Графические дизайнеры 21 века имена
На пути создания идеального бренда: 24 графических дизайнера, чьи работы вдохновляют
Поделиться
Ищете вдохновения для создания графических шедевров? Познакомьтесь с тем, как это делают профессионалы. Перед вами подборка талантливейших дизайнеров современности, чьи работы удивляют, меняют и воодушевляют весь мир.
Aaron Draplin
Самоучка родом из Детройта, талант к графическому дизайну Aaron Draplin открыл в себе в 19 лет. Проведя два года за чтением профильной литературы, он создал свой первый эскиз для дизайна сноубордов. Так началась его карьера. Теперь Aaron придумывает логотипы для самых известных брендов, и организует многочисленные мастер-классы, пропагандируя важность качественной графики.
Erik Marinovich
Среди заказчиков Erik Marinovich — художника шрифта, дизайнера и сооснователя популярного блога Friends of Type — большое количество известных всему миру брендов, таких как Nike, Google, Hilton, Facebook, Air Canada, Gap и многих других. Работая часами над созданием нужно шрифта, Erik не устает пробовать новые стили письма, отдаваясь занятию полностью без остатка.
Richard Perez
Richard Perez известен как создатель весьма необычных иллюстраций. Среди его клиентов как крупные игроки интернет-индустрии Google and Facebook, так и менее известные бренды, например, исполняющая инди-поп группа Death Cab for Cutie. Авторский почерк художника настолько уникален, что не терпит привязки к определенному статусу.
Lauren Hom
Бруклинский дизайнер Lauren Hom использует яркую палитру цветов и игривые формы шрифтов. Помимо работы с известными брендами, а среди них TIME Magazine и YouTube, она успешно ведет собственные проекты, такие как «selling your ex-boyfriend’s tears» и роспись барных досок для кафе города.
Violaine & Jeremy
Причудливые миры и классическая пастель — отличительная черта работ французского дуэта Violaine Orsoni и Jeremy Schneider, известных миру как Violaine & Jeremy . От затейливых иллюстраций и любопытных изображений на передовицах журнала до серьезного корпоративного брендинга — талант художников поистине не знает границ.
Sean McCabe
Дизайнер Sean McCabe прославился увлекательными онлайн-курсами по созданию шрифтов. На них он поведал обо всем, что может интересовать начинающих дизайнеров — о композиционной иерархии, классификации логотипов, оцифровке изображения, продаже, лицензировании и юридических тонкостях работы с заказчиками.
Alex Trochut
Девиз художника Alex Trochut «Чем больше, тем лучше» полностью отражает сущность его необычной графики. Среди клиентов дизайнера Absolut, Coca Cola и The New York Times.
Viktor Hertz
Viktor Hertz является создателем проекта The Noun Project , пожалуй, самой красивой и разнообразной коллекции веб-иконок. Питающий слабость к простым объектам и пиктограммам, дизайнер работает над заказами для известных брендов и продолжает реализовывать новые онлайн-проекты.
Lotta Nieminen
Создательница иллюстраций и дизайна для юбилейного выпуска журнала Tuli & Savu. В свои 29 дизайнер Lotta Nieminen уже имеет собственную студию в Нью-Йорке, выполняет заказы для Hermès, Google и New York Times, красуется в списках Forbes и является обладательницей престижной премии для молодых талантов.
John Maeda
Следуя правилу, что цель новых технологий заключается в упрощении, а не в усложнении повседневной жизни человека, дизайнер John Maeda не перестает удивлять искусством цифрового дизайна. В настоящий момент он возглавляет Rhode Island School of Design, сотрудничает с фирмой Kleiner Perkins Caufield & Byers и является председателем консультативного совета дизайнеров eBay.
Mike Perry
Работы художника Mike Perry гипнотизируют игрой цвета и хитросплетениями форм. Страницы газет, журналов и книг буквально оживают, когда на них появляются иллюстрации автора.
Llew Mejia
Невероятно красивые, фактурные принты начинающего дизайнера Llew Mejia наполнены самобытными народными мотивами и стильными образами. Его работы можно увидеть на скейтбордах Adidas, Reebok и Element.
Timothy Goodman
Результатом работы двух талантливых дизайнеров Timothy Goodman и Jessica Walsh стала книга «40 Days of Dating», которую можно назвать шедевром визуального искусства.
Кроме того, Goodman успешно сочетает в себе талант иллюстратора, дизайнера, лектора и арт-директора. Среди клиентов его собственной студии такие солидные издания, как The New York Times, The New Yorker и Time. Невероятное количество идей вмещает в себя и портфолио художника: все, начиная от корпоративных логотипов и заканчивая дизайном офисных стен.
