Онлайн формат обучения
Что такое онлайн-обучение
И как на нём зарабатывать
Значимые части жизни постепенно «переезжают» в цифровое пространство. Сфера образования — не исключение. Что такое онлайн-обучение и как оно работает — рассказываем далее.
В чем суть
Онлайн-обучение — процесс передачи знаний, который происходит через интернет, с помощью разных электронных программ. Формат и сроки этого процесса различны: компактный цикл часовых вебинаров, комплексные курсы с видеолекциями и заданиями, практические мастер-классы в игровой форме и так далее.
Концепцию определяет создатель курса, исходя из потребностей целевой аудитории и задач, которые он перед собой ставит.
ТОП-3 преимущества онлайн-обучения:
- Доступность. Чтобы пройти курс, слушатель должен иметь компьютер и доступ к сети.
К определенному месту процесс обучения не привязывает — можно учиться в кафе или дома, а лекции слушать в автобусе или за рулем машины.
И домашние задания делать тоже там, где вам удобно: на работе, по дороге домой или вечером в кровати. А ещё есть бесплатные курсы, которые доступны вообще всем.
- Гибкость и адаптивность. Курс можно оперативно корректировать, если в изучаемой области происходят изменения.
Новые судебные прецеденты повлияют на программу курса юриспруденции, методы обработки информации — на IT или лингвистику. А новые способы исследования аудитории или хайповое шоу будут рассмотрены на курсе рекламы и PR.
- Широта охвата. Количество участников определяет разработчик курса.
На курсах «Лекториума», Coursera, «Открытого Образования» регистрация открыта для всех желающих. Это — так называемые mooc, или массовые открытые курсы. На некоторых курсах число мест в группе может быть фиксированным — как в школах «Бюро Артёма Горбунова». С регистрацией последнего участника набор автоматически закрывается.
Есть и другие преимущества. Например, то, что люди, которые хотят учиться онлайн, более мотивированы. Им интересно то, чем они занимаются. А ещё онлайн-обучение легко геймифицировать, что тоже повышает мотивацию, вовлечённость и, как следствие, даёт лучший результат. Формат онлайн-обучения удобен и преподавателям, и ученикам.
ИНТЕРЕСНО: Ниш и тематик, в которых уже соданы онлайн-курсы и целые школы — десятки и сотни. В онлайне можно обучиться всему — от программирования до астрологии. Мы изучили самые популярные ниши и знаем, чему сейчас нужно учить, чтобы зарабатывать миллионы. Скачайте наш бесплатный отчёт и убедитесь сами.
Кому и зачем это нужно:
- тем, кто хочет повысить квалификацию, профессионально расти и оставаться востребованным в кризис;
- тем, кто хочет узнать больше об иностранном языке, психологии, академическом рисунке или web science — о том, что давно хотели изучить, но боялись попробовать;
- тем, кто понимает, что знания нужно постоянно пополнять, а кругозор — расширять;
- для комфортного развития soft skills — надпрофессиональных навыков, которые не связаны с конкретной специальностью, но нужны для карьеры. К примеру, развитие мотивации и воли, эмоционального интеллекта, проектного мышления и так далее;
- тем, кто хочет учиться в конкретном учебном заведении или компании, но не способен посещать очные занятия или приезжать на сессии;
- для получения высокой зарплаты или дохода за счёт повышения квалификации.
ВАЖНО: Elearning, или онлайн-обучение — часть инклюзивной среды, доступной людям с любыми возможностями. Обучение через интернет легко адаптировать под особенности конкретного слушателя. Такие программы позволяют людям с ограничениями по здоровью быть вовлечёнными в общий процесс, а при необходимости они могут переключиться на индивидуальную работу с наставником.
Где применить знания
С новыми знаниями можно сменить направление работы и подготовиться к сдаче экзаменов. Их можно использовать в быту и творчестве. Лишних знаний не бывает. Чаще всего люди получают онлайн-образование, чтобы:
- продвинуться в карьере, получив новые знания, навыки и компетенции;
- выйти на новый уровень в хобби, любительских увлечениях;
- сломать систему: кардинально сменить профессию и получить базовые навыки для выполнения задач на новом месте работы.
А онлайн- и дистанционное обучение — одно и то же?
Не совсем. В дистанционном обучении тоже могут использовать интернет — например, для передачи заданий и решений, для прослушивания лекций и курсов. Но дистанционным называют обучение в вузах и университетах: ученика официально зачисляют на курс, он также обязан сдавать экзамены и часто приезжать для этого в вуз.
Онлайн-обучение короче и проходит полностью через интернет. Студент получает доступ в личный кабинет, где проводят вебинары, присылают записи курсов, принимают задания. Общаются чаще всего письменно — в мессенджерах или в том же личном кабинете студента.
Перспективы
Рынок онлайн-услуг только растёт, и появляются новые образовательные ниши. Создаются сетевые университеты и маленькие школы узкой направленности, которые тоже работают online.
Среди перспектив ближайшего будущего — внедрение внедрение технологий виртуальной реальности, или VR.
VR — это созданное при помощи компьютерных технологий пространство, которое симулирует реальные условия. Зарегистрировав виртуального «себя» на курсе, можно попробовать, к примеру, проводить опыты, наблюдать за редкими физическими явлениями, управлять техникой, ассистировать при операциях. В условиях, смоделированных в VR, легко практиковаться. VR поможет сломать стереотип, что онлайн-образование — исключительно теоретическое направление.
На рынке труда растет потребность в специалистах онлайн-образования.
В 2017 году по итогам исследований «СКОЛКОВО» был создан «Атлас новых профессий». Среди них — координаторы онлайн-платформ, разработчики образовательных траекторий, модераторы и игромастеры. Это лишь неполный список работников, которые будут нужны работодателям в следующие 10 лет. Мир нуждается в тех, кто понимает, что такое онлайн-образование.
Онлайн-образование на подъёме. И сегодня развитие собственного образовательного онлайн-проекта не менее выгодно, чем инвестиции в биткоин, только сфера онлайн-образования значительно стабильнее.
Чем отличается онлайн-обучение от дистанционного обучения
Почему одни курсы называют дистанционными, а другие онлайн? В чем их принципиальная разница и есть ли она вообще? В этом материале мы попытались разобраться в этих вопросах и дали небольшие рекомендации по выбору программы обучения тем, кто планирует повышать квалификацию и осваивать новые полезные для профессии навыки.
Дистанционное обучение
Это словосочетание чаще всего ассоциируют с заочной формой обучения, но оно подразумевает совершенно другое понятие.
Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой преподаватель и студент взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. Во время дистанционного обучения студент занимается самостоятельно по разработанной программе, просматривает записи вебинаров, решает задачи, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически отдает ему на проверку свои работы.
Дистанционное обучение стало популярным с появлением интернета, открыв новые возможности развития для жителей удаленных населенных пунктов и деловых людей с плотным рабочим графиком. Вначале дистанционное обучение воспринималось лишь как дополнительный способ приобретения знаний или подготовки к экзаменам. Сейчас можно пройти полноценные дистанционные курсы и программы повышения квалификации от престижных университетов, коммерческих и некоммерческих компаний из разных стран, находясь в любой точке планеты.
Есть ли отличия между дистанционным и онлайн-обучением, мы поинтересовались у тех, кто работает в этой сфере:
Онлайн-обучение
Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме “здесь и сейчас”. Этот формат обучения еще называют e-learning или “электронное обучение”. И оно считается логическим продолжением дистанционного. А слово “онлайн” лишь указывает на способ получения знаний и связи преподавателя со студентом.
Во время онлайн-обучения учащийся смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с тьютором, общается с одногруппниками и преподавателями в чатах, проходит квесты и пр. Такое обучение позволяет полностью погрузиться в образовательную среду и повышать квалификацию без отрыва от рабочего процесса.
Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения
Главное сходство онлайн-обучения и дистанционного — процесс получения новых знаний и навыков вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями. Понятие “дистанционное обучение” указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние. А “онлайн-обучение” означает, что это обучение происходит при помощи интернет-соединения и гаджетов.
В остальном — они практически полностью идентичны и обладают такими преимуществами:
- индивидуальный темп обучения — изучать материалы можно по собственному графику, без привязки к группе, времени и месту занятия
- доступность — учиться можно с любого компьютера в удобное время
- персональные консультации с тьютором — эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения
- курс в “кармане” — можно в любой момент пересмотреть урок или пропущенный вебинар в записи, скачать учебные материалы и сдать работу на проверку тьютору.
Главные вопросы при выборе онлайн/дистанционного курса обучения
В этом многообразии форматов и названий очень легко потеряться и сложно подобрать качественную программу онлайн-обучения или повышения квалификации.
Стоит задать несколько вопросов центрам обучения, прежде чем записываться на онлайн-курс или тренинг.
Вот небольшой перечень таких вопросов:
- Есть ли бесплатные пробные уроки или ознакомительные фрагменты занятий курсов?
Демо версии курсов и тренингов помогают ознакомиться с содержанием курса, уровнем подачи материала и решить, подходит ли вам не только курс, но и сам формат онлайн-обучения.
- Есть ли у учебного центра аккредитация на подготовку по тем или иным программам?
Положительный ответ на этот вопрос, подкрепленный соответствующими документами, может гарантировать полноту и качество подготовки в центре обучения. Официальные аккредитации выдают национальные и международные профессиональные организации только соответствующим всем требованиям провайдерам.
- Какие требования программа предъявляет к учащимся?
Если в программе прописаны требования к уровню подготовки или квалификации студента — это означает, что она разработана для конкретной аудитории и ее определенного опыта, что повышает степень полезности материала.
- Нужно ли будет выполнять какие-либо письменные задания?
Наличие практических заданий — неоспоримый плюс в любом онлайн-курсе. Чем больше заданий, тем выше вероятность качественного освоения новых навыков и знаний.
- К кому можно обратиться в случае технических проблем (доступ к материалам, преподавателю, загрузка выполненных заданий)? Кто и как быстро их сможет решить?
В идеале, у студента должен быть свой виртуальный кабинет на портале. Там происходит все обучение, сдача заданий, общение с преподавателем и администраторами. Если такового нет, то провайдеры обучения должны указывать контактные номера, адреса почты и/или ссылки на профили в социальных сетях администраторов и кураторов для связи.
- Каким образом можно связаться с преподавателем для консультации и как часто это можно делать?
Наличие и частота общения с преподавателем значительно влияет на качество обучения. Чем проще проконсультироваться с ним студенту и уточнить правильность выполнения задания или изучения темы, тем выше качество онлайн-обучения.
Интернет и цифровые технологии смешали воедино понятия онлайн и дистанционного обучения. Оба варианта названий подразумевают собой обучение вне аудитории, по собственному графику. Теперь главный вопрос для всех специалистов, желающих повысить свою квалификацию или изучить что-то новое, состоит не в формате обучения, а в его качестве, длительности и актуальности полученных знаний.
Отчеты | Форматы онлайн-образования: о чем нужно знать создателям курсов
Подпишись
на рассылку
Лучшие публикации Теплицы, доставленные на твой email
Подпишись
на Теплицу(Pro)
Не пропусти лучшие новости для экспертов в области IT, активистов, дизайнеров
Подпишись
в Фейсбуке
Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий
Подпишись
ВКонтакте
Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий
Подпишись
в Телеграм
Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий
Подпишись
на YouTube
Не пропусти видео-уроки, скринкасты, записи вебинаров и мероприятий
Мария Борисёнок
Всего материалов: 420
Форматы онлайн-образования: о чем нужно знать создателям курсов
8 декабря 2016 года в Москве прошел митап Теплицы социальных технологий «Онлайн-образование: итоги года и тренды 2017 года». Участники узнали, как создаются онлайн-программы в «Нетологии», что нужно учитывать при масштабировании курсов, и почему так важна обратная связь во время учебы.
На встрече выступил Алексей Полехин, руководитель онлайн-программ университета «Нетология».
Алексей Полехин и участник митапа. Фото: Мария Борисёнок.
О проекте Нетология
Проект «Нетология» – это университет по подготовке и дополнительному обучению специалистов в области интернет-маркетинга, управления проектами, дизайна, проектирования интерфейсов и веб-разработки. Компания открылась в 2011 году и за 5 лет создала более 30 образовательных программ, распределенных по трем направлениям:
- онлайн-программы университета (повышение квалификации);
- очные программы университета (профессиональная переподготовка);
- Библиотека видеокурсов, которая содержит более 170 видеоуроков по 10–15 минут, объединенных по программам и с итоговым тестом после завершения курса.
«У нас 1500 студентов, и многие из них учатся на нескольких программах. В среднем у нас 40–50 человек на курсе, которые проходят занятия, слушают вебинары, выполняют практические задания, делают дипломные работы. Офлайн-программы предполагают полугодовые курсы с занятиями по три раза в неделю с максимальным общением с группой и преподавателями». Алексей Полехин
Кто чаще всего проходит онлайн-обучение?
- Специалисты, переходящие из офлайна в онлайн.
- Специалисты, желающие получить новые навыки.
- «Вечные» студенты.
- Люди с большим количеством свободного времени.
Какие есть форматы онлайн-обучения?
- Синхронное обучение – формат обучения в режиме реального времени, при этом занятия не всегда привязаны к определенному месту (очные лекции, онлайн-лекции, вебинары, онлайн-дискуссии в мессенджерах).
- Асинхронное обучение – формат обучения, когда процесс передачи знаний или умений не привязан к определенному месту и времени (курсы с записанными лекциями, задания с выставленным дедлайном, массовые открытые онлайн-курсы).
- Смешанные форматы – формат обучения, где сочетаются синхронное и асинхронное обучение.
Основные принципы смешанного формата
- Качественный теоретический материал в виде видеоуроков.
- Обратная связь по заданиям в режиме онлайн.
- Сильные горизонтальные связи между студентами.
- Удобный темп обучения.
- Начать обучение можно в любой момент.
Участники митапа. Фото: Мария Борисёнок.
Рекомендации по работе со смешанными курсами
Синхронные программы сложно масштабировать, так как для запуска новых курсов каждую неделю нужны дополнительные человеческие ресурсы. Создание смешанных курсов частично решает эту проблему.
При создании смешанного формата учитывайте, что часть статичного материала придется регулярно обновлять, а без создания жесткого расписания студенты не будут заканчивать обучение. Включайте в программу вебинары, чтобы у участников была возможность задать вопросы вживую и получить обратную связь по курсу.
«Говорить о прорыве в отрасли сейчас не приходится. Скорее мы видим, как традиционные методы обучения переходят в онлайн». Алексей Полехин
О мотивации учиться
По наблюдениям «Нетологии», люди чаще всего покупают курсы из-за желания быть частью сообщества и ощущения развития. Взрослые люди хотят получить возможность снова стать студентами. Для людей с ограниченными возможностями это способ социализироваться.
Мотивация трудоустройства не является ключевой при выборе курса, и после окончания программ низкий процент людей (до 5%) решается на смену работы.
Тренды в онлайн-обучении: тухлые и настоящие
Кристина Геворкян, спикер конференции по онлайн-образованию EdMarketLab, эксперт по запуску образовательных продуктов «Фонда развития онлайн-образования» и автор телеграм-канала «Тренды образования» — об EdTech-кухне, тухлых тенденциях и самом недалеком будущем обучения.
Обучение в онлайн-университете: курс «CRM-маркетинг»
В этом году ощущается заметное оживление рынка образовательных продуктов. Акселераторы и инвесторы стали активно интересоваться стартапами, корпорации разрабатывают собственные сервисы и курсы.
Онлайн-образование, состоящее из двух крупных сегментов — E-learning и EdTech — активно развивается. Этот рынок, пока еще несформированный, я ассоциирую с e-commerce и финтехом конца 90-х и начала 2000-х: не установлены правила и стандарты качества, не хватает специалистов с нишевым опытом, а клиент еще не привык платить за продукты и услуги. Поэтому не запрос, а сами игроки рынка стараются его развивать.
E-learning — это отдельные онлайн-курсы в разных форматах, проверочные тестирования и целые онлайн-школы или университеты. Развиваются по двум сценариям: «упаковывают» в продукт собственные экспертные знания и методики и занимаются продюсированием других экспертов.
EdTech — продукты и сервисы, сопровождающие процесс обучения (инструменты для аналитики, построения образовательных траекторий, организации онлайн-обучения и т. п.).
Какие тренды нужно учитывать при запуске своего e-learning-продукта
Я разделяю тренды на «тухлые» и «тру». Почему тухлые? Потому что есть тренды, о которых рынок говорит уже несколько лет и они стали очевидными и почти обязательными. Их несколько:
- геймификация,
- мобильное обучение,
- микрообучение,
- Soft Skills.
Коротенько о каждом из них. В традиционной форме геймификация включает в себя баллы, «ачивки», рейтинговые таблицы, сюжетный сценарий и определение ролей, но также может быть и полноценной симуляцией. Многие считают, что геймификация являет собой инструмент мотивации, но в отрыве от качественного образовательного контента она работать не будет. Применять игровые механики нужно с умом и не ждать, что они станут панацеей для успешного обучения. Самое классное решение — когда обучение вплетено в игру, как это реализовано в детских проектах Учи.ру или «Алгоритмики»:
Пример задания в Учи.ру
Мобильность — непременное условие для онлайн-обучения, связанное с ежегодным ростом числа пользователей интернета, выходящих в сеть с мобильных устройств. По данным Mediascope, каждый год этот показатель увеличивается примерно на 15%:
Учитывайте этот фактор, когда выбираете платформу для размещения курсов, и в организации процесса поддержки обучающихся — сайты должны быть адаптивными, а коммуникацию удобно выстраивать в мессенджерах.
Также стоит обратить внимание на рост пользователей смарт-ТВ. Я уверена, что в будущем это станет популярным каналом доставки образовательного контента.
Микрообучение или курсы, разбитые на модули небольшого объема; продолжительность лекций в этом формате составляет в среднем 15 минут. Размер связан с пределами восприимчивости к новой информации (стандартное представление о 18 минутах концентрации внимания) и нацелен на получение практических знаний и навыков. В условиях, когда школьникам и взрослым не хватает времени на регулярное до-обучение, необходимо строить занятия таким образом, чтобы было возможно учиться малыми порциями.
Уже не первый год все говорят о важности развития soft skills, таких как эмоциональный интеллект, коммуникативные и управленческие навыки, тайм-менеджмент, конфликтология и др. Ценность таких навыков для массового пользователя пока еще не столь явная, но удивить подобными программами клиентов или инвесторов уже не получится.
К «тру» трендам я отношу:
- иммерсивное обучение,
- голосовые помощники и чат-боты,
- сторителлинг и подкасты,
- сообщества и наставничество,
- индивидуальная траектория обучения.
Иммерсивное обучение представляет собой использование технологий виртуальной и дополненной реальности.
Примеры взяты из опыта компании Cerevrum
Считается, что мозг не различает реальные события и качественную симуляцию, поэтому использование виртуальной реальности открывает бескрайние возможности для обучения. Такие решения все больше становятся интересны корпорациям и помогают масштабировать и оптимизировать обучение сотрудников.
С постепенным ростом популярности VR-шлемов этот тип e-learning перекочует из сегмента B2B и на B2C-рынок.
Голосовые помощники и чат-боты выводят мобильное обучение на новый уровень. Смартфон теперь всегда под рукой, поэтому можно, к примеру, обучаться в программе-боте по пути на работу или общаясь с голосовым помощником, стоя в пробке. Пока их функциональность сильно ограничена, но потенциал к развитию огромен: отработка речевой и письменной грамотности, изучение иностранных языков, общее развитие и т. п.
Часть списка команд голосового помощника «Алиса»
Подкасты, конечно, не новшество, но я вижу активное движение в этом направлении. Аудиоформат удобен для прослушивания в дороге или параллельно с другими делами, а сторителлинг позволяет делать повествование нескучным. Возможно, этот тип донесения информации и не будет слишком массовым, но я рекомендую рассматривать его как дополнение к классическому видео-обучению — предоставлять слушателям возможность пройти курс в текстовом и аудио-формате.
Пример преподнесения информации через сторителлинг
Схема построения сценария
Учебные сообщества и наставничество/менторство становятся важными инструментами поддержки слушателя в образовательном процессе. В частности, в условиях цифровой трансформации и с появлением новых для рынка труда профессий становится актуальной поддержка экспертов. Это способ персонализировать обучение, давать больше обратной связи и снимать с обучающихся тревожность в условиях неопределенности.
Мотиваторы, полученные по итогам тестирования на программу «Остров1021»
Персонализация же важна в рамках построения индивидуальной траектории обучения. Она позволяет корректировать маршрут развития обучающегося, с учетом его первоначальных компетенций и поставленных целей через определение ключевых мотиваторов, подходящих форматов, интенсивности и скорости прохождения обучения.
Добавлю также, что стремительно «отмирает» проведение вебинаров в прямом эфире. Чаще всего время трансляции оказывается неудобным для слушателей, в повествовании автора встречается много отвлечений и «воды», что вызывает недовольство студентов. Поэтому я рекомендую использовать такой формат только в качестве MVP для тестирования содержания обучения, а финальную версию образовательного продукта для серьезных продаж делать в записи.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Онлайн формат обучения
Лариса Арачашвили — учитель русского языка и литературы волгоградской школы «Долина знаний», победитель конкурса «Учитель Года России — 2019», преподаватель волгоградского образовательного центра MAXIMUM.
— Какие основные проблемы вы видите при переходе на дистанционное образование?
— Проблем здесь может быть несколько.
Во-первых, существующие сервисы могут не выдержать такого одномоментного наплыва — все «ляжет». Никакой Moodle (среда, дающая возможность создавать сайты для онлайн-обучения) или ЯКласс (сайт, позволяющий проводить электронные тестирования и задания) не выдержит.
Во-вторых, РЭШ (Российская электронная школа), на которую многие учителя будут опираться, еще не совсем к этому готова: не все уроки разработаны до конца, не для всех классов, не по всем предметам. Преподавателям будет сложнее преподносить материал.
В-третьих, не у всех школьников есть доступ к интернету, некоторые семьи по разным причинам не пользуются компьютерами вообще.
Дети привыкли к тому, что школа — это, прежде всего, очное общение с учителем, face to face, но никак не онлайн-формат.
У чеников будет непросто заинтересовать в участии в дистанционном образовании.
Родители переживают, что многое из учебной программы будет упущено, некоторые из них настроены к новым форматам не сказать, чтобы враждебно, но настороженно. Я в свое время пользовалась вышеупомянутыми Moodle, ЯКласс, Classroom (сервисом, позволяющим создавать курсы, назначать и проверять задания), но каждый раз были 5-6 человек, которые не могли их выполнять: ко мне подходили родители и говорили, что они не будут учиться в онлайн-режиме, потому что это «игрушки» и вся работа должна вестись в классе. Для избежания конфликта от новшеств приходилось отказываться.
— Некоторые сервисы, такие как «Фоксфорд», Яндекс.Учебник, MAXIMUM Education, Учи.ру, открыли бесплатный доступ к своим онлайн-решениям. Это поможет?
— Я думаю, что это отлично и показывают уровень сознательности современных предпринимателей в образовании, которые готовы работать вместе с государственными образовательными учреждениями в кризисной ситуации.
Для многих школ это станет спасением.
— Похоже, что в будущем обществу придется иногда сталкиваться с подобными ситуациями. К чему это может привести?
— Возможно, сложившаяся ситуация поспособствует появлению одной онлайн-платформы для всей страны или нескольких региональных платформ, которые будут облегчать переход к дистанционному образованию.
При этом не уверена, что ребята из удаленных регионов получат более качественный образовательный контент из-за обучения в онлайне. Его и сейчас много: есть огромное количество каналов на YouTube, есть проект Инфоурок, где можно найти записи занятий от очень хороших преподавателей. Есть просветительский проект Arzamas с лекциями по литературе и другим предметам. Но весь этот контент не сконцентрирован в одном месте, и это проблема.
Содержание предметов вряд ли будет сильно пересматриваться из-за перехода в онлайн. Но если химию без экспериментов в классе представить себе можно — достаточно их заснять и выложить в качестве учебных видео, то с физкультурой, рисованием или пением могут быть проблемы.
— Должно ли в будущем онлайн-образование вытеснить оффлайн?
— Полностью «цифра» никогда не заменит школу, так как школа — важнейший социальный институт. Замены ему пока нет.
В школе, кто бы что ни говорил, особое значение имеет учитель и его живой контакт с учеником. Но какие-то элементы цифровизации будут развиваться, и это хорошо.
— Расскажите о своем опыте преподавания в онлайн: какие были сложности, преимущества?
— Один из минусов онлайн-уроков — отсутствие зрительного контакта преподавателя с учениками. Чтобы понять, слушает школьник вебинар или включил его и ушел по своим делам, преподавателю приходится постоянно задавать точечные вопросы и ждать ответы в чате.
Среди плюсов — особая атмосфера. Она создается за счет забавных случаев, которые происходят в процессе и превращаются, как принято говорить в MAXIMUM, в шабаши. На одном из моих вебинаров девочка опечаталась и вместо «ура» напечатала «руа». Теперь, в этой группе мы вместо «ура» всегда говорим «руа». Много интересных вещей попадает из класса в онлайн и наоборот: те же шабаши, точечные вопросы, игры и соревнования.
— Вы много ездите по стране. Как меняется ситуация с цифровизацией образования?
— Ситуация меняется, но очень медленно. Чаще всего за словом «цифровизация» стоит появление новой техники в школах. И это важно, но это очень ограниченный успех, потому что отсутствует системный подход к работе по цифровизации. Если опросить педагогов, окажется, что большинство из них никогда не работали ни на одном из вебинарных или образовательных сервисов.
Мы часто говорим, что у нас есть технологии и возможности для массового перехода на дистанционное образование, но в большинстве школ я их не вижу.
Будем надеяться, что ситуация изменится. На данный момент нет вариантов, чтобы она не изменилась. Говорят же, что самые яркие точки роста случаются во время кризиса. Кризис, связанный с пандемией, заставляет нас ускоренными темпами менять подход к образованию.