Мастер класс по развитию памяти
Мастер — класс «Развитие памяти средствами мнемотехники»
методическая разработка (3 класс)
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации — методом мнемотехники.
Задачи:
• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;
• дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации работы с детьми;
- дать педагогам возможность овладеть мнемотехническими приёмами
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам начальных классов в работе по развитию памяти и связной речи детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер класс «Развитие памяти средствами мнемотехники»
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации — методом мнемотехники.
• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;
• дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации работы с детьми;
- дать педагогам возможность овладеть мнемотехническими приёмами
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам начальных классов в работе по развитию памяти и связной речи детей младшего школьного возраста.
1. Организационный момент, сообщение темы мастер — класса
— Добрый день, уважаемые коллеги!
— Я рада вас приветствовать на нашем мастер — классе.
Упражнение » Ожидания». Прежде, чем мы начнем, я попрошу Вас на стикере написать Ваши «ожидания» от мастер – класса, наклеить их на плакат (с предварительно нарисованной рекой) на берегу Надежды.
2. Понятие мнемотехники
— Давно известно: детям (да и взрослым тоже!) проще всего запомнить какую-нибудь ерунду. Желательно смешную. Но школа – дело серьезное.
И, тем не менее, несколько поколений школьников все же придумали, как запомнить то, что сложно. Наверняка, ребенок еще с детского сада знает цвета радуги по запоминалке: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Точно так же можно самому придумать любую фразу (и чем нелепее, тем лучше) для запоминания, скажем, всех падежей или планет нашей Солнечной системы. Предложите это сделать ребенку, а затем покажите «классический» вариант.
— Давайте вспомним некоторые запоминалки правил:
1. Падежи русского языка (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.
2. Слова с ы после ц
Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».
3. Наречия без мягкого знака
Уж замуж невтерпеж.
Чтобы нам не ошибиться,
Нужно правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
Пифагоровы штаны на все стороны равны
6. Элементы таблицы Менделеева
Натрий, калий, серебро – с водородом заодно.
Магний, кальций, цинк и барий — их валентность равна паре.
Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.
Индикатор лакмус красный — кислоту укажет ясно. Индикатор лакмус синий — щёлочь здесь, не будь разиней!
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый, но, несмотря на это, в кислотах он без цвета.
— Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я начала использовать в своей работе с детьми по развитию памяти.
— Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники».
( Мнемозина – богиня памяти) показываю СЛАЙД с богиней
СЛАЙД – слова К.Д.Ушинского и китайской пословицы.
— Ещё К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехника – искусство запоминания.
— При использовании данной техники создаются мнемотаблицы, которые особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы
Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.
Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
Детям младшего школьного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними лучше начинать работу через мнемодорожки.
Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работая с мнемодорожкой, использую приёмы наложения и приложения.
Например, поставив перед собой цель — ознакомить детей с характерными особенностями времён года, учу детей рассказывать о временах года с исполь-зованием мнемодорожки.
В работе с мнемодорожками устанавливаю следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.
Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемодорожку об осени или весне и рассказ по ней.
Работа в группах по составлению мнемотаблиц.
— А теперь мне хотелось бы предложить вам самим на практике освоить методы мнемотехники. Выбирайте конверты с заданиями.
Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.
Вторая группа – составление мнемотаблицы по загадке.
Работа с аудиторией.
— Группы работают, а я хочу предложить вам тоже поработать над данной.
1. Случай: Ну сохранил и забыл. Ах-да, думал ещё как записать, чтобы было легче искать. Записал: «Любимая зайка».
Спустя где-то полгода, карточка стала уже неактуальна и была утилизирована ввиду её бесполезности. Забыл я и о сохранённом пин-коде.
И вот одним прекрасным вечером, жена залазит ко мне в телефон (что бывает раз в пятилетку). И находит, блин: «Любимая зайка». Смотрит — ателефон-то какой-то левый. То есть не её. И пошла атака: «Что это за зайка у тебя в телефоне?» и т.д.
2. Умение запоминать комбинации цифр может пригодиться в жизни. Например, людям, которые пользуются банковскими карточками, однако не обладают достаточно хорошей памятью.
С помощью данной методики можно также запомнить номер своего паспорта, номер автомобиля (цифры), номер телефона и прочее.
Способ этот старый и давно известный, существует множество его интерпретаций и развитий. Я коротко изложу тот, которым пользуюсь сам.
Для начала, необходимо поставить в соответствие цифрам 0-9 согласные буквы, а именно:
0 = Н (Ноль)
1 = Р (Раз) *слово один тут не подходит, так как начинается с гласной
2 = Д (Два)
3 = Т (Три)
4 = Ч (Четыре)
5 = П (Пять)
6 = Ш (Шесть)
7 = С (Семь)
8 = В (Восемь)
9 = З (Запятая) *девять не подходит, так как буква Д уже «занята».
Далее, для любой комбинации цифр любой длины нужно придумать слово (или фразу), обозначающее данную комбинацию. Чем необычнее слово (или фраза), тем легче его будет вспомнить.
Возьмём для примера ПИН-код от моей карточки 0576 — это НПСШ . Можно либо добавить гласных букв, получив слово (или несколько слов), либо придумать фразу, где каждое слово, начинающееся с согласной буквы, будет обозначать одну цифру.
» Н а п о с о ш ок» вполне подойдёт для запоминания этого ПИН-кода. Женщина, снимающая деньги в банкомате, легко запомнит фразу » Н а П латьице, С апожки и Ш убку» 🙂
Можете сами поупражняться, главное, чтобы это слово (фраза) имело отношение либо к вам, либо к предмету запоминания. Чем смешнее или неожиданнее, тем лучше запомнится.
3. Ну или ассоциировать с цифрами какие-то образыЦифры нужно визуализировать, как на картинке. Двойка похожа на лебедя, четверка — на стул, ноль — это шина, или пузырь, или кольцо, семерка — топор и так далее. Таким образом, вместо механического зазубривания включается эйдетическая (образная) память, которая гораздо эффективнее. Цифры-персонажи связываются в цепочки при помощи максимально диких историй. Так, чтобы запомнить номер 200 76 40, надо представить, как на премьере фильма «Груз 200» режиссер Балабанов топором зарубил слона, а потом оседлал стул и ускакал на шинный завод. Чем абсурднее история, тем она лучше запоминается.
Предлагаю придумать запоминалку для пинкода симкарты либо банковской карты: 2801, 3615, 7648.
Презентация полученных работ.
(группы рассказывают стихотворение и сказку по мнемотаблицам)
Подведение итогов, рефлексия «Упражнение » Ожидания».
Цель: определить, насколько оправдались ожидания каждого участника мастер — класса. Участникам предлагается:
— на стикерах записать, настолько оправдались их ожидания от мастер- класса.
— стикеры прикрепить на плакате «На «берегу оправданных надежд», озвучивая свое мнение.
— Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.
— Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает. Поскольку отношение к выступающим может быть разным, разными бывают раздающиеся аплодисменты. Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: участникам тренинга раздаются буклеты с информацией о мнемотехнике.
1.Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Игры и тесты для детей 4-7 лет. — Х. : Фолио, 1997.
2.Большева Т. В. Учимся по сказке. Учебнометодическое пособие. — СПб. : Детство пресс, 2001.
3.Житникова Л М. Учите детей запоминать. М. : Просвещение, 1985.
4.Светлова И. Е. Тренируем память. Учебное пособие. — М. : Эксмо, 2004.
5.Синицина Е. И. Умные занятия. Серия «Через игру — К совершенству». — М. : Лист, 1998. Тихомирова Л В. Развитие познавательных способностей детей. 6.Черемошкина Л В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 1996.
7.Шквыря Ж. Ю. Развиваем память. — М. : Мой мир, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная методика эфективно повышает качество гамотности учащихся.
Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, .
Использование мнемотехники,как один из приемов развития речи учащихся.
Мнемотехника — это использование методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Проблема развития связной речи у детей с ОВЗ хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связн.
Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации — методом мнемотехники.Задачи:• дать понятие мнемотехник.
По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми написаниями составляют 60-70% словаря человека в активном употреблении. И поэтому в настоящее время проблема словарной работы на уроках русско.
Бесплатный мастер-класс «Как развить память? Секреты суперпамяти»
Стратегия нашего обучения — осознанно запоминать информацию и вспоминать её в нужный момент. Вы легко сможете управлять информацией, выстроите новые связи между имеющимися знаниями.
Руководитель? Фрилансер? Тренер? Учитель? Ваше мышление оказывает большое влияние на ваши эмоции, действия, результаты. Мы поможем вам встать на путь изменений. Развитие памяти важно не только для дел, но и для здоровья. Мозгу нужна тренировка так же, как мышцам!
Cтаньте лучшим в работе с памятью! На мастер-классе вы узнаете:
как устроена ваша память и как лучше запоминать
как легко усвоить материал и воспроизвести его даже через год
как запоминать цифры, даты, имена и таблицы в любом порядке
Мастер-класс будет актуален для вас, если вы ставите своей целью:
Повысить эффективность, скорость, точность и личный кпд при выполнении любых задач
Эффективно обучаться в новых сферах деятельности и легко выполнять новые задачи
Более эффективно использовать время
Повысить свою мотивацию и организованность
Развить интеллектуальные способности
Занятие длится всего 2 академических часа. За это время вы узнаете много нового о работе мозга, о развитии памяти, внимания и самомотивации. А самое главное, вы пройдете тестирование собственной памяти. Поймете текущую картину и поставите цели на будущее!
Займите место на бесплатном очном мастер-классе «Как развить память»
Оставьте заявку, мы свяжемся с вами и запишем на удобное для вас время! Открытые уроки проводятся по мере набора группы.
Перед посещением открытого урока рекомендуем ознакомиться с короткими, но очень полезными видео на тему развития памяти:
Отзывы наших учеников. Они уже усовершенствовали свои способности!
“Нет информации, которую невозможно запомнить” — Наталия Янковская, инструкторский курс
“Дали инструкции: как запоминать, рассказали, как устроена память” — Отзыв о курсах по развитию памяти
“Мне показали дорогу и путь развития, сейчас от меня зависит, как быстро я по ней пойду” — Что даёт курс по развитию памяти?
До встречи на мастер-классе!
Мастер-классы проходят в нашем центре по адресу:
Москва, Станция метро «Марксистская», ул. Марксистская, д. 10, стр. 1, офис 404, 406
Остались вопросы? Звоните!
+7 (499) 504-04-08 (жителям Москвы)
8 (800) 500-02-90 бесплатно по России
Режим работы: 10:00 до 20:00
«Школа Супермозг»
Быстрое чтение, мнемотехника для развития памяти,
развитие внимания у детей. Эйдетика.
Режим работы: 10:00 до 21:00 мск
ИП Абдулганеева Гюзель Фидаилевна
ОГРНИП 304860336300401 ИНН 860302794649
Отправляя персональные данные через форму на сайте, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь на политику конфиденциальности.
Развитие памяти — эффективные способы тренировки
Вы стали замечать, что долго подбираете слова? Забываете важные даты? Пропустили прием врача или деловую встречу? С возрастом память действительно ухудшается. Проблема может быть не только в этом. Плохая память может говорить о:
- Развитии неврологического заболевания;
- Сильном стрессе;
- Большой загруженности;
- Неправильном режиме сна и отдыха.
Мозг напоминает операционную систему компьютера, которая начинает «зависать», если в ней открыто много «вкладок». Большое количество обязанностей и дел, которые надо запомнить, ослабляют наши способности держать все в голове. Именно поэтому человечество придумало ежедневники. Но из-за плохой памяти забывать можно даже ежедневник! Поэтому мы предлагаем вам развивать память. Оказывается, что ее тоже можно натренировать!
Что делать, если я ничего не помню?
- Самое главное — успокоиться. Ведь именно стресс может быть причиной ухудшения памяти. Занятый работой по подавлению тревоги мозг не может тратить свои силы на запоминание такой «ерунды», как ваше ежедневное расписание. Он находится в режиме SOS, ему не до ежедневных рутинных дел!
- Посетить невролога. Ухудшение памяти, особенно резкое, может свидетельствовать о ряде заболеваний. Не стоит паниковать, современная медицина позволяет помочь даже в сложных ситуациях.
- Если медицинские исследования не выявили никаких отклонений, постарайтесь наладить режим работы и отдыха. При перегрузках тренировки памяти станут только дополнительной нагрузкой.
- Приступайте к работе по развитию памяти.
Виды памяти
Что такое память и, где хранятся наши знания? Итак, мозг использует память, чтобы хранить накопленные знания и в нужный момент предоставлять их владельцу. Бывает, что плохо работает именно кратковременная память. Вы можете помнить, как звали первую учительницу, но совершенно забыть о том, что ели на завтрак вчера.
- Долговременная
- Кратковременная
- Оперативная
Долговременная память отвечает за информацию, которую мы получили однажды, чтобы она была актуальной всю жизнь: как зовут наших родителей, кто был нашим другом детства — эта информация нужна нам пожизненно. Кратковременная память важна для событий, которые произошли недавно или вот-вот произойдут. Не пропустить прием у стоматолога или помнить, что нам надо выпить таблетку с утра помогает кратковременная память. Оперативная память нужна в определенном моменте, она обслуживает действия, которые человек совершает прямо сейчас.
Все виды памяти взаимосвязаны, долговременная не могла бы существовать без кратковременной, а кратковременная без оперативной. Кроме того бывает двигательная, образная, тактильная память.
Мы помним, что запах роз приятен, что песня, которая звучала на первом свидании с возлюбленным может вызывать радость и боль, а при виде домашних пирожков всегда вспоминаем теплые руки любимой бабушки.
Как же удержать в памяти всю нужную информацию, если ее так много? Ведь с возрастом знания накапливаются, это становится все тяжелее!
Развитие памяти: методики
Тренируйте процесс запоминания
Придумайте образы, которые помогут вам запомнить ту или иную информацию или действие. Например, номер телефона может быть связан с вашим возрастом, а процесс включения пароварки это «красненькая кнопка, потом синенькая кнопка, как мое платье на выход». Придумывайте ассоциации, которые помогут вам воспроизвести в памяти нужные знания.
Воспроизводите детали
Вы не можете найти телефон? Куда вы собирались? На пробежку. Значит, надевали спортивный костюм. Но в спортивных брюках нет карманов, наверное, вы хотели положить его в куртку. Пока вы надевали куртку, телефон пришлось бы куда-то положить. Вот же он, на полке! Примерно так можно найти много потерянных вещей. Если не можете вспомнить событие, вспомните как можно больше деталей, которые его сопровождали.
Повторяйте себе нужную информацию
Иногда помогает элементарно произнести что-то вслух: «завтра в 10 часов утра у меня совещание». Повторите это несколько раз, велик шанс, что вы запомните это даже лучше, чем, если бы просто записали.
Все время считайте
Даже, если со времен школы вам больше не нужен курс арифметики, и вы считаете только сдачу в магазине, попытайтесь давать себе несложные задачи на вычисление. Арифметика очень хорошо тренирует мозг. Пять человек ждут автобус на остановке, в автобусе всего тридцать посадочных мест, там уже едет двадцать семь человек, скольким людям придется стоять? Это поможет не только скоротать время, но и развить память.
Учите иностранные языки
Даже, если вам никогда не пригодятся хинди и китайский — изучение иностранных языков положительно влияет на способность запоминать то, что действительно важно. И, потом, кто знает, куда вы отправитесь в путешествие? Недаром программы по активному долголетию всегда включают в себя языковые курсы.
Упражнения для развития памяти
Каждый вечер вспоминайте события дня
Перед сном воспроизводите события дня в мельчайших деталях. Вспомните, во что были одеты ваши коллеги, что стоит на столе у начальника. Ваш мозг научиться выдавать нужную информацию по вашему запросу.
Записывайте сны
У снов нет сакрального значения, но вести дневник снов стоит не для того, чтобы смотреть в антинаучных книгах тайные знаки их содержания, а для того, чтобы тренировать свою память. Это правда работает!
Скачайте на телефон игры для развития памяти
Развлекательных приложений для развития памяти действительно очень много. Некоторые, например, предлагают запомнить порядок картинок и цифр и воспроизвести его.
Запоминайте ценники на продукты
Запоминая информацию, которую обычно не держат в голове, вы натренируете свой мозг держать в памяти и нужное. К тому же, вы сможете поддержать любой разговор о ценах на достойном уровне: «как подорожала картошка!».
Приготовьте еду, не заглядывая в рецепт
Прочитайте рецепт один раз и начинайте готовить. Даже, если в этот раз выяснится, что вы не добавили начинку в пирог — в следующий мозг усвоит, что ему надо было быть внимательнее, и вы запомните больше, что тоже — неплохая тренировка.
Картинки найди 10 различий
Может показаться, что картинки с поиском различий — развлечение для детей, но это совсем не так. Такие упражнения на тренировку памяти полезны и взрослым.
Мастер класс «Развитие памяти воспитанников средствами мнемотехники»
Камарья Мансурова
Мастер класс «Развитие памяти воспитанников средствами мнемотехники»
Мастер класс «Развитие памяти воспитанников средствами мнемотехники»
Ведущий мастер- класса: социальный педагог отделения семейных воспитательных групп Мансурова К. Х.
Время проведения: 23 ноября 2016 года.
Цель: ознакомление специалистов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации методом мнемотехники.
Задачи:
• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов, формировании математических представлений;
• дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации работы с детьми;
• дать педагогам возможность овладеть мнемотехническими приёмами.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен специалистам стационарного отделения в работе по развитию познавательной сферы детей.
Прогнозируемый результат мастер- класса:
— получение социальными педагогами представления о методике работы по мнемотаблицам;
— активизация внедрения в реабилитационный процесс методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей, компьютерных технологий.
Этапы проведения мастер – класса.
1. Организационный момент, сообщение темы мастер – класса
2. Актуальность проблемы развития памяти воспитанников.
3. Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми (теоретический материал с использованием электронной презентации).
4. Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.
5. Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.
Ход мастер-класса.
1. Организационный момент, сообщение темы мастер — класса
— Добрый день, уважаемые коллеги!
— Я рада вас приветствовать на нашем мастер — классе.
Упражнение » Ожидания». Прежде, чем мы начнем, я попрошу Вас озвучить Ваши «ожидания» от мастер – класса.
Конечно же, при посещении таких занятий хочется узнать что-то новенькое, что можно будет применить в своей работе, т. е. пополнить свою методическую копилку. А кому-то и вспомнить приемы и методы, с помощью которых можно способствовать развитию познавательной сферы детей.
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Развитие памяти воспитанников средствами мнемотехники».
2. Актуальность проблемы развития памяти воспитанников дошкольного возраста.
Несмотря на проводимую большую работу на занятиях и вне занятий с детьми, динамика в познавательном развитии основной массы детей бывает незначительная. Мы все прекрасно знаем, что причин этому много, но одной из них является то, что психофизические возможности наших воспитанников ограничены. Поэтому актуальным остается использование таких методик, которые помогли бы педагогам развивать общие способности детей, их интеллект, внимание, память. Изучение литературы по педагогике, поиск информации в интернете привели меня к решению опробовать в своей работе средства мнемотехники, которая уже давно вошла в практику работы педагогов системы образования. В детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, ухода за комнатными растениями и т. п. В школе вводятся специальные запоминалки, причем чем они нелепее, тем лучше запоминаются.
И сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать эту методику.
3. Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми (теоретический материал с использованием электронной презентации).
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Применение мнемотехники помогает решать задачи, направленные на развитие связной речи детей, ознакомления с окружающим миром. Наиболее распространено использование мнемотехники для заучивания стихов и пересказа литературных произведений. Однако возможности этой методики позволяют применять её и при формировании математических представлений.
Основными элементами мнемотехники являются:
*мнемоквадраты (понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простое предложение,
*мнемодорожки (это квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения,
*мнемотаблицы (изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение).
Так как у детей дошкольного и зраста преобладает зрительно-обзорная память и воспринять им информацию значительно проще путём наглядного примера, нежели, со слов, поэтому на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребёнку воссоздать услышанное.
1. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с существительными, прилагательными, глаголами).
Например: даётся слово – “девочка” и его символическое обозначение (зарисовка на доске, слово «лиса» можно заменить символом, слово «медведь» -, слово «машина» -, слово «большой» можно заменить большим кругом, а «маленький» — маленьким кругом…
(зарисовка на доске)
Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово, предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.
2. Освоив игру со словом, переходим к поэтапному кодированию сочетания слов (словосочетания) (большая машинка):
3. Запоминание и воспроизведение предложений. Например, “Маленькая девочка идет”
4. Затем можно провести игру с словами: назвать слово, а ребенок выбирает из предложенных символ, обозначающий его, или зарисовывает символ. И наоборот.
После того, как ребёнок освоил мнемоквадраты, задание усложняется, демонстрируются мнемодорожки.
Можно пересказать небольшой рассказ про козочку: «Жила-была козочка у бабушки в деревне. Однажды коза пошла погулять в лес. А в лесу на опушке жил медведь. Увидел он козочку, и как закричит: (Э – э – э). Козочка испугалась и закричала: (Ме – ме — ме). Маша и Витя пошли гулять и услышали, как козочка кричит, пришли в лес и увели козочку домой».
Например, поставив перед собой цель — ознакомить детей с характерными особенностями времён года, можно использоваnm мнемодорожки.
При этом установливаются следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.
(зарисовки на доске)
Вот такая мнемодорожка была составлена детьми по теме «Времена года».
(демонстрация детских работ)
Можно с помощью мнемодорожки работать над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой.
5. И после можно переходить к мнемотаблицам.
Изображать в таблицах можно все, что считаете нужным. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Размер мнемотаблиц может различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития, для групповой работы может быть больших размеров, для индивидуальной – меньших.
Этапы работы с мнемотаблицами:
I. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано;
II. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
III. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Например: мнемотаблицы к сказкам выглядят так …
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
При заучивании стихотворений:
Чтение стихотворения взрослым.
Беседа о прочитанном.
Рассказывание стихотворения с параллельным выставлением моделей.
Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).
Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.
Например, всем известные стихотворения в виде таблицы выглядят так…
С. Капутикян «Варежка»
Маша варежку надела:
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
А. Барто «Кораблик»
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
Мальчик с пальчик, где ты был?
С этим братцем — в лес ходил.
С этим братцем — щи варил.
С этим братцем — кашу ел.
С этим братцем — песни пел!
Мальчик- пальчик, где ты был?
-С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Например, при заучивании дней недели в виде стихотворения дети составили такую таблицу…
(демонстрация детских работ)
Также используются мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Например,
1) нарисованные загадки
Загадка о подсолнухе: Золотое решето, чёрных домиков полно.
Загадка о груше: Висит груша, нельзя скушать.
2) описательные загадки
Загадка о картофеле. Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить.
(зарисовки на доске)
Загадка о дожде. Он мокрый как вода. Он холодный как мороженое. Часто идёт осенью. От него на земле появляются лужи. Он поливает траву, кусты, цветы и деревья. Люди от него прячутся под зонтом.
(зарисовки на доске)
Технология составления мнемотаблицы та же.
В Интернете было найдено множество вариантов таких таблиц и схем, которые я предлагаю вашему вниманию для работы.
Слайд 12 Расскажи о себе
Слайд 13 Расскажи об одежде
Слайд 14 Расскажи о диком животном
Слайд 15 Расскажи о домашнем животном
Слайд 16 Расскажи о насекомом
Слайд 17 Расскажи о домашней птице
Слайд 18 Расскажи о посуде
Слайд 19 Расскажи о дереве
Слайд 20 Расскажи о головном уборе
Слайд 21 Расскажи о транспорте
Как видите, эти схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
— лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Использование мнемотехники помогают развивать и математические представления детей.
Мнемотаблица «Геометрическая фигура — квадрат»:
Задача данной таблицы — закрепить представления о свойствах квадрата. Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; если соединить два треугольника, то получится квадрат; «ёлочка» из четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.
Такие же связи можно установить во второй таблице:
Мнемотаблица «Геометрическая фигура треугольник»
Мнемотаблица: «Цифра 1»
Запомнить такую таблицу можно, составив сказку о цифрах:
«Жила-была цифра «Один». Она жила одна в лесу. Однажды она пошла гулять и заблудилась. Стала единица кричать:«АУ». Услышала её другая цифра «Один». Они встретились и подружились, взялись за руки и получилась цифра «Два». Пошли они гулять и пришли к озеру (овал, сели на камешек (овал, полюбовались красотой леса и пошли домой». Используя данную таблицу, мы не только знакомим детей с цифрами, а ещё и закрепляем представления о том, на что похож овал, знакомим с буквами.
Мнемотаблица «Цифра 3»
Способ составления сюжета наиболее интересен детям, они сами с удовольствием придумывают истории по таким таблицам. Одновременно с развитием речи происходит закрепление представлений о цифрах, геометрических фигурах.
Эти таблицы не моя разработка, их можно найти в свободном доступе в интернете. Я использую их в конце занятия как закрепляющий момент. Таблицу мы сначала рассматриваем, подробно разбираем. Затем я её убираю, дети должны заполнить по памяти небольшие таблицы на столах.
4. Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.
— А теперь мне хотелось бы предложить вам самим на практике освоить методы мнемотехники. Выбирайте конверты с заданиями.
Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению А. Плещеев «Осень»
Мастер-класс «Коррекция и развитие памяти учащихся с ОВЗ через использование приемов мнемотехники»
Автор: Смирнова Татьяна Николаевна
учитель-дефектолог МАОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ» г.Березники Пермский край
Мастер-класс «Коррекция и развитие памяти учащихся с ОВЗ через использование приемов мнемотехники»
Мастер-класс « Коррекция и развитие памяти учащихся с ОВЗ через использование приемов мнемотехники» .
Цель мастер-класса: обмен опытом методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
— дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;
— дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц;
— показать способы организации пропедевтической работы на коррекционных занятиях (к урокам чтения и развития речи по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью)
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен учителям-дефектологам,логопедам,педагогам-психологам,учителям индивидуального обучения в работе по развитию памяти и связной речи детей с ОВЗ и младшего школьного возраста.
В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика работы по мнемотаблицам.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
— получение педагогами представления о методике работы по мнемотаблицам;
— использование мнемотехники по средствам компьютерных технологий;
-использование учителями на уроках практического материала в работе с детьми ОВЗ
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
— Добрый день, уважаемые коллеги. Мы сегодня собрались, чтобы поделиться своим педагогическим опытом работы.
Тема мастер-класса «Коррекция и развитие памяти учащихся с ОВЗ через использование приемов мнемотехники». Слайд №1
Диагностика уровня развития памяти учащихся, показывает то, что у детей уровень памяти низкий, память фрагментарна, кратковременна; ребята не способны длительно удерживать материал., но зрительная память страдает реже, потому что преобладает наглядно образное мышление. Данная проблема является актуальной и основной причиной низкого уровня усвоения программного материала. Слайд №2
При работе с детьми на уроках мы часто сталкиваемся с такой проблемой: неумение пересказывать текст, дети не могут выучить стихотворение, не помнят что изучали на предыдущем уроке. Для решения этой проблемы я использую метод Цицерона, который заключается в использовании на занятиях мнемотаблиц.
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы, как с помощью приемов мнемотехники можно осуществить коррекцию и развитие памяти у учащихся с ОВЗ.
Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми.
И так, что же такое МНЕМОТЕХНИКА ? (от греч. mn ē m ē — память и téchn ē — искусство, мастерство). Слайд №3
Мнемотехника — специально разработанные при ё мы и способы, облегчающие процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Слово преображаем в образ.
Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление.
Способ «рисования текста» намного эффективнее и привлекательнее для
реб ё нка, так как организован в форме игры .
Мнемотехника — специально разработанные при ё мы и способы, облегчающие процесс запоминания. Слово преображаем в образ.
Способ «рисования текста» намного эффективнее и привлекательнее для
реб ё нка, так как организован в форме игры .
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для учащихся с ОВЗ необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста и индивидуальных возможностей ребёнка.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: Слайд №4
- кодирование в образы,
- запоминание (соединение двух образов),
- запоминание последовательности,
- закрепление в памяти.
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей с ОВЗ и младшего школьного возраста по составлению рассказов, пересказа сказок, разучивании загадок, стихов, потешек.
Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Маша и медведь». Слайд №5
- Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
- Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: девочка Машенька, ё лочка, шишки, дом, медведь, пирожки, кузовок и т. д.
- После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.
Примечание. Детям с ОВЗ необходимо давать таблицы цветные, так как у них быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая, цыплята — ж ё лтые, мышка — серая, ё лочка — зел ё ная, и т. д. И обязательно образы должны располагаться в таблице, чтоб реб ёнок не потерял логическую цепочку при пересказе или заучивании.
Размер мнемотаблиц делают различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Таким образом, использование методов мнемотехники:
- облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
- позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
- ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
- развивает творческое познание детей.
А теперь мне хотелось бы предложить Вам на практике применить метод мнемотехники.
Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению
Вторая группа– составление мнемотаблицы по стихотворению
Затем выходите и рассказываете наизусть с опорой на мнемотаблицу. Молодцы!
Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
А в заключении прошу выразить сво ё мнение, напишите на стикерах насколько оправдались Ваши надежды и закрепите на «берегу оправданных надежд».
Подведение итогов, рефлексия
Цель: определить, насколько оправдались ожидания каждого участника мастер — класса. Участникам предлагается:
— на стикерах записать, настолько оправдались Ваши ожидания от мастер- класса.
— стикеры прикрепить на плакате на «берегу оправданных надежд», озвучивая свое мнение.