Prg67.ru

Онлайн вебинары
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Декоративно прикладное искусство известные мастера

Декоративно прикладное искусство известные мастера

Родилась в 1973 году.

Начала заниматься шитьём кукол с 2012 года, освоив технику «скульптурный текстиль», в основе которой лежит создание кукол из синтепона и капрона при помощи утяжек. Однако полученный результат заставил пойти дальше, и к технике утяжек добавилось валяние. Это позволило создавать кукол с более реалистичными лицами, а также портретных кукол. Помимо кукольного творчества освоила такие техники, как вязание, сухое валяние, создание цветов из фоамирана, топиариев.

На сегодняшний день работы мастера выставляются в музее кукол г. Чаплыгин. При шитье куклы обычным способом чаще всего невозможно достичь с помощью ткани эмоций, необходимых кукле. В этих случаях мастер использует краски или вышивку. Скульптурный же текстиль позволяет путем применения утяжек и каркаса добиться морщин, щечек, складочек, пухлых губок и носка «картошкой» (при необходимости, конечно).

В создании костюмов Людмила Руслановна использует технику бисероплетения, шитья, валяния, машинной вышивки. Мастер изготавливает свои работы по образцам традиционных южнорусских костюмов, в частности — Воронежской губернии.

Родилась 2 июля 1967 г. в г. Данкове.

Рано проявилась тяга к рисованию. Огромную роль в этом сыграл дедушка — данковский художник Н.А. Рассолов. Она видела, как дедушка творил за мольбертом. Возможно, это и определило её будущую профессию.

После окончания средней школы поступила в Липецкий государственный педагогический институт на художественно-графическое отделение. Будучи студенткой, писала натюрморты, автопортреты.

В 1990 г. окончила институт с красным дипломом и вернулась домой.

Работала в подростковом клубе «Верность» при средней школе № 6, в Центре детского творчества. Сейчас Татьяна Фёдоровна — руководитель кружков раннего эстетического развития: изостудии «Радуга», «Романовская игрушка» детского сада № 2 г. Данкова. Воспитанники Т.Ф. Хлебниковой — постоянные участники городских, районных и областных художественных выставок.

Татьяна Фёдоровна — талантливый художник. Она является участницей выставок местных художников в Данковской картинной галерее. Её работы отличаются своеобразием и творческой индивидуальностью. Картины Татьяны Фёдоровны — это душевные откровения человека, глубоко любящего свою малую родину, её природу.

Искренность и правдивость изображения картин природы, особый внутренний свет её полотен находит отклик со стороны почитателей таланта художницы. Работает она в технике лессировки, батика, гобелена, пишет маслом и темперой.

Т.Ф. Хлебникова занимается также изготовлением фигурок из соломки. Огромная заслуга Татьяны Фёдоровны в возрождении забытого народного промысла нашей области — «романовская игрушка». Под руководством опытного педагога кусочки глины в руках детей превращаются в удивительные игрушки-свистульки.

Родился 13 сентября 1940 г. Его работы неоднократно демонстрировались на различных выставках, находятся они и в экспозиции краеведческого музея (участник областной выставки в Доме ремёсел, дважды выставлялся в областном выставочном зале, на выставке в Нижнем парке, на фестивалях в Скопине).

Гостям художника, побывавшим в его мастерской, в глаза бросаются полки с готовыми керамическими изделиями, а это — подсвечники, куманцы, квасники, вазы. Каждая, вроде бы обыденная вещь, самобытна и неповторима. Диковинные птицы и животные словно сошли со страниц русских народных сказок. А, глядя на миниатюрные маковки церквей, круглолицых красавиц, экзотические цветы, как говорится, за живое берёт! Чтобы из куска простой серой глины создать чудо, произведение искусства, нужен не только талант, но и знания. Якушкину повезло, он закончил Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова. Это одно из лучших российских учебных заведений, которое ежегодно выпускает уникальных специалистов – резчиков по дереву и кости, керамистов, мастеров художественной росписи, скульпторов, ювелиров.

По распределению Анатолий Алексеевич был направлен в г. Рамонь Воронежской области на керамическую фабрику, отработав несколько лет, уезжает в Данков, где проживал вместе с родителями с одиннадцатилетнего возраста и впервые вылепил из глины первую поделку. Несколько лет Анатолий Алексеевич работает в художественной мастерской при отделе культуры. Вместе с коллегами-художниками они не только в нашем городе, но и районе занимаются эстетическим оформлением зданий и учреждений, выполняют иные заказы, а вот времени, да и условий для высокого ремесла у Якушкина практически не оставалось. Поэтому он согласился перейти в отдел художественной эстетики при химическом заводе. Заводчане помогли Анатолию Алексеевичу оборудовать настоящую мастерскую. Только вот готовые керамические изделия лежали в ней «мёртвым грузом», были недоступны для тех, кто мог бы оценить их по достоинству, ведь предприятие является закрытым объектом. И через несколько лет мастер решается на рискованный шаг — подаёт заявление об уходе, а свои лучшие работы представляет на областной выставке декоративно-прикладного творчества.

Керамика данковчанина заслужила очень высокую оценку жюри и посетителей выставки, что явилось огромным энергетическим зарядом для Якушкина. Сейчас Якушкин является свободным художником, работает в домашней мастерской. Летом сам заготавливает глину в заветных копанцах (так деревенские гончары в прошлом называли яму или карьер, где добывали глину). Потом эта глина ждёт часа, когда идея, рождённая фантазией художника, обретёт своё очертание в эскизе. Лишь затем он возьмёт её в руки и сядет за гончарный круг или кружало. Анатолий Алексеевич работает в технике «томлёная терракота» (неглазурованная керамика), используя старинную тонировку и пропитку.

Сын Якушкина — Александр Анатольевич пошёл по стопам отца, закончив тот же факультет известного Абрамцевского училища, сейчас живёт и работает в Скопине. Младший Якушкин — член Союза художников Российской Федерации, участник международных фестивалей и выставок декоративно-прикладного творчества. Внучка Анатолия Алексеевича продолжает творческую династию Якушкиных. Несмотря на свой возраст (она ещё школьница), девочка уже является участником выставок, на которых представляет свои работы из глины.

«Мастера народного декоративно – прикладного искусства Моркинской стороны»
материал на тему

Исследовательская работа «Мастера народного декоративно – прикладного

искусства Моркинской стороны»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Йошкар-Олы»

«Мастера народного декоративно – прикладного

искусства Моркинской стороны»

обучающиеся 3 «В» класса

Алексеева Людмила Ивановна,

Учитель начальных классов

Йошкар-Ола, 2016 г.

  1. Декоративно-прикладное творчество
  2. Основная часть
  1. Народные мастера-умельцы прошлого
  2. Нынешние мастера

Список использованной литературы

Цель исследования: изучение народного декоративно-прикладного искусства мастеров Моркинского района, создание альбома «Мастера, Моркинской стороны».

1. Собрать материал о мастерах своего района;

2. Узнать, какими видами рукоделия владели мастера;

3. Узнать, какие мастера продолжают народное ремесло;

4. Систематизировать и обобщить материал о мастерах;

5. Стремиться к сохранению культурного наследия малой родины;

6. Оформить альбом.

Объект исследования: декоративно – прикладное искусство жителей Моркинского района.

Предмет исследования : творческая деятельность мастеров — умельцев Моркинского района.

  • Изучение литературы по теме исследования;
  • Интервью с мастерами декоративно -прикладного искусства Моркинского района;
  • Сбор материала, фотосессия;
  • Систематизация собранного материала;

Актуальность выбранной темы: эта исследовательская работа направлена на выявление и сохранение для будущего поколения имен мастеров народного декоративно – прикладного искусства Моркинского района.

В начале работы мы решили изучить литературу на тему: «Декоративно-прикладное творчество народа мари».

Декоративно-прикладное творчество — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, отвечающий бытовым нуждам человека. Создавая вещи определенной формы и назначения, человек всегда находит им применение и старается сохранить увиденную в них привлекательность и красоту. Предметы искусства передаются по наследству, от предков к потомкам. В них прослеживается народная мудрость, уклад жизни, характер.

Декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних. Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это с помощью материала, который находился под руками — это дерево, глина, кость и т.д. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его, но и неотъемлемая часть жизни, повседневного быта. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

Мы провели опрос жителей деревни Малый Корамас, Чавайнур, Шереганово, ВесьшургиМоркинского района. Нами было опрошено 7 жителей деревень разного возраста,а также участницы ансамбля «Муро сем».

По результатам опроса выяснилось, что в районе распространены художественная резьба по дереву и изготовление старинных музыкальных инструментов.

  1. Народные мастера-умельцы прошлого

Эчейкин Пётр Павлович –знаменитый волынщик республики. Родился и жил в деревне Шереганово. Пётр Павлович не только виртуозно играл на волынке , но и сам изготавливал её. Ни одна свадьба не проходила без его волынки и барабана.

В 2000 году ансамбль «Муро сем» под его руководством прошел отборочный конкурс в финно-угорской группе и представлял нашу республику на Международном фестивале «Шелковый путь». Посетили они Германия Франция Голландия Бельгия Финляндия . Ансамбль всегда выступал во второй части концертной программы и удивлял зрителей необычным звуком народных музыкальных инструментов и народными танцами. Никто не оставался равнодушным к культуре народа мари.

Эчейкин Вячеслав Петрович , сын Эчейкина Петра Павловича, был музыкально одаренным ребёнком. С трёх лет Слава был участником концертной программы, играл на свирели, барабане, гармонике, позже на волынке. Ездил с отцом по разным странам. Повзрослев, он продолжил дело своего отца, познавал нюансы изготовления народных инструментов.

Читать еще:  Школа актерского мастерства при театре

Иванов Григорий Иванович (Васлий Иван Кыргори) родился в деревне Малый Корамас . На войну ушел добровольцем, оставив семью и двоих детей. Отличался храбростью в бою. В конце войны был взят в плен и попал в концлагерь. Все ужасы плена, голод и холод он вытерпел и выжил. Немцы посчитали его мертвым и тело выбросили в овраг за колючую проволку. Немка спасла его, спрятала и выкормила. Так Григорий Иванович остался жив.

Посчастливилось ему вернутся на родину. После войны он работал учителем в деревенской школе. Столярному делу еще до войны выучился у своего деда. Григорий Иванович резьбой украшал несложную крестьянскую мебель, предметы быта. Главное внимание уделял декору наличников, фронтону и фасаду избы. Остальные части постройки обычно резьбой не покрывал. Так он стал искусным мастером-резчиком.

Новый способ обработки древесины способствовал проявлению таланта. Доставшиеся по наследству набор инструментов он бережно использовал и доставал новые. Григорий Иванович украсил резьбой не только оконные наличники, основной наряд дома, а также карнизы, причелины, подзоры. Позже деревянной резьбой украсил крыльцо и ворота.

Изукрашенного резьбой дома в деревне ни у кого не было. Такому мастеру-резчику по дереву так и сыпались заказы. К сожалению, выполненные его руками узоры на домах не сохранились. Зато в родной деревне его инструменты до сих пор служат доброму делу.

Известный мастер по дереву Васильев Анатолий Александрович (Матран Толя) из деревни Чавайнур. Родился он в простой крестьянской семье. Его отец не вернулся с войны и ему приходилось с малых выполнять тяжелую физическую работу. Столярному делу он выучился сам. По просьбе жителей он изготавливал домашнюю утварь: маслобойку, коромысла, кадушки, бочки, без которых жители не могли обходится ни одного дня, а также сани и санки, наличники для окон, амбары.

Не оставил он в стороне и народный музыкальный инструмент — тумыр. Все в округе пользовались только его барабаном и до сих пор пользуются. Простой, скромный человек всю жизнь трудился, радовал и удивлял своих односельчан своим мастерством. После войны Анатолий Александрович построил своими руками дом, разукрасил резными узорами. Необычной красоты дом до сих пор стоит в деревне Чавайнур, привлекая взгляды приезжих гостей.

В наше время национальные музыкальные инструменты почти не используются в быту, но их можно видеть и слышать на фольклорных праздниках, фестивалях, концертах. Старейших народных мастеров — умельцев, увы, тоже с нами нет, но растет новое поколение, которое продолжает их дело.

Среди мастеров волынщиков нового поколения особое место занимает актер Марийского Национального театра драмы им.М. Шкетана, Сергей Данилов . Закончив Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина, он возвращается на сцену театра.

В 2016 молодым актерам доверили играть в новой постановке спектакля «Салика», где непременным атрибутом должна быть волынка. К этому времени мастеров-волынщиков почти не осталось. Молодому актеру пришлось встретиться со старейшим мастером Эчаном Малининым из деревни Кожлаер. Сначала мастер научил играть его на волынке, а затем своему ремеслу.

Будучи человеком пытливой натуры, Сергей досконально изучил строение старинных музыкальных инструментов и сам стал их изготавливать. Он так увлёкся, что даже создал ансамбль волынщиков из актеров труппы на базе театра. Со своим ансамблем, состоявшим из трёх Моркинских парней, Сергей ездил в Словакию, где представлял нашу республику на Всемирном Гайдовском фестивале.

В разных уголках района живут и трудятся мастера- умельцы. Любимым делом занимается мастер по дереву Степанов Олег Геннадьевич . Своим трудолюбием и упорством он достиг своей цели. Дом в центре деревни выделяется своеобразием и красотой.

Резьба по дереву считается наиболее распространенным видом народного -художественного творчества. Она и близка ему. В основном для изготовления узоров мастер использует липу, т.к она легко поддается вырезанию. Обилие лип в этом краю способствует развитию ремесла

Но также он экспериментирует с другим материалом. В доме, во дворе, в саду везде видны труды его творчества, его умелые руки.

Кроме этого он занимается плетением из лыка и лозы, которые имеют глубокие корни. По просьбе жителей окрестных деревень плетет корзины, а гостям – лапти.

16 самых красивых видов народного искусства России (20 фото)

Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Читать еще:  Мастер класс по журналистике

Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резная береста

Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Оренбургский пуховый платок

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

Декоративно-прикладное искусство — виды, техники, примеры изделий

Подходящие для детского творчества занятия

Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое. Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо. Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.

Вышивание и вязание

Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.

Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.

Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:

  • крючок;
  • спицы;
  • игла;
  • вилка (толстая согнутая проволока).

Также можно использовать вязальную машину или вовсе обойтись безо всяких инструментов и соединять петли пальцами.

Выжигание по дереву и ткани

Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей. Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом. В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:

  • Раскалённая игла — самый распространённый вариант, с помощью которого на древесину и наносится рисунок.
  • Духовая горелка есть в приборах для работы в технике новосибирской тоновой пирографии. Она позволяет пользоваться огнём как кистью.
  • Собирающая линза работает лишь в ясную погоду. Когда в неё фокусируются солнечные лучи, на обрабатываемой поверхности появляется яркое пятно. Двигая линзу, можно проводить линии. Чтобы работа получилась, деталь должна быть не менее 5 см в диаметре. Но нужно помнить, что от размера линзы зависит сила выжигания. Если она будет слишком большая, дерево загорится.

Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:

Эти материалы отделываются ажурным кружевом. Получаются очень красивые салфетки, панно, закладки, открытки.

Бисероплетение и макраме

Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.

Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:

  • пеньковая и льняная верёвки;
  • шпагат из бумаги;
  • шёлковая леска;
  • плоская тесьма;
  • сизаль;
  • льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити.

И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).

Аппликация и лепка

Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.

На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.

То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.

Профессиональное искусство

Примеров декоративно-прикладного искусства для профессионалов тоже много. Портные занимаются шитьём, художники — росписью, витражами или мозаикой. Некоторые люди в качестве хобби увлекаются скрапбукингом, а потом делают это рукоделие источником дополнительного заработка.

Ручное шитьё

Талантливые портные всегда имеют много работы, поскольку ручное шитьё намного превосходит по качеству фабричное. Эта профессия древняя. Создавать одежду начали ещё до нашей эры. Правда, тогда основными материалами выступали мех и шкуры животных. Сейчас же ассортимент, конечно, гораздо шире.

Оборудование тоже претерпело значительные изменения. Иглы теперь делают не из кости или рогов, а из стали. О «нитях» из сухожилий, вен или кишок животных давно забыли. В распоряжении портных теперь есть ножницы для ткани, мелки для обвода выкроек, швейные и распошивальные машины, оверлоки и другие приспособления.

С их помощью можно создавать искусную уникальную одежду, что особенно ценится в мире высокой моды. Но, помимо этого, посредством шитья производится домашний текстиль, обувь, игрушки и многие другие предметы.

Художественная работа

Роспись — серьёзная работа для художника. Видов этого искусства много. К нему относятся:

  • русские народные промыслы (хохлома, городецкая, жостовская роспись);
  • декорирование деревянной домашней утвари (мезенская);
  • живопись по стеклу (витраж) и ткани (батик).

С помощью искусства мозаики художник может создавать монументальные панно для интерьеров, элементы архитектуры или орнаментальные композиции. В процессе творчества мастер проходит несколько основных этапов — от определения темы и жанра, продумывания дизайна и техники исполнения до проработки деталей.

Оформление альбомов

Скрапбукингом принято называть изготовление и оформление каких-либо альбомов, чаще всего предназначенных для хранения фотографий. История зарождения этого вида искусства началась с популяризации в Англии собирания в книгу или тетрадь вырезок и цитат. Это занятие уже в XVII веке привело к обретению современной формы скрапбукинга, хотя это название вошло в обиход лишь в XIX веке.

В России начало создания рукописных альбомов пришлось на XVIII век, но непосредственно скрапбукинг был распространён в народе лишь в начале XXI века. Поэтому этот вид творчества является относительно новым. Однако он стремительно набирает обороты. На многих ярмарках мастеров большую долю работ составляют рукодельные альбомы.

Новые и популярные техники

Творчество постоянно остаётся востребованным, но всё время меняется. От древних направлений постепенно отказываются (например, ручное ткачество практически полностью вытеснено фабричным производством), но в то же время происходит постоянное развитие новых техник в декоративно-прикладном искусстве. Их можно разделить между собой по материалу или типу рукоделия.

С использованием бумаги

Бумага — удобный материал для творчества. Она относительно дешёвая и имеет большой ассортимент по цветам, размерам и плотности. Помимо скрапбукинга, в список видов искусства с использованием бумаги входят:

  • Радужное складывание — голландская техника создания декоративных элементов и открыток из бумаги. Заключается в нарезании и складывании под углом тонких полосок на заранее созданный шаблон. Одно из главных условий успешной работы — гармоничное сочетание оттенков.
  • Бумагопластика — формирование полых скульптур. Техника не имеет отношения к оригами, поэтому для работы понадобятся дополнительные приспособления (клей или двусторонний скотч, проволока, декоративные элементы и другое).
  • Декорирование и создание объёмных фигур с помощью гофротрубочек — полос гофрированной бумаги, накрученных на палочку или карандаш, а затем сжатых. Благодаря такой подготовке материал хорошо держит форму. Из него можно делать цветы и другие поделки.
  • Квиллинг — искусство бумагокручения, в результате которого можно получить как плоские, так и объёмные композиции. Готовая работа обычно состоит из нескольких скрученных в спирали длинных и узких полосок, каждая из которых называется модулем.
  • Папье-маше — изготовление изделий из бумажной массы с клеящим веществом. Это очень популярный способ получения игрушек и масок, характеризующихся хорошей прочностью.
Читать еще:  Актерское мастерство история

Но бумагой, творчество, конечно, не ограничивается. В его рамках можно использовать большое число материалов и техник.

По типам рукоделия

Эксклюзивным мальтийским плетением является ганутель. С его помощью создают блестящие, изящные и лёгкие цветы. В работе используются спиральная проволока, нити и бисер. Но некоторые мастера включают в работу даже настоящий жемчуг.

В живописи популярность набирает техника, называемая энкаустикой. Она заключается в рисовании расплавленными красками, связующим веществом в которых является воск. Благодаря необычности состава и состояния применяемых материалов картина получается очень яркой.

Для создания изображения также может быть применена нитяная графика — вышивка шерстяными или шёлковыми нитями по картону или бархатной бумаге. Шитьё можно осуществлять в технике пэчворк. Она заключается в нашивании тканных и вязаных элементов на основу. Чаще всего пэчворк применяют для создания покрывал или сумок.

В технике оригами можно использовать не только бумагу, но и ткань. Если это натуральный шёлк, рукоделие называют Цумами Канзаши. Из ткани складывают цветы, формируя лепестки с помощью щипчиков или пинцета, а затем наклеивают их на основу. Украшение обычно используют для шпилек и гребней для волос, но ему можно найти и любое другое применение.

Каждый человек в разнообразии видов искусства может найти то занятие, которое будет ему по душе. Оно, безусловно, будет полезным, ведь, помимо положительных эмоций, мастер получает красивую вещь, которую можно продать, подарить или просто оставить у себя и любоваться собственноручно выполненным произведением.

Конспект урока ИЗО №27 «Декоративно-прикладное искусство. Ты сам мастер», 5 класс.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Бардикова А.Г.———————гимназия №52 г.Луганск

Изобразительное искусство 5 класс

Тема: Декоративное искусство. Ты сам мастер

Цель урока: продолжить закрепление знаний обучающихся о декоративно-прикладном искусстве, знакомить с правилами построения композиции, со стилизацией, как средством выразительности, научить создавать декоративную композицию;

— развивать умения наблюдать, анализировать природные формы и перерабатывать их изображения соответственно декоративному замыслу;

— воспитывать у обучающихся эстетическое восприятие окружающего мира, и предметов окружающего мира, созданных людьми; воспитать уважение к декоративному творчеству; стимулировать развитие любознательности, интерес к искусству.

Оборудование: для учителя: презентация «Декоративное искусство. Ты мастер»

компьютер, выставка образцов декоративно-прикладного искусства из методического фонда;

для учащихся: альбомы, цветные карандаши, фломастеры, краски (на выбор);

І. Оргмомент. Учитель приветствует детей, отмечает отсутствующих.

П. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний. Беседа с фронтальными вопросами для обучающихся:

— Какое искусство называется декоративно-прикладным?

— Назовите образцы декоративно-прикладного искусства.

III. Новый материал.

Декоративно-прикладное искусство – это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в неё эстетического и идейно-образного начала.

Произведения декоративно-прикладного искусства наряду с делением их по практическому назначению (утварь, мебель, ткани, орудия труда, одежда и т.д.) классифицируются по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль) и по технике выполнения (резьба, роспись, чеканка, инкрустация, мозаика и т.д.). Благодаря соединению техники, технологических приёмов обработки материалов с художественным творчеством мастера достигается особая декоративная красота и выразительность предмета.

Резьба по дереву.

Изготовление оригинальных изделий из древесины. Резьбой украшают различные предметы прикладного характера: сундуки, ларцы, шкатулки, лавки, полочки, посуду и разделочные доски, музыкальные инструменты и детские игрушки, различные декоративные элементы для украшения дома и многое другое.

Керамикой называют гончарные изделия из цветной обожженной глины. Керамические изделия удивительно разнообразны – они различаются формой, декором, характером поверхности. Помимо широко известных всем форм – кувшинов, ваз, чаш, блюд, современные художники по керамике создают оригинальные формы и целые композиции.

Вид народного декоративного искусства, изготовления вязанного полотна и отдельных изделий путем изгибания беспрерывной, целостной нити в петлях, которые разным способом переплетаются между собой. Народные мастера разработали множество вариантов исполнения вязаных изделий. Ручное вязание крючком осуществляется такими распространенными техниками, как цепочка, столбики, зубчики. Ручное вязание спицами характеризуется разнообразием технического исполнения узора, выделяются такие его техники, как чулочная вязка, «резинка», «косы» и т.п.

Где и как искать сюжеты, которые можно воплотить в разнообразных видах декоративно-прикладного искусства? Нужно внимательно смотреть вокруг. Любое событие или исторический факт, разнообразные явления и формы природы могут быть воплощены в декоративных композициях. Выбор тем столь же разнообразен, что и в станковой живописи или графике: люди, животные, птицы, цветы и листья. Только трактуются они иначе.

Мотивы для композиций можно черпать из окружающей жизни, нужно только внимательно наблюдать и систематически делать зарисовки. Понравится ствол дерева, или его крона, или причудливая форма листа – все это обязательно нужно зарисовать в альбом.

В композициях декоративного характера задачей является передача изображения плоскостно, выразительными массами и пятнами в ритмическом построении, композиции декоративного характера отличаются условным языком декоративно-прикладного искусства. Другие материалы (металл, дерево, глина, стекло, а не краски), другие орудия труда (игла, крючок, чекан, резец, молоток, а не краски), иная техника исполнения (вышивка, вязание, ткачество, выдувание, чеканка, выколачивание или резьба, а не живопись), иное эстетическое звучание и функциональное назначение создаваемых произведений требует иных выразительных средств. Надо помнить, что изобразительное и декоративно-прикладное искусство существуют рядом совершенно самостоятельно. У каждого из них свои особенности, свои задачи, свой образный язык.

Импульсом к созданию декоративной композиции может стать и произведение искусства. К примеру, полотна В. Васнецова «Богатыри», «Богатырский скок» могут навеять тему мощи и мужества русского народа. Однако изделие декоративного искусства должно быть не копией, а самостоятельным образцом былинной Руси.

Художественный замысел может зародиться под влиянием прослушанного музыкального произведения, например, кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» или «Богатырской симфонии» А. Бородина, прочитанной сказки, стихотворения, увиденного кинофильма – одним словом, всего, что произвело сильное впечатление, что может побудить человека к творчеству, стать толчком к созданию декоративных композиций.

Мотивы будущих композиций нередко возникают при анализе художественных и декоративных возможностей материалов. Это особенно отчетливо проявляется на занятиях резьбой с использованием корней и ветвей деревьев, где декоративные образы рождаются на основе выразительного исходного материала. Уже при отборе материала происходит активное формирование зрительного образа, который впоследствии будет воплощен в материале. Так рождаются необыкновенные скульптуры в корне пластике .

Приёмы и методы подготовительного рисунка для декоративно-прикладного искусства существенно отличаются от способов создания рисунка в изобразительном искусстве. Главным способом является отвлечение от ряда частных подробностей формы, то есть выделение самых общих признаков и объединение этих признаков в новом образе, именно такие особенности лежат в основе красивых, ритмичных, эмоционально насыщенных композиций.

Декоративно-прикладному искусству свойственен определенных характер рисунка, особый строй композиции , развертывающийся на плоскости как своеобразный законченный узор. Построение таких композиций предполагает задачу обобщения, упрощения, переработки природных форм в декоративные образы, такой метод называется стилизацией. Стилизацией называют способ создания художественных композиций через придание изображению определенных стилистических признаков. Стилизация помогает преобразовать реальный облик изображаемого так, чтобы придать мотиву максимальную выразительность за счет обобщения привычных, иногда малопривлекательных деталей в образе.

ІУ. Закрепление изучаемого материала

— Организация восприятия произведений искусства

Беседа с вопросами

(Учитель предлагает ученикам рассмотреть образцы произведений декоративно-прикладного искусства)

1.Назови виды декоративно-прикладного искусства, к которым относятся данные образцы.

2.Рассмотри понравившееся тебе произведение современного декоративно-прикладного искусства и попытайся проанализировать его с точки зрения единства формы, материала и декора.

3.Какие средства художественной выразительности использует художник для того, чтобы выразить своё отношение в произведениях декоративно-прикладного искусства? Раскрой это на конкретном примере.

Рассмотри реальные природные формы (бабочки, цветы, ящерицы, черепахи, грибы и т.п.), выбери одну из них.

2.Создай рисунок, в котором реальная форма будет превращена в обобщенную, декоративную. Подчеркни самое характерное, что свойственно природным формам, фантазируй, сочиняй, творчески преобразуй натуру, добиваясь декоративности изображения и цвета.

3.Выполни декоративную композицию, в центре которой будет твоя природная форма, помни, что композиция должна быть яркая, красочная, в некотором роде сказочная. Будь мастером.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector