогики получило название эвристических бесед. Эвристический или проблемный метод обучения возможен в любых видах учебного процесса.

Это подтверждает тот факт, что проблемное обучение- явление не новое. Идеи активации обучения не составляют целостной дидактической концепции. Они проступают в отдельных теоретических принципах и способах построения конкретных методик, разработанных педагогами прошлого. Часто эти идеи развивались на противоположных методологических платформах. К тому же различные варианты активизации обучения в истории педагогики преследовали разные цели — от гуманистических (свободное самораскрытие природных дарований ребенка — у Ж.Ж Руссо и И.Г. Песталоцци) до утилитарно- прагматического (формирование навыков практического мышления для улучшения подготовки учащихся к будущему профессиональному труду — у разработчиков исследовательского метода) однако у этих разных направлений существуют общие черты. Прежде всего, это натуралистическая направленность идей активизации, конкретизирующаяся в принципе природосообразности обучения и воспитания. Этот принцип имеет две грани:

1. Источники творческой активности ребенка укорены в его биологической природе. Педагог должен с максимальной осторожностью и деликатностью ввести ребенка в такую ситуацию, где его творческие возможности могут наиболее полно проявиться.

2. Этот принцип признает общность законов развития природы как единого целого и развития способностей человека.

Отец дидактики, Л.А. Коменский, резко выступает против традиционного обучения, который вынуждает ребенка «мыслить чужим умом». Ж.Ж. Руссо призывает возбуждать детскую мысль новыми для ребенка вопросами. И.Г. Песталоцци подчеркивает необходимость развития самостоятельного и творческого мышления учащихся на основе принципа наглядности. К.Д. Ушинский видит одну из центральных задач в активизации детского мышления, способности приобретать новые знания.

Мастер-класс » Педагогическая мастерская на уроках истории и обществознания»

» Педагогическая мастерская на уроках истории и обществознания»

, учитель истории и обществознания МКОУ Вигская СОШ, высшая квалификационная категория.

Цель: Демонстрация технологии педагогической мастерской в преподавании обществознания путем прямого комментированного показа.

· поделиться опытом использования технологии, способствующей повышению мотивации учебной деятельности учащихся.

· доказать результативность деятельности учащихся, свидетельствующей об эффективности данной технологии.

· создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Читать еще:  Мастер класс макаруны москва

· создать условия для развития творческих способностей

Технология: педагогическая творческая мастерская

Методы и приемы: прием составления ассоциативного ряда; прием собирания пазлов ; решение познавательной задачи, составление схемы, прием кейс.

1. Вступительное слово педагога о технологии «творческая мастерская».

Добрый день! Вы, наверное, согласитесь со мной, что во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем новых образовательных технологий.

Одной из современных технологий является технология педагогических мастерских. Цель данной технологии не прямая передача информации а совместный поиск знаний.

Технологию я апробирую всего лишь первый год, но уже имею определенный материал по организации и проведению уроков с использованием данной технологии. Это уроки обществознания в 7 классе «Права и обязанности граждан», «Защита Отечества», «Обмен, торговля, реклама», урок истории в 5 классе по теме «Греция и Крит в эпоху бронзы», повторительно-обобщающий урок по теме «Западная Азия в век железа». На других уроках использую отдельные элементы мастерской.

Технология имеет свой алгоритм и состоит из семи этапов:

Первый этап — индукция: создание эмоционального настроя;

Второй этап – самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;

Третий этапСоциоконструкция: работа учащихся в парах, группах;

Четвёртыйсоциализация: выступление ученика в группе;

Пятый этапафиширование: предъявление коллективных работ учеников;

Шестой этапразрыв: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

Седьмой этапрефлексия

В начале марта я провела урок обществознания в 6 классе по теме « Что значит быть патриотом» в форме урока-киностудии. Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс организации и проведения урока-киностудии с применением технологии «педагогическая мастерская». Для мастер-класса мне нужны 8 человек, которые будут работать в парах. Прошу вас занять свои места.

2. Основная часть

Итак, я предлагаю вам создать фильм о Родине. И пусть мы не обладаем профессиями оператора, режиссера, мы можем его нарисовать.

