Prg67.ru

Онлайн вебинары
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Онлайн формат обучения

Что такое онлайн-обучение

И как на нём зарабатывать

Значимые части жизни постепенно «переезжают» в цифровое пространство. Сфера образования — не исключение. Что такое онлайн-обучение и как оно работает — рассказываем далее.

В чем суть

Онлайн-обучение — процесс передачи знаний, который происходит через интернет, с помощью разных электронных программ. Формат и сроки этого процесса различны: компактный цикл часовых вебинаров, комплексные курсы с видеолекциями и заданиями, практические мастер-классы в игровой форме и так далее.

Концепцию определяет создатель курса, исходя из потребностей целевой аудитории и задач, которые он перед собой ставит.

ТОП-3 преимущества онлайн-обучения:

  • Доступность. Чтобы пройти курс, слушатель должен иметь компьютер и доступ к сети.

К определенному месту процесс обучения не привязывает — можно учиться в кафе или дома, а лекции слушать в автобусе или за рулем машины.

И домашние задания делать тоже там, где вам удобно: на работе, по дороге домой или вечером в кровати. А ещё есть бесплатные курсы, которые доступны вообще всем.

  • Гибкость и адаптивность. Курс можно оперативно корректировать, если в изучаемой области происходят изменения.

Новые судебные прецеденты повлияют на программу курса юриспруденции, методы обработки информации — на IT или лингвистику. А новые способы исследования аудитории или хайповое шоу будут рассмотрены на курсе рекламы и PR.

  • Широта охвата. Количество участников определяет разработчик курса.

На курсах «Лекториума», Coursera, «Открытого Образования» регистрация открыта для всех желающих. Это — так называемые mooc, или массовые открытые курсы. На некоторых курсах число мест в группе может быть фиксированным — как в школах «Бюро Артёма Горбунова». С регистрацией последнего участника набор автоматически закрывается.

Есть и другие преимущества. Например, то, что люди, которые хотят учиться онлайн, более мотивированы. Им интересно то, чем они занимаются. А ещё онлайн-обучение легко геймифицировать, что тоже повышает мотивацию, вовлечённость и, как следствие, даёт лучший результат. Формат онлайн-обучения удобен и преподавателям, и ученикам.

ИНТЕРЕСНО: Ниш и тематик, в которых уже соданы онлайн-курсы и целые школы — десятки и сотни. В онлайне можно обучиться всему — от программирования до астрологии. Мы изучили самые популярные ниши и знаем, чему сейчас нужно учить, чтобы зарабатывать миллионы. Скачайте наш бесплатный отчёт и убедитесь сами.

Кому и зачем это нужно:

  • тем, кто хочет повысить квалификацию, профессионально расти и оставаться востребованным в кризис;
  • тем, кто хочет узнать больше об иностранном языке, психологии, академическом рисунке или web science — о том, что давно хотели изучить, но боялись попробовать;
  • тем, кто понимает, что знания нужно постоянно пополнять, а кругозор — расширять;
  • для комфортного развития soft skills — надпрофессиональных навыков, которые не связаны с конкретной специальностью, но нужны для карьеры. К примеру, развитие мотивации и воли, эмоционального интеллекта, проектного мышления и так далее;
  • тем, кто хочет учиться в конкретном учебном заведении или компании, но не способен посещать очные занятия или приезжать на сессии;
  • для получения высокой зарплаты или дохода за счёт повышения квалификации.

ВАЖНО: Elearning, или онлайн-обучение — часть инклюзивной среды, доступной людям с любыми возможностями. Обучение через интернет легко адаптировать под особенности конкретного слушателя. Такие программы позволяют людям с ограничениями по здоровью быть вовлечёнными в общий процесс, а при необходимости они могут переключиться на индивидуальную работу с наставником.

Где применить знания

С новыми знаниями можно сменить направление работы и подготовиться к сдаче экзаменов. Их можно использовать в быту и творчестве. Лишних знаний не бывает. Чаще всего люди получают онлайн-образование, чтобы:

  • продвинуться в карьере, получив новые знания, навыки и компетенции;
  • выйти на новый уровень в хобби, любительских увлечениях;
  • сломать систему: кардинально сменить профессию и получить базовые навыки для выполнения задач на новом месте работы.