Chuck Anderson
В то время, как большинство сверстников только начинают ходить в дизайнерские школы, Chuck Anderson в свои 18 уже вовсю работает на одну известную студию, заказчиками которой являются Microsoft, Nike и Reebok.
Dan Cassaro
Иллюстратор по призванию, Dan Cassaro уже успел заслужить уважение со стороны The New York Times Magazine, Rolling Stone, Wall Street Journal и других солидных брендов. Сфера его интересов — типография, создание шрифтов, разработка логотипов и старенькая рок-н-ролльная студия в Бруклине.
Dana Tanamachi
Художницу Dana Tanamachi отличает неискоренимая любовь к ручному творчеству: достаточно взглянуть на ее работы, покоряющие игрой воображения и изяществом деталей.
Dave Foster
Австралийский дизайнер Dave Foster убежден, что визуальное искусство способно стать спасательным кругом в бурном океане современной жизни. Создавая новые логотипы и шрифты, художник помогает подчеркнуть яркую индивидуальность бренда.
David Carson
Вдохновившись субкультурой южно-калифорнийских серферов, свой дизайнерский путь Dave Carson начала в далекие 1980-е. Разрабатывая дизайн для изданий о серфинге, художник создал свой собственный неповторимый стиль, уходящий за рамки стандартного видения.
Jacob Cass
Пример молодого австралийского дизайнера по имени Jacob Cass вдохновляет. В настоящий момент он возглавляет собственную студию, а также работает на маркетинговое агентство Ammirati, Нью-Йорк. Заглянув в его блог, можно почерпнуть миллион идей для творчества.
Alex Center
Молодой, но безумно талантливый дизайнер Alex Center разрабатывает дизайн рекламных кампаний и логотипов для брендов с мировым именем.
Jason Santa Maria
Таланты дизайнера неиссякаемы: Jason Santa Maria является основателем компании Mighty , старшим дизайнером в Vox Media, одним из авторов On Web Typography и сооснователем проекта A Book Apart.
Jessica Hische
Изящные узоры и витиеватый шрифт — изюминка авторского стиля Jessica Hische . Свой талант и харизму дизайнер воплощает в работах для известных заказчиков, таких как Wes Anderson и Penguin Books.
Jessica Walsh
Через два года после начала работы в нью-йоркской студии Sagmeister Inc, Jessica Walsh стала одним из ее партнеров. И несмотря на юный возраст (25 лет) входит в списки Forbes и является номинанткой премии «Young Guns».
Совсем недавно в свет вышел разработанный совместно с Timothy Goodman дизайнерский проект «40 days of Dating», в котором в виде наглядных схем и веселых изображений Walsh повествует о днях, проведенных с другом-дизайнером.
Jon Hicks
Jon Hicks знаменит как автор справочника «The Icon Handbook», где собраны самые интересные графические иконки. Известность ему принесли работы для Firefox, Spotify и Skype.
Какие графические дизайнеры XXI века считаются лучшими? Кто нравится лично вам?
Это один из тех вопросов, на которые одновременно и очень просто, и очень сложно ответить. Просто потому, что вопрос ведь звучит не так, скажем: «Какие молодые дарования вы бы считали достойными внимания?», но именно «кто считается», да ещё и «успешными», и именно «в 21 веке». Т.е. это вопрос об объективно успешных сегодня персонах. Если не придираться пока к понятию «успешности» (ну, допустим, это «слава и деньги» или проще говоря, медийная представленность и значимые проекты/клиенты), то считаются у нас успешными те, кого таковыми признают экспертные сообщества. Я не встречал ещё рейтингов, построенных на отзывах клиентов, так как таковые не имеют дело с достаточной выборкой и не руководствуются внутрипрофессиональными критериями. То есть лучшие дизайнеры это те, кого назовут другие дизайнеры. Ну, типа, получившие аналог «приза киноакадемии» или что-то вроде того.
Например, пару лет назад, отмечающий своё 50-летие американский журнал «Графический Дизайн» (GD USA) опубликовал рейтинг «самых-самых» в нашей профессии. Ссылка на мой блог (tumblr.com) с этой новостью содержит комментарии, которые я не буду здесь приводить вновь. Рейтинг предсказуемый для американского журнала, а набор имён — тем более. Есть, правда, масса совершенно произвольных выборок, мешающих таких разных людей, что диву даёшься, как они уживаются в рамках единообразных критериев, но это на совести «уважаемой редакции».
Но, естественно, респектабельный рейтинг AIGA или упомянутого журнала DG — это микс из, в основном, членов живущих (живших) на территории США или в других англоязычных странах «сборной мира»: австриец Стефан Загмайстер, итальянец Массимо Виньелли, или имеющий российские корни британец Иван Чермаефф. Можно найти и давно ушедшего гения «новой типографики» Яна Чихольда, и здравствующего патриарха Нью-Йоркской школы Милтона Глейзера и т.п. и т.д. Обратитесь к первоисточнику.
Не знаю, впрочем, как соотносится присутствие в этом списке лиц, которым уже 70+, а то и за 80 с ожиданиями автора вопроса о «в 21-м веке», но уверяю, что и в нашем столетии имена этих мастеров как минимум не будут забыты, так как их модель творчества выдержала любые мыслимые испытания. Это заодно и ответ на вторую часть вопроса («кто нравится лично вам»). Мои предпочтения совпадают с профессиональным мейнстримом. Старое вино и длительная выдержка… В жизненном пути «великих дизайнеров» можно черпать вдохновение и тем, кто ищет successful stories и тем, кого привлекает дизайн как вид искусства (в смысле некоей не совсем уж поглощенной коммерцией деятельности).
Последнее замечание есть ключ к проблеме, почему эта тема не только проста для раскрытия, но одновременно и сложна. Дизайн (как и любая социальная практика) не поддаётся однозначному определению. Как и искусство, которому дизайн то противопоставляют, то отождествляют как частный его искусства случай. Поэтому никакой рейтинг не может удовлетворить всех и считаться однозначным и объективным. Критерии отбора останутся скорее проблематизирующими тему, чем устанавливающими жесткие рамки. Не говоря уже об обычном «а судьи кто?», т.е. укорах в излишней «америкоцентрированности» рейтинга, или, наоборот, в др. случаях, ориентации, скажем, на голландский или швейцарский «дискурс» о дизайне.
В связи с этим замечу: существует мнение, что в нашей ситуации «послемодерна» звезд в старом смысле (не продюсерские креатуры-однодневки, а влиятельные в долгосрочной перспективе фигуры) в любой творческой области уже как бы и нет. Думаю, что с одной стороны, погасли не звезды, а изменился сам «небосвод». Феномен светлого на светлом. Где свет небосвода — информационный переизбыток. Мир не готов больше воспринимать авторитетных в своей области профессионалов в роли почти пророков, авторитетов, имеющих точку зрения на всё на свете, любое слово которых жадно ловит пресса. Поэт теперь никак не «больше, чем поэт». И, в каком-то смысле, это вселяет надежду. Чипп Кидд (американский дизайнер, тоже вошедший в рейтинг GD USA) говорил, что «известный дизайнер подобен известному водопроводчику». Т.е., конечно, есть особенно уважаемые в своём профессиональном сообществе умельцы заменить смеситель или устранить протечку, но к ним вряд ли будут обращаться с вопросами относительно политики, морали, судеб человечества или воспитания детей.
Почему дизайнеры, даже имеющие (как и сам Кидд) публичную известность, считаются авторитетами в чем-то ещё, кроме самого дизайна? Что делает дизайнера известным, а потому и только поэтому «лучшим»? Это ведь сервисная профессия, мастерство «визуальной коммуникации», «инфоархитектуры» (Э. Шпикерман) и не более. Лучший дизайнер просто делает свою работу хорошо почти всегда. Иногда неожиданно оригинально. Но, в отличие от учёного или политика, он не влияет ни на что, кроме повышения продаж подслащенной воды или чипсов. Да и то в числе других членов команды (маркетологов, инженеров и т.п.). Да, безусловно есть «прикладные» профессии, где «считающийся известным» может иметь настоящее публичное признание. Хирург, впервые пересадивший голову пациенту, вероятно, обойдёт в рейтинге не менее искусного зубного техника. Лучшего из собратьев по профессии. Но возможна ли такая аналогия в связи с исследуемым вопросом?
Заметим, что «рок-звезды» дизайна, это, как правило, либо те, кто занимается, в том числе некоммерческими проектами, маскируемыми под актуальное искусство (Загмайстер), либо продвигающие свой личный «бренд» на подобие Фэшн-дизайнеров-кутюрье (Броуди), либо активно и много теоретизирующие и пишущие (Бейрут, Карсон или раньше Виньелли, Мунари, Рэнд и т.п.). Т.е. это те, кто стал «трендсеттером» не столько благодаря востребованности и качеству своих услуг, сколько привлек внимание публичной деятельностью «по поводу» дизайна. Насколько я понимаю, «вес» того или иного «великого дизайнера» в сообществе как правило зависит не от «гамбургского счета» (термин В. Шкловского), т.е. от его «мастерства» как совокупности спортивных достижений, «оригинальности стиля» и т.п., а от значимости его профессиональных рефлексий, способности словом или делом указать или, наоборот, проблематизировать пути дальнейшего развития профессии… Рок музыка тут предоставляет хорошую аналогию. Сколько потрясающих гитарных виртуозов не входят в рейтинги RollingStone, потому что, играя, не пели, не сочиняли свою музыку или не интерпретировали чужую так, что её «присваивали», как будто «крали» (Пикассо). Гитарист — это ведь тот же «дизайнер-исполнитель». А Хендрикс, Би Би Кинг, Клэптон? Кто они? Они по аналогии с «арт-директором», «трендсеттеры» и т.п.
Поэтому, можно сказать и так. Все перечисленные в рейтинге имена (несмотря на наличие в списке GD USA отдельных категорий) дизайнеров объединяет и то, что «дизайнерами» (т.е. «исполнителями») они не являются. Они именно «арт-директора», т.е. люди ведущие проекты, в которые заняты многие на правах либо «композиторов» (или «сценаристов»/«продюсеров»), или «играющих тренеров». Загмайстер, вероятно, не «умеет» многое из того, что делается отдельным членом его команды в том или ином проекте. Как, впрочем, и мастерство операторской или актерской работы в кино не есть всегда заслуга режиссера. Дизайн от искусства (в том числе), как раз и отличает не только массовостью обращения (механич. репродукция Беньямина), но именно что анонимностью (т.е. имеет не «авторский», а командный характер) обращения. Логотипы и рекламные щиты не подписывают их создатели. Обращается к публике бренд, государство или общественная организация. Известным же за пределами узкого сообщества профессионалов может быть только авторское и персональное высказывание.
Так случилось, что искусство имеет дело с сингулярностью оригинала и низкой массовостью обращения (хотя все меняется в эпоху новых медиа), при высокой степени проявленности авторского жеста. А дизайн — наоборот. Да, и дизайн, и искусство есть практики по определению творческие. Но этого не достаточно для того, чтобы ждать от дизайнера автоматически ауры «известности». Искусство в основном ориентировано на постановку общественно значимых вопросов (т.е. заведомо фиксирует на себе интерес за пределами целевой аудитории), а дизайн есть как правило однозначное коммерчески (а значит локально) ценное сообщение, дающее «ответы» (что, где и зачем купить). И это касается не только «продающей» рекламы, но и «информирующего» дизайна как такового.
Business Views
Знаешь ли ты, кто такой Пол Рэнд? А ведь этот парень придумал логотипы половины известных во всем мире брендов. Чтобы твоя творческая смелость имела прочный фундамент, давай вспомним лучших практиков дизайна.
Зачем тебе это знать?
В цифровом маркетинге главный компонент — это контент. А контент должен быть правильно упакован. Иллюстрации для постов в ФБ, обложки страниц, инфографика, дизайн сайта, оформление презентаций — всё это инструменты борьбы за внимание клиента.
Когда у тебя заказывают дизайн, то платят за объем выполненной работы либо за затраченное время. Но покупают твоё видение, стиль и понимание, как вообще работает дизайн.
Современный маркетинг — это преимущественно визуальный контент. Грамотный графический дизайн становится инструментом эффективного маркетинга и влияет на успех бизнеса в целом. Поэтому для дизайнера, который рассчитывает на серьезные проекты, важно опираться не только на свои неглубокие представления о визуальной стороне маркетинга.
Умения искать хорошие референсы также недостаточно. Тот, кто ориентируется на работы других дизайнеров без понимания основ дизайна — это как ребенок, который перерисовывает силуэты героев любимых мультфильмов. Дизайнер, который копирует референсы, пусть даже талантливо, просто отрабатывает свою зарплату и довольствуется второстепенными позициями.
В сфере визуализации атрибутов бренда и создания визуального контента дизайнер должен вести бренд вперёд и задавать тренды, а не плестись в хвосте креативных процессов и питаться только идеями других дизайнеров.
В основе современных дизайн-систем подходы, которые заложили основоположники дизайна. Посмотри на список фамилий, который мы публикуем ниже, и оцени свой уровень понимания основ современного графического дизайна.
Часть 1. Люди, которые изменили графический дизайн
Пол Рэнд . Человек, который сделал все крутые логотипы 20 века
Почему он важен. Пол, помимо создания логотипов для IBM, UPS, ABC, Esquire и других брендов, одним из первых классифицировал полезность логотипа и описал её.
Почему о нем следует знать. Рэнд создал так много легендарных лого, потому что он строил свое творчество на системном подходе. Многие молодые дизайнеры считают, что дизайн — это чистый креатив. Пол Рэнд считал, что творчество должно строиться на системе ценностей, взглядов и определенной методологии. Его взгляды нашли отражение в легендарном тесте Рэнда — универсальном алгоритме проверки логотипа по 7 параметрам: уникальность, читаемость, адаптивность, запоминаемость, универсальность, вневременность и главный пункт — простота.
Йозеф Мюллер-Брокманн . Человек, который упростил дизайн
Почему он важен. Именно он придумал Swiss Design — стиль, на котором построен весь графический дизайн второй половины 20-го столетия; более того, активно нёс его в массы.
Плакат «Бетховен» для концертного зала.
Почему о нем следует знать. Принцип «Дизайн должен быть настолько очевидным, насколько это возможно» — основа современного минималистичного дизайна.
Армин Хофманн . Человек, который определил место шрифтов в дизайне
Почему он важен. Армин продвигал принципы, схожие со Swiss Design, однако в основу своих плакатов ставил работу со шрифтами, их положение и контраст с остальной картинкой.
Плакат к балету «Жизель».
Почему о нем следует знать. Принципы экономически выверенного использования цвета и типографики актуальны и по сей день. Более того, последние несколько лет они даже прибавили в популярности.
Йозеф Биндер . Человек, который создавал убедительные плакаты
Почему он важен. Йозеф взял всё лучшее от геометрии кубизма и реалистичных образов, а после перенёс это в свои плакаты — получились запоминающиеся изображения, поражающие своей динамикой и монументальностью.
Постер для всемирной выставки в Нью-Йорке.
Почему о нем следует знать. Если ты хочешь научиться создавать убедительный визуальный контент — изучи работы Биндера. Этот человек — признанный мастер красноречивых плакатов.
Александр Родченко . Человек, который сделал графику динамичной
Почему он важен. Родоначальник дизайна в СССР превратил плакаты из статичных картинок в динамичные истории. Жаль, что его творчество эксплуатировалось деспотичным СССР. Родченко знаменит во всем мире, однако в более свободной стране он смог бы раскрыться намного сильнее.
Плакат «Дешевый хлеб» в сотрудничестве с Маяковским.
Почему о нем следует знать. Работы Родченко — доказательство того, что дизайн становится более убедительным, когда в нём работает вся композиция: интересная идея и динамичное исполнение.
Мари Нейрат . Человек, который заменил слова иконками
Почему она важна. Мари в сотрудничестве с коллегами разработала систему визуализации данных Isotype — первый прообраз информационного дизайна. Вообще-то идеологом изотайпа считается Отто Нейрат, однако рисовала все эти символы именно Мари.
Страница из книги Нейрат.
Почему о ней следует знать. Если тебе нравится создавать иконки, тебе обязательно стоит познакомиться с работами Мари: именно она показала миру, как можно самый заурядный график превратить в захватывающую визуальную историю — при помощи понятных иконок.
Иоханнес Иттен . Человек, который описал искусство цвета
Почему он важен. Йохан — крупнейший исследователь не только физических свойств цвета, но и его связи с формой, содержанием и даже настроением картин.
Почему о нем следует знать. «Искусство цвета» — если ты ещё не читал эту книгу, то быстро исправляй это упущение.
Эвклид . Человек, который дал нам Золотое сечение
Почему он важен. Мы знаем, что Эвклид жил не в 20 веке. Но он был первым, кто предложил понятие Золотого сечения, которое глаз воспринимает как самую «правильную» пропорцию. На этом основан весь дизайн — от графического до веб-дизайна.
Почему о нем следует знать. «Элементы» Эвклида — это пособие по современному дизайну, написанное более 2 тысяч лет назад. Оливер Бёрн поработал над ним и сделал его ближе к нам — обязательно изучи эту версию. Эта книга была написана не в 20-м веке — в 1847 году.
Кстати, ниже ты найдешь еще двух человек, которые создавали графику задолго до 20-го века. Не удивляйся — мы не захотели перегружать заголовок словами «19 век».
Карл Герстнер . Человек, который заставлял типографику развиваться
Почему он важен. Карл ещё в 50-х годах 20-го века создавал работы, которые не теряют своей актуальности до сих пор, а также популяризовал искусство.
Обложка альбома Boite a Musique.
Почему о нем следует знать. Даже если ты не считаешь работы Карла стоящими внимания, обрати внимание на его подход: не останавливайся в творческом развитии — это означает смерть искусства.
Часть 2. Дизайнеры, которые визуализировали данные
Дизайн всегда помогал доносить информацию. Когда информации стало слишком много, понадобилась визуализация данных.
Шарль Жозеф Минар . Человек, который заложил основы инфографики 200 лет назад
Почему он важен. Шарль не был первым, кто нанёс линии на карту. Но он был первым, кто в основу этого ставил донесение информации понятным для людей визуальным языком. Сегодня такие графики, которые объединяют показатели количества в динамике, называют Sankey Diagram. Посмотри, насколько драматично выглядит инфографика военных походов, когда демонстрирует потери войск на каждом этапе кампании.
Поход Ганнибала в инфографике Минара.
Почему о нем следует знать. Именно Шарль стал революционером графических методов анализа и представления информации, и дал основу последующим работам. Интересно, что именно Минар первым использовал такой тип диаграмм, как sankey chart, однако свое название они получили от фамилии ирландского инженера Sankey, который использовал такой подход для изображения потока энергии в паровом двигателе.
Уильям Плейфэр . Изобретатель графического отображения статистической информации
Почему он важен. Уильям изобрёл главные инструменты современной инфографики: линейные, столбчатые и круговые диаграммы.
Сравнение цен на зерно и зарплат рабочих.
Почему о нем следует знать. Уильям является прародителем информационной статистики, который совершил настоящую революцию в области представления данных.
Эдвард Тафти . Пионер визуализации данных
Почему он важен. Эдвард — автор книги «Представление информации», в которой рассказывает о важнейших принципах информационного дизайна: многомерном представлении информации, размещении информации по слоям и другом.
Книга «Представление информации».
Почему о нем следует знать. Обязательно прочитай книги Эдварда, если ты работаешь с визуализацией данных. Принципы Тафти — как 10 заповедей.
Ханс Рослинг . Человек, который сделал из статистики шоу
Почему он важен. Вместо гистограмм профессор Рослинг использует блоки LEGO, картонные коробки и другие предметы, чтобы «оживить» статистику.
Кадр с выступления на TED.
Почему о нем следует знать. Ханс не был дизайнером, но наглядно показал, что даже самые скучные данные могут быть интересными и увлекательными, если их правильно подать. Если ты хочешь научиться рисовать инфографику, надо думать не только о графическом стиле, который ты используешь. Попробуй представить, как подать инфографику так, чтобы она смогла удивить читателя, рассказать ему интересную историю из данных.
В Украине так сложилось: любой, кто научился держать стилус, через неделю считает себя гуру дизайна. Но если бы стать дизайнером было так просто, мы бы не писали этих статей.
В плане дизайна Украина — страна, у которой есть богатая история. Казимир Малевич и его супрематисты, Георгий Нарбут, Нил Хасевич, Клавдия и Евгений Кудряшовы — далеко не полный список графиков, художников, работы которых удивляют людей во всём мире. В силу различных исторических причин, прежде всего, из-за вынужденной иммиграции и подчинения украинской дизайнерской школы советской идеологии, украинская школа не смогла нормально развиваться.
Сейчас у тебя есть все возможности сказать свое слово и поучаствовать в становлении новой школы украинского дизайна. Для этого важно не только отслеживать новые тренды (это делают все), но и понимать, откуда они идут и с чего всё начиналось. Не знать людей, о которых мы написали выше, для дизайнера — все равно, что пытаться проповедовать в христианской церкви, ни разу перед этим не открыв Библии.
Какие графические дизайнеры XXI века считаются лучшими? Кто нравится лично вам?
Это один из тех вопросов, на которые одновременно и очень просто, и очень сложно ответить. Просто потому, что вопрос ведь звучит не так, скажем: «Какие молодые дарования вы бы считали достойными внимания?», но именно «кто считается», да ещё и «успешными», и именно «в 21 веке». Т.е. это вопрос об объективно успешных сегодня персонах. Если не придираться пока к понятию «успешности» (ну, допустим, это «слава и деньги» или проще говоря, медийная представленность и значимые проекты/клиенты), то считаются у нас успешными те, кого таковыми признают экспертные сообщества. Я не встречал ещё рейтингов, построенных на отзывах клиентов, так как таковые не имеют дело с достаточной выборкой и не руководствуются внутрипрофессиональными критериями. То есть лучшие дизайнеры это те, кого назовут другие дизайнеры. Ну, типа, получившие аналог «приза киноакадемии» или что-то вроде того.
Например, пару лет назад, отмечающий своё 50-летие американский журнал «Графический Дизайн» (GD USA) опубликовал рейтинг «самых-самых» в нашей профессии. Ссылка на мой блог (tumblr.com) с этой новостью содержит комментарии, которые я не буду здесь приводить вновь. Рейтинг предсказуемый для американского журнала, а набор имён — тем более. Есть, правда, масса совершенно произвольных выборок, мешающих таких разных людей, что диву даёшься, как они уживаются в рамках единообразных критериев, но это на совести «уважаемой редакции».
Но, естественно, респектабельный рейтинг AIGA или упомянутого журнала DG — это микс из, в основном, членов живущих (живших) на территории США или в других англоязычных странах «сборной мира»: австриец Стефан Загмайстер, итальянец Массимо Виньелли, или имеющий российские корни британец Иван Чермаефф. Можно найти и давно ушедшего гения «новой типографики» Яна Чихольда, и здравствующего патриарха Нью-Йоркской школы Милтона Глейзера и т.п. и т.д. Обратитесь к первоисточнику.
Не знаю, впрочем, как соотносится присутствие в этом списке лиц, которым уже 70+, а то и за 80 с ожиданиями автора вопроса о «в 21-м веке», но уверяю, что и в нашем столетии имена этих мастеров как минимум не будут забыты, так как их модель творчества выдержала любые мыслимые испытания. Это заодно и ответ на вторую часть вопроса («кто нравится лично вам»). Мои предпочтения совпадают с профессиональным мейнстримом. Старое вино и длительная выдержка… В жизненном пути «великих дизайнеров» можно черпать вдохновение и тем, кто ищет successful stories и тем, кого привлекает дизайн как вид искусства (в смысле некоей не совсем уж поглощенной коммерцией деятельности).
Последнее замечание есть ключ к проблеме, почему эта тема не только проста для раскрытия, но одновременно и сложна. Дизайн (как и любая социальная практика) не поддаётся однозначному определению. Как и искусство, которому дизайн то противопоставляют, то отождествляют как частный его искусства случай. Поэтому никакой рейтинг не может удовлетворить всех и считаться однозначным и объективным. Критерии отбора останутся скорее проблематизирующими тему, чем устанавливающими жесткие рамки. Не говоря уже об обычном «а судьи кто?», т.е. укорах в излишней «америкоцентрированности» рейтинга, или, наоборот, в др. случаях, ориентации, скажем, на голландский или швейцарский «дискурс» о дизайне.
В связи с этим замечу: существует мнение, что в нашей ситуации «послемодерна» звезд в старом смысле (не продюсерские креатуры-однодневки, а влиятельные в долгосрочной перспективе фигуры) в любой творческой области уже как бы и нет. Думаю, что с одной стороны, погасли не звезды, а изменился сам «небосвод». Феномен светлого на светлом. Где свет небосвода — информационный переизбыток. Мир не готов больше воспринимать авторитетных в своей области профессионалов в роли почти пророков, авторитетов, имеющих точку зрения на всё на свете, любое слово которых жадно ловит пресса. Поэт теперь никак не «больше, чем поэт». И, в каком-то смысле, это вселяет надежду. Чипп Кидд (американский дизайнер, тоже вошедший в рейтинг GD USA) говорил, что «известный дизайнер подобен известному водопроводчику». Т.е., конечно, есть особенно уважаемые в своём профессиональном сообществе умельцы заменить смеситель или устранить протечку, но к ним вряд ли будут обращаться с вопросами относительно политики, морали, судеб человечества или воспитания детей.
Почему дизайнеры, даже имеющие (как и сам Кидд) публичную известность, считаются авторитетами в чем-то ещё, кроме самого дизайна? Что делает дизайнера известным, а потому и только поэтому «лучшим»? Это ведь сервисная профессия, мастерство «визуальной коммуникации», «инфоархитектуры» (Э. Шпикерман) и не более. Лучший дизайнер просто делает свою работу хорошо почти всегда. Иногда неожиданно оригинально. Но, в отличие от учёного или политика, он не влияет ни на что, кроме повышения продаж подслащенной воды или чипсов. Да и то в числе других членов команды (маркетологов, инженеров и т.п.). Да, безусловно есть «прикладные» профессии, где «считающийся известным» может иметь настоящее публичное признание. Хирург, впервые пересадивший голову пациенту, вероятно, обойдёт в рейтинге не менее искусного зубного техника. Лучшего из собратьев по профессии. Но возможна ли такая аналогия в связи с исследуемым вопросом?
Заметим, что «рок-звезды» дизайна, это, как правило, либо те, кто занимается, в том числе некоммерческими проектами, маскируемыми под актуальное искусство (Загмайстер), либо продвигающие свой личный «бренд» на подобие Фэшн-дизайнеров-кутюрье (Броуди), либо активно и много теоретизирующие и пишущие (Бейрут, Карсон или раньше Виньелли, Мунари, Рэнд и т.п.). Т.е. это те, кто стал «трендсеттером» не столько благодаря востребованности и качеству своих услуг, сколько привлек внимание публичной деятельностью «по поводу» дизайна. Насколько я понимаю, «вес» того или иного «великого дизайнера» в сообществе как правило зависит не от «гамбургского счета» (термин В. Шкловского), т.е. от его «мастерства» как совокупности спортивных достижений, «оригинальности стиля» и т.п., а от значимости его профессиональных рефлексий, способности словом или делом указать или, наоборот, проблематизировать пути дальнейшего развития профессии… Рок музыка тут предоставляет хорошую аналогию. Сколько потрясающих гитарных виртуозов не входят в рейтинги RollingStone, потому что, играя, не пели, не сочиняли свою музыку или не интерпретировали чужую так, что её «присваивали», как будто «крали» (Пикассо). Гитарист — это ведь тот же «дизайнер-исполнитель». А Хендрикс, Би Би Кинг, Клэптон? Кто они? Они по аналогии с «арт-директором», «трендсеттеры» и т.п.
Поэтому, можно сказать и так. Все перечисленные в рейтинге имена (несмотря на наличие в списке GD USA отдельных категорий) дизайнеров объединяет и то, что «дизайнерами» (т.е. «исполнителями») они не являются. Они именно «арт-директора», т.е. люди ведущие проекты, в которые заняты многие на правах либо «композиторов» (или «сценаристов»/«продюсеров»), или «играющих тренеров». Загмайстер, вероятно, не «умеет» многое из того, что делается отдельным членом его команды в том или ином проекте. Как, впрочем, и мастерство операторской или актерской работы в кино не есть всегда заслуга режиссера. Дизайн от искусства (в том числе), как раз и отличает не только массовостью обращения (механич. репродукция Беньямина), но именно что анонимностью (т.е. имеет не «авторский», а командный характер) обращения. Логотипы и рекламные щиты не подписывают их создатели. Обращается к публике бренд, государство или общественная организация. Известным же за пределами узкого сообщества профессионалов может быть только авторское и персональное высказывание.
Так случилось, что искусство имеет дело с сингулярностью оригинала и низкой массовостью обращения (хотя все меняется в эпоху новых медиа), при высокой степени проявленности авторского жеста. А дизайн — наоборот. Да, и дизайн, и искусство есть практики по определению творческие. Но этого не достаточно для того, чтобы ждать от дизайнера автоматически ауры «известности». Искусство в основном ориентировано на постановку общественно значимых вопросов (т.е. заведомо фиксирует на себе интерес за пределами целевой аудитории), а дизайн есть как правило однозначное коммерчески (а значит локально) ценное сообщение, дающее «ответы» (что, где и зачем купить). И это касается не только «продающей» рекламы, но и «информирующего» дизайна как такового.
Лучший графический дизайн по версии пользователей Behance
Наталия Шамало, редактор блога Нетологии, собрала лучшие работы графических дизайнеров с Behance.
Публикуем подборку лучших работ в сфере графического дизайна по версии пользователей Behance — дизайнеров мирового уровня. Смотрите и вдохновляйтесь!
Обучение в онлайн-университете: курс «Арт-директор»
Coleção от Lucas Wakamatsu
Бразильский иллюстратор и графический дизайнер Lucas Wakamatsu создал проект «Coleção» (Коллекция). Его книга — коллекция историй разных людей, которые он выразил в картинках. Кроме книги, он создал плакаты и открытки с иллюстрациями из «Coleção».
Russia 2077 от MXD Project, Lena Terkunova и Eugene Zubkov
MXD — художественный проект четырёх авторов из России. Они называют свой стиль «современный сюрреализм». Внедряя в реальный мир неожиданные объекты, манипулируя изображениями, художники превращают обычный пейзаж в параллельную реальность.
Айдентика для винного бренда Ifj. Márkvárt János от Attila Tóth
Графический дизайнер из Будапешта Attila Tóth разработал дизайн для винного бренда Ifj. Márkvárt János wine. Винодельня похожа на мастерскую автомеханика, а её владелец каждый день ездит на виноградники на своём ретро-жигули. Концепция лейбла основана на элементах виноградной лозы, автомобиля и дороге к виноградникам.
Abstract Flavour от Andreas Preis
Andreas Preis, дизайнер и художник из Германии, создал идею упаковки для компании по производству напитков из Гамбурга. Вместе с основателем бренда, Marcin Lacki, они разработали минималистичную, эффектную и стильную упаковку для нового вида лимонада из базилика.
В центре района Санкт-Паули в Гамбурге художник создал монументальную живопись с айдентикой бренда размером 6 на 12 метров:
Читайте другие подборки лучшего дизайна с Behance: иллюстрации, брендинг, UX- и веб-дизайн.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.