На первом этапе вы должны все включиться в работу. Каждой группе (паре) я даю задание составить ассоциативный ряд к слову Родина. Первая группа работает по принципу «слова-ассоциации», вторая группа – «ассоциации — картинки», третья –слово-ассоциация на каждую букву»», четвертая – «фамилии известных людей России»

Комментарий: Пока группы выполняют задание, я добавлю, что для создания эмоционального настроя я использую в начале урока презентацию на фоне которой читаю стихотворение:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги, по которым мы идем.

Что мы Родиной завеем?

Солнце в небе голубом

И душистый золотистый хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды. Звёзды мира над кремлем

Что мы Родиной зовем?

И задаю ребятам вопрос: Как называется тема, которую мы будем изучать?

Группы создали первый кадр «Родина — это» и я предлагаю им представить свои работы.

(Работы вывешиваются на доску в вертикальном порядке и комментируются)

На втором этапе самоконструкция я предлагаю учащимся поработать с различными информационными источниками над формированием таких понятий как «федерация», «субъект федерации и записать определение понятий в тетрадь». Мы с вами этого делать не будем, и перейдем сразу к следующему этапу.

Третий этап и предлагаю работу в парах с использованием приема собирания пазлов.

Комментарии: этот прием используется мной не часто, так как требует достаточно много времени и подготовки, а так же для его применения подходит далеко не каждая тема. Но мною он был применен на таких уроках истории в 6 классе «Удельный период русской истории» и при изучении темы «Объединение русских земель вокруг Москвы»

Группы создали второй кадр «Россия — Федерация» и могут представить свои работы.

На этом же этапе нам предстоит создать третий кадр «Россия — многонациональное государство». Здесь я использую прием двойной кластер, составляя который вы отвечаете на два вопроса:1. чем отличаются народы России и 2.Что общего у народов России?

Подсказкой на первый вопрос вам будет стихотворение, а

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.

У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.

Вопрос:1. чем отличаются народы России друг от друга?

2. Что общего у народов России?

(комментарии о кластере)

Кластер — Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

Итак, создан третий кадр «Россия — многонациональное государство», пожалуйста, представители от групп — мы ждем ваших ответов.

Этапы социализации и афиширования мы проводили в течение всего мастер — класса, поэтому переходим к 6 этапу.

6 этап — разрыв. Вы на этом этапе будете работать с различными источниками информации, которые позволят вам найти оптимальный вариант решения проблемы: кого можно назвать патриотом и создадите новый кадр.

1группа работает с толковыми словарями и оформляет на четвертом кадре лексическое значение слова патриот. Отвечает на вопрос: что общего в трактовке слова патриот?

2 группа работает с цитатами о патриотизме и оформляет это на своем четвертом кадре. Выполняет задание: подчеркните основную мысль цитат.

3 группа получает задание: отгадать загадки о патриотах. О ком идет речь?

4 группа получает задание: завершить незаконченное предложение
Патриот – человек, который
любит_____________________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает_____________________________________________________

Кейс-метод в комментариях

Этот метод позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при обучении.

Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик?

Ситуация2
Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте?

Ситуация 3 В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка «нерусская». Как ты поступишь?
Ситуация 4.

Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что классный руководитель сделал им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав?

Седьмой этап – рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях. Прием «ладошки».

Учитель: Ладошку поближе к себе положи, разумный уроку итог подведи.

Каждый палец – это такая позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец — для меня было важно и интересно…

Указательный палец – мне было трудно…

Средний палец – Я сегодня смог(ла)…

Безымянный палец – Я узнал(а)

Мизинец — Моё предложение..

Мы с вами посмотрели применение технологии «педагогическая мастерская» в ходе которой использовались приемы: создание ассоциативного ряда, собирание пазлов, прием кластер, работа с информационными источниками, метод кейс, прием «ладошки».

Педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.

Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…

Сегодня я постаралась продемонстрировать данную технологию и некоторые приемы, повышающие мотивацию учащихся к изучению истории и обществознания. Благодарю творческую группу за сотрудничество и активное участие в мастер-классе.

Мастер класс-учителя истории
методическая разработка по истории по теме

Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мастер класс учителя истории и обществознания

Яшиной Татьяны Николаевны.

Тема: Применение метода «Активизации познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение».

Цель: представить собственную систему работы, нацеленную на формирование познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение на уроках истории и обществознания.

– сформировать у участников М-К представление о собственной системе работы учителя, через активизацию познавательной деятельности и проблемного обучения учителя.

Читать еще:  Мастер классы для девочек 14 лет

– продемонстрировать результаты деятельности детей в форме активного мыслительно-познавательного поиска различных конечных продуктов деятельности.

Выступление. Слайд №1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я благодарю всех, кто сегодня пришёл меня поддержать и готов к сотрудничеству. Позвольте мне представить свой опыт работы.

Слайд №2. ТЕМА НАД КОТОРОЙ РАБОТАЮ.

Методическая тема, над которой я работаю последние несколько лет – “«Активизация познавательной деятельности учащихся через проблемное обучение».

Она выбрана не случайно ВЕДЬ активизация ЭТО — формирование активности учащихся, А В СОЧИТАНИИ С ПРИНЦИПОМ ПРОБЛЕМНОСТИ , направлена не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности.

Слайд №3. Цель активизации проблемного обучения

  1. обучить не отдельным мыслительным операциям в стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач.
  2. углубить знания при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.
  3. научить анализировать, сравнивать, синтезируя и обобщая, конкретизируя фактический материал, самому получать из него новую информацию.

Слайд №4. Актуальность опыта:

Историческое образование, как и образование в целом в настоящее время переживает сложный период – период модернизации, главная задача которого повышение доступности и качества образования. Но вместе с этим получается противоречие с одной стороны объем информации на уроках истории увеличивается , а количество учебного времени на изучение истории сокращается. Кроме этого современные психологи отмечают интенсивное стремление детей к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, самоутверждение, а интерес к учебе ослабевает. П оэтому активизация познавательной деятельности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки.

Слайд №5 Теоретическое обоснование исследования.

В настоящее время проблема активизации обучения достаточно глубоко осознается педагогической общественностью

  1. Вопросам изучения применения активизации проблемного обучения на уроках истории посвящены статьи многих передовых учителей-новаторов в частности:
  2. Алексашкина, Л.Н. Н.И. Ворожейкина «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории» Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010.- № 4. – С. 14
  3. Теории проблемного обучения (авторы Л.И. Лернер, И.И. Махмутов. М.Н. Скаткин).

Материалы, опубликованные на сайте Федерации Интернет — образования, свидетельствуют, что учителя целого ряда школ ведут активный поиск возможностей использования данного метода в целях решения задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Слайд №6. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.

Одной из главных своих задач я вижу в организации учебной деятельности таким образом, чтобы сформировать у учащихся потребность овладения новыми знаниями. Работать над активизацией в первую очередь — это, значит:

— формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности,

— развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов.

Применяя данный метод использую в первую очередь

— возрастные особенности школьников

— Выбираю такие действия, которые соответствуют возможностям ученика

— использую нестандартные формы проведения уроков

— Создаю атмосферу взаимопонимания и сотрудничества.

— Использую групповые и коллективные формы организации учебной деятельности,

— стараюсь создать обстановку психологического комфорта на уроке, веру в свои силы у каждого ребенка не зависимо от его способностей.

Для организации познавательной самостоятельности школьников использую элементы проблемного обучения. Принцип проблемности — необходимое условие для зарождения исторического мышления. Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации) на каждом занятии. Элементы проблемного обучения мотивируют учащихся на самостоятельный поиск информации и активизацию мышления.

В своей работе использую

Слайд №7.Формы проблемного обучения.

проблемное изложение и поисковую беседу.

В ходе проблемного изложения проблему ставлю и решаю сама. Я не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Например при изучении истории государственной символики в старших классах по обществознанию . Спорным, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? Предлагаю учащимся разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь внимание учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленных заранее вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети уже обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Например, в начале обобщающего урока в 9-м классе по теме “СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” даю задания проблемного характера: “В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему такой дорогой ценой была достигнута победа?”

Для решения этой проблемы класс делю на группы, которые двигаются по этапам:

1-й этап: “разминка” — актуализация знаний (фактически проверка домашнего задания) в форме тестового задания;

2-й этап: от каждой группы по три ученика на листе бумаги пишут термины, даты, имена, связанные с заявленной темой; листы раздаются группам, которые должны составить опорный конспект по данной теме;

3-й этап: работа с текстами документов (анализ и ответы на вопросы к ним);

4-й этап: проверка знания хронологии (индивидуальная работа).

После такой работы возвращаемся к проблемным вопросам.

При изучении темы

«Индустриальное общество” детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы “Где интереснее жить: в городе или в деревне?” учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.

В чем же заключается новизна исследования данного метода?