А онлайн- и дистанционное обучение — одно и то же?

Не совсем. В дистанционном обучении тоже могут использовать интернет — например, для передачи заданий и решений, для прослушивания лекций и курсов. Но дистанционным называют обучение в вузах и университетах: ученика официально зачисляют на курс, он также обязан сдавать экзамены и часто приезжать для этого в вуз.

Онлайн-обучение короче и проходит полностью через интернет. Студент получает доступ в личный кабинет, где проводят вебинары, присылают записи курсов, принимают задания. Общаются чаще всего письменно — в мессенджерах или в том же личном кабинете студента.

Перспективы

Рынок онлайн-услуг только растёт, и появляются новые образовательные ниши. Создаются сетевые университеты и маленькие школы узкой направленности, которые тоже работают online.

Среди перспектив ближайшего будущего — внедрение внедрение технологий виртуальной реальности, или VR.

VR — это созданное при помощи компьютерных технологий пространство, которое симулирует реальные условия. Зарегистрировав виртуального «себя» на курсе, можно попробовать, к примеру, проводить опыты, наблюдать за редкими физическими явлениями, управлять техникой, ассистировать при операциях. В условиях, смоделированных в VR, легко практиковаться. VR поможет сломать стереотип, что онлайн-образование — исключительно теоретическое направление.

На рынке труда растет потребность в специалистах онлайн-образования.

В 2017 году по итогам исследований «СКОЛКОВО» был создан «Атлас новых профессий». Среди них — координаторы онлайн-платформ, разработчики образовательных траекторий, модераторы и игромастеры. Это лишь неполный список работников, которые будут нужны работодателям в следующие 10 лет. Мир нуждается в тех, кто понимает, что такое онлайн-образование.

Онлайн-образование на подъёме. И сегодня развитие собственного образовательного онлайн-проекта не менее выгодно, чем инвестиции в биткоин, только сфера онлайн-образования значительно стабильнее.

Чем отличается онлайн-обучение от дистанционного обучения

Почему одни курсы называют дистанционными, а другие онлайн? В чем их принципиальная разница и есть ли она вообще? В этом материале мы попытались разобраться в этих вопросах и дали небольшие рекомендации по выбору программы обучения тем, кто планирует повышать квалификацию и осваивать новые полезные для профессии навыки.

Дистанционное обучение

Это словосочетание чаще всего ассоциируют с заочной формой обучения, но оно подразумевает совершенно другое понятие.

Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой преподаватель и студент взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий. Во время дистанционного обучения студент занимается самостоятельно по разработанной программе, просматривает записи вебинаров, решает задачи, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически отдает ему на проверку свои работы.

Читать еще:  Текстовый редактор исправление ошибок онлайн

Дистанционное обучение стало популярным с появлением интернета, открыв новые возможности развития для жителей удаленных населенных пунктов и деловых людей с плотным рабочим графиком. Вначале дистанционное обучение воспринималось лишь как дополнительный способ приобретения знаний или подготовки к экзаменам. Сейчас можно пройти полноценные дистанционные курсы и программы повышения квалификации от престижных университетов, коммерческих и некоммерческих компаний из разных стран, находясь в любой точке планеты.

Есть ли отличия между дистанционным и онлайн-обучением, мы поинтересовались у тех, кто работает в этой сфере:

Онлайн-обучение

Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме “здесь и сейчас”. Этот формат обучения еще называют e-learning или “электронное обучение”. И оно считается логическим продолжением дистанционного. А слово “онлайн” лишь указывает на способ получения знаний и связи преподавателя со студентом.

Во время онлайн-обучения учащийся смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с тьютором, общается с одногруппниками и преподавателями в чатах, проходит квесты и пр. Такое обучение позволяет полностью погрузиться в образовательную среду и повышать квалификацию без отрыва от рабочего процесса.

Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения

Главное сходство онлайн-обучения и дистанционного — процесс получения новых знаний и навыков вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями. Понятие “дистанционное обучение” указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние. А “онлайн-обучение” означает, что это обучение происходит при помощи интернет-соединения и гаджетов.

В остальном — они практически полностью идентичны и обладают такими преимуществами:

  • индивидуальный темп обучения — изучать материалы можно по собственному графику, без привязки к группе, времени и месту занятия
  • доступность — учиться можно с любого компьютера в удобное время
  • персональные консультации с тьютором — эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения
  • курс в “кармане” — можно в любой момент пересмотреть урок или пропущенный вебинар в записи, скачать учебные материалы и сдать работу на проверку тьютору.

Главные вопросы при выборе онлайн/дистанционного курса обучения

В этом многообразии форматов и названий очень легко потеряться и сложно подобрать качественную программу онлайн-обучения или повышения квалификации.

Стоит задать несколько вопросов центрам обучения, прежде чем записываться на онлайн-курс или тренинг.

Вот небольшой перечень таких вопросов:

  • Есть ли бесплатные пробные уроки или ознакомительные фрагменты занятий курсов?

Демо версии курсов и тренингов помогают ознакомиться с содержанием курса, уровнем подачи материала и решить, подходит ли вам не только курс, но и сам формат онлайн-обучения.

  • Есть ли у учебного центра аккредитация на подготовку по тем или иным программам?

Положительный ответ на этот вопрос, подкрепленный соответствующими документами, может гарантировать полноту и качество подготовки в центре обучения. Официальные аккредитации выдают национальные и международные профессиональные организации только соответствующим всем требованиям провайдерам.

  • Какие требования программа предъявляет к учащимся?

Если в программе прописаны требования к уровню подготовки или квалификации студента — это означает, что она разработана для конкретной аудитории и ее определенного опыта, что повышает степень полезности материала.

  • Нужно ли будет выполнять какие-либо письменные задания?

Наличие практических заданий — неоспоримый плюс в любом онлайн-курсе. Чем больше заданий, тем выше вероятность качественного освоения новых навыков и знаний.

  • К кому можно обратиться в случае технических проблем (доступ к материалам, преподавателю, загрузка выполненных заданий)? Кто и как быстро их сможет решить?

В идеале, у студента должен быть свой виртуальный кабинет на портале. Там происходит все обучение, сдача заданий, общение с преподавателем и администраторами. Если такового нет, то провайдеры обучения должны указывать контактные номера, адреса почты и/или ссылки на профили в социальных сетях администраторов и кураторов для связи.

  • Каким образом можно связаться с преподавателем для консультации и как часто это можно делать?

Наличие и частота общения с преподавателем значительно влияет на качество обучения. Чем проще проконсультироваться с ним студенту и уточнить правильность выполнения задания или изучения темы, тем выше качество онлайн-обучения.

Интернет и цифровые технологии смешали воедино понятия онлайн и дистанционного обучения. Оба варианта названий подразумевают собой обучение вне аудитории, по собственному графику. Теперь главный вопрос для всех специалистов, желающих повысить свою квалификацию или изучить что-то новое, состоит не в формате обучения, а в его качестве, длительности и актуальности полученных знаний.

Отчеты | Форматы онлайн-образования: о чем нужно знать создателям курсов

Подпишись
на рассылку

Лучшие публикации Теплицы, доставленные на твой email

Подпишись
на Теплицу(Pro)

Не пропусти лучшие новости для экспертов в области IT, активистов, дизайнеров

Подпишись
в Фейсбуке

Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий

Подпишись
ВКонтакте

Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий

Подпишись
в Телеграм

Не пропусти лучшие публикации Теплицы, руководства, анонсы мероприятий

Подпишись
на YouTube

Не пропусти видео-уроки, скринкасты, записи вебинаров и мероприятий

Мария Бори­сё­нок

Всего материалов: 420

Форматы онлайн-образования: о чем нужно знать создателям курсов

8 декаб­ря 2016 года в Москве про­шел митап Теп­ли­цы соци­аль­ных тех­но­ло­гий «Онлайн-обра­зо­ва­ние: ито­ги года и трен­ды 2017 года». Участ­ни­ки узна­ли, как созда­ют­ся онлайн-про­грам­мы в «Нето­ло­гии», что нуж­но учи­ты­вать при мас­шта­би­ро­ва­нии кур­сов, и поче­му так важ­на обрат­ная связь во вре­мя уче­бы.

На встре­че высту­пил Алек­сей Поле­хин, руко­во­ди­тель онлайн-про­грамм уни­вер­си­те­та «Нето­ло­гия».

Алек­сей Поле­хин и участ­ник мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

О проекте Нетология

Про­ект «Нето­ло­гия» – это уни­вер­си­тет по под­го­тов­ке и допол­ни­тель­но­му обу­че­нию спе­ци­а­ли­стов в обла­сти интер­нет-мар­ке­тин­га, управ­ле­ния про­ек­та­ми, дизай­на, про­ек­ти­ро­ва­ния интер­фей­сов и веб-раз­ра­бот­ки. Ком­па­ния откры­лась в 2011 году и за 5 лет созда­ла более 30 обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, рас­пре­де­лен­ных по трем направ­ле­ни­ям:

  • онлайн-про­грам­мы уни­вер­си­те­та (повы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции);
  • очные про­грам­мы уни­вер­си­те­та (про­фес­си­о­наль­ная пере­под­го­тов­ка);
  • Биб­лио­те­ка видео­кур­сов, кото­рая содер­жит более 170 видео­уро­ков по 10–15 минут, объ­еди­нен­ных по про­грам­мам и с ито­го­вым тестом после завер­ше­ния кур­са.

«У нас 1500 сту­ден­тов, и мно­гие из них учат­ся на несколь­ких про­грам­мах. В сред­нем у нас 40–50 чело­век на кур­се, кото­рые про­хо­дят заня­тия, слу­ша­ют веби­на­ры, выпол­ня­ют прак­ти­че­ские зада­ния, дела­ют диплом­ные рабо­ты. Офлайн-про­грам­мы пред­по­ла­га­ют полу­го­до­вые кур­сы с заня­ти­я­ми по три раза в неде­лю с мак­си­маль­ным обще­ни­ем с груп­пой и пре­по­да­ва­те­ля­ми». Алек­сей Поле­хин

Кто чаще всего проходит онлайн-обучение?

  • Спе­ци­а­ли­сты, пере­хо­дя­щие из офлай­на в онлайн.
  • Спе­ци­а­ли­сты, жела­ю­щие полу­чить новые навы­ки.
  • «Веч­ные» сту­ден­ты.
  • Люди с боль­шим коли­че­ством сво­бод­но­го вре­ме­ни.
Читать еще:  Онлайн верстка сайта

Какие есть форматы онлайн-обучения?

  • Син­хрон­ное обу­че­ние – фор­мат обу­че­ния в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни, при этом заня­тия не все­гда при­вя­за­ны к опре­де­лен­но­му месту (очные лек­ции, онлайн-лек­ции, веби­на­ры, онлайн-дис­кус­сии в мес­сен­дже­рах).
  • Асин­хрон­ное обу­че­ние – фор­мат обу­че­ния, когда про­цесс пере­да­чи зна­ний или уме­ний не при­вя­зан к опре­де­лен­но­му месту и вре­ме­ни (кур­сы с запи­сан­ны­ми лек­ци­я­ми, зада­ния с выстав­лен­ным дед­лай­ном, мас­со­вые откры­тые онлайн-кур­сы).
  • Сме­шан­ные фор­ма­ты – фор­мат обу­че­ния, где соче­та­ют­ся син­хрон­ное и асин­хрон­ное обу­че­ние.

Основные принципы смешанного формата

  • Каче­ствен­ный тео­ре­ти­че­ский мате­ри­ал в виде видео­уро­ков.
  • Обрат­ная связь по зада­ни­ям в режи­ме онлайн.
  • Силь­ные гори­зон­таль­ные свя­зи меж­ду сту­ден­та­ми.
  • Удоб­ный темп обу­че­ния.
  • Начать обу­че­ние мож­но в любой момент.

Участ­ни­ки мита­па. Фото: Мария Бори­сё­нок.

Рекомендации по работе со смешанными курсами

Син­хрон­ные про­грам­мы слож­но мас­шта­би­ро­вать, так как для запус­ка новых кур­сов каж­дую неде­лю нуж­ны допол­ни­тель­ные чело­ве­че­ские ресур­сы. Созда­ние сме­шан­ных кур­сов частич­но реша­ет эту про­бле­му.

При созда­нии сме­шан­но­го фор­ма­та учи­ты­вай­те, что часть ста­тич­но­го мате­ри­а­ла при­дет­ся регу­ляр­но обнов­лять, а без созда­ния жест­ко­го рас­пи­са­ния сту­ден­ты не будут закан­чи­вать обу­че­ние. Вклю­чай­те в про­грам­му веби­на­ры, что­бы у участ­ни­ков была воз­мож­ность задать вопро­сы вжи­вую и полу­чить обрат­ную связь по кур­су.

«Гово­рить о про­ры­ве в отрас­ли сей­час не при­хо­дит­ся. Ско­рее мы видим, как тра­ди­ци­он­ные мето­ды обу­че­ния пере­хо­дят в онлайн». Алек­сей Поле­хин

О мотивации учиться

По наблю­де­ни­ям «Нето­ло­гии», люди чаще все­го поку­па­ют кур­сы из-за жела­ния быть частью сооб­ще­ства и ощу­ще­ния раз­ви­тия. Взрос­лые люди хотят полу­чить воз­мож­ность сно­ва стать сту­ден­та­ми. Для людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми это спо­соб соци­а­ли­зи­ро­вать­ся.
Моти­ва­ция тру­до­устрой­ства не явля­ет­ся клю­че­вой при выбо­ре кур­са, и после окон­ча­ния про­грамм низ­кий про­цент людей (до 5%) реша­ет­ся на сме­ну рабо­ты.

Тренды в онлайн-обучении: тухлые и настоящие

Кристина Геворкян, спикер конференции по онлайн-образованию EdMarketLab, эксперт по запуску образовательных продуктов «Фонда развития онлайн-образования» и автор телеграм-канала «Тренды образования» — об EdTech-кухне, тухлых тенденциях и самом недалеком будущем обучения.

Обучение в онлайн-университете: курс «CRM-маркетинг»

В этом году ощущается заметное оживление рынка образовательных продуктов. Акселераторы и инвесторы стали активно интересоваться стартапами, корпорации разрабатывают собственные сервисы и курсы.

Онлайн-образование, состоящее из двух крупных сегментов — E-learning и EdTech — активно развивается. Этот рынок, пока еще несформированный, я ассоциирую с e-commerce и финтехом конца 90-х и начала 2000-х: не установлены правила и стандарты качества, не хватает специалистов с нишевым опытом, а клиент еще не привык платить за продукты и услуги. Поэтому не запрос, а сами игроки рынка стараются его развивать.

E-learning — это отдельные онлайн-курсы в разных форматах, проверочные тестирования и целые онлайн-школы или университеты. Развиваются по двум сценариям: «упаковывают» в продукт собственные экспертные знания и методики и занимаются продюсированием других экспертов.

EdTech — продукты и сервисы, сопровождающие процесс обучения (инструменты для аналитики, построения образовательных траекторий, организации онлайн-обучения и т. п.).

Какие тренды нужно учитывать при запуске своего e-learning-продукта

Я разделяю тренды на «тухлые» и «тру». Почему тухлые? Потому что есть тренды, о которых рынок говорит уже несколько лет и они стали очевидными и почти обязательными. Их несколько:

  • геймификация,
  • мобильное обучение,
  • микрообучение,
  • Soft Skills.

Коротенько о каждом из них. В традиционной форме геймификация включает в себя баллы, «ачивки», рейтинговые таблицы, сюжетный сценарий и определение ролей, но также может быть и полноценной симуляцией. Многие считают, что геймификация являет собой инструмент мотивации, но в отрыве от качественного образовательного контента она работать не будет. Применять игровые механики нужно с умом и не ждать, что они станут панацеей для успешного обучения. Самое классное решение — когда обучение вплетено в игру, как это реализовано в детских проектах Учи.ру или «Алгоритмики»:


Пример задания в Учи.ру

Мобильность — непременное условие для онлайн-обучения, связанное с ежегодным ростом числа пользователей интернета, выходящих в сеть с мобильных устройств. По данным Mediascope, каждый год этот показатель увеличивается примерно на 15%:

Учитывайте этот фактор, когда выбираете платформу для размещения курсов, и в организации процесса поддержки обучающихся — сайты должны быть адаптивными, а коммуникацию удобно выстраивать в мессенджерах.

Также стоит обратить внимание на рост пользователей смарт-ТВ. Я уверена, что в будущем это станет популярным каналом доставки образовательного контента.

Микрообучение или курсы, разбитые на модули небольшого объема; продолжительность лекций в этом формате составляет в среднем 15 минут. Размер связан с пределами восприимчивости к новой информации (стандартное представление о 18 минутах концентрации внимания) и нацелен на получение практических знаний и навыков. В условиях, когда школьникам и взрослым не хватает времени на регулярное до-обучение, необходимо строить занятия таким образом, чтобы было возможно учиться малыми порциями.

Уже не первый год все говорят о важности развития soft skills, таких как эмоциональный интеллект, коммуникативные и управленческие навыки, тайм-менеджмент, конфликтология и др. Ценность таких навыков для массового пользователя пока еще не столь явная, но удивить подобными программами клиентов или инвесторов уже не получится.

К «тру» трендам я отношу:

  • иммерсивное обучение,
  • голосовые помощники и чат-боты,
  • сторителлинг и подкасты,
  • сообщества и наставничество,
  • индивидуальная траектория обучения.

Иммерсивное обучение представляет собой использование технологий виртуальной и дополненной реальности.


Примеры взяты из опыта компании Cerevrum

Считается, что мозг не различает реальные события и качественную симуляцию, поэтому использование виртуальной реальности открывает бескрайние возможности для обучения. Такие решения все больше становятся интересны корпорациям и помогают масштабировать и оптимизировать обучение сотрудников.

С постепенным ростом популярности VR-шлемов этот тип e-learning перекочует из сегмента B2B и на B2C-рынок.

Голосовые помощники и чат-боты выводят мобильное обучение на новый уровень. Смартфон теперь всегда под рукой, поэтому можно, к примеру, обучаться в программе-боте по пути на работу или общаясь с голосовым помощником, стоя в пробке. Пока их функциональность сильно ограничена, но потенциал к развитию огромен: отработка речевой и письменной грамотности, изучение иностранных языков, общее развитие и т. п.


Часть списка команд голосового помощника «Алиса»

Подкасты, конечно, не новшество, но я вижу активное движение в этом направлении. Аудиоформат удобен для прослушивания в дороге или параллельно с другими делами, а сторителлинг позволяет делать повествование нескучным. Возможно, этот тип донесения информации и не будет слишком массовым, но я рекомендую рассматривать его как дополнение к классическому видео-обучению — предоставлять слушателям возможность пройти курс в текстовом и аудио-формате.

Читать еще:  Остервальдер читать онлайн


Пример преподнесения информации через сторителлинг


Схема построения сценария

Учебные сообщества и наставничество/менторство становятся важными инструментами поддержки слушателя в образовательном процессе. В частности, в условиях цифровой трансформации и с появлением новых для рынка труда профессий становится актуальной поддержка экспертов. Это способ персонализировать обучение, давать больше обратной связи и снимать с обучающихся тревожность в условиях неопределенности.


Мотиваторы, полученные по итогам тестирования на программу «Остров1021»

Персонализация же важна в рамках построения индивидуальной траектории обучения. Она позволяет корректировать маршрут развития обучающегося, с учетом его первоначальных компетенций и поставленных целей через определение ключевых мотиваторов, подходящих форматов, интенсивности и скорости прохождения обучения.

Добавлю также, что стремительно «отмирает» проведение вебинаров в прямом эфире. Чаще всего время трансляции оказывается неудобным для слушателей, в повествовании автора встречается много отвлечений и «воды», что вызывает недовольство студентов. Поэтому я рекомендую использовать такой формат только в качестве MVP для тестирования содержания обучения, а финальную версию образовательного продукта для серьезных продаж делать в записи.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Онлайн формат обучения

Лариса Арачашвили — учитель русского языка и литературы волгоградской школы «Долина знаний», победитель конкурса «Учитель Года России — 2019», преподаватель волгоградского образовательного центра MAXIMUM.

— Какие основные проблемы вы видите при переходе на дистанционное образование?

— Проблем здесь может быть несколько.

Во-первых, существующие сервисы могут не выдержать такого одномоментного наплыва — все «ляжет». Никакой Moodle (среда, дающая возможность создавать сайты для онлайн-обучения) или ЯКласс (сайт, позволяющий проводить электронные тестирования и задания) не выдержит.

Во-вторых, РЭШ (Российская электронная школа), на которую многие учителя будут опираться, еще не совсем к этому готова: не все уроки разработаны до конца, не для всех классов, не по всем предметам. Преподавателям будет сложнее преподносить материал.

В-третьих, не у всех школьников есть доступ к интернету, некоторые семьи по разным причинам не пользуются компьютерами вообще.

Дети привыкли к тому, что школа — это, прежде всего, очное общение с учителем, face to face, но никак не онлайн-формат.

У чеников будет непросто заинтересовать в участии в дистанционном образовании.

Родители переживают, что многое из учебной программы будет упущено, некоторые из них настроены к новым форматам не сказать, чтобы враждебно, но настороженно. Я в свое время пользовалась вышеупомянутыми Moodle, ЯКласс, Classroom (сервисом, позволяющим создавать курсы, назначать и проверять задания), но каждый раз были 5-6 человек, которые не могли их выполнять: ко мне подходили родители и говорили, что они не будут учиться в онлайн-режиме, потому что это «игрушки» и вся работа должна вестись в классе. Для избежания конфликта от новшеств приходилось отказываться.

— Некоторые сервисы, такие как «Фоксфорд», Яндекс.Учебник, MAXIMUM Education, Учи.ру, открыли бесплатный доступ к своим онлайн-решениям. Это поможет?

— Я думаю, что это отлично и показывают уровень сознательности современных предпринимателей в образовании, которые готовы работать вместе с государственными образовательными учреждениями в кризисной ситуации.

Для многих школ это станет спасением.

— Похоже, что в будущем обществу придется иногда сталкиваться с подобными ситуациями. К чему это может привести?

— Возможно, сложившаяся ситуация поспособствует появлению одной онлайн-платформы для всей страны или нескольких региональных платформ, которые будут облегчать переход к дистанционному образованию.

При этом не уверена, что ребята из удаленных регионов получат более качественный образовательный контент из-за обучения в онлайне. Его и сейчас много: есть огромное количество каналов на YouTube, есть проект Инфоурок, где можно найти записи занятий от очень хороших преподавателей. Есть просветительский проект Arzamas с лекциями по литературе и другим предметам. Но весь этот контент не сконцентрирован в одном месте, и это проблема.

Содержание предметов вряд ли будет сильно пересматриваться из-за перехода в онлайн. Но если химию без экспериментов в классе представить себе можно — достаточно их заснять и выложить в качестве учебных видео, то с физкультурой, рисованием или пением могут быть проблемы.

— Должно ли в будущем онлайн-образование вытеснить оффлайн?

— Полностью «цифра» никогда не заменит школу, так как школа — важнейший социальный институт. Замены ему пока нет.

В школе, кто бы что ни говорил, особое значение имеет учитель и его живой контакт с учеником. Но какие-то элементы цифровизации будут развиваться, и это хорошо.

— Расскажите о своем опыте преподавания в онлайн: какие были сложности, преимущества?

— Один из минусов онлайн-уроков — отсутствие зрительного контакта преподавателя с учениками. Чтобы понять, слушает школьник вебинар или включил его и ушел по своим делам, преподавателю приходится постоянно задавать точечные вопросы и ждать ответы в чате.

Среди плюсов — особая атмосфера. Она создается за счет забавных случаев, которые происходят в процессе и превращаются, как принято говорить в MAXIMUM, в шабаши. На одном из моих вебинаров девочка опечаталась и вместо «ура» напечатала «руа». Теперь, в этой группе мы вместо «ура» всегда говорим «руа». Много интересных вещей попадает из класса в онлайн и наоборот: те же шабаши, точечные вопросы, игры и соревнования.

— Вы много ездите по стране. Как меняется ситуация с цифровизацией образования?

— Ситуация меняется, но очень медленно. Чаще всего за словом «цифровизация» стоит появление новой техники в школах. И это важно, но это очень ограниченный успех, потому что отсутствует системный подход к работе по цифровизации. Если опросить педагогов, окажется, что большинство из них никогда не работали ни на одном из вебинарных или образовательных сервисов.

Мы часто говорим, что у нас есть технологии и возможности для массового перехода на дистанционное образование, но в большинстве школ я их не вижу.

Будем надеяться, что ситуация изменится. На данный момент нет вариантов, чтобы она не изменилась. Говорят же, что самые яркие точки роста случаются во время кризиса. Кризис, связанный с пандемией, заставляет нас ускоренными темпами менять подход к образованию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector