Prg67.ru

Онлайн вебинары
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер класс по биологии для детей

Мастер-класс «Первый шаг в биологию»

Разделы: Биология

«Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства».
П.И.Чайковский.

Учитель: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер класса. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет — отверните их от меня.

Прием обратной связи «Ладошки».

Спасибо за поддержку, начинаем наш урок. (Слайд 1)

Учитель: Природа.:Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, в течение двух минут, на предложенных Вам для работы творческих листках, отобразить свое видение природы.

Прием » Ассоциации», выполняется на фоне легкой

музыки голосов природы. (Слайд 2).

Учитель: А теперь я попрошу всех показать свои работы. (Демонстрация работ) Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого- таинственный лес, а в образах третьих- наша уникальная планета.

(Параллельно демонстрируются слайды 3-9).

А чем неповторима наша планета? (Ответы участников, что только на нашей планете есть жизнь).

А как бы мы ответили на вопрос, что такое природа? (2-3 мнения участников). А теперь давайте заслушаем определение, которое даёт Большой Энциклопедический Словарь. (Слайд 10).

Учитель: Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нём увидели? (Заслушиваются 4-5 ответов)

Верно, вы увидели в нём человека, как неотъемлемую часть Природы. И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся, чтобы установить с ним гармоничные отношения. Поэтому с давних времён человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. А сколько волшебных творений нам подарила Природа! Вот только некоторые из них:

-самое большое сооружение, построенное живыми организмами — Большой барьерный риф в Квинсленде, на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км, при ширине до 72 км. (Слайд 11)

  • самый большой цветок- раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан. ( Слайд 12)
  • самое большое животное — синий кит, размер 33метра, масса 140 т, сердце весит 600-700 кг (Слайд13 )
  • самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час (Слайд14)
  • самое толстое дерево-баобаб. При высоте-20м и обхвате ствола-20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды. (Слайд15)
  • самая длинная змея — анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см (Слайд 16)

Учитель: Список этот можно продолжать и продолжать. Мы его будем пополнять, изучая волшебную науку-Биологию.

Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.

  • Камень — гриб-вода-облако
  • Гладиолус-клён — пшеница-крокодил
  • Бактерии — вода-воздух-снег
  • Иголка — книга-мимоза-шкаф.

Приём «Четвёртый — лишний».

Учитель: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии. (Слайд: 17).

Как Вы думаете, почему все они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?

Ответ: Все названные объекты-живые организмы, наука, изучающая живую природу — Биология. ( Слайд18).

Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю провести небольшой конкурс » Что бы это значило?»

(Демонстрация слайдов:19-22.

  • 19-папоротник
  • 20-лишайник
  • 21-палочник
  • 22-плоды финиковой пальмы).

Приём «Что бы это значило?»

Учитель: Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (Работа с творческими листами, выдвижение гипотез).

Признаки живых организмов:

  • растут
  • размножаются
  • питаются
  • дышат
  • состоят из клеток (Слайд 23)

Учитель: Проникнуть в тайны всех этих процессов поможет нам наука Биология.

«Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Её изучали до вас очень многие,
Но все, же она молода, как всегда,
Красавица в мире наук — биология
Наука о жизни!
Вперёд же друзья!»

Учитель: А теперь друзья, я предлагаю вам стать участниками аукциона, победителями будет тот ряд, который выдвинет как можно больше идей, где можно применить биологические знания.

Приём «Аукцион идей».

Молодцы! Мы так хорошо поработали на аукционе, что нас пригласили на международный конгресс, поднимающий вопрос значимости различных наук на современном этапе и нам необходимо выполнить следующие 2 задания:

Приём «Фантастическая гипотеза».

1 задание — одним предложением представить науку биологию, (работают все участники, с творческими листами).

Приём «Цепочка идей».

Для выполнения следующих заданий, нам необходимо разделиться на 4 группы. (По времени года, в которое они рождены: 1 группа-зима, 2-весна, 3-лето, 4-осень)

2 задание —/ Приложение1./

  • 1 группа — из предложенного набора слов сочинить стихотворение, посвященное биологии.