В первую очередь в выявлении новых подходов к мотивации и стимулированию процесса обучения;

– дальнейшей разработке приемов оптимизации познавательной деятельности учащихся;

– комплексном характере, применения методов активного обучения и использования условно-графической наглядности.

Активизацию познавательной деятельности и проблемное обучение использую как в урочной, так и внеурочной деятельности, активизация тесно связана с исследовательской деятельностью.

Занимаясь исследовательской деятельностью, учащиеся приняли

участие в социально-значимом проекте «Гражданин», где изучали историю возникновения своей школы. Результатом этой деятельности стало издание брошюры.

Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Качество знаний учащихся стало выше.

К историко-педагогическим предпосылкам проблемного обучения относятся идеи активизации обучения, которые высказывались учеными на протяжении всего становления и развития педагогики и даже еще до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину (к примеру, майевтика Сократа). Эвристический метод Сократа обучения в виде бесед можно считать предвестником проблемною обучения. Позже основные направления будущего «проблемного обучения» разрабатывал ЖЖ. Руссо, немецкий педагог А. Дистерверг, наши соотечественники Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В то время это направление педагогики получило название эвристических бесед. Эвристический или проблемный метод обучения возможен в любых видах учебного процесса.

Это подтверждает тот факт, что проблемное обучение- явление не новое. Идеи активации обучения не составляют целостной дидактической концепции. Они проступают в отдельных теоретических принципах и способах построения конкретных методик, разработанных педагогами прошлого. Часто эти идеи развивались на противоположных методологических платформах. К тому же различные варианты активизации обучения в истории педагогики преследовали разные цели — от гуманистических (свободное самораскрытие природных дарований ребенка — у Ж.Ж Руссо и И.Г. Песталоцци) до утилитарно- прагматического (формирование навыков практического мышления для улучшения подготовки учащихся к будущему профессиональному труду — у разработчиков исследовательского метода) однако у этих разных направлений существуют общие черты. Прежде всего, это натуралистическая направленность идей активизации, конкретизирующаяся в принципе природосообразности обучения и воспитания. Этот принцип имеет две грани:

1. Источники творческой активности ребенка укорены в его биологической природе. Педагог должен с максимальной осторожностью и деликатностью ввести ребенка в такую ситуацию, где его творческие возможности могут наиболее полно проявиться.

2. Этот принцип признает общность законов развития природы как единого целого и развития способностей человека.

Отец дидактики, Л.А. Коменский, резко выступает против традиционного обучения, который вынуждает ребенка «мыслить чужим умом». Ж.Ж. Руссо призывает возбуждать детскую мысль новыми для ребенка вопросами. И.Г. Песталоцци подчеркивает необходимость развития самостоятельного и творческого мышления учащихся на основе принципа наглядности. К.Д. Ушинский видит одну из центральных задач в активизации детского мышления, способности приобретать новые знания.

Мастер-класс фрагмента урока истории «История письменности»

Материалы проведения мастер-класса учителя истории Конищевой Н.В. на муниципальном этапе профессионального конкурса «Учитель года Кубани-2010».

Здравствуйте, уважаемые взрослые ученики! Я учитель истории Наталья Викторовна. Я предлагаю Вам завязать узелки разного цвета (завязывают) С их помощью мы совершим путешествие в историю письменности.

Однажды первобытный человек сидел в пещере и ёжился от холода. Надо было бы развести огонь, но он забыл набрать сучьев для костра. Это постоянная забывчивость! Сколько она приносила хлопот. Надо было бы завязать узелок на память… Так появилось узелковое письмо – кипу.

В основном это была фиксация данных, численности населения, количества войска, оружия, урожая. О чем идет речь, узнавали по цвету. Цвета шнурков были символическими. Угадайте, что они обозначали? (раздать таблички с заданием).

Наши предки славяне имели тоже узелковую письменность. Нити, на которых завязывали узелки, сматывали в клубки. Мы до сих пор завязываем узелки на память, или говорим фразу «нить повествования». Скажите, какой герой сказки получает клубок у бабы Яги? (отвечают)

Читать еще:  Мастерская первый контакт

Разматывая этот древний путеводитель, Иван-царевич узнавал, как добраться до места.

А как ещё люди могли передавать друг другу сообщения?

Правильно, одним из способов были картинки. Так появилась пиктография.

Давайте представим, что вы учёные, которые обнаружили скалу с рисунками.

Давайте попытаемся их прочесть (загадка состоит из наскальных рисунков)

О ком идёт речь? (человек) Что он сделал? (….) Ну а теперь правильный ответ: Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, поплыл на лодке, охотился на моржа, заночевал.

Вы знаете, а ведь и в наши дни пользуются похожим рисуночным письмом.

Где на улице можно увидеть картинки-знаки? Какие знаки?

Правильно. Например, этот знак. Водителю ясно: рядом школа, значит, надо быть особо внимательным и осторожным.

А знаете ли вы, на чем рисовали рисунки и выводили первые буквы?

В древности в Междуречье писали на глине, там же были созданы первые школы. Учёба в школах начиналась с разминания глины. Как вы думаете, почему? На ещё мягких табличках деревянной палочкой писали текст. Такое письмо называется клинописью, потому что для письма они пользовались палочкой, заостренной на конце клинышком. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину. Так шумеры и кошка изобрели письменность. Давайте и мы с вами попробуем на табличках написать слово Школа. (Пишут)

Постепенно рисуночным письмом пользоваться становилось труднее. И появился другой вид письма, где рисунок обозначал не только предмет, а также действие и понятие. В Древнем Египте появились иероглифы. Угадайте, сколько? (угадывают) Более 700 иероглифов.

На плите, на саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всем что видит взгляд,

Рыбы, звери, птицы, точки,

Все знакомое почти,

А попробуй-ка прочти!

Египтяне писали на папирусе. Писать на папирусе было неудобно, тогда нашли новый материал — пергамент. Изготовляли его недалеко в городе Пергам, вот откуда это название.

Несмотря на то, что в разных странах писали по- разному, во все времена и у всех народов почитались люди, которые создавали письменность. Я думаю, вы сможете назвать имена братьев, создавших славянскую письменность (Кирилл и Мефодий).

Как назвали алфавит, который составил Кирилл (кириллица).

А как назывался алфавит Мефодия (глаголица).

Перед вами глаголица (Изображение глаголицы)

Она оказалась неудобной и славяне стали использовать кириллицу, которую назвали «азбука».

Древние славяне писали на бересте. Для этого нужна была кора дерева. Какого? Берёзы.

Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой.

Однажды археологи, изучающие древности Великого Новгорода нашли кусочек бересты с написанными, вернее процарапанными в 2ряда буквами. Это оказалась шутка — загадка, которую мы попробуем отгадать. Нужно читать по вертикали сначала букву первой строки, затем, букву второй и так до конца.

В настоящее время нам и в голову не придет писать на бересте, во всем мире пишут на бумаге.

Молодцы! Вы хорошо поработали! Давайте подведём итог нашего занятия. Перед вами виды письменности. Выберите понятия, которые связаны с каждым видом письменности.

А знаете ли вы, что именно оса подсказала людям новый способ изготовления бумаги?

Послушайте легенду. Сидели как-то в саду два китайца, и вдруг они заметили, что по деревянному забору ползают осы, а за ними остаются светлые полосы. И стали люди за осами наблюдать. А осы тем временем работали. Они своими челюстями собирали верхний слой древесины, тщательно пережёвывали его, смешивая со слюной капельку за капелькой, расстилали эту массу, делая себе гнездо. Когда масса высохла, получился тонкий слой бумаги. Два китайца, посмотрев на это, стали делать бумагу по тому же принципу. Сначала древесина сильно размельчалась, потом опилки перемешивались с химикатами и, чтобы всё это быстро сохло, промокались специальными фильтрами и сушились. Так и был изобретён новый способ получения бумаги, подсмотренный у ос.

Для письма использовались сначала гусиные перья. Перо сначала нужно было расщепить и заточить. Делали это небольшим ножичком, который с тех пор называется перочинным.

А писалась рукопись чернилами. Первые чернила делали из дубовых орешков. Посмотрите, что они собой представляют. Заголовки или первые буквы песец писал красной краской или растворённым золотом, которое приготавливали из золотого порошка, растворённого с рыбьим клеем.

Теперь, наверное, вы понимаете, откуда пошло выражение “писать с красной строки”. Рукописи писались очень медленно около года при свечах или лучинах, это был тяжёлый труд.

Сейчас мы привыкли с вами читать печатные книги.

Первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Фёдоров, а самым первым человеком, придумавшем печатный станок, был немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг.

Долгий и трудный путь прошла книга, прежде чем попасть к вам в руки. За сотни лет изменился и способ печатания. Ведь раньше он был тоже длительным (хотя не таким долгим как у рукописной книги) и трудоемким. Сейчас уже книги печатают с помощью компьютеров и количество их – тираж книги – насчитывает тысячи экземпляров. Книги всегда, всю жизнь будут вашими помощниками, советчиками и верными друзьями.

Уроки истории

Нередко можно услышать фразу, что без знания истории нельзя построить будущего. Прошлое может дать ответы на тысячи самых разных вопросов. Опыт, накопленный предыдущими поколениями, способен принести немалую пользу следующим. Связь с прошлым важна для человечества, поэтому изучение истории начинается у человека еще в школьном возрасте. С начальных классов школьники начинают знакомиться с далеким прошлым (например, с историей Древнего Рима и Древнего Востока). Для огромного количества людей эта сфера вызывает неподдельный интерес, так как в ней можно найти множество интересной и нужной информации.

Если вы проявляете интерес к этой науке, представленные в видеоформате на нашем сайте уроки истории помогут лучше ознакомиться с историей. Уверены, что вы почерпнёте для себя немало интересной информации, ведь наш портал удобен не только тем, что на нём содержатся уроки в формате видео, но и тем, что они снабжены множеством конспектов по истории.

Уроки истории от опытных преподавателей

Вашему вниманию представлены видеоматериалы, затрагивающие множество различных эпох. Каждая из них известна рядом событий и персон. Школьная программа обучения подразумевает знакомство с этими страницами истории, а значит – совсем нелишним будет разобраться в ней заранее. Тем более что процесс ознакомления с уроками истории посредством профессиональных учебных видеоматериалов будет проходить быстрее и эффективнее, нежели с использованием обычных бумажных учебников. Судите сами, каким образом школьник может быстрее усвоить нужную информацию – просматривая учебные видеоматериалы от профессиональных преподавателей или листая учебники? Конечно же, снабженные комментариями и конспектами уроки истории способны дать больший эффект. Учебникам сложно тягаться по пользе с изображениями и звуками таких материалов.

Уроки истории в видеоформате

Эти уроки истории – больше чем обычный учебный материал. Каждый из них является увлекательным мини-фильмом, способным привлечь внимание вашего ребенка-школьника к этой науке. А такой интерес может поспособствовать и выбору будущей профессии. Так как история разделяется на множество различных направлений (аспекты российской истории, всемирная история, особенности истории Нового времени, отечественная история в целом), то есть большая вероятность того, что школьник захочет сделать эту науку свой основной деятельностью. Может быть, ему приглянется ранняя история человечества и он захочет участвовать в исследованиях этого направления. В таком случае ему наверняка понравятся материалы на эту тему – результаты археологических раскопок и составленные на их основе хроники. Возможно, ему будут интересны более поздние эпохи – Средневековье, Возрождение. Или он захочет изучать историю какого-то отдельного государства или персоны. Множество этих тем отражено в уроках истории, размещенных на нашем школьном образовательном портале. Здесь вы обязательно найдете нужный материал.

Возможно, школьнику понравится углубленное изучение истории и он захочет исследовать возникновение и развитие какой-нибудь области человеческой деятельности – торговли, войн, искусства; а может, он растёт истинным патриотом и будет заинтересован в глубоком изучении отечественной истории. В таком случае ему пригодятся материалы, в которых сделан акцент именно на этом. Как бы ни относился ваш ребенок-школьник к этой науке, у него могут возникнуть проблемы с ее изучением в школе. Чтобы помочь ему решить их, воспользуйтесь нашими видеоматериалами. Они – идеальная альтернатива бумажным учебникам. Бесплатный доступ к ним является существенным плюсом. Не нужно ходить на консультацию к преподавателям или оставаться на дополнительный урок – множество материалов в формате видеоуроков и конспектов по истории, касающихся различных эпох и персон, помогут школьнику изучить предмет со всех сторон.

Ранняя история человечества, расцвет древних цивилизаций (Древний Рим, Древний Восток), Средние Века, Возрождение, история Нового времени – видеоуроки с конспектами об этих эпохах содержат множество полезной информации. Даже при отсутствии проблем в обучении можно заглянуть на наш портал для общего развития. Знание как российской, так и всемирной истории позволит стать более эрудированным человеком.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector