История актерского мастерства
ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
Из истории возникновения актерского мастерства
Корни профессии актерское мастерство и театральное искусство можно найти еще в первобытном обществе, хотя, такого, понятия «искусство» тогда, конечно, не существовало.
В эпоху первобытнообщинного строя в каждом племени присутствовали собственные ритуалы: игрища, пляски, священные действа, разнообразные сцены, сопряженные с основополагающими моментами жизни общества (ритуалы, направленные на взаимоотношения с силами природы и духами предков, перемена времен года и действа, способствующие повышению урожая, охота и ритуалы для привлечения богатой добычи). Как правило их проводили шаманы, часто устраивая из ритуала целое представление (см. Рис 1).
Для придания значению образу и своим действам, для поддержания своего индивидуального искусства шаманы стали использовать костюмы и маски.
Но основной задачей было эмоциональное воздействие на членов племени. Это в дальнейшем разделило людей на исполнителей и наблюдателей, как можно выразиться — на исполнителей действий — актеров и зрителей, где артист находился со зрителями один на один.
Это можно обозначить, как начало возникновения театра. Сейчас этому подобрали термин «пратеатр».
Затем намечаются два пути развития театра в целом и актерского мастерства в частности. I путь — можно проследить на примере стран востока, здесь театр сохраняет устойчивую связь с религией, и актерское искусство формируется под влиянием присущих религии аллегорических приемов выразительности, спектакли ставятся в основном на религиозную, мифологическую, эпическую тематику.
II путь — это древняя Греция, где в драматургии и театральном искусстве все явственнее звучат светские, социальные мотивы, способствующие более гибкому развитию различных форм театра и актерских техник. Сценическое искусство, в том самом виде, в каком мы с вами привыкли его видеть, зародилось как раз в Древней Греции (см. Рис 2). Здесь профессия актера была очень популярна. Каждый прославленный полководец, считал своим долгом иметь при себе штат актеров, которые помимо прочего обучали его ораторскому искусству. Имена хороших актеров были известны всему городу, и зрителям часто не хватало мест на спектаклях. Мастерство самого актера, оттачивалось годами, а играть древнегреческим артистам было сложнее, чем нашим современникам. Театры имели огромные размеры, микрофонов не было, актеры должны были быть услышанными и увиденными из любого места в театре, поэтому их лица обязательно закрывались большими масками в трагедиях изображающими горе, а в комедиях — радость; актеры надевали высокие головные уборы, становились на котурны, яркость и выразительность движений актера скрывал широкий, длинный плащ в трагедиях, а в комедиях огромный накладной горб и живот. Поэтому актер мог только своим голосом выразить всю гамму чувств и эмоций, передать напряженный ход действа.
Рис.2. Театр Древней Греции
В Древнем Риме актерская профессия была менее престижна. Почет и уважение получали лишь те, кто добился блестящих успехов в актерском мастерстве. Вначале актерское искусство Древнего Рима шло параллельно с Грецией, но в эпоху императоров театр стал вытесняться цирком и пантомимой, актерское искусство пришло в упадок.
В начале нашей эры эта профессия вообще перестала быть известной, поэтому на игру актеров стали смотреть, как на гладиаторские бои. Эту традицию целиком поддержала средневековая Европа, где театрализованные представления долгое время считались бесовскими, бродячие народные труппы безжалостно преследовались церковью, хотя на протяжении многих веков у всех королей при дворе находились шуты и лицедеи, которые постоянно развлекали своего правителя и его гостей. Некоторые были презираемы публикой, а иные имели власть сравнимую с министром или советником короля
На Руси в средние века профессия актера (вначале ими были скоморохи) и вовсе была связана с опасностью, потому что за непонравившееся представление, скомороха могли избить, сломать инструменты, выпустить его зверей, а самого посадить в темницу (см. Рис 3).. Изменение отношения к театру и актерскому мастерству в лучшую сторону началось с приходом эпохи Возрождения, но актеры еще долго не могли рассчитывать на уважение окружающих. Вот один из примеров. В XIX веке один из известных русских предпринимателей Савва Мамонтов, находясь в Италии, захотел стать оперным певцом, однако его насильно привезли домой под угрозой отцовского проклятия, к тому же все российские деловые круги были крайне скандализированы произошедшим.
Рис.2. Скомороший театр на Руси
Но вернемся к эпохе Возрождения. Актерское мастерство эпохи Возрождения унаследовало многие элементы сценической культуры народного театра средних веков. Отдельные сценические условности формировались столетиями и прочно вошли в обиход театра того времени. Но, естественно, что драматургия Шекспира, Марло, Б. Джонсона столь богато и разнообразно показывавшая характеры персонажей, стала требовать другой актерской игры, чем та, которая была нужна для воплощения абстрактных образов добродетелей и пороков в мистериях, моралитэ и фарсах средневековья, которые в основном были поставлены целиком силами любителей, редкие профессионалы привлекались к действу не часто. Именно здесь возникает пристальное внимание к актеру, появляется стремление научить его считаться в первую очередь не с собой, а с творческим замыслом автора пьесы. Профессия актера начинает приближаться к современному ее варианту.
Престижной профессией актерское мастерство стало только в конце XIX и начале XX веков, когда появился режиссерский театр, что в свою очередь привело к разработке и реализации новых актерских методик и тренингов. В настоящее время это одна из интереснейших и уникальнейших профессий, потому что единственным инструментов в работе актера является он сам. Он становится стразу и инструментом в умелых руках режиссера, и мастером и продуктом профессиональной деятельности. Несмотря на огромные возможности театра и разнообразие средств художественной выразительности, каждый актер все равно выходит один на контакт со зрительным залом. Каким бы маститым и известным ни был режиссер спектакля, художник, композитор, конечный результат зависит от мастерства актера, потому что он является накопителем и проводником идей постановочной группы. Здесь важны не только внешние данные и голос, но и обаяние, кураж, непосредственность, чувство ритма, стиля и вкус. Все это как раз позволяет хорошему актеру быть таким разным даже в одном и том же спектакле, помогает воссоздать внутренний мир персонажа и увлечь зрительскую массу своей игрой и мастерством перевоплощения. Высокий уровень актерского мастерства может во много раз увеличить и усилить творческий замысел постановки; тогда как низкий, непрофессиональный уровень актерской игры — уничтожить, свести на нет самое блистательное постановочное решение. Именно в этом и состоит противоречивость профессии актера, обусловливающая большие психологические трудности. С одной стороны, актеры крайне зависимы от множества факторов (от возможностей, заложенных драматургом в ролевой материал и режиссерского умения работать с актером до слаженной работы театральных технических цехов во время спектакля и настроения зрительного зала); с другой стороны — именно в актере заключена квинтэссенция всего театрального искусства. Наверное, недаром на протяжении мировой истории театра популярность ни одного самого именитого режиссера или драматурга не может сравниться с уровнем популярности маститых актеров: именно они становятся подлинными властителями дум зрителей, воплощая и символизируя театр. Успешные актеры, громко заявившие о своем таланте и способностях, пользуются успехом не только на театральных подмостках, но и в среде городских элит всех уровней, становятся постоянными участниками общественной жизни, почетными гражданами, являют собой пример активной жизненной позиции. Общественность не обходит их своим вниманием. В настоящее время известных актеров называют истинными сливками общества и украшением света.
История актерского образования в России
История школ актерского мастерства в России насчитывает несколько столетий, а преподавание актерского мастерства имеет глубочайшие исторические корни. Русское театральное искусство, берущее начало в скоморошестве с одной стороны и во французской театральной школе – с другой стороны, прошло через ряд трансформаций, в результате которых русское театральное творчество обрело свое лицо и заняло одно из ведущих мест в ряду сильнейших театральных традиций мира.
Фактически, русская театральная школа, или как ее еще называют «школа переживания» является в своем роде уникальной и до сих пор является одной из ведущих в мире, несмотря на значительный упадок, произошедший в данной области за последние 20 лет.
Постоянная театральная школа актерского мастерства появилась в России в первой половине 18 века, и это была танцевальная школа. А первая театральная школа, включающая в свою программу обучения предметы, направленные на воспитание драматического артиста, появилась в конце 18 века и, спустя 20 лет, в 1809 году были преобразованы в театральное училище, известное сегодня как Театральное училище им. М. С. Щепкина.
Уже в 19 веке русский театр в достаточной степени отличался от своего родителя – французского театра. Природная склонность русского актера к вниманию, в первую очередь, к внутренней жизни героя, к его психологическим состояниям и своего рода реализму, родило целый ряд великих русских артистов 19 века, по сути, являющихся прародителями сегодняшней русской театральной школы.
Великий драматург А. Н. Островский принес обновление в «застоявшийся» было театр, и в конце 19 века по его проекту на базе того же театрального училища были созданы драматические курсы, поднявшие дело воспитания актера на новую высоту. Преподавателями, как бы мы сегодня сказали, актерского мастерства, там выступали великие актеры современности, такие как И. Самарин, А. Ленский, Г. Федотова и др. Параллельно развивались театральные школы, созданные в частном порядке.
Одним из таких мест, где будущие актеры могли получить образование, являлось Московское Филармоническое училище, в здании которого по сей день находится одно из старейших образовательных учреждений России — ГИТИС. Одним из педагогов Филармонического училища на тот момент являлся Вл. И. Немирович- Данченко.
В последствии на базе его курса в училище и любителей из труппы К. С. Станиславского был создан МХТ (Московских Художественный Театр), пропагандирующий новые принципы в искусстве театра и являвшийся, в свою очередь, новым витком в области развития русского театрального искусства. На базе этого театра были создана школа- студия и не одна.
Сегодняшняя Школа-студия МХТ – и есть та самая студия, которую основали великие реформаторы мирового театра К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович- Данченко (читать статью «Основы актерского мастерства»).
Обладая невероятными способности систематизатора и соединяя в себе талант драматического артиста, режиссера, педагога и теоретика театрального искусства, К. С. Станиславский смог создать систему обучения актера, которую и по сей день применяют во всем мире при подготовке будущих артистов.
В своих письмах К. С. Станиславских часто упоминает о том, что своими учителями в актерском ремесле он считает русских актеров Ермолову, Федотову, Щепкина, итальянца Сальвинии и др., а в режиссуре – Рейнгардта (немецкого режиссера и актера).
Советская система обучения актеров была пополнена новыми выдающимися деятелями в области теории и практики актерского искусства (например, Вахтанговым). Она внедрила так называемую систему Станиславского во все театральные школы СССР, что, без сомнения, вывело уровень актерской игры в стране на новый уровень.
Сегодня мы, безусловно, находимся в точке некоторого спада в области обучения актерскому мастерству. Это тем более обидно, что театр – это традиционно сильная область искусства, в которой Россия привыкла быть успешной. Будем надеяться на возрождение и постараемся способствовать этому в меру своих сил.
Мастерство актёра
Актёрское искусство — профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества. [1]
Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путём воздействия на зрителя во время спектакля создаётся особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей. [1]
Содержание
Принцип актёрского искусства
Общий принцип актёрского искусства — перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее, метод его постижения различается в зависимости от техники, которой пользуется актёр, школы (например, Станиславского или Михаила Чехова), факторов внешнего вмешательства в построение роли (работы партнёров, режиссёра, гримёра и т. д.).
Рабочие инструменты актера так же различаются как внешние и внутренние.
- Внешние (технологические) — грим, костюм, в некоторых видах театра — маска.
- Внутренние (психо-физические) — физические: тело, пластика и моторика, голос (в том числе дикция), музыкальный слух, чувство ритма; психические: эмоциональность, наблюдательность, память, воображение, скорость реакции, способность к импровизации.
История актёрского искусства
Истоки актёрского искусства восходят к массовым действам первобытного общества. Хотя в тот момент актёрского искусства как такового не существовало. Наивное человеческое мировоззрение той эпохи приписывало подобным действам магическое значение, способное повлиять на силы природы, принести удачу на охоте или устрашить врага.
Распад массовых действ, исполнявшихся всем племенем, на игры и танцы привёл к появлению исполнителей и зрителей.
Примечания
- ↑ 12 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
Литература
- Лосев С. М. Георгий Товстоногов репетирует и учит.» — Литературная запись С. М. Лосева. Санкт-Петербург: «Балтийские сезоны». 2007.
- Захава Б. Е.Мастерство актёра и режиссёра. — М., 1969
- Корогодский З. Я.Первый год — Л., 1991 г.
- Станиславский К. С.Работа актёра над собой, Работа актёра над ролью. Собр. соч. в 8-ми тт. Тт. 2, 3, 4. — М., 1954—1957
- Творческое наследие Вс. Э.Мейерхольда. — М., 1978
- Митта А. Н. Кино: Между адом и раем. — М., 2001. — 460 с.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Мастерство актёра» в других словарях:
АКТЁР — АКТЁР, а, муж. Артист исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении. В жизни этот человек а. (перен.: старается показать себя не таким, каков он есть; неод.). | жен. актриса, ы и актёрка, и (прост.). | прил. актёрский, ая … Толковый словарь Ожегова
Актёрское искусство — Актёрское искусство профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества.[1] Исполняя определённую р … Википедия
актёр — а; м. (франц. acteur) см. тж. актриса, актёрка, актёришка 1) Профессиональный исполнитель ролей в театральных представлениях или в кинофильмах. Мастерство актёра. Трагедийный, комический актёр. 2) разг. О том, кто притворяется кем л. или каким л … Словарь многих выражений
актёр — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? актёра, кому? актёру, (вижу) кого? актёра, кем? актёром, о ком? об актёре; мн. кто? актёры, (нет) кого? актёров, кому? актёрам, (вижу) кого? актёров, кем? актёрами, о ком? об актёрах; сущ., ж … Толковый словарь Дмитриева
АКТЁР — в кино, участник процесса создания фильма, чья творческо профессиональная деятельность направлена на воплощение персонажей на основе сценарной драматургии и в соответствии с режиссёрской концепцией фильма. Игра актера ёмкий эмоционально… … Кино: Энциклопедический словарь
мастерство — а; ср. 1. Умение, владение профессией; трудовой навык, ремесло. Столярное м. Швейное м. Любовь к слесарному мастерству. Овладеть сапожным мастерством. 2. Большое умение, искусство в какой л. области. Актёрское м. М. рассказа. М. игры на скрипке.… … Энциклопедический словарь
мастерство — а/; ср. 1) Умение, владение профессией; трудовой навык, ремесло. Столярное мастерство/. Швейное мастерство/. Любовь к слесарному мастерству. Овладеть сапожным мастерством. 2) Большое умение, искусство в какой л. области. Актёрское мастерство/ … Словарь многих выражений
Актёрское искусство — искусство театральной игры, создания сценических образов. Художественная специфика театра отражение жизни в форме непосредственно происходящего перед зрителями драматического действия может осуществляться только посредством А. и. Цель его … Большая советская энциклопедия
Актёр — См. также: Артист Актёр (фр. acteur, от лат. actor исполнитель) исполнитель ролей в драматических спектаклях и кино. Содержание 1 История развития актёрского искусства … Википедия
МАСТЕРСТВО — высокий уровень владения изобразительно выразительными средствами и техникой исполнения в к. л. (или нескольких) виде искусства (напр., рифмой и ритмом в поэзии; иск вом перевоплощения, пластикой тела, мимикой, дикцией в актерском творчестве;… … Эстетика: Словарь
Что такое актёрское мастерство
В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Большинство чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, но и в движениях. Решить эти проблемы помогает курс по актёрскому мастерству.
Актёрское мастерство — набор упражнений, направленный не на освоение навыков профессии актера, а развитие психофизического аспекта человека. Благодаря такой тренинговой программе человек учится раскрываться миру, избавляется от страхов и фобий, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой. Он становится прекрасным оратором, у него налаживаются отношения со всеми людьми, он идет по жизни легко и играючи.
Начинается курс со знакомства с собой. Этот этап позволяет открыть в себе свое творческое «я», свободно и естественно выражать эмоции. И начинается курс с работы с голосом. Взволнованный голос выдает внутреннее состояние человека. Преподаватели помогут зазвучать голосу в полную силу, расширят его диапазон, улучшат тембр.
Затем следует работа с речью, где разрабатываются органы речи с целью чёткого произношения. Это делают через различные пословицы, поговорки и др.
Важную роль в речи играет интонация, придающая неповторимую окраску предложению.
Затем следуют упражнения по пластике тела, помогающие избавиться от зажимов, которые мешают свободно ощущать себя в пространстве. Но тело всего лишь отображает состояние души человека. Поэтому на курсе идёт глубокая проработка этого аспекта.
Также изучается на этом этапе импровизация. Ведь невозможно общаться и жить по шаблону. Импровизация учит человека искренне реагировать на события.
Психотехника поможет понять, откуда берутся страхи, негативные эмоции, даст человеку вдохновение и переступить через страх.
На курсе большое значение придаётся развитию воображения и внимания. Ведь, как правило, люди слушают, но не слышат, смотрят, но не видят.
Второй этап включает в себя работу над диалогом, монологом, умением общаться с партнером, работу с новыми образами. Он состоит из:
Путь к самому себе. Это этап принятия себя, развитие способности видеть прекрасное, понимание других людей.
Путь к партнёру. Здесь человек учится общению с людьми, воздействовать на партнёра и отвечать на его контрдействия через различные этюды.
Путь к автору. Человек погружается в мир идей и образов автора. Это актёрское умение органично действовать в логике персонажа.
Путь к характеру и образу. На этом этапе человек учится пониманию персонажа, изучает его походки, жесты, речь. Это помогает лучше понимать мысли и чувства других людей.
Курс актёрского мастерства помогает человеку открыть в себе новые чувства и ощущения, помогает ему в его совершенствовании, раскрытии личностного потенциала, даёт человеку харизму. Он становится непревзойденным оратором, легко общающимся с публикой. Укрепляется общая стрессоустойчивость, так как человек после курса легко управляет своими чувствами и эмоциями. Через свое тело он управляет своим настроением и поведением и легко добивается успеха в жизни в целом.
Театральное искусство
Театр – это главный вид зрелищных искусств. Истоки его находятся в глубокой древности: первыми театральными представлениями можно считать первобытные языческие обряды. А вот своему названию театр обязан древней Греции: в античные времена именно этим словом назывались зрительские места.
Театральное искусство включает в себя несколько направлений: драматический театр, театр кукол, оперу, оперетту, балет, пантомиму… Каждое из этих направлений имеет свою историю развития, свои отличительные признаки, традиции, своих выдающихся артистов. И тем не менее все они не зря объединены словом «театр». Все они обладают особенностями, отличающими их от других родов и видов искусства. Специфические «театральные» черты едины для всех его направлений.
Что же делает театральное искусство уникальным? Что делает театр театром?
Театральное искусство имеет синтетическую природу.
В театре практически все виды искусства сливаются воедино. Один драматический спектакль может включать в себя одновременно литературу (текст пьесы, сценарий), изобразительное искусство (декорации, реквизит, костюмы), инструментальную и вокальную музыку (исполняемую на сцене, за сценой или звучащую в записи), хореографию (постановочные и/или импровизационные актерские танцы) и т.д. Кроме того, современный театр широко использует технические возможности (конструкция сцены, ее машинерия, использование световой и звуковой аппаратуры, разнообразные сценические эффекты, например, дым, проекция изображений и пр.). Даже научные достижения театр научился использовать в своих целях! Мало кто задумывается об этом, но в основе творчества актера и режиссера лежат научные разработки нескольких поколений психологов. Медицина и физиология напрямую связаны с обязательными для актера занятиями по сценическому движению, акробатике, сценической речи и вокалу. Огромный клад в развитие театра внесли исследования историков и литературоведов.
Театральное искусство – это коллективный творческий процесс.
В создание спектакля вовлечено огромное количество людей. Актеры (часто – несколько составов), режиссер, помощники режиссера, композитор, художники по декорациям, костюмам, реквизиту, портные, бутафоры, музыканты, гримеры, костюмеры… Кроме них над спектаклем трудятся рабочие сцены (осветители, звуковики, специалисты по прочим сценическим эффектам). Администрация театра, бухгалтеры, продюсеры, специалисты по рекламе – все эти люди тоже вносят большой вклад в создание художественного произведения.
От слаженности работы всего театрального коллектива зависит вся судьба спектакля: начиная с принятия решения о постановке и заканчивая юбилейным трехсотым представлением. Стоит ли говорить о том, как сложно такому количеству людей скоординировать свои действия, прийти к творческому консенсусу и создать что-то новое и прекрасное в мире искусства?
Однако, работой театральной команды «коллективность» театра не исчерпывается. Режиссеры очень любят повторять фразу: «театр без зрителя не существует». Это действительно так. Даже самый гениальный отрепетированный спектакль не является художественным произведением до тех пор, пока его не увидит зритель. Зритель является полноправным соавтором спектакля. Человек приходит в театр с работы или учебы, сдает пальто в гардероб, занимает свое место в зале, отключает мобильный телефон – и начинает свой сокровенный творческий процесс. Он воспринимает спектакль во всей его полноте: от актерской игры и чистой работы спецэффектов до тонкого режиссерского замысла, впитывает в себя слова, пластику, микродвижения, мимику актеров, звук, свет, цвет… Проникается сюжетом пьесы и его режиссерским толкованием, чувствует тонкие психологические оттенки. А кроме того, корректирует спектакль в своем воображении, трансформирует его по-своему, придавая особое значение тем или иным компонентам, расставляя свои акценты, делая свои выводы. Случается даже, что зрительское восприятие переворачивает режиссерский замысел с точностью до наборот – и человек уходит из зала с совершенно противоположной эмоцией, чем та, которую хотел вызвать создатель спектакля.
Конечно, внимательный и восприимчивый зритель, способный отключиться от собственных мыслей и погрузиться в искусство – это подарок для актера. Таких, к сожалению, меньшинство. Большая часть воспринимает искусство на наивно-реалистическом уровне и даже не стремится проникнуть в своих мыслях дальше сюжета. И тем не менее, все остальные компоненты тоже воздействуют на зрителя, пусть даже это происходит незаметно для него самого.
Из совместности создания спектакля театральным коллективом и зрителем возникает еще одна особенность театрального искусства.
Театральное искусство сиюминутно.
Художник может написать гениальную картину – и она будет оставаться совершенной долгие годы. Писатель может создать великолепный роман или поэму – и, обнаруженное через много лет, достойное произведение обязательно найдет своего читателя и принесет своему автору славу (пусть даже посмертную). Театральный спектакль существует только во время воспроизведения. Его нельзя сохранить, законсервировать, передать следующим поколениям зрителей. Каждый спектакль живет по принципу «здесь и сейчас», каждый спектакль уникален. Актеры (и некоторые из зрителей) точно знают: сыграть один и тот же спектакль одинаково невозможно. Спектакль – живое существо, он неуловимо меняется, приобретает новое качество, обрастает деталями и нюансами. Процесс его создания не заканчивается генеральной репетицией – готовое произведение обязательно проверяется на зрителе, и часто зрительская реакция или ее отсутствие ведут за собой изменения в спектакле.