Приём «Сочиняй-ка, методом буриме».

  • 2 группа — опознать таинственного незнакомца.

Приём «Мозаика».

  • 3 группа — придумать три, самых интересных вопроса, для эрудитов биологии.

Приём » Почемучка».

  • 4 группа — на основе работ, по выполнению первого и второго задания, составить биологический коллаж.

Учитель: Вот и завершает работу наш мастер класс. Пока 4 группа работает над составлением коллажа, я предлагаю вам поразмышлять над вопросом, какие цели были поставлены мной на данный урок? (Выступления участников).

Учитель: А теперь, давайте посмотрим, совпали ли наши мнения.

Как вы считаете, удалось нам реализовать поставленные цели?

(Двухцветные карточки — краснозелёные. При положительном утверждении — повернуть учителю зелёной стороной, при отрицательном — красной).

На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод вашего совместного труда — биологический коллаж и ваши портретики, показывающие как вы, чувствовали себя на нашей встрече.

Я прошу на ваших творческих листах нарисовать:

1. Какими Вы были в начале нашей встречи

2. В конце встречи.

Приём обратной связи «Рожицы». (Слайд 25).

Из предложенных далее предложений я очень попрошу Вас выбрать 2-наиболее значимых для Вас и дополнить их своими мыслями:

— На мастер- классе я.

— Самым интересным для меня сегодня было:

— В своей дальнейшей работе я:

— Я пожелал бы ведущему урок учителю:

— Я бы хотел посоветовать:.

Приём обратной связи «Анкетирование», методом незаконченного предложения. (Слайд 26).

Учитель: Ставя точку нашей встрече, на правах ведущего, дополнить наш коллаж, я хотела бы моим видением современной биологии, которое я выразила так:

Биология? Биология! Биология:. (Слайд 27).

Биология? (таит ещё много тайн и загадок).

Биология! (Удивительны и восхитительны творения Природы).

Я предлагаю сравнить два цветка, которые я держу в руках — живой цветок и искусственный. Что вызывает у Вас большее восхищение? (Ответы участников).

Безусловно, живой цветок.

Биология:(Путь этой науки долог и неостановим:)

Учитель: Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу и очень хочу подарить этот цветок самому активному участнику встречи. Кто он? Подскажите мне. (Дарит цветок самому активному участнику урока).

Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.

Мастер класс на тему «Применение метода моделирования на уроках биологии»

Доклад на мастер класс

«Применение метода моделирования на уроках биологии».

(Слайд 1) Применение метода моделирования на уроках биологи.

Читать еще:  Мастер классы по литературе

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Наталья Павловна. Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет — отверните их от меня. Прием обратной связи «Ладошки». Спасибо Вам большое и мы начинаем.

Я представляю Вам свой мастер класс, как сделать сложное простым, а это можно сделать, при помощи применения метода моделирования на уроках биологии.

Цель моего мастер класса поделиться опытом применения метода моделирования на своих уроках биологии.

Задачи, которые я поставила – это:

— рассмотреть различные виды моделирования, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся;

— рассказать как я применяю этот метод на своих уроках;

— провести совместную работу по изготовлению биологических моделей;

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Эта древнекитайская мудрость раскрывает главную педагогическую идею образовательного стандарта второго поколения:

— формирование через данную предметную область умения учебной, исследовательской деятельности;

— развивать способности к самопознанию, самообучению и самореализации.

Можно сказать пока ребенок не пропустит полученную информацию «через себя» в виде представленного объекта, он её не воспримет на должном уровне.

С какими проблемами мы сталкиваемся на своих уроках :

отсутствие у учащихся внутренней мотивации к учебной деятельности;

ребенок не может применить теорию на практике;

— ребенок испытывает страх перед практической деятельностью.

Как же решить эти проблемы?

Для создания ситуации успеха на уроке биологии могут быть использованы различные педагогические технологии, и большое значение среди них занимает технология моделирования.

Использовать метод моделирования можно на уроках и как средство достижения метапредметных результатов.

Итак в основе моделирования лежит модель

Модель — материальный или воображаемый объект, замещающий оригинал,

сохраняя только некоторые важные его свойства

Модель — выступает как «инструмент» совместной деятельности учащихся и учителя.

Моделирование — построение и изучение моделей реально существующих

предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений

Элементы моделирования: Субъект (Кто исследует? — ученик), Объект (что

исследуется — молекула белка), Модель — продукт (результат) деятельности ученика.

(Слайд 8) Все модели можно разбить на 3 вида: модели предметные (материальные), модели информационные (знаковые) и игровые.

Все виды моделирвания я применяю на своих уроках, но предметное использую больше в 5 – 7 классах.

Приведу конкретные примеры использования и построения моделей на своих уроках.

В качестве материалов для создания предметных моделей используются: цветная бумага, клей, картон, пластилин, нитки, скотч, бисер, проволока и др.

С ребятами мы моделировали растительную и животную клетки, бактерии, грибы – шляпочные, плесневые, дрожжи, внутреннее строение стебля, простейших животных, процессы развития насекомых.

Кроме предметных моделей почти на всех уроках использую знаковое моделирование. Работа со схемами, таблицами, текстами.

(показать папки с раб. тетрадями)

Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя.

(Слайд 19) Примеры игр на слайде

(Слайд 20) Проиграть игру Путаница (Раздать группам карточки.)

(Слайд 21) ФРАЗА — Добыть здоровье сможет только сам человек!

Прошу вас, уважаемые коллеги, поучаствовать в моём мастер классе и мы с вами будем создавать предметную биологическую модель

Чтобы создать любую модель нужно изучить теорию.

(Слайд 22) И для начала немного теории (ВКЛЮЧИТЬ ФИЛЬМ)

Дальше работа с инструктивной карточкой и материалом

(Слайд 24) Такие модели получились у моих пятиклашек

1. Часто случается, что ребята в своей работе не укладываются в отведенный отрезок времени;

2. Ребята невнимательно читают инструкции, причем стремятся как можно быстрее приступить к практике, мало времени уделяя теории;

3. Данный метод требует от учителя длительной подготовки и подбора материалов.

Несмотря на все минусы, этот метод даёт больше плюсов, а занимаясь этим вопросом больше и оттачивая свое мастерство, я уверена, что все минусы в конце концов сойдут на нет.

( Слайд 27) Рефлексия.

На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите себе модели, которые можете использовать как наглядный материал. А Вас я попрошу заполнить анкету и поставить оценку нашей с вами совместной работе. Прошу ответить на 1-2 вопроса. (Раздать анкеты с вопросами). Выберите и наклейте смайлик.

Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу. Думаю, что используемый сегодня методический приём поможет Вам в работе.

(СЛАЙД 28) Успехов Вам и творчества! До свидания!

Мастер-класс «Биология в нашей жизни»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Мастер-класс «Биология в нашей жизни»

учителя биологии МБОУ СОШ №15 города Мичуринска Тамбовской области Алексеевой Ирины Владимировны

Добрый день, дорогие друзья! Рада всех приветствовать в этом зале. Сегодня к вам я пришла не с пустыми руками. У меня в руках скальпель, паяльник и интеграл. Что означают эти предметы и как связаны они между собой?

А поможет ответить на этот вопрос мастер-класс по теме «Биология в нашей жизни»

Все мы знаем, что биология – это наука о живых организмах. Кирпичиком, основой жизни является клетка. Она состоит из множества частей – органоидов, каждый из которых имеет сложное строение и выполняет определённую функцию. Тема клетка является ключевой в курсе биологии. И чтобы дети хорошо её усвоили, я использую метод аналогии. Сегодня я хочу продемонстрировать вам этот метод.

Клетка-целая система, состоящая из взаимосвязанных частей-государство. Её оболочка, осуществляющая избирательный транспорт веществ выступает в роли таможни. Ядро -правительство, которое осуществляет кординацинацию за всеми поцессами, поисходящими в клетке. ЭПС-система дорог, по её каналам транспортируются вещества. Лизосомы-перерабатывающие комбинаты-они расщепляют сложные в-ва до простых, а рибосомы-это фабрики по сборке елка. Митохондрии-энергостанции клетки, выделяющие энергетическую валюту-АТФ.

Сегодня я хочу вас научить смотреть и видеть, слушать и слышать, знать, понимать и уметь применять, используя метод аналогии.

Идёт монолог «Отчего люди не летают так как птицы» из фильма «Дом, в котором я живу».

Человек издавна мечтал научиться летать как птицы, плавать как рыбы, передвигаться подобно гепардам. Шли годы. Мечты человека становились реальностью. И во многом этим он обязан природе, наблюдая и изучая которую он делал открытия и изобретения.

Прелагаю вам попробывать себя в роли наблюдателя и исследователя.

Перед вами ласты. Какое животное стало подсказкой этого изобретения? (лягушка)

Посмотрите неб.видеофрагмент. (об одуванчике).Какое изобретение удалось создать человеку, наблюдая за полётом семян одуванчика. (парашют)

А теперь предлагаю вам попробывать себя в роли инженера-конструктора.

Приглашаю выйти на сцену 6 человек.

Вам предстоит вырезать фигуры и составить пары: объект живой природы и её аналог. Приступайте.

Обращение к зрителям в зале.

Пока участники творческой группы выполняют задание, мы займёмся установлением соответствия (подбором пар) по аналогии.

Выполнение заданий с залом:

Какое растение или животное помогло человеку изобрести липучку? репейник.

Итак, получили первую пару-липучка-репейник

составляем вторую пару: шприц-комар, шприц был создан при изучении колюще-сосущего ротового аппарата комара.

молния-перо птицы. Молодцы, продолжим.

Назовите объект живой пироды, который стал подсказкой при изобретении гусеничного трактора.

На слайдах появляются гусеница, дождевой червь, крот.

Назовите объект живой природы, который помог человеку изобрести снегоход. На слайде пингвин, тюлень, белый медведь. Ответ: пингвин (он лежа на брюхе легко катится по рыхлому снегу, не проваливаясь.)

Читать еще:  Мастерская романа молчанова

какое изобретение сделал человек, изучая способ ориентации этих животных в пространстве? на слайде летучая мышь, дельфин, кит. (эхолокационные приборы: радар)

Посмотрите внимательно на удивительную (сооружение) конструкцию пчёл-соты. В основе какого изобретения лежит идея применения пчелиных сот? (останкинская башня, многоэтажный дом, солонка)

А теперь попросим творческую группу предоставить результаты своей работы.

Отчёт группы: Мы установили соответствие между объектом живой природы и её аналогом: клешня рака-плоскогубцы, сердце-насос, дельфин-подводная лодка. Учитель: Спасибо за участие. А теперь внимание на экран. Идет видео-полёт птицы.

Учитель: Какое изобретение сделал человек, наблюдая за полётом птицы? (самолёт, летательный аппарат)

Первую попытку сконструировать лет.аппарат на основе принципа строения крыла птицы педпринял Леонардо да Винчи. Поэтому именно его считают основоположником науки, которая особенности строения организмов использует для решения технических задач..

Знания каких наук, кроме биологии, необходимыля создания самолта или к-л др. изобретения (физики, математики, химии). Леонардо да Винчи обратил внимание на высочайшую гармонию и пропорциональность природы. Это позволило ему ввести в науку метод золотого сечения.

Золотое сечение-этотакое пропорциональное деление отрезкана неравные части, при которомдлина всего трезка относится к длине его больей части как длина большей части к меньшей.

Золотое сечение прослеживается в архитектуре, живописи, музыке, одежде. Всё, что создано по принципу золотого сечения смотрится очень гармонично.

Я начала свой мастер-класс с этих предметов:скальпеля,паяльника и математического знака-интеграла. Скальпель-это инструмент-…биолога, .паяльник-инженера, техника, а интеграл –отражает математику-царицу всех наук. Эта интегрраци привела к образованию бионики-науки, которую вдохновляет природа. Она лучший учитель и изобретатель., она является неиссякаемым источником вдохновения, творчества, новых открытий и идей. Надо только уметь общаться с ней. Надо только смотреть и видеть, слушать и слышать, знать, понимать и уметь применять!.

Природа-это ещё и удивительный мир красок. Давайте, вспомним одно чудо природы. Дождь, солнце и на небе появляется …радуга. Это превосходное сочетание цветов никого не может оставить равнодушным. Я всем желаю разноцветных эмоций, ярких впечатлений и радужного настроения.

5 мастер-классов по биологии

5 мастер-классов по биологии

Биология — это не только пестики и тычинки, это целый комплекс наук, включающий в себя и анатомию, и генетику, и зоологию, и микологию. «Мел» вместе c InLearno выбрал 5 интерактивных занятий, которые дополнят и разнообразят урок биологии, а также объяснят школьникам, зачем учить ботанику и цитологию, если ты не собираешься быть ни Павловым, ни Мечниковым.

1. Урок биологии: «Зачем учиться?»

Для кого: 1 — 8 класс

О чем: О смертельно ядовитых растениях по соседству. О том, почему кошки, собаки и попугаи могут жить у нас дома, а львинохвостый макак или серый тюлень — нет. О том, почему мы так похожи на родителей. Откуда берутся вредные привычки и почему так трудно от них избавиться.

Зачем идти: Узнать, как и когда на Земле зародилась жизнь, как устроен наш мозг, что такое эволюция, где и когда нам потребуется знание биологии, а еще можно будет самостоятельно поставить несколько биологических экспериментов. В конце занятия каждый участник получит индивидуальные материалы, инструкции, ресурсы, которые позволят новым знаниям отложиться в памяти и мотивируют на дальнейшее изучение биологии.

2. Научный шведский стол «Три великие науки»

Для кого: 3 — 8 класс

О чем: О взаимосвязи биологии с химией и физикой, о том, как получаются сложные химические вещества и для чего их используют.

Зачем идти: Поставить сложные научные эксперименты в профессионально оборудованной лаборатории, провести многоступенчатый химический синтез под руководством настоящих ученых, научиться определять различные виды живых существ: от микроорганизмов и насекомых до птиц и земноводных, объединять их в пищевые цепи. А еще попробовать самостоятельно зажечь лампочку, собрав гальванический элемент и составив схему электроцепи.

3. Мастер-класс «Жизнь под микроскопом»

Для кого: 1 — 9 класс

О чем: О микроскопе и невероятных открытиях, сделанных с его помощью. Об инфузориях, личинках, обитателях прудов и цветочных ваз. О том, как привычные нам вещи (экран телефона, шоколад, бумажная салфетка) выглядят в тридцатикратном увеличении.

Зачем идти: Научиться работать с микроскопом, готовить препараты для исследований, собрать свой карманный микроскоп с увеличением в двести раз, провести эксперимент, исследовать и сравнить растительную и животную клетку.

4. Экскурсия в научно-познавательный центр «Коралловый риф»

Для кого: 1 — 11 класс

О чем: О коралловых рифах, о родственниках коралловых полипов, живущих в центре Москвы, и об угрозе уничтожения уникальной среды.

Зачем идти: Исследовать свойства воды и живой материи в специальной лаборатории, изучить работу водолазной помпы, узнать, как искусственно вырастить кораллы, не только увидеть, но и потрогать кораллы, не причинив им вреда, узнать, чем они могут быть опасны, за что их любят акулы, и как морские жители используют электричество.

5. Экскурсия «Строение и функции клетки»

Для кого: 3 — 6 класс

О чем: О цитологии и поэтической красоте растительных клеток.

Зачем идти: Через микроскоп понаблюдать за движением цитоплазмы в клетках элодеи, рассмотреть и изучить строение клетки кожицы лука, картофеля, мякоти рябины, убедиться в том, что ботаника — это интересно. Но сначала, придется самим приготовить препараты, настроить оборудование и научиться видеть то, что невооруженному глазу не под силу.

Мастер-класс «Судьба природы – наша судьба»

Мастер-класс на экологическую тему по технологиям проблемного и интерактивного обучения.

Мастер-класс

Судьба природы – наша судьба

Дьячкова Наталья Анатольевна,

учитель биологии и изо

МБОУ Верхнесоленовская СОШ

Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни.

Ни для кого не секрет, что наш мир уже долгое время стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но, тем не менее, даже этот факт не останавливает человечество от варварского вторжения в природу, антропогенного загрязнения окружающей среды.

Все вы, наверное, знаете, что 2017 год, объявлен в России Годом экологии. Но совсем недавно у нас уже был Год экологии… кто помнит, в каком году? Правильно, в 2013.

Почему же мы так часто слышим слово «экология»?

А как вы понимаете слово «экология»?

Прием «Ассоциативный куст».

Составление ассоциативного куста к слову «экология».

Экология — наука, раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Да, в природе, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает эту цепочку сам человек), то в природе возникают серьёзные проблемы.

— Правильно ли мы говорим, когда звучит такое выражение «Плохая экология?» Нет, неправильно, экология – это наука и плохой или хорошей она быть не может.

— А что чаще всего мы подразумеваем, когда произносим это слово?

Ответы: Загрязнение окружающей среды (воздуха, воды, почвы), уничтожение пахотных земель, вырубка лесов, истребление растений, животных и других живых организмов, грубое вмешательство человека в природу ( и т.д.

Поразительные достижения нашего века, по справедливости считающе­гося веком научно — технической ре­волюции, привели нас к «роковой иллюзии, что с помощью наших ма­шин мы, наконец, избавились от дав­ления природных условий». Эта мысль принадлежит Барри Коммонеру, видному американскому био­логу, который в 70-х годах прошлого века сформулировал 4 закона экологии:

Читать еще:  Профессия буровой мастер

Почему же мы не используем эти законы, в которых так четко прописано, как мы должны вести себя в природе?!

  1. Все связано со всем.
    В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным. И хотя эти изменения не всегда заметны на первый взгляд, они, положительные или негативные обязательно повлияют на человека, который является частью природы.
  2. Все должно куда-то деваться.
    Любые загрязнения (отходы, тепло, радиация и т.д.) вернутся к человеку обратно согласно первому закону, поэтому необходимы безотходные, экологически чистые технологии производства и утилизация бытовых отходов.
  3. Природа знает лучше.
    Природа разумна сама по себе. Вмешательство человека часто нарушает ее механизмы. Поэтому нужно не завоевывать природу, а по-возможности адаптироваться к ней.

4.Ничего не дается даром или за все надо платить.
Это закон рационального природопользования. Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков. Пренебрежение этим законом приводит также и к значительным материальным затратам (на восстановление природных ресурсов, очистку океана и т.п.)

Сейчас я приглашаю к работе фокус-группу.

Работа 1-й фокус – группы: вам даны проблемные ситуации воздействия человека на природу. Попробуйте распределить эти ситуации, согласно экологических законов, по которым живет природа.

2-я фокус — группа: Вам нужно на основе стихотворения составить все возможные пищевые цепочки.

Задание на составление пищевой цепочки.

Свирепый волк с кормящею волчат волчицею —
Гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице – сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный…

(Проверьте себя: у вас должно получится три цепи питания. Повторяющиеся слова брать один раз!)

— А сейчас я обращусь к залу.

Уважаемые коллеги, сейчас я хочу обратиться к вам и провести такой мини-опросик:

  • Поднимите правую руку, кто себя считает культурным человеком.
  • Поднимите левую руку, кто уже посадил хотя бы одно дерево.
  • Поднимите правую руку, кто сейчас помогает птицам (я имею в виду не своим курочкам). Что вы для этого делаете? Молодцы!
  • А кто из вас всегда убирает за собой в природе после пикника? (Давайте поаплодируем себе)
  • А кто из вас никогда не бросил фантик на землю? Молодцы!
  • А кто хотя бы один раз поднял такой брошенный фантик? (Аплодисменты)

— О какой культуре мы сейчас говорили? Конечно, об экологической культуре.

Что сделать для того, чтобы человечество сохранило все живое? Что же могу сделать я? Одна из 6 млрд. людей. Если только задавать вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе смогут многое.

Мы выйдем из экологического кризиса только тогда, когда перестанем оглядываться на других и оглянемся вокруг. Когда задумаемся, а бросить ли нам бумажку? (Сминаю бумагу и бросаю её на пол).

Ответы 2-й фокус-группы:

Вопросы по заданию (стих)

— К какому экологическому закону можно отнести это стихотворение? (Ответ: Закон «Всё связано со всем»)

— Что может произойти, если исчезнет хоть одно звено пищевой цепи? (Ответ: нарушится экологическое равновесие в природе).

Ответы 1-й фокус-группы:

Проблемные ситуации воздействия человека на природу распределились таким образом:

  1. Экологический закон «Все со всем взаимосвязано»
  • Осушили болото, чтобы построить жилой дом – обмелела река.
  • Распахали степь – исчезли дрофы, многие грызуны, хищные птицы
  • В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
  1. Экологический закон «Все должно куда-то деваться».
  • Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Листья сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни у людей. Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город для компостирования.
  • Водоемы загрязняются пестицидами и минеральными удобрениями, которые попадают с полей вместе со струями дождевой воды. Попадая в водоемы, пестициды накапливаются в планктоне (разнородные, в основном мелкие организмы), рыбе, а по цепочке питания попадают в организм человека, действуя отрицательно как на отдельные органы, так и на организм в целом.
  1. Экологический закон «Природа знает лучше нас»
  • Завоз в Австралию в 1859 г. 24 кроликов, которые через десятки лет дали многомиллионное потомство, привел к национальному бедствию. Размножившиеся кролики стали конкурировать за пищу с многими животными. Поселяясь на пастбищах и уничтожая растительность, они принесли огромный ущерб овцеводству. Борьба с кроликами потребовала огромных усилий и длительного времени.
  • В 1928 году в нашу страну была завезена из Северной Америки ондатра. Она быстро размножилась, вытеснила русскую выхухоль, потому что у нее в наших условиях не было естественных врагов.
  1. Экологический закон «За все надо платить»
  • В нашей стране для сохранения редких и исчезающих видов организуют заповедники, заказники, животных расселяют в районы их былого распространения, подкармливают, создают укрытия и искусственные гнездовья, охраняют от хищников и болезней. При очень низкой численности животных разводят в неволе (питомниках и зоопарках), а затем выпускают в подходящие для них условия.

Сегодня мы говорили о законах экологии. Но самое страшное, что за несоблюдение этих законов придётся платить и будущим поколениям. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

Прием «Продолжи предложение»

Мы часто можем услышать от окружающих, что один в поле не воин, то есть, решить один не может ничего. Есть мнение, на что способен такой человек — просто покричать в пустоту и это будет равносильно стрельбе из пушки по воробьям. Я предлагаю вам подумать и закончить предложения, которые нам помогут по-другому взглянуть на некоторые экологические проблемы.

«И один в поле воин»…

  • пишите на обеих сторонах бумаги, используйте больше материал, который…
  • старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно…
  • не покупайте больше, чем можете…
  • одежду, которую ты не носишь, можно…
  • старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически…
  • почини и исправь вещь вместо того, чтобы…
  • узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и…
  • не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут…

Обобщение мастер-класса (работают фокус-группы)

  1. Я предлагаю вам взять маленький листок бумаги (Берут подготовленные и заранее разложенные листы бумаги. Желательно разрезать уже использованные листы, это экологичнее. Размер 10 на 10 см).
  2. По команде все «ученики» закрывают глаза. Важно предупредить, что в процессе выполнения задания задавать вопросы нельзя, только выполнять команды.
  3. Согните два раза ваш листок. А теперь поочередно у вашего листка отрывайте уголки.
  4. Достаточно, спасибо. А теперь откройте глаза, поднимите свои листочки. Посмотрите, они у всех получились разные!

Для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать.

Необходимо вырабатывать общие правила. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector